Делимся опытом
Jul. 25th, 2018 06:59 pmСталкивался ли кто-нибудь с ощущением усталости от терапии, от этих отношений пациент-терапевт, от всех переносов, и прочих психотерапевтических терминов? У меня иногда ощущение, что я больше так не могу: все это ненастоящее, никаких тут нет искренних чувств, только работа, только сугубо деловые отношения. Нет, я понимаю, что терапевт не должен быть мне мамой и заботиться обо мне, но почему-то иногда очень устаешь именно от такого формата. Кажется, что ты со всей душой, для тебя терапевт - единственный ценный человек, а сколько у него клиентов? Кто-нибудь встречался с таким ощущением? Какого-то тотального одиночества, даже рядом с терапевтом? Спасибо всем за отклики, очень накипело. :(
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-07-26 02:56 am (UTC)Даже в самых искренних отношениях легко изъять эмоции, если начать описывать это всё в психологических терминах. Иногда, изредко, именно это и надо сделать -- ну, дать вещи своё имя. Сказать, что это не сложная личность, а абьюзер -- сделать именно это, упростить отношение к человеку, лишить отношения флёра красоты и загадочности. Но вообще формализация не сильно-то помогает вникнуть в суть дела, её предназначение -- сжато описать происходящее, когда суть дела уже прояснена, глубинно пережита и прочувствована.
В литературоведении, когда ты смотришь на произведение, есть три уровня --
- ты просто читаешь стихо
- ты деконструируешь его, разбираешь на тропы, увязываешь суть стихотворения и используемые средства выразительности, факты биографии автора -- и в этот момент стихо, откровенно говоря, расчленено и мертво, ты можешь восхищаться интеллектом автора, выстроившим сложную структуру, но само произведение не вызывает цельных эмоций
- ты смотришь на стихо снова целиком, издалека, удерживая в голове и интеллектуальную, и эмоциональную часть, происходит синтез, и произведение теперь имеет особую глубину.
Но весь второй этап -- он ради третьего, ради синтеза, без него он сам по себе не приносит пользы и эффекта. Если в вашей терапии не происходит вот этого синтеза, то неудивительно, что вы устали и чувствуете одиночество.
no subject
Date: 2018-07-27 07:46 pm (UTC)no subject
Date: 2018-07-26 03:34 am (UTC)У меня еще от вашего рассказа ощущение, что вам не хватает тепла и человеческого участия от терапевта. Не хватает ощущения, что они есть, и вы можете их чувствовать, а также чувствовать, как они меняют вас изнутри.
Еще вопрос - что значит для вас "терапевт может и должен быть мамой"? Что он делает, что говорит, как ведет себя в роли мамы? Часто бывает, что вот это самое "терапевт не должен быть мамой" говорят, когда отказывают в тепле, участии, искреннем интересе и симпатии.
От травмы, конечно, много зависит, но вот меня взять, я ранний травматик. Можно даже сказать, пренатальный травматик - у меня все с внутриутробного периода плохо было, а после рождения стало еще хуже. Казалось бы, с такой травмой отверженности, брошенности и нелюбимости мне категорически не должно хватать одного-двух сеансов в неделю, но мне их почти всегда хватало. Потому, что на самом деле не так уж много тепла и участия надо, если они настоящие. Когда пища та, которая нужна организму, ее тоже много не надо, потому что для насыщения не нужно целую бочку, надо ровно столько, чтобы хватило дать организму все нужное на данный момент. Ее не надо много, но она должна быть!
Так и с терапией. Когда получаешь настоящее и согревающее, то наличие остальных клиентов не волнует, потому что ты получаешь достаточно, и поэтому тебе не нужен терапевт 24/7 в твое полное пользование. Наоборот - "наелся" и пошел заниматься другими интересными делами, хобби, работой, общением и так далее.
Это когда хроническая недостача, тогда и приходят мысли, что ты для терапевта всего лишь один из клиентов, что у него семья есть, которая ему важнее тебя, и что он твой единственный свет в окошке и тому подобные. Кстати, именно от недостачи возникает зависимость, а не от того, что клиент на терапии получает много хорошего. Это как с детьми: тот, кто висит на маме - это тот, кому недостает чувства безопасности. Когда ребенок чувствует, что у него тыл есть - он идет исследовать мир. Перефразируя известное высказывание, ребенок с безопасной привязанностью на вопрос, что ты любишь больше всего на свете, отвечает "Мороженое", а не "маму с папой", потому что ему не надо все свои силы посвящать поддержанию шаткой привязанности или попыткам как-то выжить без безопасности и любви. У него силы уходят на изучение себя и мира, и так и должно быть (в идеале). И в терапии тоже (а это уже в реале).
no subject
Date: 2018-07-26 07:40 am (UTC)Поэтому я очень -очень Вас понимаю. Когда года два назад я стала умные книжки читать у меня вообще чуть крыша не поехала. А как в фб зашла...для меня сейчас это полный дисконнект с жизнью ,такое зависание. Я имею в виду не просто умеренное грамотное чтение,а тотально жить в этом,этим,заменяя живое умными словами. Недаром говорят "дух следует туда,где легко и просто".
no subject
Date: 2018-07-26 09:59 am (UTC)no subject
Date: 2018-07-26 02:00 pm (UTC)Мне хватало раз в неделю тоже так как это был тёплый контакт. Причём для меня час при таком контакте как целая вечность ! Это прямо такой час ощутимый.
no subject
Date: 2018-07-26 02:51 pm (UTC)no subject
Date: 2018-07-26 07:38 pm (UTC)Я все валю на себя -со мной что-то не так,раз «не беру то,что дают».
no subject
Date: 2018-07-26 10:34 pm (UTC)no subject
Date: 2018-07-27 10:29 am (UTC)no subject
Date: 2018-07-27 11:29 am (UTC)no subject
Date: 2018-07-26 02:00 pm (UTC)Спасибо большое за подробный комментарий.
Не отдавала себе отчета, пока не прочитала ваш ответ: мне действительно не хватает тепла и человеческого участия. Вы правы, если бы этого было бы достаточно, тогда не появлялись бы мысли сколько там клиентов у терапевта. Мне правда не хватает ее, даже когда она рядом.
Насчет вопроса "терапевт может и должен быть мамой"? Мне кажется, что я просто жду от нее именно вот этого родительского отношения. Хочется какой-то заботы и участия пусть в рамках одной сессии. Но, кажется, этого просто не происходит. Либо я прошу что-то запредельное и нереальное.
no subject
Date: 2018-07-26 08:05 am (UTC)no subject
Date: 2018-07-26 08:12 am (UTC)no subject
Date: 2018-07-26 11:04 am (UTC)Мне терапевт не говорит, что не должен быть мне мамой. Но в голове это сидит, везде это написано. Плюс я, не специально, конечно, но так получается, что выдергиваю из наших с терапевтом отношений моменты и слова, которые подтверждают именно мою картину мира, что она мне не мама и не должна быть ей. Это я тоже уже замечаю за собой.
Или отыгрывание какое случается, именно когда я немного расслаблюсь и кажется, что чувствую к себе хорошее отношение. И все возвращается на круги свои. И как-то вот да, одиноко страдаю сама с собой, даже когда рядом терапевт. Без терапевта, правда, между сессиями бывает еще хуже.
А хочется да, заботы. Чего-то более близкого. Более индивидуального. И центрированного именно на мне. Возможности чувствовать, что у меня есть кто-то близкий.
Хочу как-то терапевту иначе может быть сказать про ее ценность для меня, про эти желания. Мы уже говорили на эту тему, в том числе про мое восприятие терапии как деловых отношений. Я - ее работа. И вот не укладывается у меня пока что это функциональное "я-работа" во что-то другое, какие уж там искренние близкие отношения, как их там развернуть? Но как-то может мало говорили, а может не так и не про то, но мне эти разговоры облегчения ни разу не принесли, чувства сохраняются.
Плюс опять же боюсь, что терапевт на все мои эти дальнейшие поползновения скажет о невозможности быть мне мамой или вообще ничего не скажет, будем обсуждать только мои эти чувства (но хочется-то взаимности), а это будет мне окончательным отвержением, я пока не готова это проживать.
Ну в общем-то, автор, я вас понимаю, но сама в этом плюхаюсь, а как выйти не знаю пока. Сама идея, что терапевт может любить клиента у меня все равно тоже сложно поселяется в голове. Эль вот пишет, что это возможно. А я про это даже не знаю, как думать, не то чтобы чувствовать. Вроде как хочется именно этого, чтобы любили. Но по формату отношений для меня это нечто невозможное.
no subject
Date: 2018-07-26 12:44 pm (UTC)Встречался с этим в терапии, в процессе работы стало понятно, что у меня неудовлетворяемая потребность в каких-то особых отношениях, которая усиливается оттого, что я хочу сопреживания и близости, а пытаюсь получить вместо них похвалу о одобрение, и уверение, что я прямо совсем уникальный. Мы не сказать чтобы всегда работали на эту тему после того как я ее вынес на сессии, но после этого она все время была в фоне и периодически вылезала, получилось в некоторой степени скорректировать ожидание - потребность осталась, но она не такая сильная и я ее удовлетворяю более контруктивно, через близость и принятие и понимание моих желаний, мыслей и чувств с другими
no subject
Date: 2018-07-26 01:25 pm (UTC)Я чувствовала такие эмоции. И я сказала об этом терапевту. Я резко и неожиданно , как это всегда бывает, потеряла маму в детстве, и это стало , думаю, основанием к такому запросу - искать участия, тепла. Мы обсудили мой запрос. Терапевт смог обьяснить мне мои чувства, мы ихпроговорили, поняли, откуда это. Она пояснила мне все очень просто и тепло, я как-то поняла, что наши отношения хорошие. Еще я участвовала в групповой терапии с тем же терапевтом. Я почувствовала ревность, желание быть уникальной, одной и единственной для нее. И тоже сказала ей об этом. Мы посмеялись, она пообещала выделять меня, раз мне это нужно. И сделала это. Мы обсудили, почему мне сейчас это нужно. Вообще терапия, как она обяснила, это инструмент временныц для создания идеальных отношений со взрослым, который лишен как все родители необьективности. Поддержка на время, пока ты сам параллельно учишься жить сначала в безопасности с помощью терапевта, а потом уже самостоятельно. Основная цель такая.
no subject
Date: 2018-07-28 03:32 am (UTC)Но во всех этих интеллектуальных штуках появляется смысл только при наличии живых процессов, а процессы запускаются только в теплой безопасной атмосфере принятия. Без такой атмосферы толку ноль, пустота, заполняемая терминологией, потому что больше ее заполнить нечем.
С теперешним терапевтом по-другому, хотя я по-прежнему склонна переводить разговор из плоскости чувств в плоскость размышлений и выводов. Но она меня компенсирует тем, что, с одной стороны, разделяет и поддерживает в моих копаниях, с другой - сохраняет живое участие, как бы заземляет процесс в области чувств, давая мне возможность постепенно привыкать к тому, что это - тоже часть жизни, которую можно разделять с другими людьми.
no subject
Date: 2018-07-29 03:22 pm (UTC)no subject
Date: 2018-07-31 08:18 am (UTC)И то, и другое, вроде бы, защиты и травматические установки, однако же сработало. Может, суть в том, чтобы понять, как именно у Вас все работает? У любого явления, в том числе - защит и травматических установок есть две стороны - положительная и отрицательная. Почему бы не признать положительную и не использовать ее себе во благо?
ЗЫ: и еще... При выраженной интеллектуализации важно работать с эмпатичным терапевтом. Нужен человек, который будет все эти мозговые штуки компенсировать, но не отрицать и не пытаться научить делать своим способом, если он идет вразрез со способом клиента.
no subject
Date: 2018-07-30 04:01 pm (UTC)Полностью согласен с вашим взглядом. Считаю, что терминологию и всякие теоретические схемы имеет смысл прикладывать к уже имеющимся или хоть в общих чертах обозначившим себя внутренним процессам и феноменам клиента, а не "подгонять" человека под схему. А для того, чтобы что-то живое высунулось и проявило себя, нужно доверие к терапевту и принятие от него.
no subject
Date: 2018-07-30 10:49 pm (UTC)