transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день! Насколько невербальные сигналы от терапевта и состояние терапевта могут влиять на клиента? У меня была такая проблема, что я не ощущала поддержки от терапевта. Сколько я не обсуждала это с ней, она поясняла, что очень сочувствует мне, когда меня слушает, и делает это очень эмоционально, спрашивала, неужели я этого не ощущаю и не вижу. А я не ощущаю. И не вижу. Для меня она просто сидит с нейтральным выражением лица. Я ощущаю, что принимает, и ей не противно от меня, а сверху поддержку и участие - нет. Я когда об этом думала, заметила, что тер очень сдержанна в выражениях лица. У нее еще мало мимики и вид достаточно уставший и как будто потухший, может это мои проекции больше, но мне было страшновато на нее опираться из-за этого. И у нее есть некоторые жесты и выражения лица, которые в моем опыте были скорее отвергающими. Я немного спрашивала про эти жесты, они меня сбивали с толку с тяжелые моменты, она задумывалась и всегда поясняла, какая за этим была эмоция, мысль, что она имела в виду, что не отвергает, но я все равно ощущала себя растерянной. Сейчас думаю, что мне было тяжело во многом от этого. Потому что я даже больше читаю невербалку, чем слушаю, и я чувствовала себя запутанно, что она говорит одно, а вижу я другое. Бывают люди не то чтобы с живой мимикой, но они выглядят настолько живыми и участливыми, что сразу согреваешься рядом, такое присустствие для меня ресурсно, но тер свою поддержку выражала иначе. Я начала думать в сторону того, что может у меня это совсем младенческая потребность в тепле.

Расскажите, а какой у вас опыт был с невербалкой терапевта? Как вы ее воспринимаете, обращаете ли внимание?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

Date: 2018-04-17 09:53 am (UTC)
From: (Anonymous)
Мало, что могу ответить конкретно на Ваш вопрос, потому что не задумывалась еще.

У меня так, что мне, например, вообще на сессии сложно на терапевта смотреть. И смотрю куда-то в сторону и выдержать взгляд ее или на нее мне может быть сложно. Я как будто избегаю такого контакта. В первой терапии я вообще тера года через 2 "увидела", что вот она сидит напротив меня как человек. С новым терапевтом по-другому и расстояние между нами меньше, но я ее лица не вижу в течение сессии, только в самом начале, когда она меня приветствует, потом ухожу в свои процессы. На последней же сессии я увидела ее лицо в первый раз в во время нашего терапевтического процесса и мне показалось, что она растеряна. Но я потом снова на себя соскочила, так что не было возможности это обсудить. Но если я такое еще раз замечу, буду обсуждать. Меня это наблюдение тоже "растеряло" и немного испугало (в плане, что у меня так все запущено, что вот и тер растерялась).

Я поддержку тер в основном через ее присутствие ощущаю, что она рядом со мной в одном пространстве, или то, что она видит и слышит то, о чем я говорю. Либо если какие-то телесные практики, особенно контакт. Мне от них хорошо.

Date: 2018-04-18 12:52 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Ну я тоже смотрю чуть-чуть в сторону, и периодически сверяюсь, поглядывая внимательно на нее. Если б я всю сессию смотрела терапевту в глаза, я думаю, это было бы во-первых очень интенсивно и я бы очень устала, а во-вторых мне сложно было бы сосредоточиться на своем внутреннем мире. Ну и еще для меня смотреть слегка в бок возможность отгородиться от текущих неприятных чувств к ней, чтобы все же рассказать о беспокоящей проблеме, своего рода избегание. )
Понимаю вас очень про видеть растерянность в тер и то, что это себя самого растеривает дополнительно.

Date: 2018-04-17 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
Так как у меня сложно с поддержанием визуального контакта и вдобавок зрение так себе, то вообще мой психолог может даже корчить рожи или спать, я этого всё равно не замечу 90% времени. "Посмотреть на терапевта" -- это моё личное упражнение, его мне никто не советовал, и я это делаю только когда в ресурсе.

Но я прямо умилилась до глубины души и очень оценила, когда я ему рассказывала вот самую-самую мою главную, любимую, важную тайну, как-то мимоходом посмотрела на него и увидела, что он очень серьёзно и напряжённо вслушивается. То есть обычно он сидит с спокойно-доброжелательным аналитическим выражением (и мне это важно), а тут явно была эмоция заинтересованности.

Date: 2018-04-17 11:38 am (UTC)
From: (Anonymous)
Добрый день! Отозвался ваш комментарий, у меня тоже проблемы с визуальным котнтактом! И мне тоже порой сложно смотреть на терапевта и других людей, значит это зависит от степени ресурсности! Вот оно что! Кстати, бывает, что в конце сессии становится проще смотреть, видимо ,реально, появляется ресурс ! Где ж столько ресурса то взять! А что у вас за проблема, если не секрет?

Date: 2018-04-17 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
Ууу, проблем у меня много разных, про визуальный контакт: я бессознательно очень боюсь всегда увидеть что-то неприятное -- отвержение, скуку, и т.д., и вообще я стесняюсь, потому что у меня обычно взгляд очень открытый и выразительный, я не уверена что я хочу так смотреть на терапевта, и вообще на кого-то кроме возлюбленного, поэтому могу спокойно и долго смотреть на людей, только когда я достаточно хорошо контролирую себя и одновременно достаточно спокойно готова выдержать что-то, что мне не понравится во взгляде.

То есть я по умолчанию что-то хочу сказать или спросить взглядом, я не наблюдатель, а действующее лицо в таком случае.
Это, извините, ОЧЕНЬ ресурсозатратно, и пока я не научусь смотреть каким-то ещё способом, для меня довольно логично не открывать этот канал на полную мощь.

Date: 2018-04-18 12:48 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Я, в общем, не смотрю на терапевта постоянно, обычно я смотрю чуть-чуть мимо нее, на ухо или на плечо, допустим, чтобы погрузиться в свои мысли. Обычно прямо на терапевта я смотрю, когда повисает неловкая пауза, и я хочу свериться, что происходит. И так выходило, что как раз в эти моменты видела я не заинтересованность как раз. Ну и еще я замечаю терапевта, когда она либо активно жестикулирует либо очень эмоционально проявляется, мне надо посмотреть, что там происходит, чтобы отреагировать, потому что я чувствую необходимость ответить, а не бубнеть дальше свое.

Date: 2018-04-19 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
вот я тоже поняла, что на самом деле я просто не особо замечаю мимику-жесты, пока они конгруэнтны, а вот если бы тер сделал что-то не то, я бы вообще-то сразу же заметила и почувствовала неладное)
Я, например, даже лекцию не могу слушать спокойно, если мне кажется, что лектор какой-то уставший)

Date: 2018-04-18 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] anystrayed.livejournal.com
Ой, как здорово, что вы поделились.
У меня тоже проблема с визуальным контактом и я все больше с полом или со стеной делюсь. Заметила это и тоже начала практиковать "глаза в глаза", когда говорит тер. Хотя бы раз за встречу.

А по теме, я обычно вижу реакцию тера боковым зрением. Пары ее кивков хвататает, чтобы понять, что она здесь, слышит и понимает меня.

Date: 2018-04-17 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ice-lavender.livejournal.com
Хочется спросить, а вам ваш терапевт нравится как человек?
Если помечтать, хотелось бы на ручки к другому, более искреннему и теплому?
Сложное ощущение от поста, что терапевт врунишка. Неконгруэнтен, хотя этому специально учат.

Date: 2018-04-18 12:44 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Нравится, но текущая вызывает усталость последнее время, и хочется к другому, потому что из этой мне вместо поддержки ощущается усталость, растерянность, непонимание, раздражение. Просто всегда есть шанс, что это не ее эмоциональный фон, а мой, просто на нее он хорошо переносится.

Date: 2018-04-17 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] dechicot.livejournal.com
Я от терапевта всегда невербально чувствовала заинтересованность. Что она все время присутствует, задает вопросы, как-то неравнодушна.
Насчет поддержки даже не знаю, только вот сейчас над этим задумалась.

Date: 2018-04-18 12:41 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС А вы могли бы как-то прояснить, как именно вы чувствуете, что она заинтересована и присутствует? Просто чувствуете и все? Я интересуюсь, чтобы со своим опытом это соотнести.

Date: 2018-04-20 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] dechicot.livejournal.com
Если говорить только о невербалике, то у нее всегда была живая мимика, голос тоже не монотонный, с интонациями.
Ну и вопросы она всегда задавала интересные и по теме. И когда я говорила об успехах, то чувствовала, что она рада.
Однажды, через несколкьо лет после завершения терапии, я ее встретила случайно на улице. Поздоровалась, она тоже, подошла, спросила, как у меня дела.
Edited Date: 2018-04-20 10:52 am (UTC)

Date: 2018-04-17 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Для меня невербалика очень важна. Пожалуй, важнее, чем словесная поддержка, потому что телом гораздо труднее врать, чем словами. А еще потому, что искренность я всегда определяю по конгруэнтности. Если что-то с чем-то не совпадает (слова с интонациями, интонации с мимикой, мимика с позой) - для меня это маркер какой-то лажи.

Я в последние 3,5 года училась, в процессе учебы много была и в роли терапевта с разными клиентами-согруппниками, и в роли клиента с ними же... Когда из роли клиента многократно пообщаешься с 15 терапевтами, пусть даже в ходе коротких учебных работ, становится понятно, что искренность - это просто. Поддержку, тепло, участие, заинтересованность просто видно и все, они достаточно универсальны у всех людей. Так что, может, это с терапевтом что-то не то?

Date: 2018-04-17 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
Мне вот что подумалось: помимо выражения тепла терапевт ещё должен активно анализировать поступающую к нему информацию, и вот тут он может выглядеть более отстранённым, чем оно есть. То есть он думает обо мне, но внутри себя. А думают люди очень по-разному, совсем не так однозначно, как выражают эмоции.
Но он вообще делает в этот момент важное дело, если он будет думать по остаточному принципу, вместо этого выдавая сплошной поток эмоций -- он собственно не сможет мне глобально помочь.

Date: 2018-04-17 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Не согласна. Человек - не маломощный старенький компьютер, в котором при активной работе одной программы остальные начинают виснуть. Если эмоциональная сфера достаточно прокачана и достаточно осознана - она адекватно работает в фоновом режиме. Тем более, если человек занимается этим профессионально, то есть, специально прокачивает и много использует одновременно эмоциональные и аналитические навыки.

Бывают определенные личностные особенности (например, выраженная шизоидность), традиции определенного психологического направления или особенности материала, которые либо препятствуют сочетанию эмоций и анализа, либо ограничивают эмоциональный компонент. Но это уже другая история, и она не про остаточный принцип.

И эмоции не обязательно должны быть яркими. У нас одним из самых теплых терапевтов в группе был очень интровертный внешне малоэмоциональный парень.
Edited Date: 2018-04-17 06:30 pm (UTC)

Date: 2018-04-17 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] maple-lady.livejournal.com
У меня была терапевт, которая тоже было достаточно отстранённой. Точнее спокойно сидела и слушала. А мне не хватало эмоциональных её проявлений, хотелось больше участия. И вот я тоже так для себя определяла её поведение, что она там что-то думает обо мне, что-то анализирует, что это такая её терапевтическая позиция. А потом я рассказала ей про одну свою знакомую и как-то мимоходом упомянула её хобби. Терапевт вся встрепенулась, телом подалась вперёд, глаза заблестели, на её лице читалась неподдельная заинтересованность. Это сильно меня резануло. Чтобы я не рассказывала, к моим словам у неё никогда такой заинтересованности не было.
Так что имеет смысл учитывать разные варианты, всякое бывает. (такая вот ложка дёгтя.)
Надеюсь, что у ТС всё окажется иначе.

Date: 2018-04-18 12:34 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Знаете, вот вы это написали, и я подумала, что у меня была похожая ситуация. Я упомянула, что хочу купить некоторую одежку очень в будущем, и тер очень оживилась и сделала интервенцию "давайте поговорим, обсудим, какие именно одежки и откуда вы хотите". Я возразила и она в целом признала, что сейчас мне это не подойдет тогда, но это был единственный момент из того, что я помню, где она бы так оживлялась. У меня просто привычка списывать все на перенос, и я решила, что ну конечно я чувствую, что тер более скучно, когда я говорю про болезненное, и конечно же я буду ощущать давление развлекать ее и говорить про покупки. Но да, она не интересовалась, что я чувствую, с таким же оживлением.

Date: 2018-04-18 12:40 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Я просто была не до конца уверена, важно ли, чтобы терапевт ощущал себя так же, как то, что он выражает. Например, тер говорит, что поддерживает, а про себя думает, как устала слушать про бесконечное уныние. По идее, если она про свою усталость не говорит, то меня это не касается, другое дело, что если это что-то сильное, то я тогда буду видеть несовпадение в том, что говорят, и в том, что вижу. Другое дело, что мне оно фонит. Если это не перенос. )

Ну тер правда говорила, что очень поддерживает, но я это не чувствую. Хотя, бывает, с другими людьми чувствую, то есть я эту поддержку могу ощущать, просто от нее почему-то нет, потому что ее вид и поведение не совпадают с тем, как я поддержку ощущаю и вижу.

Date: 2018-04-18 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Важно, чтобы терапевт был способен создать поддерживающую атмосферу, если Вы в этой атмосфере нуждаетесь. Или чтобы работал с переносом, если этот перенос есть. Короче, делал что-нибудь полезное для клиента за его деньги.

А так получается, Вы терапевту: "я не чувствую поддержки", терапевт Вам: "я ее дала". И все? А где тут ее работа?

Date: 2018-04-19 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] menya-jdut.livejournal.com
+100
Вот и у меня последний месяц терапии с первым тер было то же самое. Я ей "Вы меня не понимаете", она мне "Я Вас понимаю". Я ей снова: "Вы не понимаете", а она мне "Я Вас не только понимаю, я Вас чувствую". А холодком то веет, усталость чувствуется... Кажется, что ей хотелось поскорее от меня сдыхаться... И я так промучалась тот месяц, не доверяя своим чувствам, а списывая всё на перенос, ой-ой... И слава Богу, что ушла от неё в итоге.
Автор, желаю Вам удачи в терапии и разобраться в этой непростой ситуации!

Date: 2018-04-18 07:55 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Очень отзывается про поддержку от терапевта. Мне тоже казалось, что я не получаю поддержки. Вернее, сначала я просто все вываливала и не обращала внимания на ее реакцию, мне важно было, что меня слушают, остаются со мной, выдерживают. А потом, когда острота желания выговориться спала, появилось осознание, что кроме как выговориться самой, мне еще нужна поддержка, участие, тепло. А их я не чувствовала. Сначала я думала, что мне это "кажется", потом меня стало раздражать отсутствие поддержки, потом я стала, наконец, говорить об этом терапевту, что она меня не поддерживает, а она отвечала, что поддерживает, сочувствует и т. д. А я этого не ощущала. А потом случился кризис в наших отношениях, когда мне очень нужна была обратная связь от нее, но ее не случилось. И я восприняла это как предательство. Может, надо было продолжить встречи с нею, но я не могла больше выносить ее бесстрастного лица и молчания и мы расстались. Думаю, все закономерно. Поначалу мне нужен был хоть кто-то, кто будет слушать мой "бред", потом запросы выросли да и лучше себя начала понимать. Рада, что мы расстались, теперь у меня другой терапевт. И другая форма терапии. Иногда вспоминаю ту, старую тер, когда понимаю, что во мне остались какие-то новые способы восприятия жизни, которым я научилась будучи с нею в контакте. Но я рада, что у меня теперь другая тер. Мы разговариваем! а это важно для меня, ощущение разговора и ощущение тепла от нее, мягкости, не потому что так надо, а природной какой-то. С прежним терапевтом было не так.

Date: 2018-04-22 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Я очень запоздало добавлю довольно бессмысленный комментарий, поскольку сама обычно читаю пропущенные темы позже)
У меня прошлый терапевт был очень долго, долгое время я ощущала много поддержки, потом я начала чувствовать, что ему как будто бы скучно со мной или что на некоторых темах он как-то морщится и хочет их побыстрее проехать. Например, была тема про вакансию, о которой я говорила несколько сессий, терапевт меня вроде внешне поддерживал, но я ощущала, что ему как-то скучно это обсуждать. Я терапевту озвучила, что чувствую его скуку и некоторую усталость, он меня уверил, что на самом деле очень сочувствует. Я была (да вообще-то и есть) очень невысокого мнения о своих навыках интерпретации невербалки (считала, что у меня в этой области чуть ли не аутистические проблемы), поэтому поверила терапевту. К сожалению, вскоре у терапевта полезло уже вполне вербальное раздражение на меня (там уже никак на перенос не списать), закончилось всё полной жестью. Мне кажется, если долго в терапии, то уже в любом случае начинаешь распознавать нюансы невербальные, лучше себе доверять, особенно если есть ощущение не просто недостаточной поддержки, а явного расхождения между словами и мимикой.
С другой стороны, от текущего терапевта мне постоянно слышалось обвинение, мы это обсудили, она теперь старается какие-то вещи вербально выражать, да и мимику ее я стала понимать лучше, так что фактор переноса тоже нельзя исключать, фиг пойми
Edited Date: 2018-04-22 05:26 pm (UTC)

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 04:51 am
Powered by Dreamwidth Studios