transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Мне был бы интересен опыт тех, кто работает в терапии с поддерживающими образами, спокойным местом (save space). Как вы их искали, находили? Какие образы вы применяете в качестве поддерживающих? И как вы их применяете?

Мы только начали работать с тером в этом направлении, но у меня много сопротивления и фантазия совершенно не работает. Возможно, надо время, но хотелось бы понять, как это работает и что может выступать в качестве такого образа.

Спасибо!


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

Date: 2018-10-14 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Моя тер не использует эту методику, но я про нее читала, про нее много пишут. Пробовала - не понравилось. Во-первых, там дают примеры мест, которые мне не отзываются (тихий пляж, как правило). Во-вторых, у меня не было опыта, чтоб я хоть где-то чувствовала себя безопасно и спокойно - или внешнее что-то пугает обычно, или внутреннее. И эта тревога в фантазиях тоже проявлялась.

Но со временем у меня само по себе появилось "безопасное место", куда я могла уйти мысленно, если, например, не могла спать от тревожных мыслей. Этим местом стал кабинет тер. Когда спать не могла, представляла, что прямо в тот момент туда пришла, закрыла дверь, забралась на диван, накрылась и сплю. Очень помогало.

Мне кажется, если нет опыта безопасности, то и представить его трудно. Попросите вашу тер поработать именно с темой безопасности - что она для вас, как она ощущается (или ощущалась бы, если бы появилась). И исходя из ощущений безопасности найти место, которое с ними совпадает.

К слову, кабинет вашей тер может стать таким местом?

Date: 2018-10-14 05:52 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Спасибо, Эль! Кабинет терапевта мог бы стать таким местом. Мне нравится ваш пример. Тер не говорит мне представить пляж, а именно то место, где мне спокойно и оно может быть воображаемым. Вот как раз на этом этапе всплывает какое-то сопротивление и даже до какого-то давления в голове доходит. Кроме вопроса безопасности для меня этот процесс представления, имаджинейшн - сложно. Я не мечтаю, например, не представляю будущего, поэтому мне сложно что-то «на заданную тему» представить. Возможно, тер хочет мне помочь, и, возможно, это все работает, но у нас как-то не получается работать именно со сложностями на этом пути.
Немного по-другому с сопровождающими медитациями с приятным голосом.
Вообще, интересный вопрос про ощущение безопасности.

Date: 2018-10-14 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Похоже, вам действительно помогло бы начать с обсуждения самого явления безопасности, а место уже подобрать потом. Может, ваша внутренняя система защиты считает, что чувствовать себя безопасно - это как раз очень и очень опасно, это недопустимая беспечность, которая приведет к катастрофе. Отсюда и сопротивление попытке представить безопасное место.

Date: 2018-10-14 07:24 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо, Эль, за идею! Попробую ее обсудить с тером!

Date: 2018-10-14 11:02 am (UTC)
From: (Anonymous)
S.

Я работаю с образом "дома души" - то есть, у меня есть воображаемый "дом", куда я всегда могу прийти и где мне всегда будут рады. Я его использую в медитациях (обычно когда просыпаюсь и когда засыпаю, это моя "переходная зона" перед тем, как я вгружаюсь в реал лайф). Обычно моя "точка входа" - это крыльцо.
Создавала я его отчасти на основе каких-то впечатлений (НЕ связанных с настоящими квартирами, в которых я выросла, те у меня как-то зафиксировались в сознании как "тут нельзя жить, тут одержание произошло"). Отчасти это мои воспоминания о домах, где я бывала, и от которых у меня было ощущение безопасности, отчасти просто гигантское количество тематических картинок из сети, которые меня так или иначе зацепили.

Важный момент - в этом доме живут мои разные субличности, я туда прихожу и с ними общаюсь. Но первые год-полтора это было не так, чтобы приятное общение, потому что представление себя в безопасном месте приводило к регрессу , у меня начинало размораживаться все то, что было заморожено травмой, и я там практически только всегда рыдала (у меня ранняя травма).
Потом как-то попустило, теперь я могу заснуть, улыбаясь, и проснуться, улыбаясь (для меня это очень большое достижение) - но это был итог большой работы.

Date: 2018-10-14 05:55 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо!! Очень интересно!!!
Я вас понимаю про улыбку! В некоторых медитациях предлагается улыбнуться или представить улыбку. У меня на этом этапе злость выходит и с улыбкой ооочень не получается. В редких медитациях говорят, что если не получается с улыбкой - это ничего. Во многих, по-моему, исхидят из того, что большинству все же удается улыбнуться. Этот момент для меня очень грустен в медитациях.
Я пониаю про работу! Здорово, что у вас получилось!

Date: 2018-10-14 11:45 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я такое пробовала, но у меня оно не работает.
Представить-то я могу что угодно - хоть замок, хоть пляж, хоть другую планету, но в любом "безопасном месте" у меня тут же появляются какие-то монстры или еще что-то.
Безопасности не получается.

Date: 2018-10-14 07:31 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вот здесь плюс. Я даже перестала работать с субличностями, потому что могло в любой момент могло появиться нечто и растерзать моих "детишек. Эта тема про "сейф спейс" вообще не для меня, наоборот у меня усиливается чувство опасности.

Date: 2018-10-14 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
То самое злое нечто - это тоже дитенок, только очень запуганный, одичавший, одинокий и грязный.

Date: 2018-10-15 06:28 am (UTC)
From: (Anonymous)
Возможно, вы правы. У меня на самом деле обнаружилась такая субличность, но я не смогла до конца ее "приручить". Вообще, с разговорной терапией у меня ощущение, что инсайтов много, а наработок в плане самого ощущения безопасности и комфорта нет. Хочу попробовать телеску и посмотреть, как это повлияет.

Date: 2018-10-15 02:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
MS
Одна из очень актуальных сейчас для меня мыслей! (журнал последние дни на них удивительно богат!)

Дело в том, что недавно решила получше рассмотреть очень ранний страх, который влезал в воображение и взвинчивал адреналин до предела (особенно в детстве и раннем подростковом возрасте), легко включался от зомби и всякой такой хоррор тематики. Образ ходячего мертвого (он всегда был разным, не обязательно человеком) посещал чаще в одиночестве, когда разум был свободен от мыслей и субличностей (например, в редкие моменты, когда рядом не было Робота-Достигатора), и они сами не шли в этот момент.
Он ничего не делал, стоял рядом и уходил, обещая тем самым вернуться. Боялась не возвращения, а боялась, что в конце концов он перейдет к действиям и, например, покусает. Так вот, вышла к бедняге и разрешила покусать. Было страшно, но ему было хуже: он оказался хрупким и поломал зубы. Осознала, насколько он запущенный и не опасный, на самом-то деле. Почему-то захотелось разделить с ним какое-то милое занятие, например, поиграть в приставку (сама пару раз в жизни играла в приставку) или приготовить блинчики. Заметила, что страх монстров немного отпустил, могу смотреть без содрогания.

Мысль, что этот монстр был ни что иное, как очень ранняя и несимпатичная субличность, открывает новые просторы и радует.

Date: 2018-10-14 12:21 pm (UTC)
From: (Anonymous)
В моих образах таких мест всегда какая-то страшная фигня случается.

Но в реальности для меня стало маркером безопасности прикосновение терапевта (она меня за руку берёт)
И ещё раскопали из детства - закрыться в ванной, набрать ванну, чтоб тепло, взять с собой еду и книгу, подложить подушечку надувную под затылок. Тело расслабляется и чувствует безопасность и за ним подтягивается всё остальное.
И тяжёлое одеяло ещё. Сшить всё руки не доходят, но зимой можно просто взять зимнее, оно и само по себе сколько-то весит, и положить на него ещё много пледов.

Date: 2018-10-14 05:57 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо!! Думаю, что работа с образами - она ещё доступна везде. Если, например, на улице накрыло или в незнакомом месте. Про ванную здорово!!!

Date: 2018-10-14 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
У меня тоже не пошло. Но в процессе я нашла safe state - состояние и ощущение. Когда я обмотаюсь одеялом(спина и голова) меня очень заземляет и успокаивает с любого места. Ношу с собой шарфы чтобы можно было бы подобное устроить не дома. Хорошо бы еще ногами упереться м глаза закрыть.

Date: 2018-10-14 06:02 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Здорово!! Какой у вас интересный вариант!!

Date: 2018-10-14 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
Рабочий, рабочий, главное!

Date: 2018-10-14 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
По описанию похоже на пребывание внутри матки.

Date: 2018-10-14 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
я думаю это оно и есть.

Date: 2018-10-14 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Вы пробовали одновременно с этим послушать запись стука сердца?
Это один из тех звуков, которые внутри ребенок слышит хорошо.

Date: 2018-10-14 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
пробовала - не то. мне интереснее чувствовать тепло, вот как тер рядом сидит, или грелка, или батарея.

Date: 2018-10-14 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lyuka-psy.livejournal.com
Сложно с образами safe place, их мало и они со временем девальвируются. Естественно, я пробовала этот метод, хотя ни один терапевт мне его не предлагал. И надеялась на успех, потому что когда-то сама пользовалась чем-то вроде. Когда мне было 24, достаточно было представить, что я на даче в солнечных день сижу на веранде и читаю "Войну и мир", как у меня проходила головная боль и я могла уснуть.
Но потом этого стало недостаточно (или "Война и мир" перестала доставлять удовольствие), а другого образа так и не нашлось. Так и не пошло.

Date: 2018-10-15 05:49 am (UTC)
From: (Anonymous)
Р

Имхо.
Медитации и сейф-плейсы хорошо работают с изначально благополучными людьми. Если бы со мной такие техники работали, я наверное больше 10 лет назад с ними подружилась (пыталась это делать), решила большинство своих проблем, и до терапии просто не дошла.
А в терапии надо исследовать, исследовать, исследовать... где могло бы быть хорошо, почему, что мешает расслабляться, что случится плохого если расслабишься. Каждый отдельный человек субъективен (это видно по комментариям выше), и одинаеовые шаблоны на всех не приложишь. У одного апельсин ассоциируется с новым годом и подарками, у второго - с ящиком прогнивших фруктов в овощной лавке, у третьего - с приторными апельсиновыми духами злой мамы, у четвертого - алергия. А вот вылезшее - уже интересные кейсы для исследования себя и проработки травм.

Сейф-плейсы есть, но у каждого свои, и не сразу отыскиваются.

Date: 2018-10-15 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Почитала комменты и даже полегчало, что я не одна такая.) Я до этого была уверена, что у всех легко и быстро получается представить безопасное место. А меня бесит почему-то это делать.

Как вы их искали, находили?

Мы с терапевткой обсуждали, где в мире я действительно чувствую себя наиболее безопасно. И я выяснила, что это моя комната. Только без соседки через стену и в другом городе.) Поэтому теперь мое безопасное место - это моя комната, но красивее и в другом городе.

Date: 2018-10-15 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] hirial.livejournal.com

Никогда не работала в терапии с образами, но опыт виртуального безопасного места есть. Однажды я увидела на обложке книги домашнюю кошку, увеличенную до размера...тигра, наверное. Вот под боком у той кошки и есть самое безопасное место. Неоднократно использовала этот образ в медитациях.

Date: 2018-10-15 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
я тоже теряюсь, когда надо назвать безопасное место и тем более безопасное окружение.
на одном сеансе emdr терапевт попросила меня это сделать, а в голову вместо этого пришел счастливый момент из детства, связанный с бабушкиным домом и верандой дома, но это скорее потому, что ничего другого не нашлось, потому что тогда я была маленькой, было жаркое лето, а веранда была самым солнечным местом. в реальности, насколько я помню, бабушкин дом - место очень небезопасное, я всегда его боялась, внутри дома спокойно мне не было. но мозг подсунул за неимением другого пятачок, залитый солнцем: вот тут в таком-то году такого-то месяца такого-то дня тебя точно не ели, а еще и лайкали.
безопасное окружение - тоже не могу представить. чтобы смоделировать это безопасное окружение из известных мне старших родственников и членов семьи, мне надо вырезать их из нарратива, очистить от моментов своего страха, боли, тревоги и уже свеженькими вставить в воображариум. но это какое-то расщепление. поэтому пока одна

Date: 2018-10-15 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Я хорошо отношусь к театральным вещам и отыгрыванию в терапии (есть лиди, которым это не нравится), и была работа с метафорическими ситуациями, но как постоянный успокоитель меня безопасные фантазийные места меня вообще не успокаивают, потому что если поверить, что они есть, то будет разочарование, что я не могу их достичь.
Вообще кабинет терапевта считается безопасным местом и теплое безоценочное поддерживающее ощущение создают это впечаление. Со временем в терапии оно у меня просто стало внутренним и просто появилось знанеи что такое бывает

Date: 2018-10-15 01:42 pm (UTC)
From: (Anonymous)
MS
Не в терапии, два года инвентаризую завалы своими силами благодаря этому журналу. Пришла к желанию виртуального спокойного места через медитацию. И – да, от широко предлагаемых образов не нашла ощущения покоя и безопасности, слишком много работы (воображения) и лишних ассоциаций в процессе. Видимо, нужно что-то индивидуальное, изнутри, а привнесенное извне отзывается иначе.
Зато замечательно заработал образ... бассейнов, в которых когда-либо понравилось плавать. Дело в том, что страх воды – это один из самых жутких, парализующих страхов, который вынесла из детства. Попытки родителей своими силами исправить первый неудачный опыт и научить-таки доводили до истерики и слез, это занятие они вскоре бросили. Надолго закрыла этот вопрос на замок, решила просто избегать воды. Полгода назад сходила на обучение, поняла головой и, главное, телом "как они все это делают", теперь регулярно практикую. Одной напряженной тайной и поводом для неуверенности стало меньше. Когда представляю бассейн или, особенно, процесс размеренного плавания, то сразу появляется ощущение контроля ситуации, подвластности, размеренности, упорядоченности времени и действий, чувство поддержки от среды.

Date: 2018-10-15 05:11 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Б
Скажите, а как быстро вы научились плавать?
Тоже хочу. Помню что в школе у сестпы на плавание были быстрые результаты.
И не знаю, стоит ли сейчас, когда почти зима, начинать.

Date: 2018-10-23 12:15 pm (UTC)
From: (Anonymous)
MS
Понятие умения плавать довольно размыто, но если по строгому счету (проплывать пару километров за раз и уметь в разные стили), то, конечно, я еще учусь.
Личный опыт дробный, трудно ответить на ваш вопрос без некоторых уточнений.
Учиться плавать пришла на групповое занятие в самом начале этого года со способностью лежать на воде, немного нырять – все на глубине по грудь, а глубже паника-паника. Запрос был научиться доверять воде, не бояться глубины, проплывать... не знаю... много... хотя бы до конца бассейна. )
Надо сказать, от тренера зависит, причем тут все индивидуально.
Первый тренер, к которому я попала, в своей работе ставила первостепенную задачу отточить технику. Это не слишком подходит, если нужно обрести чувство воды, а способность повторять движения – не конек. Мне не подошло. Даже если бы она не сетовала демонстративно на мою координацию и иными способами не пыталась меня виноватить, все равно ушла бы.
Второй тренер не мешала чувствовать воду и ее законы на мелкой части бассейна, иногда комментировала технику по делу. Она предложила доплыть до конца бассейна на спине (лежать я умела) под ее присмотром и страховкой. И получилось же! Будь она терапевтом, я бы к ней пошла.
После этого занимаюсь уже сама 1-2 раза в неделю, неспешно изучаю телесный опыт и свои возможности.

Понимаю, тоже боялась зимой (из-за подозреваемого дискомфорта), но благодаря тому, что все оборудовано, душевые, горячая вода, фен, отопление, то, в целом, в нормальном бассейне круглый год одинаково (возможны сла-абые сквозняки). Важно, конечно, отогреться под душем и тщательно просушить волосы перед выходом. В холодное время по такому случаю не мешает одеться потеплее, особенно беречь голову и шею.

Плавание – это круто (хотя и требует осторожности и оценки сил с большим запасом в сторону "нечего прыгать выше головы, лучше в другой раз"), оно несет много открытий. Желаю, чтобы у вас сложилось с бассейном )

Date: 2018-10-15 05:56 pm (UTC)
From: (Anonymous)
"Безопасное место" в травматерапии-цель упражнения, УДОВЛЕТВОРИТЬ потребности личности,которые были в ДЕФИЦИТЕ.Все, что привносится в это место существует только в воображении ничего реально существующего.Все придуманные природные места, предметы, люди, окружение должны позитивно работать на раненую часть, которую туда помещаем.
Техника замечательная, важная.Не знаю прояснит ли это что-то и улучшит отношениение к этой технике или нет?Но напишу, из своей практики: образ безопасного места (вообще само слово "безопасное") лучше заменить на "ресурсное"-ресурсное комфортное место, если было физич.насилие реакция на слово безопасность как ретравматизация срабатывает, т.е если физика была задействована следует смотреть по обстоятельствам. Если работа идет с ранней травмой, там в основном геометрия одна в голову лезет: пузыри, емкости и т.д., бывает открытое пространство- поле, степь, сад, бывает пространство световое без образа, просто свет, абстракции- здесь терапевт может ориентироваться только на свой опыт и вести клиента к созданию "Безопасного места".Приведу примеры мест при ранней травме сосданные совместно:образ цветка, как колыбели , нежные лепески окутывали ребенка и цветок укачивал.Образ кошки мягкой, пушистой, ласковой и она мурчала, потому что в ранней травме когда ребенку пришлось выдерживать тяжелые чувства матери, естественный природный образ дает ощущение принятости. Был случай, когда безопасность была связана с 8 этажом, поэтому в образе присутствовала башня,но жить в ней можно было только на 8 этаже.Все это нормально.Все зависит от предпочтений клиента, а терапевт идет за клиентом в создании образа и дает время(иногда место создается долго,самое долгое 6 мес.)
Если клиент в тяжелой ситуации,создание места иногда связано с тем,что заявляется что там тесно,словно под землей, темно, сыро,давит и поч.,тогда стоит попробовать включить свет, вылезти из-под земли, из колодца, пещеры, завала на открытое пространство.Опять же это особенности клиента и тер просто обязан помогать в этом случае.
Далее в "безопасное место" не вводятся следующие персонажи: родственники,родители,дети,там за вн.ребенком всегда присматривают вымышленные персонажи или герои из книг и фильмов, мультфильмов,с которыми встреча не реальна.
Имеет значение как вы его(место) видите, со стороны, словно парите над..., или соединяетесь с образом, если тяжело можно увеличивать дистанцию между собою и образом, или наоборот приблизить.Здесь важно ориентироваться на свои ощущения.Здесь вы можете позволить себе все,о чем так долго мечталось, хотелось чего, через любой образ воплотить компенсацию : дать наконец-то себе возможность свободно вздохнуть, получить недополученное, снять напряжение.
В целом хочу сказать,что терапевты в травматерапии получают достаточно информации по этой технике (сдают экзамен),так как она для терапевта является еще и диагностической и дает много скрытой инфы по клиенту,его травме, а особенно о его неудовлетворенных потребностях.

Date: 2018-10-15 07:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо! Мне очень откликнулся ваш комментарий! Я так себе и представляла, что это - процесс, работа...
Вы пишите, о чем мечталось, хотелось... я вообще не мечтаю или не парю в мыслях. Как-то нет у меня такого, поэтому все, что связано с «представить себе» у меня сразу же вызывает отторжение и бывает, что приходят ощущения (тепло, холодно, тесно, темно, грустно, страшно), а не образы. Никакие ангелы, либо солнце, игрушки, богатыри или даже мой тер мне не приходят на ум. Про цветок и кошку как интересно! Спасибо за ваш развернутый комментарий!

Date: 2018-10-16 11:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
На счет мечталось и хотелось,относится к раненой части,как правило это внутренний ребенок из реальной ситуации в прошлом.Следует смотреть в чем был у этой части дефицит(не хватало обнимашек, хотелось контакта, хотелось домой,хотелось понимания, любви, чего хотелось тогда в детсве и не дали?) вот эту компенсацию можно воплотить в воображении.Например, моему вн.ребенку приходилось заботиться об эмоциях матери,поэтому в безопасном месте есть сад со зверушками с которыми можно играть и ни кто не говорит как правильно,что делать и проч.здесь я свободна и естественна),деревья присматривают за моей девочкой, наконец-то я могу вздохнуть свободно.
В "безопасное место" вашего вн.ребенка приводит ваш внутренний родитель и все части которые взрослые вымышленные герои это все образ вашего родителя.Если не получается работать в этой технике,можно посмотреть на ресурсы, нет в достатке ресурсов - нет работы.

Date: 2018-10-16 03:10 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

не хватало обнимашек, хотелось контакта, хотелось домой,хотелось понимания, любви, чего хотелось тогда в детсве и не дали?

Тут у меня затык получается, потому что если ребенка не обнимали, например, или не любили, как же он может хотеть того, о чем он не имеет понятия? Он же даже не знает, что это такое... Например, понимания в 5 лет? ))

Date: 2018-10-16 06:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Тогда прислушайтесь к себе, кто внутри вас сомневается, у кого затык, кто не верит? СКолько этой части лет, как она выглядит, как она думает, мыслит и чего ей хочется? Почему она в ЖЖ пишет? Вы всегда так себя чувствуете? Несите все на терапию.

Date: 2018-10-16 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Именно в терапии я такое место не представляла. Да, пожалуй, и не смогла бы. Моя фантазия отлично работает без стимулов со стороны, но стоит кому-то сказать "а представь..." - становится в позу и говорит "вам надо - вы и представляйте".

Но у меня был значимый опыт, во время которого я случайно создала такое место. Листала ленту Вконтакте, наткнулась на упражнение "вспомните себя в детстве в ситуации, когда вы были беспомощны, а потом представьте, что вас защищает / вам помогает какая-то важная для вас фигура (персонаж книги или фильма, настоящий человек, которого вы уважаете). И вдруг подумала (хотя упражнение делать не собиралась), зачем мне какие-то левые люди, если у меня есть я (моя субличность-Защитник)? По сравнению с ним именно в моем мире и моих ситуациях остальные выдуманные и реальные граждане тихо завистливо курят в сторонке.

И представила, как мой Внутренний Защитник - взрослый мужчина - защищает меня-маленькую от мамы и забирает к себе жить. Все придумалось само, я даже оглянуться не успела - как Защитник уже привел девочку к себе домой, в двухэтажный деревянный дом с кухней и гостиной на первом этаже, спальнями на втором и большой верандой. На веранде стоит плетеное кресло, вечерами они сидят там (девочка на коленях у мужчины), смотрят на закат, слушают дождь или еще что-то в этом духе. Я даже чувствовала мягкую фланелевую рубашку и жесткие джинсы мужчины, видела каштановые кудряшки девочки и ощущала тепло другого тела, как будто будучи одновременно и той, и другой фигурой. Эта сцена и стала моим местом безопасности. примерно на полгода. Потом она утратила актуальность, но это был очень важный и ресурсный опыт.

Самое поразительное, что с помощью этой сцены я, ни к кому не прикасаясь в реале, избавилась от проблем при физических контактах с другими людьми. Как будто получила опыт безопасной физической близости, которого у меня не было в детстве (с прикосновениями в сексе до этого у меня все нормально было, а вот вне секса был полный трындец).
Edited Date: 2018-10-16 09:54 am (UTC)

Date: 2018-10-16 10:54 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Даже при образном восприятии, активном воображении и умении с ним работать, единственный раз, когда у меня подобное получилось, - в самом начале терапии, и это было не по заданию, без участия терапевта.

Я "сконструировала" образ, чтобы он помогал мне в сложные моменты. Я хотела научиться справляться с эмоциями, которые представлялись мне бескрайним и часто бушующим морем. И поставила на небольшом островке маяк. Я буквально строила его в воображении: представляла, какой он формы, высоты, цвета, будет ли на нём что-то нарисовано, из чего он сделан. Запоминающиеся детали позволяют "зацепиться", если образ будет ускользать. Для меня это был определенный рисунок на маяке и то, какие его стены на ощупь (мне легче фиксироваться на визуальном и тактильном).
Когда меня сильно "штормило", я думала о нём; если было совсем сложно, представляла, как я обхватываю мой маяк и держусь за него, прижимаясь к стенам. Постепенно островок стал берегом, там появился свой ландшафт и свои сюжеты.

Когда такое создаешь, важно, чтобы образ был максимально стабильным и однозначным, и его сложно было скомпрометировать. Для воображения характерны трансформации во что-то нехорошее или появление каких-то неприятных персонажей. Это совершенно нормально, но не в том случае, если вы специально создаете себе опору. С этим свойством "вылезающих ужасов" можно научиться работать (я практиковала несколько приемов довольно успешно). Но поначалу лучше просто помнить о том, что так может быть (и не пугаться сильно). А пользоваться доступными инструментами.
Точно не помогает вымучивать из себя и "придумывать". Это должно быть что-то, что откликается лично, близко, важно именно вам. Все образы, которые мне помогают, приходят сами из воображения и снов или рождают чувство узнавания, когда я их встречаю.

Ещё безопасным состоянием может стать "режим наблюдателя", когда вы оказываетесь в точке, откуда просто наблюдаете за своими переживаниями. Оно хорошо восстанавливает и довольно быстро тренируется, долгих медитаций для этого не нужно)

Я люблю делиться опытом про работу с воображением, но не знаю, что именно может быть для вас полезно/интересно. Поэтому если возникнут вопросы - буду рада на них ответить.
Ф.

Date: 2018-10-17 09:14 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Я люблю делиться опытом про работу с воображением, но не знаю, что именно может быть для вас полезно/интересно. Поэтому если возникнут вопросы - буду рада на них ответить.

Спасибо большое! Я даже и не знаю, что у вас спросить. Мне было бы интересно разобраться, почему у меня не получается. Возможно, у терапевта моего это одна из методик работы с ресурсами, а меня она не очень поддерживает или, вернее, не так просто получается. Я испытываю раздражение, когда мы пытаемся ее применить. Ну и как-то мало информации, как с этим работать и стоит ли идти именно этим путем.

Здорово, что у Вас образ так разросся!!!! Вы его рисовали?

Date: 2018-10-17 07:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Если срабатывает что-то, что блокирует доступ, то попробуйте остановиться на этапе "испытываю раздражение, когда пытаемся применить" и рассмотреть эту реакцию внимательнее. Вам не хочется делать что-то незнакомое? Не хотите ошибаться и сделать что-то не так? Неприятно, что терапевт просит вас об этом так, будто вы по умолчанию должны знать, как это делать? Или там больше страха соприкасаться с чем-то непонятным/глубоким, которое может вызвать сильные чувства? Тут может быть море вариантов, мне кажется, если вы поймаете суть сопротивления, то сможете дальше понять, нужна вам эта методика или нет.

Ещё один способ двигаться в этом направлении - записывать сны. Но тогда лучше, чтобы тер имел навык если не их интерпретации, то, по крайней мере, понимание, что с этим можно делать.

А ещё мне кажется, вам стоит попробовать четко ответить себе на вопрос - зачем вам этот поддерживающий образ? Что вы хотите получить с его помощью? Можете ли вы получить это как-то по-другому? Если да, то как? Тут может выясниться, что у вас есть свой способ входить, например, в состояние безопасности, и не обязательно для этого представлять комнаты и овраги :) Воображение, как и ум, - хороший помощник; чем четче вы для себя формулируете запрос, тем точнее вам "выдадут" решение.

Свой поддерживающий образ я не рисовала, он был достаточно полон в воображении; там я могу точнее воспроизвести и картинку, и тактильные ощущения, и пытаться регулировать происходящее.
Для других целей я одно время рисовала чувства и состояния, и это была замечательная практика. Очень рекомендую вам попробовать, даже если потом эти рисунки никому не захотите показывать.

В любом случае - удачи вам и побольше ресурсов!
Ф.

Date: 2018-10-18 07:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

Спасибо большое! Очень интересный у вас комментарий!

С поддерживающим образом работает мой терапевт. Мне кажется, что мы больше работаем с образом, нежели с тем, что у меня с ним не выходит. Мне бы, наверное, больше было бы интересно поработать с сопротивлением и нежелением.

Неприятно, что терапевт просит вас об этом так, будто вы по умолчанию должны знать, как это делать?

Для других целей я одно время рисовала чувства и состояния, и это была замечательная практика. Интересно как!!! Возьму на заметку!

Date: 2018-10-17 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] deyatinor.livejournal.com
Я работала несколько раз. У меня выходил дом на пригорке, где с одной стороны море. И вокруг всё хорошо просматривается. Иногда была фантазия, что это место скрыто туманом, потом он рассеивается и появляется проход туда. Как-то был образ дома, вырубленного в скале.

Date: 2018-10-17 11:14 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У меня основная проблема в том, что я на такое способен в изначально ресурсном состоянии. Если мне плохо, мне категорически не хочется оказываться в безопасном месте.
Есть тут кто-то с похожим?

Date: 2018-10-18 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я. Плохо - значит, опасно. Опасно - значит, надо быть начеку. Быть начеку - значит, не расслабляться, быть готовым к плохому.

А безопасное место - это там, где расслабляешься и снимаешь доспехи.

Раньше было "Если мне плохо, и я пойду в безопасное место, то обо мне никто не позаботится, потому что увидят, что я сама о себе позаботилась".

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 7th, 2026 12:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios