Делимся опытом
May. 16th, 2018 01:25 amДобрый день! Кто-нибудь сталкивался с такой проблемой, как усталость от терапии?
Моя ситуация выглядит так. Я была в терапии на протяжении нескольких лет. Изначальный запрос в терапии (депрессия) недавно решился. Но для меня последние полгода "борьбы с депрессией" были очень тяжелыми. Мы прорабатывали очень много эмоций + сильная психосоматика. И это очень сильно меня вымотало.
Сейчас вроде как в терапии пришло время двигаться дальше: работать с заботой о себе, с моими установками и т.д. и т.п. А я понимаю, что у меня просто нет на это сил - я хочу просто пару-тройку месяцев лежать, смотреть сериалы и ни о чем не думать. Но, когда я сказала терапевту о своем желании сделать перерыв, она это не одобрила. Она не давит на меня, но на ее взгляд мы просто подошли к серьезным и болезненным темам, и мое желание перерыва - это попытка "сбежать" от этого. И что в прошлый раз, когда у нас был перерыв (по финансовым причинам) у меня был серьезный откат, и повторения ситуации не хотелось бы.
Проблема осложняется тем, что я ни могу не "работать" в терапии. Я знаю, что в условиях терапии, через пару-тройку сеансов моя психика откроет мне очередной "пласт" травмы. Контролировать я это не могу - это бессознательный процесс, и уйти тогда я уже не смогу - надо будет разбираться с этим в независимости от того, есть силы или нет.
Вообщем я сама теперь не знаю: делать перерыв или не делать. Хотелось бы услышать, были ли вы в подобной ситуации, и какое решение в ней приняли?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-05-15 10:49 pm (UTC)Не удивлюсь, если ваш первый откат случился именно потому, что она вынудила вас делать больше, чем ваша психика была готова безопасно для себя делать. А вовсе не потому, что у вас был перерыв из-за финансовых проблем. Возможно, и сам перерыв случился на самом деле как попытка дать себе передышку. Вы из клиента, который должен двигаться в экологичной для него скорости, превращаетесь в загнанную лошадь. Такими темпами следующий откат может стать настолько крупным, что у вас в итоге совсем пропадет желание идти на терапию. Ваша психика скажет "А ну нафиг мне эти олимпийские рекорды за счет рваных жил, измождения, ретравматизаций и хронического стресса", потому что для нее терапия все больше и больше начинает выглядеть не как помощь, а как изнасилование.
По-моему ваша тер заигралась в "эффективного терапевта", а ваши инстинкты совершенно верно говорят вам, что надо от такой терапии сделать ноги, хотя бы временно.
no subject
Date: 2018-05-16 06:56 am (UTC)Эль, спасибо, что так быстро опубликовали мой вопрос!
Я успела за это время сходить на сессию, и мне на данном этапе кажется, что мы с терапевтом попали в какое-то глобальное недопонимание.
Мне сейчас кажется, что не столько терапевт, сколько какая-то бессознательная часть моей психики старается исцелиться как можно быстрее. Терапевт мне как раз напоминает "есть слона медленней", но я не могу это контролировать - оно само всплывает, даже не столько от терапии, сколько от жизни в целом.
Вообщем я не могу "идти медленно". Я могу либо "стоять", либо "гнать на бешеной лошади". И мой терапевт считает, что из этих двух вариантов 2 все таки лучше. А мне и то, и то плохо, я просто не знаю, что хуже.
На следующем сеансе буду наверное обсуждать это и вообще наши отношения. Благо это для меня не очень "тяжело".
no subject
Date: 2018-05-16 08:36 am (UTC)Помимо совершенно понятного желания поскорее решить все свои проблемы и зажить счастливой жизнью, подумайте, что еще вас изнутри так гонит вперед? Может быть, вы хотите поскорее проскочить какие-то неприятные чувства?
Насчет "постоять" против "гнать лошадей" - а попробуйте постоять. Стойте три недели подряд. Торопиться вам некуда - особенно, с учетом того, что вы и так устали и готовы сделать перерыв. Ходите на сеансы и ничего там не делайте. Сидите вместе с терапевтом раскраски раскрашивайте, из пластелина лепите, мозаики складывайте и наблюдайте за своими чувствами. У вас, вполне возможно, есть части психики, которым нужна эта тишина, чтобы начать говорить, а за шумом и грохотом Достигатора ворочающего Большие Дела их не слышно :) Даже если мысль ничего на терапии не делать из того, что ваш Достигатор считает работой, кажется дикой, все ж попробуйте. Какое угодно занятие, которое делается в рамках терапевтического сеттинга - это терапия, и это тоже способствует внутренней работе по исцелению, даже если вы весь сеанс молча лежите на полу закрыв глаза.
Но вообще и само Достигаторство - это тоже тема для работы. Наверняка оно у вас и в других областях жизни наблюдается.
no subject
Date: 2018-05-16 09:51 am (UTC)Помимо совершенно понятного желания поскорее решить все свои проблемы и зажить счастливой жизнью, подумайте, что еще вас изнутри так гонит вперед? Может быть, вы хотите поскорее проскочить какие-то неприятные чувства?
Мне сейчас кажется, что я не столько чувства свои проскочить пытаюсь - к чувствам я за время терапии привыкла, они меня не пугают. Сколько я таким образом от контакта с терапевтом пытаюсь сбежать.
С раскрасками и тп у меня как поэтому сопротивление идет - если я раскраски раскрашиваю, терапевт то мне зачем?
Наверняка оно у вас и в других областях жизни наблюдается.
В том то и дело что вроде как нет - на работе не перерабатываю, уборку и тп делаю по настроению и по чуть-чуть. Но у меня Достигатор не из серии "заберусь на самую высокую гору и мб меня полюбят" сколько из серии "мы в каком-то дерьме, и надо срочно отсюда выбираться". А всякое в жизни типа в квартире бардак и зарабатываю не оч. он за пиздец не считает.
no subject
Date: 2018-05-16 09:00 pm (UTC)От чувств, которые возникают в связи с контактом )
>> если я раскраски раскрашиваю, терапевт то мне зачем?
Это как в той истории, когда бабушка приходит домой, а внучка сидит на полу рыдает. Бабушка к ней бросается, спрашивает, что случилось, на что внучка спокойно и долей раздражения отвечает:
- Я не тебе плАчу, а папе!
И продолжает рыдать в сторону кухни.
Вы не просто раскраски раскрашиваете, вы это делаете в контексте контакта с терапевтом, вы занимаетесь совместной деятельностью со всеми возникающими при этом чувствами. Это возможность понаблюдать за тем, что у вас от факта контакта со значимым человеком всплывает. От контакта легко спрятаться за анализом каких-то чувств и обсуждением запроса, а когда нет конкретной задачи такого рода, тогда уже никуда не спрячешься. Это как - ближайшее сравнение, хоть и не особо в тему терапии - секс. Секс - это очень хороший способ избежать контакта, потому что вроде как оба заняты интимом, а при этом чувства могут быть где угодно в тот момент, а вот сидеть напротив друг друга и в глаза смотреть молча - вот это уже контакт для продвинутых ))
При раскрашивании можно сесть для начала рядом. Напротив может быть сложно с непривычки.
Вообще в терапии считается, что самая важная работа, которая имеет влияние на все остальные запросы клиента - это работа в области контакта между терапевтом и клиентом. Потому что именно там все лежит, что связано с построением отношений с собой, другими людьми и миром. Контакт с мамой и все, что произошло или не произошло в нем формирует всего человека, соответственно, контакт с терапевтом чинит и восполняет.
no subject
Date: 2018-05-15 10:58 pm (UTC)У меня был такой период, когда я переела психотерапии (эдакий передоз) и терапевт мне даже предложила прерваться, на мое усмотрение, конечно. Я решила продолжать, потому что так чувствовала. По прошествии времени могу сказать, что мои ощущения меня не подвели и я все сделала правильно.
no subject
Date: 2018-05-16 06:43 am (UTC)А можно узнать над чем вы дальше работали в терапии? Обсуждали отдельно "передоз" или работали над обычными темами и ждали пока он пройдет?
no subject
Date: 2018-05-16 09:33 am (UTC)Недавно у меня был перерыв 3 недели в терапии - я ездила в отпуск. Перед отъездом думала, что будет откат или еще чего, но уже там понимала, что все идет правильно и даже лучше. Процесс шел, он запущен и его вряд ли можно остановить. Терапевт даже сказала, что я привезла улучшения и прогресс. Но я это и сама чувствую. Доверяйте себе и своим чувствам. Только вы знаете, чего вам сейчас нужно.
no subject
Date: 2018-05-15 11:46 pm (UTC)А если временно сменить формат по договоренности с терапевтом? Например, договориться, что следующие пару месяцев вы с ней поставите цель Вас няшить, лелеять и создавать безопасное поддерживающее пространство, а не раскапывать пласты травмы? И целенаправленно этим заниматься. Терапевт согласится на такой вариант? И как Вам такой формат?
no subject
Date: 2018-05-16 06:40 am (UTC)Да, вы правы вероятно, что меня что-то чрезмерно стимулирует, но это скорее не установка "я трачу деньги, я должна их отработать", сколько установка "если есть проблема, которая мешает, и есть возможность - надо что-то с ней сделать". Притом, она по большей части бессознательная, и остановить ее для меня очень сложно.
Терапевт согласится на такой вариант? И как Вам такой формат?
Терапевт то согласится, а психика не даст. У меня уже (за время публикации) всплыл следущий пласт травмы, и теперь я вижу его везде, и уже проще идти обсуждать чем не обсуждать.
Спасибо за вопросы, про установку очень помогло взглянуть с новой стороны.
no subject
Date: 2018-05-16 07:20 am (UTC)Тот тоже такой же героический деятель был. В последний год, правда, откорректировали с терапевтом, научили не убиваться, делая любое дело. Так что это тоже корректируется, хоть и непросто.
no subject
Date: 2018-05-16 08:37 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 03:30 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 04:49 pm (UTC)очень жизненно. тоже достигатор проснулся именно в терапии. неудивительно. это же единственная вещь, которая мне сейчас приносит удовольствие. у меня проблемы с мотивацией, потому что я боюсь, что я делаю *вещь* только потому что прогнулась под гнётом давления определённых людей. а быть на терапии меня никто не принуждал. вообще никто. я осознаю, что это моё решение, и мне приносит радость то, что терапия это моя тайна и никто не сможет отслеживать мои успехи в этом и подгонять меня.
no subject
Date: 2018-05-16 12:16 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 01:23 am (UTC)S.
no subject
Date: 2018-05-16 04:00 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 08:40 am (UTC)Я просто честно говоря не очень понимаю как это "терапия, в которой происходит наработка ресурса". У меня ресурс увеличивался по мере переработки травматического опыта, а если этого не делать, то мне от терапии не холодно, не жарко.
Я понимаю, что для многих людей сам факт, что кто-то понимает и выслушивает дает ресурс, но у меня друзья для этого есть что ли.
no subject
Date: 2018-05-16 09:44 am (UTC)1. можно говорить о том, что в жизни происходит хорошего
2. можно обсуждать техники, могущие вам помочь между сессиями копить ресурс, а не тратить
3. можно заниматься телеской, которая вас позитивит и энергетирует, а не ест эту энергию
4. можно обсуждать относительно нейтральные моменты вашей жизни, которые точно вас не вынесут
5. можно обсуждать мечты и желания
Это навскидку. И это точно не плата за воздух. Это вложение в ваши силы. Т,е. это не равно "поговорить с подружкой о веселом". И это про работу с чувствами таким образом, чтобы копить, а не тратить.
no subject
Date: 2018-05-16 06:02 am (UTC)Мой опыт показывает, что отдых и перерывы (хоть неделю), когда этого действительно хочешь, идут только во благо.
Если устал тягать штангу, надо пойти и замяться и несколько дней полениться, при этом хорошо питаясь, чтобы мышцы успели восстановиться и вырасти. Если тягать штангу не взирая на усталость, то вместо мышц будет постоянная боль, перетренированность, ОРВИ или что ещё похуже. А мышц не будет.
no subject
Date: 2018-05-16 06:10 am (UTC)Я за то, чтобы внимательнее слушать себя, чем терапевта. В конце концов, убегать от важных тем или просто откладывать их - тоже Ваше право. Есть время лечиться, а есть время просто жить.
Еще есть вариант временно встречаться с терапевтом раз в две-три недели в поддерживающем формате - рапортовать, какие сериалы посмотрели, успешно ли идет восстановление ресурса, ну и контролировать как там дела с регрессом и откатом, которых хотелось бы избежать.
no subject
Date: 2018-05-16 07:45 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 07:59 am (UTC)Ведь для того , чтобы «делать перерыв», необязательно уходить из терапии.
Можно работать в более спокойном темпе. Можно позаниматься арт-терапией(рисунки, коллажи), это обычно более «ровно» происходит.
Можно позаниматься ресурсо-накопительной терапией , не ныряя в глубины травм.
Можно даже семейные фотоальбомы с терапевтом рассматривать (ваши), я как то имела такой опыт.
Что Вас заставляет думать , что терапия-это тяжкий труд? Это вообще ваша идея , или вашего терапевта ? Или совместная ?
Это кстати очень интересное исследование , которое может дать хорошие плоды
no subject
Date: 2018-05-16 08:53 am (UTC)То есть например мы работаем с какой-то темой, и в связи с ней у меня всплывает какое-то количество непереработанных с детства эмоций. Какую-то часть (пусть там 50%) мы прорабатываем на терапии. Больше в этот час я переработать не могу. А остальные 50% у меня перерабатываются за неделю до следующего сеанса, просто потому, что я же не могу поставить эмоции "на паузу". Они не накрывают меня с головой, даже наоборот, скорее находятся "в фоне", но это фоновый процесс, который отжирает кучу энергии.
Надеюсь понятно написала, а то это как-то сложно сформулировать.
Я всякое рисовать, лепить, и тп пробовала, но у меня не идет - скучно. А всякое обсуждение сериалов у меня все равно в обсуждение проблем скатывается, тк если у меня сейчас проблема, мне даже листья на деревьях будут о ней напоминать.
no subject
Date: 2018-05-16 11:54 am (UTC)Похоже у меня так же. Вы обсуждали это с терапевтом? как лучше быть в такой ситуации?
no subject
Date: 2018-05-16 01:17 pm (UTC)действительно глубокая терапия "фоном" съедает очень много ресурса, и все время ходишь, весь уставший.
мне помогла телесная терапия, можно попробовать танцевальную терапию, или аутентичное движение (очень ресурсная практика , кстати).
в любом случае, скорее всего Вам действительно надо снизить темп...и поискать для этого подходящую форму.
удачи
no subject
Date: 2018-05-16 08:08 am (UTC)Поэтому я стараюсь наблюдать за процессом пока и говорить теру, как я на самом деле себя ощущаю. На последней сессии она признала, что движется немного быстро (поэтому так важна мой реакция). Но все это очень сложно. У меня привычка выкладываться и ценили меня за успехи. Такого, что бы ничего не делать, вообще не было. Поэтому я даже не всегда замечаю, как мне плохо, когда много. ну и, конечно же, хочется, что бы стало лучше, а для этого ведь работать надо. Но я сейчас просто кайфую, когда наполняюсь у нее ресурсом и вообще не хочу никуда двигаться.
А.
no subject
Date: 2018-05-16 08:22 am (UTC)У меня тоже периодически на поверхность выносится новая большая волна боли, переживаний и осмыслений. И так уже несколько лет, без остановок. Ослабить удалось только антидепрессантами.
Недавно я обрадовалась двухнедельному перерыву из-за праздников и моего и терапевта отъездов. И действительно слегка отдохнула, но теперь меня прорывает обидами, болью как будто за все эти пропуски, еле дожидаюсь каждой следующей сессии.
И специально прийти, чтобы набрать ресурс, тоже не всегда выходит: может, я и хочу ничего не раскапывать, а просто напитываться близостью, но прет же изнутри невысказанное или непонятое.
no subject
Date: 2018-05-16 11:05 am (UTC)Другой вопрос, что с этим поднявшимся дальше делать.
Если вы чувствуете, что бессознательные процессы всё равно вас неумолимо несут ("оно само всплывает, даже не столько от терапии, сколько от жизни в целом"), то возможно они вас и без терапии могут загнать туда, куда им надо.
И здесь мне приходит в голову обратить внимание на несколько моментов.
1. Отвлечься от движения вперед и посмотреть на эти части (которая гонит и которая хочет лежать-отдыхать). Какие они, почему именно это для них важно, чего они хотят и как им помочь на данном этапе договориться.
2. Вы пишете, что чувствуете, что установка "по большей части бессознательная, и остановить ее для меня очень сложно". По вашим сообщениям появляется ощущение, что эти процессы как бы больше и сильнее вас. Мне кажется, в условиях, когда эго (сознательная часть) слабее бессознательного, очень сложно "сесть и сидеть", пытаясь затормозить внутреннюю гонку. Это то движение, которое лучше возглавить, наверно) И тогда надо, с одной стороны, создавать внешние условия (больше перерыв между сеансами, более щадящий подход). С другой - укреплять эго: тренировать режим "наблюдателя", состояния здесь-и-сейчас; и в общем пытаться отовсюду зачерпнуть ресурс на ходу.
И хочется поддержать комментарий от plennitzaudachi про важность принятия. Иногда именно из-за того, что что-то сложно принять, хочется интенсивно проработать и прожить уже наконец эти чувства, и чтобы они закончились. А той части нас, которая эти чувства хранит, может не хотеться быть прожитой и забытой - она хочет быть принятой.
Мне очень близко то, о чем вы пишете. На своей резвой внутренней тройке я влетела в двухмесячное лежание пластом, потому что не смогла вовремя притормозить) В итоге это вылилось в очень важный и нужный опыт, но уверена, что без такого можно и нужно обходиться.
Возможно, что-то из моих предположений откликнется. В любом случае, вы сами себе самый верный и мудрый советчик :)
Сил, терпения и побольше ресурсов!
Ф.
no subject
Date: 2018-05-18 03:33 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 12:36 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 02:12 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 03:29 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 10:22 pm (UTC)А как этому можно научиться? У меня инсайт просто пришёл сам по себе и от моих сознательных усилий вообще никак не зависит.
no subject
Date: 2018-05-17 07:47 am (UTC)Начните с ответа на вопрос: Зачем мне учиться регулировать ритм интенсивность инсайтов?
no subject
Date: 2018-05-23 04:31 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 04:14 pm (UTC)Я около года пахала в терапии и, конечно, устала как шахтёр. Нет да нет на протяжении года в терапии возникали потуги свалить. Но мы-то не лыком шиты. Работала дальше, сопротивление же (в том числе), надо же вытаскивать себя из-под завалов депрессии. Надо же пахать.
В один из дней я неиллюзорно ахренела от тяжести терапии: она вся стала для меня чернющей и невыносимейшей. Я и шла на встречу с тером как на каторгу. Снова разбирать, снова что-то выяснять. Всё это шло, конечно, фоном.
А потом у меня возникла робкая (!) мысль, что хочу свалить из терапии. И вина следом, конечно же.
Мысль елозила в моей голове, а озвучивать теру было очень страшно. И озвучивать было страшно именно потому, что он, с одной стороны, отвергнет меня (разозлиться или еще чего), а с другой -- скажет что-то в стиле: "Надо дальше работать".
Ну, прихожу на встречу вся такая поникшая (в шахту же пришла), опять что-то разбирать. И что-то разбираем на сессии. И где-то за минут 20 до конца встречи подобрались вот к этому робкому. Я очень переживала, что озвучив - мне кранты. Я тряслась от страха. И в итоге решилась озвучить, что я хочу уйти из терапии, сменить терапевта. И разрыдалась в голос.
Терапевт сказал, что "конечно терапию можно закончить". А я рыдаю дальше. Он одобрил мою идею, а я почувствовала себя освобожденной от вины. Физически тоже ощущала: ушла тяжесть из ног, словно разгрузила вагоны.
Оказалось, что мне было сложно оставить терапию потому, что я полагала, что оставляю что-то очень важное в своей жизни.
Та встреча кардинально изменила мою последующую и терапию, и жизнь: я научилась оставлять что-то тяжелое, невыносимое, гнетущее без чувства вины, а чувством того, что это закончилось, ушло. Без стыда.
Через пару недель я пришла к теру на терапию и мы занимались чем-то еще. Но это не была каторга. Это было мое желание: прийти в терапию. До этого это была потребность выгрузить боль, страхи, тяжелое, слезы. И оставить это.
ТС, я думаю, что можно рассказать теру о том, что Вы устали, Вам тяжело, для Вас это стало невыносимым, в какой-то степени насильственным. У вас есть бунты? Например, Вы молчите на терапии, не хотите разбираться.
В любом случае я думаю, что стоит донести терапевту важность своих чувств.
И еще вопрос: у Вас есть истовое желание разбираться в себе? Разбирать вотэтовсе?
no subject
Date: 2018-05-16 04:15 pm (UTC)Не знаю поможет ли вам мой опыт. Я в прошлом году была так вымотана и в какой-то момент просто не имела сил приходить и обсуждать. Мне казалось, что все идет по кругу, я мусолю одно и то же, и даже на это нет энергии, не говоря уж про новое. Так вот, я две недели подряд (4 или 5 сессий) просто молчала от начала и до конца, тер вначале мягко поинтересовалась, мне сложно начать говорить о чем-то или просто не хочется, я дала понять что не хочу. И она просто была рядом, поддерживала и находилась со мной все это время. Для меня это стало открытием: можно молчать! Необязательно приходить, разговаривать, озвучивать запрос, пахать - а я пахать привыкла и считала, что на терапии так и надо раз уж пришла. И в этом молчаливом периоде я много взяла и восстановилась. Никто меня никуда не гнал. Тер потом поделилась, что ее коллега как-то на своей терапии молчал месяц или полтора, это нормалтно и может быть необходимым решением.
no subject
Date: 2018-05-16 04:20 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-16 09:01 pm (UTC)Поработать с частью, которая заставляет вас бежать впереди паровоза, так же важно, но делать это не делая перерыва не разумно. Если эта часть на столько интенсивно гонит вас вперёд, не глядя на вашу усталость, то вероятнее всего там тоже не маленький пласт травмы, который опять придётся прорабатывать.
no subject
Date: 2018-05-16 09:30 pm (UTC)....
"у меня просто нет на это сил - я хочу просто пару-тройку месяцев лежать, смотреть сериалы и ни о чем не думать"
Я один вижу здесь взаимоисключающие параграфы?
no subject
Date: 2018-05-16 09:35 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-17 06:40 pm (UTC)