Делимся опытом
Mar. 30th, 2018 09:54 pmХочу спросить, выделили ли вы для себя какие-то маркеры, по которым отличаете, когда панику вызывает полезная хорошая ситуация, потому что травма, и когда паника обоснована. Кроме очевидных, когда просто чувство что что-то не то и страшно что-либо делать, но не выходит понять, что именно и почему.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-03-31 04:57 am (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 03:36 pm (UTC)В смысле, когда эта реакция на реально существующую проблему, нормально, а если это на мысль "вдруг может случится, потому что очень похоже" - тогда птср? Спасибо, так удобнее разделять пожалуй.
no subject
Date: 2018-03-31 05:13 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 05:25 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 05:31 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 06:30 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 06:05 am (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 08:08 am (UTC)щас полистала ситуации, и правда такое есть, как будто ты пленник(-ца) чего-то и будешь реагировать, как предписано этим чем-то.
а в первую очередь конечно думается про несоответствие реакции или степени этой реакции на ситуацию.
мне сейчас терапевт помогает сортировать, на кого и на что я злюсь\печалюсь
no subject
Date: 2018-04-01 04:55 am (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 03:37 pm (UTC)Спасибо, интересно! Про клетку и перспективу особенно.
no subject
Date: 2018-04-01 04:55 am (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 09:45 am (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 03:38 pm (UTC)Спасибо, интересная мысль тоже!
no subject
Date: 2018-03-31 06:05 pm (UTC)People are strange when you’re a stranger,
Faces look ugly when you’re alone.
Women seem wicked when you’re unwanted,
Streets are uneven when you’re down.
When you’re strange
Faces come out of the rain
When you’re strange
No one remembers your name
When you’re strange
When you’re strange
When you’re strange.
no subject
Date: 2018-03-31 11:07 am (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 01:20 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 03:38 pm (UTC)Спасибо! Про парю и оторванность интересно, попробую так посмотреть на это.
no subject
Date: 2018-03-31 04:16 pm (UTC)А можно пример именно полезной (не просто безопасной) ситуации, когда может возникать паника?
no subject
Date: 2018-03-31 05:00 pm (UTC)Например, если я паникую, делая рабочий проект, то иногда это от того, что хочу что-то улучшить, а внутри бурчание "нечего думать, вот еще, на работу лишнее время тратить она выдумала". Иногда паникую потому, что могла пропустить ошибку, и это быстро вырастает до размеров жизни под забором. А отличить одно от другого не могу на момент. Или если что-то хорошее происходит, у меня основная реакция тоже будет паника, а не радость.
no subject
Date: 2018-03-31 05:40 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 06:29 pm (UTC)Мне мешает то, что я ситуацию быстро и очень реалистично довожу до полной трагедии. И это появилось после того, как несколько таких трагедий у меня случилось. И случились они во многом потому, что тогдашняя тер говорила, что "вам страшно потому что вы боитесь близости/хорошего, а так все хорошо". И текущая пошла той же дорогой. Мне, наверное, не нравится, что терапевт за меня принимает решения о том, безопасно что-то или нет, и настаивает на них, хотя ежу понятно, что ответственности за этот совет она не несет. Поэтому мне важно самой разобраться, что именно я ощущаю, и научиться понимать, отсюда и вопрос такой, наверное. Так да, я тоже стараюсь логически разграничивать и огораживать эти очаги страха, но заноза в сердце остается пока что. )
no subject
Date: 2018-03-31 07:13 pm (UTC)А терапевт прямо вот берется утверждать, безопасно это для вас или нет?
no subject
Date: 2018-03-31 09:28 pm (UTC)Да, прямо берется. Ну я что-то рассказываю, она упорно отвечает, что-нибудь вроде "вы боитесь этого, потому что вы боитесь хорошего, страх тут индикатор того, что вы делаете правильную для себя вещь". Как различить его и другой страх, который просто страх, она мне по-моему так и не предложила, хотя я спрашивала вначале еще. Нет, я понимаю, что часть моих страшилок постороннему человеку звучит как "один раз я отравилась рыбой и была в реанимации, теперь я иногда пытаюсь купить рыбу, но мне становится как-то плохо уже в магазине, я вижу что все покупают рыбу и ничего, но все равно не могу"
no subject
Date: 2018-03-31 09:44 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 09:53 pm (UTC)Вообще вы правы, просто из моего опыта мне больше старались пропихнуть эту идею без полутонов, поэтому она в таком виде отложилась в голове, и я старалась подстроиться. Ваш вариант мне нравится намного больше!
no subject
Date: 2018-04-01 09:35 am (UTC)Я сейчас с терапевтом работаю над тем, что люди с ксенофобскими и виктимблейминговыми установками, даже не относящимися ко мне лично, кажутся мне опасными. Терапевт меня спросила, было ли хоть раз такое, когда я сильно переоценила опасность или ошиблась, я ответила, что вроде не было. Терапевт меня спросила, почему же я тогда так сильно себе не доверяю, я прямо в ступор впала, до сих по в ступоре:)
no subject
Date: 2018-04-01 01:15 pm (UTC)Да, вы правы. Я вспомнила, она еще предложила что-то вроде, если я боюсь чего-то и не хочу этого - то страх обоснован, а если боюсь последствий, но хочу что-то - то необоснован. Но по-моему это немного опасно, хорошо такое говорить, пока клиент хочет вкусный обед, но в мире есть много вещей с реальными плохими последствиями, опять же. Ее еще начало в итоге заносить в "зато это будет интересный опыт". Я могу допустить, что я об этой теме ей говорила скорее с настроением"тер ну посмотрите на нее (меня), она ж такая глупая, вам ведь тоже смешно с ее страхов, правда?".
Мне ваша идея про откалибровать нравится больше, мне менее страшно становится прямо от идеи, что не надо играть в игру "выбери какие из страхов мы считаем глупыми сегодня", и можно на них начать опираться и калибровать. ))
no subject
Date: 2018-04-01 09:53 pm (UTC)По себе знаю, что очень тяжело перестать обесценивать свои страхи, перестать брать себя на слабо и отказаться от идеи, что типа надо "преодолевать".
no subject
Date: 2018-04-01 12:08 pm (UTC)Точно бывают ситуации, когда страшно - по делу.
Страшно переходить дорогу на красный свет потому что машина может сбить.
И страх тут точно не является индикатором того, что поступать нужно именно так.
Более того, если сравнить цену вопроса:
1. я боюсь чего-то такого, в чём на самом деле всё ок - и не получаю нового опыта и каких-то плюшек
2. я не боюсь чего-то такого, чего на самом деле стоило бы бояться - и со мной случается что-то плохое
то как по мне, вторая ситуация намного хуже первой.
И вообще, может быть у вас аллергия на рыбу:)
no subject
Date: 2018-04-01 08:06 pm (UTC)Я мыслю аналогично вашему в этом смысле, лучше предупредить и избежать. )))
no subject
Date: 2018-03-31 08:25 pm (UTC)no subject
Date: 2018-03-31 09:31 pm (UTC)Спасибо, вы очень вдохновляющей написали про проживать не в одиночестве.
no subject
Date: 2018-04-01 09:55 am (UTC)no subject
Date: 2018-04-01 01:18 pm (UTC)Спасибо, мне прямо намного легче стало от того, что вы написали.
Буду, наверное, искать с кем можно про это работать.
no subject
Date: 2018-03-31 09:55 pm (UTC)Например, если у меня паника оттого, что мне кажется, что я теряю контроль над ситуацией, то это ок, потому что потерять контроль действительно страшно. Просто может оказаться так, что контроль у меня остался или он в этой ситуации не нужен.
После этого можно найти способ себя утешить, и словами, и в плане 'как я могу улучшить ситуацию' (потому что становится ясно, что именно нужно исправить). Это работает для всех случаев.
Вообще, в 'по-настоящему угрожающих' ситуациях паника тоже выглядит неадекватной из позиции, когда ты уже нашла выход и проблема решилась. Поэтому я считаю, что граница довольно тонка.
no subject
Date: 2018-04-01 01:30 pm (UTC)Мне ваш подход больше нравится, в нем и правда ощущается больше цельности и ресурса, и нет паталогизации.
Возьму себе это схему на вооружение. Спасибо!!
no subject
Date: 2018-04-01 12:24 pm (UTC)Если мне страшно - это и есть объективная реальность, и с ней нужно считаться (и окружающие тоже должны, а если не хотят, то это хреновое и небезопасное окружение).
И вот на этой основе можно (но не обязательно! если у меня нет желания есть рыбу и я боюсь есть рыбу - то неважно, почему я боюсь, всё равно у меня нет причин её есть) разбираться, чего конкретно я в этой ситуации боюсь и что с этим(не страхом, а элементом ситуации!!!) можно сделать. В этом очень помогает вопросы "чему конкретно я в этой ситуации не доверяю", "чего я здесь не понимаю", "какой вред мне могут причинить".
И если уважать свой страх - со временем он становится меньше. Нет нужды кричать во всё горло если тебя и так гарантированно услышат и сразу же гарантированно отреагируют.
no subject
Date: 2018-04-01 08:08 pm (UTC)Ой, кстати да, если мне страшно - это реальность моих чувств, реальная хотя бы в том, что мне по-настоящему страшно, можно ожидать реакции хотя бы на это. У меня вообще была мысль, что это все усугубляется постоянным отрицанием окружающих, включая тер, и тогда ради внимания надо выращивать все более забавные и необычные страшилки.
Если я боюсь - нет причин это делать - это прямо мысль озарение! У меня все строится по "я боюсь - а надо - а надо побороть".