transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Доброго времени суток всем.

Бывает ли у вас такое, что мир воспринимается как нереальный, как будто вы персонаж в компьютерной игре? Вокруг что-то происходит, люди куда-то бегут. И вам тоже нужно в это все включаться.

У меня случается иногда. Не могу понять пока свои чувства относительно этого. Внутренне улыбаюсь в такие моменты, мол, как интересно тут все устроено. Но вот глубже копнуть не получается. Это избегание действительности такое и способ не жить свою жизнь? Или может и неплохо занимать такую позицию стороннего наблюдателя иногда. Немного пугает, что такие состояния случаются.

С тером пыталась поговорить на этот счет. Она не поняла, о чем я. Отозвалась комментарием про игровую зависимость. Продолжать раскручивать эту тему я не стала. В игры компьютерные никогда не играла, просто такая ассоциация.

Хочется обсудить, если у вас есть такой опыт. Тревожит эта тема.
Спасибо.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

Date: 2019-01-06 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Похоже на синдром деперсонализации-дереализации, это одна из психических защит.
Такое случается при хронической высокой тревожности, сильном стрессе. Какие события обычно предшествуют этим эпизодам?
Вызывает беспокойство, что ваша терапевт по описанию не смогла это определить. Какие у вас ощущения насчет ее компетентности?

Date: 2019-01-06 08:38 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Началось, наверное, еще на прошлой работе. Был сильный стресс. И каждый раз, когда я шла туда и обратно, сопровождало это ощущение. Еще и вместе с тупой болью в груди, иногда хотелось громко прокричаться посреди улицы.
С работой распрощалась. Все более или менее наладилось.
Не могу сказать, что сейчас этому предшествуют какие-то особые события. Могу просто быть в своей квартире и тут осознать, как это вообще странно, тут находиться. Или на улице в потоке людей.
В общем-то это только в одиночестве бывает. Из контакта непосредственно никогда не выпадала. Но все равно пугает. Постфактум боюсь, что с психикой что-то не так.

В терапии как раз перерыв. Думаю, возобновлять ли. Бывают сомнения насчет тера. Но я останавливаю эти мысли тем, что идеальных людей, как и терапевтов, вообще-то не бывает. Возвращаюсь к своей ответственности. Ведь я могла поднять эту тему еще раз, могла сказать, что с играми это никак не связано. Тер ведь тоже не волшебница и не может угадывать все мои мысли.
Подумаю еще над этим.

Date: 2019-01-06 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Имхо, с психикой все нормально, она реагирует сообразно тому, как реагирует психика в сильном стрессе.

По поводу тера я б сказала, что знание психологических защит - это такое же базовое знание для психолога, как и таблица умножения для школьников. Незнание базы - это не "неидеальность", это уже из области профнепригодности.

Date: 2019-01-07 12:39 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я не соглашусь с деперсонализацией. Из Вики : "При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими" . А Вы же собираетесь " в это все включаться." Получается , ощущения невозможности нет,раз "включать-cя", включать себя. TC,а есть ли у Вас интерес к сочинительству ? Или ,может, у Вас актерские задатки?

Date: 2019-01-07 08:48 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Нет, сочинять я совсем не умею. Не моё.

Такие состояния только б бездействии бывают, ну или в каком-то потоковом, рутинном, когда внимание рассеянно.
Как только включаюсь, направляю внимание на предмет, это ощущение пропадает.

Date: 2019-01-06 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] visilinka.livejournal.com
Это очень напоминает защиту - диссоциация. Когда люди 'отключаются' от тела во время травмирующих событий, а потом эта защита закрепляется, как одна из стратегий выживания.

Date: 2019-01-06 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] emelina-vnuchka.livejournal.com
У меня такое очень часто случается, только не компьютерная игра, а кино и у меня нет потребности включаться. Мне вполне комфортно за этим наблюдать со стороны. Никогда это не исследовала и не пы талась «разъяснить эту сову». Меня это состояние не пугает, мне в нем хорошо, было бы еще лучше, если бы можно было в нем находиться всегда.

Date: 2019-01-06 08:44 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мне, в общем-то, тоже в нем комфортно. Как-то защищенно себя чувствую. Но это исключительно позиция наблюдателя.

А действовать из нее у вас получается? Когда "возвращаюсь в жизнь", немного грустнею, кажется. По ассоциациям как будто был привал и вот снова надевать рюкзак и двигаться в путь.

Date: 2019-01-06 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Я согласна с тем, что это похоже на диссоциацию. Это очень часто бывает, когда была долго травмирующая ситуация, из которой невозможно уйти - остается один выход, уйти в себя, но очень далеко. Я встречала статьи, где говорится, что это один из самых ярких симптомов при длительной межличностной травматизации, и что именно с ним в первую очередь и в основном работают. Если терапия обращается к чувствам, то при диссоциации не к чему обращаться - либо нет события в памяти, либо событие вспоминается, но нет чувств. Чтобы начать терапию, к чувствам надо как-то достучаться, а для этого - пройти через защиты, которые делают необходимой диссоциацию.

Меня очень смущает реакция вашего терапевта: во-первых, такого не бывает, во-вторых, у вас внезапно игровая зависимость. Если эта терапевт полезна в чем-то, можно пока тему диссоциации с ней больше не поднимать; может быть, имеет смысл травма-информированного терапевта.

Добавлю еще, что в обсуждениях с англоязычными терапеватами и в сообществах слово "диссоциация" употребляется очень часто - это такие случаи рассеянности или "как в тумане", "как робот" и проч. Мне кажется, то, что по-русски это вообще не звучит (по моему опыту) - большое упущение.

Date: 2019-01-06 06:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
С.

Да, знакомое чувство. Накрывало очень часто в детстве, лет в 10-12, компьютеров и компьютерных игр тогда еще не было, были только шахматы - и у меня возникало сравнение с шахматной фигурой, которую кто-то передвигает по доске, а "настоящая я - не тут и не здесь".
Во взрослом возрасте тоже было - посреди очень большого стресса. Когда внезапно не страшно и не больно в ситуации, когда надо бы - но теряются связи со всеми целями и ценностями, потому что теряется понимание, почему это было важно.
Присоединяюсь к тем, кто голосует за диссоциацию.

Date: 2019-01-06 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
мне тоже по описанию напоминает диссоциацию. как раз книгу про нее сейчас читаю.
странно, что терапевт услышала про компьютерную игру и не более.
"как в фильме" или "как в игре" - это просто более-менее знакомые понятия, с помощью которых можно описать то, как начинает видеться реальность, а на самом деле какие изменения претерпевает внутренний мир. что в игре, что в фильме всегда есть тот кто стоит поодаль, зритель или автор. в жизни мы обычно в эту жизнь включены и если появляется такой вот над-взгляд, обозначающий невключенность, то это всегда вопросы для терапии: какая часть (-и) личности смотрит как бы со стороны, что ее заставило смотреть именно так, в какие моменты она начинает доминировать.
(и еще что особенного есть в кино (но наверное и в современных играх тоже) - это последовательная смена кадров и планов: глаз не умеет брать сначала общий план, а потом например крупный, это вроде как смотрят разные люди с разных точек).

Date: 2019-01-06 10:49 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

А подскажите название книги. Очень хочется разьяснить для себя это состояние.
Когда испытываю сильные эмоции, меня тоже выбрасывает из реальности так, что я теряю способность мыслить, анализировать происходящее. Как будто притворяюсь мертвой. Но в эти моменты нет меня-наблюдателя.

Вопросы интересные. Буду прописывать в дневнике. Спасибо.

Date: 2019-01-07 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
Онно Ван дер Харт и др. Призраки прошлого.Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы
вот тут (https://docviewer.yandex.ru/view/930964/?*=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&page=3&lang=ru)

там по-разному может быть, не всегда есть наблюдающая аффективная личность

Date: 2019-01-07 02:51 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Спасибо.

Date: 2019-01-07 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
кстати, фильм сейчас смотрю про диссоциацию у пережившего авиакатастрофу. может быть, вам окажется полезным -"бесстрашный" (1993) с джеффом бриджесом. фраза двух выживших про просто_людей: "они не знают, что такое умереть в своем сознании"

Date: 2019-01-07 10:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Спасибо, что делитесь информацией) обязательно посмотрю.

Date: 2019-01-06 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Похоже на дереализацию. И вызывает вопросы, что ваша терапевтка этого не поняла. Когда у меня была деперсонализация, я в гугле нашла, что это. А она, я считаю, по роду своей деятельности должна уже это знать.
Понимаю, что тревожит. У меня в детстве часто была деперсонализация, и во взрослом возрасте пару раз. Очень неприятное чувство. Смотришь на себя в зеркало и думаешь: «Кто ты?» Смотришь вокруг себя, на свои книги, одежду, плакаты и будто это все не твоё, а незнакомого человека. И ты заперта в теле этой незнакомки. Брр.
Может, вам поискать более компетентного в этом вопросе специалиста? В запросе можно свои симптомы указать.
Edited Date: 2019-01-06 09:06 am (UTC)

Date: 2019-01-06 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] myavz.livejournal.com
и я тоже нашла в гугле, а тер выдвинула другую версию - что типа я привыкаю к новой реальности.

Date: 2019-01-06 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Может, спросить ее прямо, почему она не предположила дереализацию?
А, увидела, что вы не ТС. Вопрос к ТС.
Edited Date: 2019-01-06 10:30 am (UTC)

Date: 2019-01-06 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] myavz.livejournal.com
Сейчас уже поздно спрашивать - терапия на паузе) да, я не ТС))
Edited Date: 2019-01-06 10:32 am (UTC)

Date: 2019-01-06 10:59 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Да, буду думать насчёт смены тера.
По теме, действительно, есть ощущение не своей жизни. А какая твоя жизнь и есть ли она вообще - непонятно. Будто вот-вот и проснёшься.

Date: 2019-01-06 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] myavz.livejournal.com
у меня такое обычно бывало в результате сильного похмелья. но вот в последнее время было и без алкоголя пару раз. ощущение оторванности от реальности, будто я это не я, и непонимание, чтО я сейчас делаю в этой жизни и зачем я здесь. тоже напугало это состояние, но вроде уже давно не повторялось. у меня последние несколько лет стрессовые, так что связываю это со стрессом.

Date: 2019-01-06 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Согласна с предыдущими комментариями.
По себе скажу, что прямо сейчас такая ситуация в терапии: "как в тумане", не могу вспомнить что-либо, забываю встречи, не помню с чем прихожу, а если и помнила, — то забываю, садясь в кресло. Ощущение инкапсулированности: как в обычной жизни (живу через стекло в близких отношениях), так и в терапии.
За 4 месяца, которые в терапии с текущей темой, успехи такие: обнаружили инкапсулированность, связалась с собой "в капсуле", нащупала стену капсулы.

"Это избегание действительности такое и способ не жить свою жизнь?" — в моем случае так и ощущается. Я мучаюсь от не проживания и хочу жить, а наткнулась на стену капсулы и это очень горько и больно. Но что точно: избегание жизни было чем-то важным и спасающим от какой-то ситуации в прошлом, в связи с чем пришлось уйти в себя. А это лично мне предстоит разузнать...

Date: 2019-01-06 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] katja-mi.livejournal.com
Я бы поискала другого тера....это диссоциация же, чего она не поняла?

Date: 2019-01-06 01:14 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Бывает, когда я долго ни с кем не общаюсь или когда общество не принимает меня или я его...как буд-то за стеклом нахожусь, просто наблюдаю за всем со стороны... но я умею из него выходить и из него взаимодействовать с миром...никогда не обсуждала с тер...

Date: 2019-01-06 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] idjy-tredgud.livejournal.com
Было и не раз. Сначала такое состояние удивляло, потом пугало. Не могу сказать, что ощущала себя как в компьютерной игре, но что-то определенно похожее. До сих пор сохраняется чувство тревоги, когда возникает подобное чувство. Пока не разобралась что с этим делать.

Date: 2019-01-06 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Такое бывает очень редко, только на фоне сильного и долгого недосыпа. Но это наверно все-таки не тот случай. Для меня тогда мир "выцветает" до серых оттенков и все теряет смысл. Стоит отоспаться, встает на место.

Date: 2019-01-06 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nakichika.livejournal.com
У меня был опыт ощущения нереального мира, очень яркий. В тот период был сильный стресс, я с копейками в кармане приехала в крупный город и устроилась на две работы (фастфуд и рекламное агентство), ходила пешком, мало спала и ела. Вскоре возникло отчётливое ощущение, что, вероятно, во вселенной возможны одновременно все варианты событий, а значит, скорее всего, ни один из них не существует, как и я. И мне остаётся лишь занять роль наблюдателя и наблюдать за этой многомерной иллюзией (я сейчас пытаюсь это всё облечь в слова, это было сильное чувство, наверно, облегчения, что ну вот видишь, нет этого мира, всё дым). Меня от этого искренне пёрло, хотя я не уверена, что сознательно решилась бы снова подвергнуться такому стрессу. Потом, конечно, всё это исчезло. Уже спустя много времени, читая какую-то книгу по психологии, прочитала подобное в описании дереализации.

Date: 2019-01-07 08:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Мне кажется, я понимаю, о чем вы.
Только у меня в такие моменты убеждённость, что жизнь - это несерьёзно, это какая-то игра, как симуляция реальности. А вокруг никто этого не понимает.

Date: 2019-01-07 05:39 am (UTC)
From: (Anonymous)
h_kitty Извините, если повторюсь, сейчас не могу прочитать ответы других. Да, у меня такое бывало и бывает, для себя определила, что особенно часто возникает в ситуациях, когда моя эмоциональная вовлечённость уже и так сильно ниже социально ожидаемой, при этом необходимо имитировать глубокую заинтересованность. Когда-то давно, например, было в университете, когда все волновались перед сессией, хотя (по объективным причинам) было понятно, что плохих оценок не поставят, ещё была работа с авральной культурой, где тоже надо было показательно волноваться за очень умеренные деньги, сейчас, например, когда на всяких тренингах/курсах по работе надо разбиваться на команды и соревноваться (меня интересует только получение бумажки, итоги «моей» команды мне глубоко безразличны). Иногда (как было в университете) это на фоне общего депрессивного состояния, иногда и просто так. К сожалению, про дереализацию я прочитала только недавно, поразилась, насколько совпало описание. Ответ терапевта мне тоже кажется странноватым(

Date: 2019-01-07 08:51 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Буду копать в эту тему дальше. Пока какая-то каша в голове.
Грубо могу набросать такие категории:
1. в коммуникации. Когда накрывает сильными эмоциями, я перестаю чувствовать, мыслить, выкидывает из контакта. Остаётся как будто оболочка, скафандр.
2. в одиночестве, эмоциональном. Вот то, о чем я писала в посте. Просто оторванность от своей жизни, невключение в неё. Режим наблюдателя.
3. здесь и сейчас, осознанность, не знаю, как иначе назвать. Это включённость в жизнь, часто состояние счастья. Но ведь тоже есть я-осознающий это состояние, наблюдатель.

И вот у меня путаются эти понятия в голове. Когда ты просто наблюдатель своей жизни и когда ты осознаешь себя, эмоции, которые испытываешь. Тут есть что-то похожее.

Date: 2019-01-07 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
Мне тоже кажется это похожим на дереализацию. ТС, вы не рассматриваете возможность сходить к психиатру? Такие состояния возникают от сильной перегрузки, когда психика сама уже еле-еле справляется.

Date: 2019-01-07 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
Как будто вы в матрице? Знакомо. У меня всю юность это чувство нереальности происходящего было.

Date: 2019-01-07 09:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Ага, оно самое.
А сейчас не бывает? Было бы интересно побольше узнать про ваш опыт, если возможно.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 06:16 am
Powered by Dreamwidth Studios