Делимся опытом
Dec. 4th, 2018 05:51 pmВсем привет! Есть вопрос к аудитории. Научились ли вы за время терапии открыто озвучивать свои чувства в контакте? Пример. Вам наступили на ногу (условно на ногу,то есть на больное место). Вам неприятно. Как вы обходитесь с этим? Как и кому можете сказать: «Ты причиняешь мне боль!» Что слышите в ответ обычно? Что даёт безопасность,чтобы озвучить это прямо и открыто,сказать о чувствах? Эль,спасибо за журнал. Он лечит.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-12-05 07:45 am (UTC)Мама, как обычно, обесценивает или нападает - "тебе показалось", "а ты сама как себя ведёшь...". Иногда признаёт, что сказала что-то не то. Правда, очень редко.
Сын (7 лет) извиняется и учитывает. А я учитываю его. Это обоюдный процесс.
С терапевтом разбираем, что болит и почему. Ранясь в контакте с мамой, несу всё это тер, там получаю поддержку.
Говоря о неудобстве, боли, опираюсь на свои ощущения - "со мной так нельзя", "мне больно". С мамой ощущения безопасности нет, но говорю.
С бывшим мужем, свекровью, сестрой это бесполезно. Расценят как слабость и нападут.
no subject
Date: 2018-12-05 07:54 am (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 08:07 am (UTC)То, что получаю чаще всего - обвинения, например. Ты говоришь подруге "вот когда ты мне сказала ту фразу, мне это было очень неприятно". А она в ответ: "Ты думаешь только о себе, я сейчас 10 минут плакала на плече своего парня из-за твоих слов" (слов "мне было неприятно").
Даже терапевтка мне в ответ на слова, условно, "когда вы сделали то-то и то-то, вы мне сделали очень больно" в конце терапии уже отвечала, что я ее, цитирую, "г**ном поливаю". При условии, что я ей ни слова не говорила про ее личность, а упоминала лишь свои чувства. Такие дела.
Мне помогло скорее даже признание мной своего права на любые чувства. А высказывать их или нет для меня сейчас уже второстепенный вопрос. Главное для меня сейчас, что я на своей стороне. Что я не обязана общаться с человеком, если он мне делает больно. Даже не обязана говорить о своих чувствах, если не хочу. Имею право молча прекратить общение.
Я заметила, что агрессоры часто очень болезненно воспринимают ответ на их нападение. Особенно пассивные агрессоры. Для них ответ "это было грубо с твоей стороны" - это супер-агрессия, нападение и в ответ сразу идет "я жертва, это ты меня обидела" и все в таком духе. Но это моё видение ситуации.
no subject
Date: 2018-12-05 08:17 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 11:14 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 11:26 am (UTC)Примеры про подругу и последний абзац мне очень откликнулись. Я в последнее время сталкивалась нескольпо раз с таким. Ты человеку говоришь, что тебе такое неприятно, так нельзя, а в ответ - ах! Меня оттолкнули, мне сказали что я неправ! я так переживаю, мне так плохо!
Вот недавно один приятель на мой рассказ о марафоне, который я бежала под градом в топике и шортах, сказал типа - надо было топ снять, все б сразу внимание обратили! Вот все в этом - обесценивание, сведение моих достижений к тому, кто обратит внимание на мою грудь... в общем я заявила, что нахожу его комментарий неуместным и неприятным. После мне долго втиралось что мол он ничего такого не имел в виду, что я его неправильно поняла, что он - прекрасный человек, все это знают, что теперь ему предстоит тяжелая полная боли ночь, что он всего лишь пошутил, и как ему больно и обидно. Ни одного вопроса - что в моих словах тебя задело? Как я могу избежать этого в будущем, потому что ты доя меня важна. Нееееет. Их обидели.
Это один пример. С таким я что-то часто сталкиваюсь в последнее время. Или просто замечать стала?
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 12:41 pm (UTC)стопудово. так и рождаются мифы об обратной дискриминации (сексизме, расизме, о вовлечении широких народных масс в гомосексуализм посредством гей-парадов). агрессор "не видит" где его границы упираются в чужие (потому что в упор не видит этих чужих границ) и считает себя вообще в праве делать все, поэтому попытки указать ему, что здесь не его территория, вызывают баттхерт, он же искренне считал своим неотъемлемым правом распоряжаться например жизнью другого. а тут его ,получается, в правах урезают из-за какой-то там "надуманной" херни?!
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 05:03 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 09:08 am (UTC)Говорить научилась. Идею принимать свои любые желания, чувства и мысли я узнала давно, но получаться стало не сразу.
Очень помогло то, что я видела, как это делают другие. (Принимать себя)
Постаралась окружить себя людьми, которые принимают меня и желательно себя самих.
Но за пределами этого круга процент понимания невелик.
Чаще всего начинают обесцениаать, говорить, что надо забить, не брать в голову, смотреть на мир проще..
Дома муж и сын понимают, бабушка не понимает, но в среднем учитывает просьбы после наездов, но без них снова ведет себя токсично.. поэтому как начинает, то я делпю профилактический наезд.. грустно, но не вижу иного выхода в своей ситуации..
no subject
Date: 2018-12-05 09:11 am (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 10:25 am (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 09:29 am (UTC)Я еще не научилась. Чему я научилась, так это осознавать, что мне больно и не комфортно. Это происходит с задержкой. Несу у терапевту, разбираем, развиваем.
Мне так же не часто говорят, что я сделала кому-то больно, сложно и неприятно. Вообще слышала это в основном от мамы (...) и от людей, о которых я думаю, они очень в контакте со своим миром и могут точно оценить, что с ними происходит в момент какого-то внешнего события. В случае с мамой это были в основном, как я понимаю, ее проекции, ни имеющие ничего общего со мной. У меня в этом месте на такую "мамину реакцию" какое-то онемение, как будто давили-давили на какую-то точку и она обесточилась. Онемение и недоумение...
В случае с другой группой людей, я сначала вваливаюсь в ступор, то есть не знаю, что мне делать с такой информацией и как мне ее правильно отфильтровать. Потому ощущаю, что эта информация оставляет во мне какой-то след, я больше понимаю человека и как-то решение/реакция приходит позже сама собой, но не в момент когда ее озвучили. Все с задержкой... Вести "открытые" разговоры я тоже пока не могу, хотя в общем и целом их поддерживаю, но у меня самой очень слабо получается, к сожалению.
Вот тоже интересно про реакцию, когда вам говорят, что вы сделали что-то не то или как-то так, что другому человеку неприятно.
no subject
Date: 2018-12-05 10:33 am (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 10:37 am (UTC)Есть категории людей, которые воспринимают сообщение "я чувствую то-то" как признак слабости и уязвимости. Тебе обидно? Ах ты обидчивый какой... Так что иногда лучше сказать "не делай так, мне не нравится" без дополнительных пояснений, почему именно. Почему не делай? Потому что я так сказал. Все.
no subject
Date: 2018-12-05 11:04 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 11:06 am (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 01:26 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 11:15 am (UTC)Терапевту могу пытаться пояснять свои негативные чувства, когда она говорит не то. Или когда кто-то другой меня обидел. Я говорю "пытаться", потому что их невероятно сложно осознавать, когда никогда не был в ситуации, чтобы было право их выразить, поэтому я научилась только их сразу подавлять.
no subject
Date: 2018-12-05 12:20 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 12:39 pm (UTC)Если злость, то обычно так и говорю "меня, ***, бесит, когда ты это делаешь".
Если обиду, то это обычно из-за нарушения каких-то (молчаливых) договоренностей. Тут думаю, была ли договоренность, или она только в моей голове. Если была, то говорю обычно в какой-то такой форме "мне кажется несправедливым, что...", "когда ты делаешь икс, у меня создается впечатление, что...".
Если неудобство, то обычно просто говорю "не делай это пожалуйста", без обьяснений.
Вообще, мне кажется, что из сырого предьявления негативных чувств очень легко перейти в перебрасывание обвинениями. Потому что, когда мне говорят "ты делаешь мне больно", я слышу в этом обвинение, а от обвинения сразу хочется защищаться.
no subject
Date: 2018-12-05 01:02 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-12-06 01:52 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 12:53 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 01:06 pm (UTC)иногда, если уместно, даю "обратку", это неплохо работает в случае белых польт, обычно белое так сияет, что слепит того, кто несет чушь, так что пока не ткнешь, он и не увидит. пример, я ходила к врачу, нашли не смертельное, но неприятное. и мне начальница радостно на все лады повторяла "слушай, я так рада, что у меня такого нет, ты себе не представляешь". я не выдержала в конце концов и вернула ей про нее ну типа странно, что мне до сих пор не пришло в голову ходить и радоваться вслух, что у меня нет астмы. пускай это пассивно-агрессивно, я кстати ничего не имею против ПА, если отношения неравные. на руководителя на работе я не могу вызвериться прямо, только окольными путями, это не моя проблема, это следствие иерархии.
и еще что касается чувств. некоторых реально бомбит, если им вбрасываешь что-то из области своего внутреннего мира. и они не гнушаются туда вдарить. может и правда расценивают как признание собственной слабости, зеленый свет на то, чтобы бить. даже близкие. или манипуляцию видят или хватаются за это как за аргумент, чтобы сказать, кто тут на самом деле кому жизнь отравил. типичное от мамы "а ты думаешь, мне не больно, когда ты...?" и так далее. других диалогов по чувствам у нас не происходило.
я вижу своей целью укрепление границ и развитие умения донести до нарушителя, что он неправ максимально сжато и доходчиво.
если мне говорят о чувствах, я отношусь к этому с вниманием, в силу опыта на терапии у меня эта зона, в общем, не слепая. а дальше смотрю как оно. если много вываливают про чувства и я понимаю, что я просто случайно стала триггером, а сама ни сном ни духом, и это не мой процесс, просто у другого вот оно так пошло и завертелось, постараюсь увеличить дистанцию.
no subject
Date: 2018-12-05 01:54 pm (UTC)Кстати, я вообще не фанатка ПА и не очень хороша в этом, так как человек открытый и прямой. Но вот в общении с людьми, на которых мне совершенно плевать и которые, грубо говоря, "первые начали" (типа ПА в комментариях в интернете, например) я использую такой вид агрессии. Так что ПА в общении с незначимыми людьми я поддерживаю.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2018-12-05 01:07 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 01:12 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 04:50 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 05:30 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 05:34 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 07:53 pm (UTC)no subject
Date: 2018-12-05 08:39 pm (UTC)Если попросить кого-то подвинуться и тд, сейчас могу, просто на том основании, что имею в этом мире право ровно на то же, что и человек рядом. И вот на это понимание ушло 36 лет жизни. Не просто даже понимание, а чувствование этого изнутри, внутреннее ощущение. Стояли очень сильные блоки, что нужно быть удобной, хорошей, всем уступать и с собой не считаться.
Про высказывать что-то посторонним людям, что мне не нравится, что они что-то сказали...У меня формируется некое мнение о человеке и я могу примерно предсказать его реакцию. Если я понимаю, что понимания ожидать особо не стоит, я не вижу смысла начинать такое, кроме того случая, где я опять же хочу поругаться ну или выплеснуть/получить другие эмоции, но это точно не про понимание. Плюс: то, что человек говорит, часто говорит о нем самом, а не обо мне. Например, говорит он мне, что я безответственная, а я точно знаю, что в данной ситуации это не так, я за себя спокойна, вины/стыда нет, и тогда это говорит лишь о некой картине мира данного человека, возможно, не имеющей отношения ко мне, или о его внутренних установках и тд, я на себя это не навешиваю. В идеале, хотя не всегда получается, если меня задело, стараюсь даже не ему высказывать, а понять, почему меня это так зацепило и разбираться с собой, в чем там у меня проблема.
С близкими по-разному. Есть те, кому бесполезно говорить. Есть пара человек, которые реально услышат и в следующий раз подумают, тогда могу сказать, хотя это нелегко дается. Все равно ловлю себя на том, что выражение себя, это в любом случае риск, и, высказываясь, хорошо бы мне самой внутри быть готовой к тому, что я получу в ответ.