transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Доброго дня всем!
Меня интересует такой вопрос: удавалось ли вам справиться с базовым ощущением собственной плохости - когда мир "ОК", а ты "не ОК", и это основа личности? Сколько времени это заняло? В каком подходе работали? Что изменилось в вашем восприятии себя и событий, происходящих в жизни?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2018-10-31 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да, удалось. Основная работа заняла лет 6, а потом так, отдельные сорняки этого убеждения выпалывала. Работала в комбинации подходов: основной - психодинамика, дополнительно - attachment based therapy (терапия основанная на привязанности), емдр, телесные практики.

Работа состояла из двух основных частей. Первое - это хорошо уяснить, что родители со мной по-свински обращались не потому, что я плохая, а потому, что были некомпетентными родителями и незрелыми травматиками. Мысль простая, логичная, но на ее глубокое усвоение уходит много времени, слишком крепко она сидит. У меня в журнале много постов на эту тему, я некоторые из них прицепила к записи.

Второе - это усвоить новое отношение к себе через получение опыта теплого принятия себя со стороны терапевта. Начать видеть себя глазами человека, которые испытывает к тебе искреннюю симпатию, интерес и желание видеть тебя успешным, счастливым и живущим полноценной жизнью. А потом научиться видеть себя также своими глазами.

В какой-то момент еще должна произойти внутренняя сепарация от родителей: я это я, они это они, я не отвечаю за их счастье, психику и выборы, которые они сделали, и не должна больше собой затыкать дыры в их душе и жизни.

Жить стало гораздо легче, потому что теперь я всегда внутренне на своей стороне. Я у себя самая важная, самая любимая, самая мур-мур-мур. Прекратилась колоссальная потеря сил и ресурса, которые уходили на каждодневное самоизбиение.

Появилась высокая степень независимости от мнения окружающих. Само собой, грустно или удручает, когда не случается взаимности в симпатии или меня и моих талантов не видят, но это их проблемы, по большей части. Я для себя и вообще в целом от этого хуже не становлюсь.

Еще, например, стыд спокойно переношу, включая токсический. Уже давно не хочется ни убиться, ни провалиться, ни пинать себя за какие-то неудачные слова или поступки. Отношусь философски - "с кем ни бывает, все равно я няша". Если попадаю в ситуацию, где меня кто-то значимый отвергает, то грущу или злюсь, но не чувствую, что меня поделили на ноль и я ничтожество, ничего не достойное.

Понемногу появилась уверенность в своих возможностях - и в том, сколько и чего я сама могу, и в том, что для меня возможно в этом мире. Нет сомнений в том, что я всячески заслуживаю и любви, и симпатии, и тепла, и заботы. По поводу родителей сейчас думаю - они про%бали возможность иметь близкие и теплые отношения с очень прикольным, умным и юморным ребенком, и это их потеря (не важно, осознают они это или нет). Я-то для себя нужные мне отношения, когда тебя искренне любят, нашла и еще найду, а они уже нет.

Про 6 лет - не у всех так долго занимает. Очень сильно зависит от времени и характера травмы, а также от наличия и отсутствия в детстве взрослых, которые относились иначе, чем родители.

Date: 2018-10-31 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] marsupian.livejournal.com
А вы не могли подробнее рассказать про разные подходы, как вы их искали и какие были от них ощущения, как долго каждый подход длился? Или уже рассказывали, можно где-то почитать?

Я уже давно, но в гештальте, и изменений много, но именно это - базовое чувство, что я плохая и хуже всех, мне кажется, так и осталось.
Еще я не верю, что у нас в стране есть что-то хорошее (медицина, например, очень фиговенькая), так что если что-то из этих практик (кроме, телесной, конечно), можно делать по скайпу, то было бы здорово. Про емдр слышала хорошее, собираюсь. Проблема в том, что нужны силы встать и пойти, и искать специалиста, и, возможно, сталкиваться с профанами и т.д.

Date: 2018-10-31 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Гештальт подходит только для работы с небольшими взрослыми травмами, не имеющими корней в детстве. То, что тянется всю жизнь, с помощью гештальта не починить.

Все подходы, которые я использовала, шли пакетом - их моя тер практикует комбинируя друг с другом, поэтому сложно выделить конкретные временные отрезки. В самом начале была разговорная, потом добавились телесные практики в виде обращать внимание, как то или иное ощущается в теле.

Телесные практики без прикосновений, основанные на отслеживании того, как тело проживает эмоциональный опыт. Это очень помогло наладить контакт со своим телом и со своим подсознанием тоже, а также помогло заземляться и укореняться в реальности. В разговорной терапии всегда есть большой соблазн уйти в интеллектуализацию, анализ и беседы и потерять контакт с настоящим. Настоящее - это то, что происходит в теле в плане того, какой у него опыт и какая у него реакция на все происходящее. Тело - это мы. А голова - это так, чердак, куда легко от всего сбежать и бросить себя позади.

Attachment-based терапия, насколько я слышала, подход редкий, даже в наших степях, но судя по тому, что пишут клиенты в комментариях в моем журнале, многие грамотные терапевты интуитивно двигаются в его сторону. Основа подхода - создание крепкой и безопасной привязанности между клиентом и терапевтом. Эта привязанность становится пространством, в которое можно принести травмы и исцелить их в атмосфере доверия и опоры на терапевта. Терапевт выступает в роли новой Родительской фигуры, устойчивой, безопасной, заботливой и вызывающей доверие. С помощью этой фигуры раненые ранние части психики имеют возможность получить новый опыт. Тот самый, который в идеале должен был случиться в детстве, когда есть хорошая мама, и эта мама - тыл, куда можно всегда прибежать со своими горестями. И эта мама утешит и подбодрит. После чего можно с новыми силами идти исследовать мир зная, что тыл у тебя есть.

Само собой, во взрослом возрасте создать детский опыт один в один невозможно, но можно создать нечто очень близкое к нему. В этом опыте будет участвовать взрослый человек с травмой, который принес травму к другому взрослому человеку, который, в свою очередь, для травмы выступает как неслучившийся в свое время родитель. То есть, маленького ребенка уже нет, есть взрослый, внутри которого остались части этого ребенка, и вот эти части встречаются с новым, хорошим родителем, при поддержке своего взрослого и другого взрослого. Не знаю, получилось ли внятно описать. Но даже при таких условиях, это очень исцеляющий опыт, который нельзя получить в полной мере ни в каких других отношениях.

К слову, по Скайпу тут не раз люди рекомендовали хороших терапевтов. Посмотрите постах с тегом про скайп.

Date: 2018-10-31 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] marsupian.livejournal.com
Спасибо. Мне кажется, моя терапевт тоже обращает внимание на ощущения в теле, хотя мне трудно что-то там улавливать.
Посмотрю рекомендации, спасибо. А своего терапевта вы не даете контакты, если она работает по Скайпу? (Я живу в англоязычной стране, по-английски вполне общаюсь.)

п.с. А емдр вы тоже делали со своим основным терапевтом?
Edited Date: 2018-10-31 05:45 am (UTC)

Date: 2018-10-31 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Моя по скайпу не работает, не верит в эффективность удаленной терапии.

Да, емдр тоже с ней.

Date: 2018-10-31 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
По поводу тела - навык его слушать вырабатывается довольно долго. Травматики рано учатся дисконнектиться от своего тела, потому что в нем слишком много всего происходит в плане эмоций, с которыми тяжело справляться. Так что контакт с телом - это очень медленный процесс, и хорошо, что медленный, потому что если все, что там хранится, сразу затопит всю систему, человека придется госпитализировать.

Date: 2018-10-31 06:01 am (UTC)
From: (Anonymous)
Р
Эль, скажите. А в какой момент и на каком году терапии к вам пришло ощущение "фууф, а теперь можно жить!" или "ой, оказывается я уже не парюсь, а живу!".
Ко мне это пока не пришло. Я все еще жду когда проработаю мешающее жить, запариваюсь. Рано, пока рано... недостаточно хороша, недостаточно подготовлена к жизни, счастья пока не заслуживаю... Такое вот ощущение.

Date: 2018-10-31 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Года два-три назад, когда я поняла, как же мне люто, бешено, до чертиков осто%$#@!ло вот этот вот "пока еще не заслужила". А до этого я все еще пыталась как-то заслужить, хотя декорации жизни уже успели много раз поменяться, и Тех, У Кого Надо Заслуживать вообще больше нет в природе - они остались в очень далеком прошлом.

Date: 2018-10-31 06:19 am (UTC)
From: (Anonymous)
С.

Хочу сказать, что в гештальте все зависит от терапевта - я как раз в гештальте уже примерно два года, занимаюсь по Скайпу. Успешно удалось избавиться от суицидальных мыслей (а какое-то время были просто 24/7). Вообще тема самоугнобления у меня стояла очень остро (у меня ранняя травма, и поэтому то, что самоугнобляться правильно было прошито очень глубоко). Я до сих пор с этим работаю, но стало гораздо легче, так глубоко в ужас и отчаяние я не падаю, вот этого "самое лучшее, что ты можешь сделать для своих близких - это умереть" как-то уже нет, а раньше очень сильно накатывало.

В общем, мне кажется, очень от специалиста зависит.

Date: 2018-10-31 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Поскольку в гештальте образование получить сравнительно легко, туда идет большинство. Среди этого большинства изредка бывают реально дельные люди. Они обычно потом к арсеналу гештальта еще добавляют и другие методы для углубленной работы.

Date: 2018-10-31 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] balakynya.livejournal.com
ТС

Эль, спасибо вам за развёрнутый ответ и прикреплённые посты! Некоторые из них читала, но не все. Перечитаю ещё раз. Ваш опыт очень вдохновляет!

"Жить стало гораздо легче, потому что теперь я всегда внутренне на своей стороне. Я у себя самая важная, самая любимая, самая мур-мур-мур. Прекратилась колоссальная потеря сил и ресурса, которые уходили на каждодневное самоизбиение".

Для меня это было бы огромным прорывом. Но пока как есть. Потихоньку напитываюсь отношением терапевта. С усвоением, правда, трудности и доверие очень шаткое (что не удивительно в силу моего опыта). Пока присматриваюсь, но чувствую, что внутри пошло какое-то движение.

Date: 2018-10-31 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
По ощущениям стало лучше. Не в плане, что я перестала чувствовать, что я не ок, а в плане переносимости этого. Последний раз было такое ощущение после встречи с терапевткой. Ну, я уже писала. Помогает отделять потихоньку мое внутреннее ощущение "я не ок" с навязанным извне. Поняла, что не обязана принимать на свой счет всё, что мне говорят даже значимые в моей жизни люди. Даже если это давит на больное место - это не значит, что это правда. С моим внутренним ощущением "я не ок" я как-то более-менее могу справиться и смириться. Это мой внутренний хейтер, который отчаянно хочет любви, поэтому гнобит меня, "не такую" и "не достойную любви". Я не идеальна и мешаю ему достичь счастья.)

Date: 2018-10-31 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] marsupian.livejournal.com
А какие у нее аргументы против скайп-терапии? Что-то я уже расстроилась.

Date: 2018-10-31 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] marsupian.livejournal.com
А как вы искали этого терапевта? Сорри, что много вопросов.

Скажем так, раньше я твердо знала, что я хуже всех, а сейчас сомневаюсь. Но вот очень хочется уже, чтобы было как у вас в первом комменте.

Date: 2018-10-31 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] dechicot.livejournal.com
Когда мне это удастся, я думаю, все будет по-другому:) но пока нет, местами да, но порой накатывает.

Date: 2018-10-31 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
без двух месяцев год работаю как раз с настройками "я не ок", с помощью емдр. терапевт мне сказала в самом начале, работать с травмой - это как спускаться в пещеру, надо иметь при себе ресурсы: веревку, теплую одежду, фонарик, еду, воду. наверное, все эти вещи можно соотнести с ресурсными практиками, хобби, присутствием в жизни терапевта, других принимающих людей. а "я ок" мне больше напоминает в контексте пещер грамотно тренированное отзывчивое тело, которое иногда мозга знает, что делать, случись что, и которое сможет некоторое время продержаться, даже если его лишат остальных ресурсов.
я еще в процессе работы и, думаю, работа потребуется долгая. но что изменилось за это время: допустим, раньше косой взгляд или не дай бог открытое обвинение действовало на меня как удар кулаком, резко отбрасывало на пол и в угол, там я и сидела-лежала и пыталась не отсвечивать, чтобы не получить следом нокаут. сейчас такой удар ощущаю не напрямую по телу, а как бы через ватник: то есть по всем признакам понимаю, что ударили, но нет боли и бьющий слабоват. я правда, по привычке оглядываюсь и ищу угол, чтобы отползти туда. но это нужно уже не в 100% случаев и даже не в 50%

Date: 2018-10-31 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] balakynya.livejournal.com
Хотя бы местами, это уже хорошо. У меня бывает ощущение, что я молодец. И зачастую оно вызвано внешними стимулами - похвалой и т.п. Но это всё не то... Это зависимость от чужого мнения, признания.

Date: 2018-10-31 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] balakynya.livejournal.com
У меня пока не получается не принимать чужое, сейчас для меня единственный способ защитить себя - избегать контактов вообще. Когда же терапевт начинает потихоньку раскачивать моё представление о себе, появляется такое ощущение, что я теряю почву под ногами и лечу в пропасть. Потому что другого нет.

"Это мой внутренний хейтер, который отчаянно хочет любви, поэтому гнобит меня, "не такую" и "не достойную любви". Я не идеальна и мешаю ему достичь счастья.)"
Примерила на себя, откликается, задумалась).

"Даже если это давит на больное место - это не значит, что это правда"
А вот здесь очень крепко задумалась... Я привыкла думать иначе.

Date: 2018-10-31 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] balakynya.livejournal.com
Надо спросить у своей тер, практикует ли она ЕМДР. Хотя маловероятно, что ответ будет положительным.

"но это нужно уже не в 100% случаев и даже не в 50%" - рада за вас!

А в каком подходе работает ваш терапевт?

Date: 2018-10-31 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
сейчас для меня единственный способ защитить себя - избегать контактов вообще.

я думала, это отчасти выход, пыталась избегать тех ситуаций, за которыми следует оценка меня. поняла, чем токсичней человек - тем настойчивей он проталкивает свою оценку, вплоть до "я скакал три дня и три ночи, чтобы сказать, как вы мне безразличны". это те же ведра с отходами, только может быть, бирочки другие: "для твоего же блага", "кто еще тебе скажет правду", "ты только не обижайся, но я не могу молчать" и так далее

Date: 2018-10-31 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Иногда, когда читаю ваши комментарии, возникает ощущение, что я сама с собой говорю, так знакомо и похоже всё.) С одной стороны жаль, что у вас такой же болезненный опыт, как и у меня, с другой - легче, что я не одна такая.
Про избегание контакта - в точку. Было такое вот совсем недавно, летом. Вообще ни с кем не могла общаться, настолько было страшно и больно открыться, довериться даже чуть-чуть. Я рада, что у вас сейчас есть опора и поддержка в лице терапевтки. Всё будет хорошо.


А вот здесь очень крепко задумалась... Я привыкла думать иначе.


Благодаря вашей фразе я сейчас тоже задумалась и обрадовалась. Я раньше верила, когда говорили "только правда задевает, на неправду не обижаются". А вот сейчас, наконец, думаю иначе! Даже не верится.)) Думаю, это пошлО как раз с разбора внутреннего критика от внешнего. Внутренний критик - часть меня, но это не значит, что он глаголет истину и что его надо слушаться. Я его слышу, но не обязана принимать его ненависть. Я его люблю, но не обязана жить по его правилам. Недавно это поняла.

Date: 2018-10-31 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
спасибо!:)
нарративная по больше части

Date: 2018-10-31 01:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я в процессе усвоения той позиции, что я - ОК.
Моя теперешняя тер - гештальтист, но тут, думаю, мне просто повезло с терапевтом, ибо до нее тоже был опыт с гештальтистами, и опыт другой. Очень точечная работа была. Хорошая, тоже в копилку опыта, что со мной все в норме, но скорее относилась к той части, в которой "это с родителями что-то было не в порядке". А сейчас темы "отдать родительское родителю" я касаюсь мало. Терапевт больше делает упор на том, как оно у меня сейчас происходит, на контакт с ней в текущем моменте, но волшебных ощущений того, что со мной все в порядке - прибавляется. Думаю, что это отчасти из-за её подхода к вопросу, а отчасти из-за моего нежелания обсуждать родителей. Вырастили меня, как могли. Что смогли - дали, чего не было - не дали. Во многом ошиблись. Мне нравится фокусироваться на том, как мне сейчас. Если плохо - то что вызывает дискомфорт, и как это прекратить/переиначить/избежать.
Моя тер тоже говорит, что привязанность - очень важный момент, и что на ней многое в терапии строится. И у меня впервые присутствует ощущение, что она всегда на моей стороне, что она во время сессии тут исключительно ради меня, и что она сможет мне бережно, безболезненно дать понять, что я перехожу границы, если такое случится.
Еще она говорит, что терапия, посвященная изменениям в характере - процесс длительный, и что у меня уйдет не меньше пары лет на реализацию моего запроса.
После сессий вообще чудные ощущения, что дыры нет, что я - умничка, что у меня все получится, а что не получится - тоже опыт, и тоже хорошо. Хотя напрямую с запросом мы почти не работаем.
У меня еще много страхов, ошибочных убеждений, и всего такого, которое мешает жить, но вместо надежды появилась некоторая уверенность в том, что ощущение "я-ОК" усвоится и укоренится, станет частью меня.
Так что да. Ощущение, "что я -не ОК" не является неотъемлемым, а вполне поддается коррекции.
Маруся Ч

Date: 2018-10-31 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dechicot.livejournal.com
Понимаю вас насчет внешнего мнения, сама такая же.
У меня чувство "я ок" стало появляться, когда я начала вплотную работать с тревожностью. До этого не удавалась в "обычной" терапии его вырастить.

Date: 2018-10-31 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Она в своем случае считает удаленную терапию неэффективной, так как ей для работы нужно быть с клиентом очно.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 7th, 2026 10:57 am
Powered by Dreamwidth Studios