transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Из фейсбука Андрея Юдина:

И в своей фейсбучной ленте, и в работе с клиентами я постоянно сталкиваюсь с одними и теми же токсичными идеями, которые не имеют никакого отношения к профессиональной психологии, но которые часто за нее выдаются и иногда даже транслируются психологами мистического склада мышления. Вот мой личный топ таких идей, отобранный по принципу максимальной вредности для человека:

1. Идея тотальной ответственности человека (она же - идея об ответственности жертвы за насилие). В совсем людоедской форме звучит так: "раз это с вами случилось, значит вы это заказали / сами притянули в свою жизнь / вселенная что-то до вас доносит" и т. п. Психологи чаще ее подают жертвам насилия в завуалированной форме: "а как вы считаете, почему это случилось именно с вами?", "а в чем вы здесь видите свою ответственность?", "ну а вот со мной такого не случилось, давайте подумаем, почему" и т. п. Суть и там и там одна - раз с тобой случилось что-то плохое - значит ты плохо справился с ситуацией: не подумал, не уследил, не умный, общался с плохими людьми и т. п., в общем, виноват. Под видом выяснения вклада жертвы в создание ситуации (что само по себе бывает полезно на поздних этапах терапии, в хорошем состоянии) происходит неявное самоутверждение говорящего, слив жертве собственных вины и стыда, унижение жертвы покровительственным отношением.

2. Идея вульгарной психосоматики. "Печень - это зависть, сердце - это любовь, нога - это желание уйти" и т. п. Суть - что все болезни однозначным образом связаны с конкретными психологическими проблемами. Идея не имеет ничего общего с научными школами психосоматики. Опасна тем, что, веря в нее, люди с серьезными соматическими диагнозами отказываются от медицинского вмешательства, теряют драгоценное время и порой умирают.

3. Идея скоростного исцеления. Распространяется, как правило, низкопрофессиональными и неэтичными психологами, в том числе известными в федеральном масштабе. Типичный признак - презрительные высказывания в сторону традиционной долгосрочной психотерапии - "Зачем годами носить деньги этим дуракам с психологическим образованием и десятью годами подготовки в психотерапии? Наш румяный Вася Пупкин по уникальной, разработанной им методике тибетского транспсихического НЛП вылечит вашу депрессию уже за три сеанса, а заодно и расскажет как выйти замуж". В реальности психологическая помощь может быть краткосрочной и точечной, но серьезные изменения в жизни и в состоянии почти всегда требуют долгосрочной терапии - так уж устроен человеческий мозг. А презрение к традиционной долгосрочной психотерапии - кричащий признак непрофессионала.

4. Идея о дефектности человека, испытывающего проблемы. Человеку неявно внушается примерно следующее: "Если у тебя психологическая проблема - значит ты либо чего-то в жизни пока не понимаешь (то есть глуповат) либо напрягаться не хочешь (слабак)." Ну и далее: в первом случае умный гуру тебя сейчас всему быстро обучит, ты приобретешь правильные навыки, и твоя жизнь сразу заиграет, заработаешь миллион долларов, травмы пройдут и комплексы отпустят, во втором случае сильный гуру тебе отвесит волшебный пендель, и вот ты уже возьмешь в руки ответственность за свою жизнь, не то что эти жалкие нытики вокруг. В общем, происходит подмена понятий: тысяча самых разных психологических проблем сводятся к двум примитивным проблемам: либо к дефекту знаний и понимания жизни, либо к дефекту воли. И дальше, если человек уверовал, можно сколько угодно исправлять ему эти дефекты, читая свысока лекции и давая пинка. Очевидный плюс: если человек начнет закипать от этого идиотизма, это тоже всегда можно списать на недостаток понимания жизни или слабость воли и продолжать получать бенефит.

5. Идея о фундаментальной разнице психологического устройства мужчин и женщин. "Мужчины с Марса, женщины с Венеры" и т. п. Здесь поведенческие и психологические особенности мужчин и женщин, происходящие из культуры и гендерной социализации, со средневековой легкостью и нулевой научностью объясняются биологическими причинами (совсем как в пункте 2). И дальше из этих домыслов уже можно делать абсолютно любые выводы о том, что же там задумала матушка-природа и зарабатывать на "обучении" мужчин и женщин этим фантазиям. Иногда с крайне печальными последствиями для их жизни, психики и отношений.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2018-10-01 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] benazir.livejournal.com
Прочитала и лишний раз убедилась, как же мне повезло с психологом:)

Date: 2018-10-01 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Андрей Юдин умеет сказать, я себе Вконтакте этот список тоже на стену утащила.

Date: 2018-10-01 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я б сказала, что эти пункты также описываю все стены, об которые человек убьется в поисках исцеления, пока не созреет для грамотной психотерапии. К стенам я бы еще добавила "себя можно вылечить по книжкам" и "если найти правильного гуру, то он/она решит все мои проблемы".

Date: 2018-10-01 07:45 am (UTC)
From: (Anonymous)
Л.
Извините, что спрашиваю, а какие психологи и терапевты , явно использующие такие токсичные идеи, встречаются в сети?
Я бы, для себя, отнесла сюда Веронику Степанову, Полину Гавердовскую, Светлану Бронникову, ну а про Эволюцию вообще молчу(хоть она и не психолог). А ещё кто есть , можете поделиться? Лабковский?

Date: 2018-10-01 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Про книжки верно! И еще, что осознание причин проблемы, инсайты могут исцелить и починить.

Date: 2018-10-01 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
А пост классный. И название правдивое, теории действительно людоедские. Приятно удивлена, что мужчина-психолог может быть таким адекватным.)
А психосоматика, кстати, часто еще понимается совсем криво. Вот недавно в комментах в вк увидела: "У тебя болит горло, потому что ты хочешь, чтобы у тебя болело горло". Бинго из двух пунктов.:)))

Date: 2018-10-01 07:50 am (UTC)
From: (Anonymous)
А.

Да, Эль, многие так и начинают, к сожалению.... Потом еще и давление, что если результата нет, то сама виновата, открыться достаточно не можешь или отказаться от прошлого не можешь...

По поводу последнего пункта, мне кажется, что отличия все-таки есть. Возможно, не фундаментальная разница, но какие-то особенности есть. Я как-то в нете на такой центр натолкнулась

MGH Center for Women's Mental Health

This website provides a range of current information including discussion of new research findings in women’s mental health and how such investigations inform day-to-day clinical practice. Despite the growing number of studies being conducted in women’s health, the clinical implications of such work are frequently controversial, leaving patients with questions regarding the most appropriate path to follow. Providing these resources to patients and their doctors so that individual clinical decisions can be made in a thoughtful and collaborative fashion dovetails with the mission of our Center.

Date: 2018-10-01 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] suslyambr.livejournal.com

Да, очень точно всё))) Ну гуры такие гуры)))

Date: 2018-10-01 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
очень узнаваемо! пока не пришла в терапию, с таким сталкивалась и, к сожалению, верила из-за страха перед авторитетами и отсутствия границ

Date: 2018-10-01 08:56 am (UTC)
From: (Anonymous)
В целом согласна с автором. Однако п.1 , а точнее формулировка "Суть и там и там одна - раз с тобой случилось что-то плохое - значит ты плохо справился с ситуацией: не подумал, не уследил, не умный, общался с плохими людьми и т. п., в общем, виноват." у меня вызывает непонимание.
Почему "не справился = виноват"?
ПТ мне часто говорила фразочки типа "сами притянули в свою жизнь / вселенная что-то до вас доносит" , но я не чувствовала при этом себя виноватой априори. С одной стороны возникло много эмоций: боль, злость, сожаление. А с другой, мне было любопытно понять механизм произошедшего в прошлом или происходящего в настоящем времени и что я могу с этим сделать.
Не понимаю, как ответственность связана с виной?

Date: 2018-10-01 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Спасибо, классные формулировки

Date: 2018-10-01 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Вот первые два часто наблюдаю (и в свой адрес получала, особенно первое). И это меня бесит до невозможности. А первый пункт мне как-то подали под соусом "Вам поднадобился такой урок от Жизни и Жизнь его Вам предподала". Дальше я могу только матом.
И последний пункт. Когда гендерным различиям придается какое-то неимоверное значение.

Date: 2018-10-01 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Про инсайты - в точку!

Date: 2018-10-01 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Может, там решают проблемы связанные с беременностью и родами?

Есть еще такой момент, что большинство врачей - мужчины, и женщинам кажется, что такие врачи их плохо понимают, и хотят идти туда, где "понимают женщин и их проблемы".

Date: 2018-10-01 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У меня впечатление о Лабковском, что он скорее "я у мамы дурачок".

Date: 2018-10-01 02:34 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Статья понравилась.
Но полистала его Фейсбук, и внезапно наткнулась на тот факт, что автор статьи женат на Анне Паулсен, которая сестра Нины Рубштейн, непрофессиональные высказывания которой не так давно всюду обсуждали.
По-моему, в этом есть какая-то ирония...

Date: 2018-10-01 02:52 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А.

Да, на сайте много исследований, например, на тему послеродовой депрессии.

Вот тут список основных тем, исследованием которых они занимаются:

- PMS and PMDD
- Psychiatric Disorders During Pregnancy
- Breastfeeding and Psychiatric Medication
- Postpartum Psychiatric Disorders
- Fertility and Mental Health
- Menopausal Symptoms

Date: 2018-10-01 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Писал с натуры, так сказать ))

Date: 2018-10-01 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Вот!

Андрей Юдин, я думаю, имеет ввиду темы "как научиться манипулировать мужиком, чтобы он женился, стал богатым и выполнял все прихоти".

Date: 2018-10-01 04:16 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Анна Паулсен тоже сомнительная персона, в свое время защищала Юлию Рублеву, которая диагнозы по фотографиям ставила. Для меня это такой показательный штришок.

Date: 2018-10-01 04:38 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Извините, не поняла. :(
Просто у меня лёгкая степень аутизма. Не всегда понимаю тонкие нюансы беседы. :(

Date: 2018-10-01 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
На меня он не производит впечатление токсичного и злонамеренного специалиста. Он мне кажется очень недалеким человеком, который нахватался бессистемных знаний, и которого кто-то зачем-то активно раскручивает.

Но по степени ущерба невежество стоит наравне с токсичностью, так что в любом случае читать/слушать этого "специалиста" - это забивать себе голову мусором.

Date: 2018-10-01 05:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Л.
А, спасибо большое! Теперь понятно!

Date: 2018-10-01 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Да, я читала в журнале Эль комментарии девушки, пострадавшей от действий Анны Паулсен. Удивилась сейчас, что они женаты.) Вечно фигня какая-то...

Date: 2018-10-01 06:58 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Заметила, что гештальтисты часто пишут понятные и грамотные тексты про терапию, другой вопрос, что это не показатель профессиональности пишущего.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 7th, 2026 03:47 am
Powered by Dreamwidth Studios