transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Как вы справляетесь с темой "непредсказуемости" терапевтического процесса. Мне тер в какой-то трудный для меня момент сказала, что вот мы попробуем и то, и это, и вот это учтем, а вот это у тебя уже и так хорошо получается. И все, что мы пробуем, может помочь. То есть терапия не то, что гарантированно поможет, а может помочь.

Я понимаю это, что никто ничего не гарантирует, непонятно, с чем еще придется столкнуться в самом процессе и что может всплыть. Но как-то тяжеловато мне, что нет никаких гарантий и какого-то вот такого четкого плана (типа, отходил 3 месяца на терапию - результат такой, через 6 месяцев - такой :=)).

Как вы смогли это принять? У меня просто сейчас (и уже давно) не получается выстраивать жизнь так, как мне хотелось бы. То есть я не вперед иду, а занимаюсь раскопками того, что было в прошлом. Как бы на месте остановилась. А там такие залежи.... Меня даже уже беспокоит, что нет гарантии того, как я справлюсь с тем, что раскопается... ну и надесь, коненчо, что терапия мне поможет, а не только сможет помочь )

Спасибо!


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

Date: 2018-08-13 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
По-разному в разные периоды. Переходила от надежды к терпению, от терпения к отчаянию, от отчаяния обратно к надежде и так по кругу. Потом в определенный момент плюнула, перестала надеяться на кого-то и взялась за дело всерьез, исходя из "либо я починюсь до жизнеспособного состояния, либо сдохну, потому что жить дальше нечем, возможности системы в исчерпаны". Получилось, что терять в любом случае нечего, хуже не будет. Нечего терять - нечего бояться. Из этой установки все вышло драматично, зато бодро и эффективно.

По ощущениям - как будто провела себе хирургическую операцию при ассистенции терапевта (я по первой специальности хирург, видимо, такой подход был мне близок). В процессе про результат и сопутствующие сложности почти не переживала, хотя в прошлое вынесло конкретно, ресурсов на сегодня совсем мало оставалось. А чего переживать, я делом занята. Вот сейчас стало трудно. Как будто операция закончилась, я из состояния хирурга-самоделкина перешла в состояние выздоравливающего больного и началось... Тут болит, там болит, подушка жгучая, одеяло кусачее, лечебной физкультурой заниматься не буду, потому что у меня лапки, и отстаньте со своими уколами, надоели. Капризничаю изо всех сил.:) Впрочем это тоже нормальный этап, пройдет и это.

Это я написала не из желания предложить свой хирургический подход, а про то. что терапию, как и все остальное можно проживать своим способом, занимаясь ей как тем, что хорошо умеешь и поэтому не боишься, что не получится. Кто-то цветы разводит - почему бы не увидеть процесс терапии, как заросшую сорняками лужайку, на которой будет цветник? Понятно, что на выкорчевывание сорняков, вскапывание, посадку и прочее требуется время. Но человек же не беспокоится поминутно, что цветы не взойдут, он просто делает то, что нужно, шаг за шагом и получает результат. Кто-то порядок наводить любит - почему бы не увидеть процесс терапии как генеральную уборку? Там в процессе столько бардака, что жуть. Но ты не переживаешь, что это так останется, а моешь, переставляешь, убираешь - и помещение преображается. И так далее.

Беспокойство о будущем возникает, когда человек недостаточно живет в настоящем. А почему он в терапии недостаточно живет? Да потому что территория такая... не совсем понятная. Вот я и предлагаю сделать ее более понятной на свой лад.

Date: 2018-08-13 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
ЗЫ: и плюсуюсь к комментатору ниже про маленькие улучшения. Чем бы ты не занимался - жизнь происходит прямо сейчас, для кардинальных перемен нужно время и силы, но мелкие улучшения можно вносить постоянно, это тоже часть пути.

Date: 2018-08-13 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
Во-первых, даже если терапия идёт бодрым шагом, ты можешь внезапно прийти к совершенно другим целям в итоге, и весь твой красивый план оказывается неактуальным, хотя идти по нему будет даже интереснее, чем по изначальному. То есть на самом деле непредсказуемость в принципе -- не только плохо, но и хорошо).

Во-вторых, меж тем по факту важен не столько сам путь, сколько наши ощущения на нём. Я вот из раза в раз удивляюсь, как решение каких-то повседневных мелких проблем и неудобств прямо резко улучшает жизнь, вроде как снял неудобную обувь, которая тебе кучу мозолей натёрла -- всего лишь обувь, не смысл жизни нашёл, а вдруг так хорошо стало!
И вот эти изменения как раз возникают постоянно в процессе терапии, и их важно отслеживать и обращать внимание. Потому что ну, скажем. Есть у вас дом на Северном полюсе. Вам в нём всё время холодно и одиноко и белые медведи страшно воют за окном и полярная ночь полгода. Но переехать пока никак, столько денег у вас сроду нет. Но сколько-то есть.
Заказали обогреватель -- стало в доме тепло.
Купили крутую куртку -- стало теплее и радостнее выходить на улицу.
Завели кота -- он мурчит и с ним никакие медведи не страшны, и уже не так одиноко.
Показали друзьям фото кота, медведей и северного сияния, и они к вам даже в отпуск теперь приезжают на такое чудо посмотреть.
Купили лампу, развели дома мини-огород и витамин Д пьёте -- теперь даже в полярную ночь живется веселее.
По факту вы всё ещё на Северном полюсе, но так обжились, что все друзья вам завидуют, а вы чувствуете себя крутым героическим полярником, и оказывается, что вам тяжелее, но не хуже, чем другим.
Так вот. В результате решения актуальных и решаемых задач количество постепенно переходит в качество, и внезапно ты просто обнаруживаешь, что какие-то глобальные проблемы частично полностью уходят, частично вдруг оказывается, что можно занять такую позицию по отношению к ним, чтобы не испытывать страданий-мучений. Но вот этот глобальный результат -- он недостижим, пока слишком сконцентрирован на нём, только на него смотришь и о нем мечтаешь, тут очень работает правило "радуйся малому, тогда и большое придёт".

Вообще, я вот где-то раз в пару месяцев тщательно выписывала все проблемы, которые у меня есть, делила на те, которые я решала с тером, и которые пока не решала, и записывала, какие продвижения есть и есть ли. Включая особенно бытовые мелочи.
Эти мелочи просто как-то часто ускользают, когда оцениваешь прогресс, но на самом деле дают существенный вклад в ежедневную жизнь. Скажем, вот раньше я всегда ехала на работу с ужасным настроением. К концу дня настроение исправлялось, и вроде оно незаметно, ну посидела я с утра полтора часа в привычно-унылом настроении, ну и что. А потом хотя бы периодически оно стало исправляться и я вспомнила, как же я обожаю утро, и насколько это круто, вот эти драгоценные утренние часы чувствовать себя хорошо. Но вот если не вспомнить об этом, то к концу дня (а тем более при подведении итогов месяца) разница вроде и не заметна.

Date: 2018-08-13 06:30 am (UTC)
From: (Anonymous)
Ой. Как Вы хорошо написали-то! Я переехала из провинции в Москву. Мне 38. У меня нет официального мужа и детей. Мало того, что из-за отсутствия детей - истощение яичников, развод как следствие- переживаю я сама, так еще в моем городе постоянно давила атмосфера у тебя нет детей, значит, ты-недочеловек и не отсвечивай. И вот, вчера, в съемной убогой квартире я оттерла чайник. Час его оттирала. Тепепь он сияет, ''чайник улыбается''. Как в родительской семье говорили про вещь, которая была грязная и стала чистая - вещь улыбается. Я в терапии третий год, юнгианский анализ. Из перемен внешних- уехала в столицу, живу с партнером. Работа низкооплачиваемая-тут пока затык. Но есть надежда на перемены. Получаю второе образование. Начала копать тему здоровья. Жду того благословенного времени, когда полноценно смогу заботиться о себе и считать себя изнутри достойной своей заботы. Третий год юнгианского анализа еженедельного по скайпу.

Date: 2018-08-13 03:10 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вы не одиноки)я тоже думаю, что где наше внимание там энергия, а любовь исцеляет) В терапии я научилась видеть и находить ресурсы,вот вы про чайник правильно написали.

Date: 2018-08-13 04:54 am (UTC)
From: (Anonymous)
Z.

С помощью предсказуемости _отсутствия_ психотерапевтического процесса:)
То есть, может, от терапии лучше и не не станет. Или станет, но не так, как ожидалось. Но это хоть какие-то шансы. А без терапии точно станет только хуже:)

Date: 2018-08-13 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У меня терапия всегда выполняла две параллельные функции:
- Работа с проблемами
- Ежедневный сброс внутренних настроек, чтобы привести их в рабочее и ресурсное состояние/психологическая гигиена/набрать поддержки и сочувствия

Второе, за исключением очень редких сессий, когда уходишь в раздрае, работало достаточно надежно и было само по себе самоценно (и остается таким до сих пор). Это позволяло не сильно загоняться по поводу сроков и гарантий первого, потому что давало достаточно сил, чтобы проводить в жизни какие-то изменения, пусть и небольшие, и в целом чувствовать себя лучше, ресурснее, более оптимистично по поводу будущего.

Я бы добавила, что еще и собственный опыт роль играет. Когда есть опыт решения пары-тройки проблем средней и малой серьезности, то получаешь представление "себя в терапии", своих в ней возможностей, комфортной для себя скорости и так далее. И с учетом этого можешь строить прогнозы, какая тема сколько времени и с каким успехом может быть проработана.

Date: 2018-08-13 08:10 am (UTC)
From: (Anonymous)
Ежедневный сброс внутренних настроек, чтобы привести их в рабочее и ресурсное состояние/психологическая гигиена/набрать поддержки и сочувствия

Эль, а как вы учились и научились ежедневному сбросу внутренних настроек? Спасибо!

Date: 2018-08-13 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это я опечаталась ( Я имела ввиду "еженедельные", так как терапия раз в неделю.

Ежедневными я стала заниматься только недавно - это медитации по 10 минут утром и вечером. Очень помогает вытряхнуть из головы и души мусор.

Еще мне тер записала голосом набор фраз, который меня возвращает в ресурсное и устойчивое состояние, я их слушаю, когда меня что-то разобрало на запчасти (или пытается разобрать).

Date: 2018-08-13 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] welshalmitra.livejournal.com
Для меня штука про "попробуем то, третье, десятое и что-то из этого может помочь" звучит не как непредсказуемость непосредственно процесса терапии, а как то, что люди разные, и что для кого сработает сразу не поймешь.

То есть у разных людей может быть абсолютно одинаково выглядящая со стороны проблема, но "затык" будет в разном, и то, что поможет одному, будет абсолютно бесполезным для другого. У меня были проблемы над которыми мы бились месяцами, хотя на первый взгляд они не стоили выеденного яйца (а на деле корни проблемы уходили очень глубоко). И были наоборот, были сеансы после которых я выходила с мыслью "господи, мы год это теперь разбирать будем", а потом просыпалась следующим утром и понимала, что э, проблемы то больше нет. И каждый новый раз я знаю, что что-то обязательно поможет. А что конкретно и когда...ну тут непредсказуемо, да.

Date: 2018-08-13 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Мне помогло понимание, что жизнь в принципе малопредсказуемая штука. Что гарантий мало, в глобальном смысле мои ожидания, планы и смыслы могут и не оправдаться.

Я понимала, что в результате работы с собственной головой моя жизнь изменится. Что какие-то вещи я смогу перенастроить, а какие-то окажутся такими как есть сейчас.

Тогда я стала фокусироваться на самонаблюдении и сравнении было-стало.
И в какой-то момент поняла, что стала себе нравиться. Мне стало с собой уютно. Сперва временами и редкими включениями. Потом все чаще.

А потом наступило время, когда ровное доброе и принимающее отношение к себе стало нормой. А список "должна быть такой-то" схлопнулся до минимального набора, типа "вовремя платить налоги", не нарушать ПДД" и "не лезть со своими советами туда, куда не просят =)". То есть до здоровой социальной адаптации в обществе.

И если сначала было нужно много терапии с тером, а самой и для себя получалось мало или не получалось вовсе, то постепенно работы с собой и навыка поддержания себя стало 99%. Как мне объяснял один из теров в самом начале, примерно это и было конечной целью: перевести меня на навык самоподдержки. И я примерно смотрела в эту сторону.

Мир по-прежнему не предсказуем на все сто. Но у меня внутри есть ощущение, что так или иначе, но я справлюсь. А где не справлюсь - ну ок, бывает и такое...
Это понимание пришло не сразу, а очень постепенно. Хотя вот не могу провести четкую черту, где было иначе, а стало так. Вот условно, в 20 было иначе, а сейчас, в 42 - так. Но так там 20 с гаком лет прошло=)
Просто ход мысли менялся в процессе. Незаметно для меня самой.

Date: 2018-08-13 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] ibch.livejournal.com
Да, есть такой страх. Для меня он связан с желанием контролировать свою жизнь, потому что это и привычно, и кажется надёжным. А теперь вижу, что терапия потихоньку ведёт меня к спонтанности, что мне всегда было страшно, но на самом деле, если освоить это, то жить гораздо легче и приятнее.

Непредсказуемость связана, в частности, с тем, что для решения той или иной проблемы человеку требуется неизвестное заранее количество внутренних ресурсов. Как только человек обретает излишек сил, он оказывается в состоянии сделать следующий шаг вперёд. А будет или нет возможность накопить эти силы - заранее предсказать очень трудно. К сожалению, планировать тут, мне кажется, невозможно.

Date: 2018-08-13 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Как-то смирился. У меня из-за этого поменялось всё мышление - я раньше хотел простоты и понятности, стало ясно что всё не так. Это происходило в параллели с чтением разных исследованих по психологии, оказалось что все что до меня доносили имеет гораздо менее резкий характер и более разнопланово. Или, например, гвоорят что терапия помогает как будто без нее - вмерть. Оказывается что нет, есть исследования самопроизвольного течения заболеваний (например, депрессии и тревожности) по сравнению с течением в терапии, чтобы выяснить ее эффективность. Эффективность оказывается не такой высокой в среднем, а течение без профессиональной помощи тоже приводит к выздоровлениям, просто реже.
Так что по мне это вопрос для работы в терапии - "я хочу чтобы все было стабильно и надёжно, хочу гарантий, не переношу неопределённости"

Date: 2018-08-13 03:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
За гарантиями скрываются тревоги,напряжение,страх,вам обязательно стоит с вашим вопросом идти на терапию.Я согласна с авторами написавшими выше.Недавно прочитала книгу нейрохирурга,он пишет что строение голов у нас одинаковое примерно,однако операции проходят по разному не смотря на технику и изученность темы,и опухоли как по структуре так и по строению всегда разные.Он пишет о трудности принятия решений, о непредвиденности, о том что несмотря на квалификацию и опыт всегда требуется везение,+ - см и все ,пациент или инвалид или умер,и тогда нейрохирург из Бога превращается во Врага.А что говорить о психотерапии,здесь же работа идет в слепую не под микроскопом, и точно также как в нейрохирургии никогда на перед не знаешь с чем столнешься и даст ли это результат.Психотерапевт может с вами быть рядом, помочь с осознанием и принятием реальности, выбора,но он не Бог он не может заставить вас жить если вы этого не хотите, вылечить или упросить не умирать.Как то мне привели такую аллегорию"представьте,что мы все бежим по темному лесу и все время на что то натыкаемся,психотерапевт тоже бежит,но с фонарем,если бежать с ним рядом можно меньше натыкаться и падать,но он бежит в свою сторону,а вы в свою и вам м.б.только временно по пути.Главное добежать туда куда вам надо.Мы встречаем людей чтобы они могли нам помочь осветить наш путь."

Date: 2018-08-13 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
для меня психотерапия примерно как сложный учебный процесс: сначала не видишь не понимаешь ааа караул, что от меня хотят? что происходит?спустя время что-то начинаешь улавливать на уровне нюансов, радуешься ооо вижу, кое-что понимаю, потом восприятие перенастраивается и эти нюансы видишь\слышишь вполне отчетливо ну и в конце концов уже просто не можешь их игнорировать, соответственно и техника меняется вместе с восприятием.
в жизни только поведение вместо техники
а насчет непредсказуемости: не всегда это видно заранее, сколько потребуется времени и что именно будет работать лучше всего у конкретного человека.

Date: 2018-08-13 10:11 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мне помогает мой личный опыт, который однозначно говорит, что от терапии есть практическая польза.
А вот непредсказуемость чего меня иногда пугает - так это непредсказуемость меня, выходящей из сумрака на свет в ходе терапии :) Одно время я с собой знакомилась, как с чужим человеком, с которым (точнее, в котором) мне оказалось нужно жить - что мне нравится, не нравится, чего я от жизни хочу...

S.

Date: 2018-08-14 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com
Я тоже это переживал, потом понял - я безресурсный пришел, а вкладывал много - деньги, силы, время в эту терапию, и очень-очень надо чувство, что польза перевесила, иначе я лох и опять ограблен, выдоен. А маленькая польза отвергается как слишком дорого доставшаяся и несоответствуюбщая тому, как мои затраты энергии и денег ощущаются мной. Психически голодному, пустому человеку ОЧЕНЬ трудно отдавать из тех крошек, что у него есть, и не видеть в ответ плюса.
Edited Date: 2018-08-14 08:43 pm (UTC)

Date: 2018-08-18 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Я исходила из чего-то вроде "пари Паскаля" - то есть что сильно хуже уже вряд ли будет, а вот лучше стать может.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 02:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios