Делимся опытом
Aug. 15th, 2018 10:24 pmВ терапии и литературе часто говорится о том, что человек живет «ложной» личностью, которая сформировалась из того, что одобрялось-поощрялось средой, а настоящего себя часто не знает и не видит. Это мой случай. Все мое общение и взаимодействие ведется «ложной» личностью, я это чувствую, вижу и знаю. И эту личность, вернее то, что стараюсь показать, могу при желании определить и описать. Но это не я. И при этом я совсем не понимаю, какая «настоящая» я. Когда думаю об этом, представляется что-то бесформенное, сонное, ленивое, пустое. И все. Больше не знаю и не вижу, как это описать. Как тесто какое-то, бесформенная масса, очень похоже, что может, и нет меня вообще настоящей. Скажите, как вы понимаете, или поняли, какова ваша настоящая личность, вы? Что для этого можно сделать? Может ли такое быть, что ее и правда нет, не сформировалась? Терапевт что-то говорила насчет того, чтобы следить, что нравится, а что нет, что чувствуешь. Но мне это слабо помогает, не выводит из этого тумана. У кого-нибудь было похожее, удалось ли все-таки определиться, если да, то как? В каком направлении двигаться?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-08-16 05:44 am (UTC)Мне вопрос "что вам нравится?" не кажется продуктивным. Если человеку запрещали быть собой, откуда ему знать, что ЕМУ нравится, причем вот так с полпинка. Я считаю, что лучше спрашивать "Какие чувства у вас вызывает это/то и тп?" и делать это на сеансе. По-началу чувства определить будет сложно, но со временем начнет получаться. Можно начать с "Что происходит в теле в ответ на это/то/и тп? Тепло/холодно/расслабленно/напряжено/и тп?".
Не всегда настоящие чувства есть в прямом доступе. Например, если человеку запрещали злиться, он рано научился конвертировать злость в печаль. И наоборот - если запрещали печалиться, человек вместо печали будет чувствовать злость. Но даже вторичное чувство почувствовать - это уже большой шаг.
Вообще, я считаю, это работа терапевта в первую очередь - увидеть клиента тем, какой он настоящий, и помочь клиенту со временем тоже это увидеть. Создавать атмосферу доверия и безопасности, где клиент может начать осторожно нащупывать, что с ним внутри происходит на самом деле. То есть, терапевт должен починить сломанное родителями - выступить в роли зеркала, с помощью которого клиент сможет себя, наконец-то, увидеть, причем, увидеть с интересом, теплом и радостью. Терапевт, который помогает клиенту с самим собой познакомиться, должен делиться своими наблюдениями, например, "у вас хорошо получается вот это и это", "меня очень радует, когда вы делитесь своими изысканными метафорами", "вы так быстро и точно анализируете данные!" и так далее.
В идеале все это должна была делать мама, потому что это работа родителя, но поскольку у нас даже на права надо сдавать какие-то экзамены, а для родительства ничего, кроме рабочей репродуктивной системы не надо, имеем, что имеем. Очень малому количеству людей везет родиться у тех, кто способен ребенка видеть и любить его таким, какой он есть. Остальным приходится доделывать и переделывать работу некомпетентных родителей в личной терапии.
no subject
Date: 2018-08-16 06:21 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-16 10:47 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-16 03:23 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2018-08-16 08:37 am (UTC)Спасибо
no subject
Date: 2018-08-16 03:15 pm (UTC)Мне как-то сначала стало легче от того, что вы определили то, что я считала ложной личностью как «функциональное я» - т.е., что это все-таки тоже я, какие-то мои части. Что их можно не перечеркивать, и я все-таки хоть этими частями есть. Но меня здесь смущает то, что в этом «функционале» я все-таки как бы обманываю других – притворяюсь разговорчивой и доброжелательной, из этой позиции веду вынужденные разговоры, хотя больше чувствую угрюмость и страх общения; притворяюсь, что разбираюсь в своей деятельности и с интересом работаю, хотя работу ненавижу и боюсь и делаю, лишь бы отвязаться, стремлюсь поддерживать дом в порядке, делать зарядку и тп, хотя по-настоящему кажется, что не люблю это. И такого много. Все равно какой-то обман получается. Как-то сложно разобраться.
если человеку запрещали быть собой, откуда ему знать, что ЕМУ нравится, - да, у меня похожие мысли были
"Какие чувства у вас вызывает это/то и тп?" – это про конкретные вещи, или про реакции на действия терапевта? По ходу терапии она это спрашивает, но не спрашивала касательно каких-то конкретных вещей.
"у вас хорошо получается вот это и это", "меня очень радует, когда вы делитесь своими изысканными метафорами", "вы так быстро и точно анализируете данные!"
Мой терапевт помогает мне определять, что происходит внутри, все время к этому возвращает. Но вот таких «внешних» определений-наблюдений про то, какая я, не дает. Когда прочитала Ваши варианты, ну очень захотелось чего-то такого.
(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-16 04:00 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-17 07:15 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-18 06:41 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-18 10:24 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-21 06:38 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2018-08-16 07:58 pm (UTC)Мне тоже близка мысль, что это не ложные, а функциональные части
no subject
Date: 2018-08-16 06:34 am (UTC)Первая - хорошая папина девочка, старательная, послушная, воспитываемая в патриархальных традициях, где мужчина может иметь независимое мнение и решать практически все, а женщина должна понимать, принимать, приспосабливаться, формировать свое мнение на основании мнения мужчины, делать мужчине удобно и не отсвечивать. Официальная версия меня, живущая в фальшивой реальности.
Вторая - плохой, соответственно, мальчик. Ну, не то, чтобы он реально был плохой - папиным же патриархальным традициям он вполне соответствовал (поэтому, видимо, и стал мальчиком - папины правила я нарушать не хотела и попросту их обошла), но в официальную семейную систему категорически не вписывался как из-за моего фактического пола, так и из-за нетерпимости папы к чужим мнениям вне зависимости от пола человека, их высказывающего. И при этом был крайне необходим, потому что в моей настоящей реальности было нужно не послушание и следование чужим правилам, а предельная независимость, способность агрессивно отстаивать свои границы, активность, быстрая реакция на непредсказуемые обстоятельства, способность моментально формировать мощные опоры и прочие штучки, традиционно считающиеся мужскими.
Первая личность была нежизнеспособной, вторая - полноценной, но не признанной, по уши обвешанной травмами и с проблемами несоответствия психологического пола фактическому. Ни так, ни так нехорошо. Поэтому я их всю жизнь чередовала. Потом застряла в ложной, чуть не просрала свою жизнь, при помощи экстремальных мер вернулась к истинной. И это было одним из лучших событий в моей жизни. Сейчас я забила на сопутствующие сложности, прорабатываю настоящую и интегрирую в нее те аспекты, которые были вытеснены в ложную.
По опыту... Следить, что нравится, из ложной личности мало помогает, из нее не слышно. Блок стоит до возможности услышать потребности. Если я начну слышать потребности - я начну их удовлетворять, стану настоящая, а настоящую меня отвергнут, осудят, сделают козлом отпущения, изгонят из приличного общества и каждый будет иметь право в меня плюнуть, потому что как человека меня в этой ипостаси не признали, а раз я не человек - со мной можно обращаться как с вещью. Набор "потому что", блокирующий доступ к реальной личности, у каждого свой, но причины, думаю, в каждом случае чрезвычайно уважительные. Отказ от себя - невероятно дорогая цена, на такую жертву идут только если альтернатива видится совсем невыносимой. Где-то тут и надо копать. Что случится если..? Что пугает больше всего? А копать лучше после создания достаточной безопасности, иначе будет высокое внутреннее сопротивление.
Или еще можно найти "дырку", условия, где настоящей личности можно было проявляться по правилам родительской семьи. В этих условиях посмотреть, закрепить, а потом распространять на другие условия, устраняя ограничивающие убеждения.
no subject
Date: 2018-08-16 03:22 pm (UTC)Показалось очень обнадеживающим, найти такую «дырку». Но подумала, и пока додумалась, что мне эти качества можно проявлять только в режиме «клоуна» - в каком-то искореженном виде, когда вроде и по-настоящему, и нет. Проявлять недовольство, говорить о своих желаниях, высказывать свое мнениеи тп – только, если меняешь голос и при этом как-бы передаешь, что «шучу, шучу». Еще вариант – проявлять и отстаивать себя себя на полную катушку в работе, при конкуренции с другими – это очень поощрялось. Но было невозможным, тк при этом полностью была отшиблена возможность таких проявлений – в семье я должна была быть приветливой, послушной, уступать, соглашаться и тп. Мои «сильные» проявления яростно подавлялись, так что им место оставалось только в играх. Интересно, что в этих играх я тоже всегда была «мальчиком». Это как бы воплощало все то, чем я хотела быть, а в девчачьих ролях этому места не было, они казались жалкими и никчемными. Буду думать дальше. Спасибо большое!
no subject
Date: 2018-08-16 06:58 am (UTC)Да, следить, что нравится, что нет, какие чувства вызывает то или другое. Например, в процессе такого наблюдения я сделала вывод, что мне нравится много и интенсивно трудиться, хотя в семье навязывалось мнение, что "лень раньше меня родилась". При этом я не считала себя ленивой, но и, условно говоря, трудолюбия в себе тоже не замечала, зависая между... Я просто не определяла себя, не фиксировала это, и такая позиция "между" была логично обусловлена: если я соглашусь с тем, что я ленивая, это будет совсем не правда; если не соглашусь, это будет очень контрастировать с тем представлением о себе, что мне навязывалось, вызовет конфликт в сознании. Это и вызвало конфликт, и очень глубокий, когда я поняла, насколько меня видят не той, что есть на самом деле. Таким же способом наблюдения за собой я пришла к выводу, что у моей психики высокие обороты и скорости и даже начала (начинаю) в себе это любить и ценить. Это непросто, поскольку как будто каждая сволочь хотела мне доказать, как плохо быть такой быстрой. Это называлось поспешностью, торопливостью. На самом деле именно это особенность нервной системы позволила мне работать в сферах с интенсивной нагрузкой, мозговыми штурмами, спонтанностью и т.д. Пока я, замороченная всякой ерундой извне, доказывала себе, что "торопиться плохо", я работала на рутинной работе, отказалась от спонтанного реагирования и творческих инициатив. Пока два таких примера самопонимания.
no subject
Date: 2018-08-16 03:26 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-16 09:27 am (UTC)А я вот и не знаю, можно ли назвать те роли, которые я отыгрываю на работе, дома, в компании родственников полноценные личности. Себя истинного я выцепляю не очень часто, хотя даже попытки стараюсь отмечать и фиксировать.
На работе деловитый, корректный и отзывчивый. С руководством (а их двое и у них совсем разные типы характеров) отыгрываю раздельно две модели поведения, чтобы им было со мной комфортно. С коллективом девушек-менеджеров отношения не строятся, хз, почему, возможно потому, что они "стая женщин", а я мужчина, или считают, что близок к руководству, что не соответствует истине. (не вижу необходимости в усилиях, т.к. они мне особо не интересны. С рабочими отношения нормальные, там и побалагурить можно и иногда демонстрирую "шутовскую" сторону личности (как с родственниками, напишу ниже). С родственниками обычно отыгрывается роль "младший взрослый", такой, в меру распиздяйский весельчак, вечный помощник, слушатель и вниматель мудрости. Мотивацию для такого поведения нахожу в том, что (как давно о себе знаю) нуждаюсь в позитивном психологическом климате вокруг себя, пытаюсь построить его сам из того, что есть вокруг, терплю, но долго не начинаю искать другой "колектив". Хотя порой что-то слетает в голове с тормозов и могу "упереться гусеницами в землю и биться за что-то глубоко своё и обиженное" в смерть. Небольшая обида на родственника, который повёл себя неправильно, тянет за собой обиду на то, что он не извинился и не видит проблемы пару раз перерастала в такой гнев, что готов был просто слить все контакты с ним в унитаз, прекратить общение навсегда. Вообще, несколько раз за последние 15 лет был готов полностью разрушить свою социальную жизнь и "уйти в закат" куда-то, просто так, от всего. Насколько это было серьезно в долгосрочной перспективе, я сказать не могу, т.к. ничего радикального не сделал.
Себя настоящего нахожу в воспоминаниях лет с 16 до 26, не сказал бы, что был супер хорошим/интересным, но помню себя "настоящим". Жизнь к 45 годам завалила этими псевдоличностями, редко когда "выныриваю" в истинного. Иногда жалею об этом, всякие хобби, на которые меня порой пробивает, считаю как раз следствием внутреннего недовольства собой.
Как вы думаете, я проблемный чувак или просто слишком замороченный и "все такие"?
no subject
Date: 2018-08-16 02:49 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-16 03:34 pm (UTC)Мотивацию для такого поведения нахожу в том, что (как давно о себе знаю) нуждаюсь в позитивном психологическом климате вокруг себя, пытаюсь построить его сам из того, что есть вокруг"
У меня тоже есть такая линия поведения, когда я веду себя по-шутовскому. Это у меня идет со всеми близкими родственниками. Благодаря Вам поняла причину - я тоже нуждаюсь в этом "позитивном климате", и таким доступным себе способом выстраиваю его, а другие способы общения с ними вызывают конфликты или напряженность. Но я бы хотела по-другому(
Себя настоящего нахожу в воспоминаниях лет с 16 до 26
А я не могу найти этот возраст( Кажется, какое-то раннее детство, лет 6-10, но и это уже кажется ушедшим и неправдой(
no subject
Date: 2018-08-16 07:41 pm (UTC)У меня, я бы сказала, от 15 до 20, а дальше слои функциональных масок, чтобы выжить. Потому что из сада единства с миром меня выкинуло в обычный человеческий социум.
no subject
Date: 2018-08-16 11:57 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-16 03:42 pm (UTC)Вспомнила. Почему-то по знаменитостям разного уровня масштабности очень наглядно видно (они чаще других на виду, и количество контактов в их жизни огромное), кто более-менее настоящий и живой, а к кому приросла персона иной личности. Персона и маска как будто живут своей жизнью и выросли в отдельного человека, а душу же, за всем этим фасадом не видно, и это даже немного жутко, но люди ведутся)).
no subject
Date: 2018-08-16 08:43 pm (UTC)У меня и аккаунты как субличности, я взаимодействую через них, и мне невыносима мысль о том, чтобы быть где-то представленной в качестве самой себя. В то же время я сейчас пишу совершенно искренне.
Настоящая-я представляется мне очень тайной структурой. Как тайное имя.
В позднеподростковом возрасте я по ощущениям была к ней близка, затем был период, когда меня сильно выключило из внутреннего мира и включило во внешний
(и сразу об асфальт), и тогда мне казалось, что всё бесполезно, никакой жемчужины внутри нет.Сейчас я пришла к мысли, что пустота и отсутствие формы, в сущности, интересные характеристики. Я и хочу определить эту внутреннюю личность, и радуюсь тому, что она не поддаётся описанию. Она приводит меня к беспредметности, к эмбиенту, к созерцанию. Это я стала считать настоящим.
no subject
Date: 2018-08-17 07:20 am (UTC)В позднеподростковом возрасте я по ощущениям была к ней близка
Мне кажется, я была близка лет в 6-10, в подростковом возрасте уже все было сильно захламлено ожиданиями других, моими попытками вписаться, недовольством собой и тп
пустота и отсутствие формы, в сущности, интересные характеристики. Я и хочу определить эту внутреннюю личность, и радуюсь тому, что она не поддаётся описанию. Она приводит меня к беспредметности, к эмбиенту, к созерцанию. Это я стала считать настоящим.
Интересная мысль, подумаю. Но пока во мне сильное желание все-таки найти и определить себя, узнать, какая я. И то, что на месте меня, кажется, вообще ничего нет, как-то пугает и лишает все смысла
no subject
Date: 2018-08-16 08:45 pm (UTC)Еще требуется научиться быть себе самым большим другом и самым хорошим Родителем, потому что далеко не все будут рады видеть тебя настоящего, и если ждать от других людей одобрения и валидации, то можно очень сильно пораниться. Нужно уметь любить и поддерживать себя даже тогда, когда рядом нет тех, кто тебя видит и ценит.
Вобщем, функциональное я появляется не на пустом месте. Его функция - защитить человека от разрушения внешней средой. Настоящее я стоит того, чтобы его найти и укрепить, но у этого есть цена - нужно взять на себя функции его поддержания и защиты от внешней среды, а также менять среду на ту, которая будет поддерживать настоящее, не функциональное я.
no subject
Date: 2018-08-16 09:56 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-17 07:23 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-18 12:04 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:no subject
Date: 2018-08-16 09:04 pm (UTC)Я много размышляю на эту тему и тоже порой переживаю, что все эти маски - это обман и не настоящая я. С другой стороны, мне кажется, что быть всегда со всеми "собой", вот тем внутренним хрупким уязвимым ребенком, это очень мучительно, как улитка без ракушки. Думаю, примерно так живут аутисты, у них не развита способность надевать социально-одобряемые "маски" в зависимости от ситуации, поэтому они живут как будто без кожи.
Я по работе много сталкиваюсь с аутичными детьми, их реакции - неловкие, странные - по сути отражают то, что другие дети думают в такой ситуации, но не выражают, потому что это социально неодобряемо, или выражают не так ярко. Например, там, где аутист схватит бумагу с непонятными задачаками и начнёт ее топтать и орать, обычный ребенок или перестанет пытаться решить задачки, или позовет на помощь, или будет рисовать на бумажке вместо решений. Обычный ребенок тоже зол, но то, что он не рвет и не топчет задачки, на которые он зол, говорит о том, что он социально адаптирован к данному обществу.
Вести непринужленную беседу в компании людей - это не то, что всем всегда доставляет удовольствие, но это принято. Чтоб быть частью этого общества, а это одна из базовых потребностей, нам надо играть в социальные игры, принятые в этом обществе - поддерживать small talk, улыбаться, даже если хочется букой уползти в нору.
Мне кажется, если вы сознательно используете "функциональные я", понимая, что они - ваша ракушка, защищающая нежное уязвимое тельце, то ничего страшного в этом нет, напротив - вы обладаете развитым социальным интеллектом.
no subject
Date: 2018-08-17 07:27 am (UTC)ваша ракушка, защищающая нежное уязвимое тельце
Это да, но я надеюсь найти что-то больше, чем уязвимость, которая, конечно есть. Какие-то склонности, предпочтения, заложенные способности, деятельность или действия, которые мне были бы органичны, вообще мои какие-то характеристики. А так, я не знаю практически ничего о себе - кто я, какая я.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-17 12:28 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-18 06:44 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2018-08-18 06:54 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2018-08-17 02:48 pm (UTC)есть я и есть образ "идеальной" меня в моей голове, какой я хочу быть, но знаю, что сейчас я не такая.
В терапии я начала более-менее понимать, какой меня могут видеть сейчас (и почему). И поняла, что если преодолеть то, чем наградила меня травма, то я буду очень похожа на идеальный образ из моих фантазий. Похоже, это и есть настоящая я)) и это дает надежду.
no subject
Date: 2018-08-18 06:52 am (UTC)В терапии я начала более-менее понимать, какой меня могут видеть сейчас (и почему)
А как Вам это удалось, что Вы делали?
что если преодолеть то, чем наградила меня травма, то я буду очень похожа на идеальный образ из моих фантазий
У меня тоже есть, был по крайней мере, образ "идеальной меня", но пока он только мешает, тк очень уж сильно несоответствие, и кажется, что до него не добраться. Но тут у меня, наверное, тоже по-другому немного - образ, который хочу я смешивается с образом, который, я условно, говоря, хочу из-за того, что его настойчиво ожидали от меня другие.
Но вообще это очень интересная мысль - посмотреть в сторону того, какой именно я хотела быть)
Спасибо большое!
no subject
Date: 2018-08-18 08:52 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-21 06:42 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-20 07:43 am (UTC)no subject
Date: 2018-08-21 06:39 pm (UTC)Просто Вы настоящая находитесь на большой внутренней глубине и пока не доступны сознанию
Так хочется это как-то "нащупать"
(no subject)
From:no subject
Date: 2018-08-21 06:49 pm (UTC)Спасибо всем комментаторам за поддержку! Для меня стало ясно чуть больше, я смогла посмотреть на свою проблему немного под другим углом. Очень помогли описание "функционального я", что это тоже я, и то, что во мне могут находиться противоречивые устремления, и при этом все они - тоже я. И описание того, как бывает у других и как это видят другие, тоже было очень ценным. Появилось несколько направлений, куда думать. Спасибо большое!
no subject
Date: 2019-01-24 08:17 pm (UTC)