Делимся опытом
Feb. 6th, 2018 11:35 pmДобрый день! Долго не решалась написать, задать этот вопрос. Тема для меня деликатная (стыдно даже писать об этом) и тут, на этом сайте я чувствую поддерживающую атмосферу, безопасность, могу раскрыться. Меня интересует терапия зависимостей. Я не о химической зависимости. А вот о чем. Зависимости от чтения психологической литературы, поиск информации на разные темы, которые обсуждаются в том числе тут. Возможно это покажется странным, но я замечаю, что мозг прямо-таки зависим от этого, я нахожусь в постоянном поиске, словно кто-то внутри меня просит:"Давай, давай еще!". Или это моя защита специфическая? По ощущениям как бег по кругу. К слову, я в терапии несколько лет. Терапия поддерживающая, не так, чтобы раз в неделю, например. А когда есть необходимость прояснить для себя что-то или выговориться нужно. Сейчас крепко задумалась о формировании зависимости. Как кто-то постоянно просматривает фото и картинки в соц сетях, а я читаю, читаю, ищу... Забросила изучение языков, например, чувствую, что есть Жизнь и есть Я, хотя внешне я очень активна, социализирована, скажем так. Замечаю, что иногда информация поднимает во мне тревогу, прям колбасить начинает, какой-то несвободной себя ощущаю. Есть у меня опыт и групповой терапии, тогда я внимание обратила, что часто ходят одни и те же люди, словно зависимые от психотерапии, групповых работ. Возможно ли такое? Где эта черта, переходящая в зависимость? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. Спасибо.
Отвечать можно анонимно.
Просьба к авторам вопросов: отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2018-02-07 07:44 am (UTC)У меня сложилось впечатление от вашего поста, что вы так боитесь зависимости в терапии, что ходите туда только, когда свовсем край, а в остальное время надеетесь как-нибудь так самостоятельно по книжкам себя исцелить, чтобы ни в коем случае не нуждаться в ком-то еще для своего исцеления.
В том методе, в котором я работаю (терапия основанная на создании безопасной привязанности) зависимость - очень важный этап. Помогает получить недополученный опыт. Помогает починить то, что сломал реальный опыт с реальными родителями. Конкретно мои были холодные, непоследовательные и отвеграющие. В вашем случае слышатся удушающие родители и/или какой-то последующий крайне болезненный опыт привязанности к кому-то важному. Вот все ваши защиты говорят: делай, что хочешь, главное беги при первых же признаках привязанности (она у вас, похоже, сразу автоматом с зависимостью ассоциируется).
Зависимость, как и любая другая проблема, решается движением к ней, а не от нее. То есть, подойти поближе к тому, чего вы боитесь, и хотя бы его рассмотреть подробно.
Как, к слову, вы относитесь к тому факту, что вы зависите от других специалистов - врачей, например. Хочешь- не хочешь, а ходить к ним придется, никуда не денешься.
Любая проблема, которая тянется с детства, лучше всего решается в регулярной еженедельной терапии, потому что для исцеления требуется пространство безопасности и доверия, которые выстраиваются с помощью регулярных встреч.
Чего-нибудь отозвалось?
no subject
Date: 2018-02-07 08:20 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 08:41 am (UTC)Похоже, работать вам нужно не над страхом зависимости, а над сепарацией от мамы - чтобы ее тараканы стали только ее тараканами, а не вашими общими :) Тогда они не будут вылезать внезапно, как черт из табакерки, как только вы пойдете в сторону здоровых вещей вроде стабильной привязанности или взаимозависимости.
no subject
Date: 2018-02-07 08:32 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 08:47 am (UTC)Послушный, на все согласный, во всем удобный, все сам делающий клиент - это недоработка терапевта )))
no subject
Date: 2018-02-07 09:08 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 07:58 am (UTC)По вашей ситуации показалось, что вы ищете информацию, которая способна вам помочь и исцелить вас. На мой взгляд информация хороша для понимания что происходит и каков механизм происходящего, но далеко не все проблемы можно решить пониманием их истоков и механизмов. Многие люди понимают, что они, например, вступают в брак с алкоголиком, потому что у выросли в семье с одним или двумя пьющими родителями. Но это понимание им особо не помогает.
Мне кажется, дело у вас не в том, что вы зависимы от психологической литературы, а в том, что вы хотите помощи, но даете ее себе не в том виде, в котором она вам нужна. То даете себе новые знания вместо сочувствия, понимания, эмоционального присоединения, которые может дать терапия. Наверное вам нужна классическая терапия раз в неделю, тогда потребность в книгах отпадет.
Есть у меня опыт и групповой терапии, тогда я внимание обратила, что часто ходят одни и те же люди, словно зависимые от психотерапии, групповых работ
- так это как раз нормально, что одни и те же люди ходят. Они ходят за помощью и получают ее, это не значит, что у них пагубная зависимость.
no subject
Date: 2018-02-07 08:25 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 08:38 am (UTC)У меня ощущение что я должен все знать и уметь, быть идеальным пациентом для своего терапевта, самым лучшим.
Рассказывать о своих проблемах сразу на языке психотерапии, чуть ли не диагноз сам себе поставить, сам себя поддерживать, не докучать своими глупыми проблемами.
Сказываются родительские установки. Очень долбили тем, что должен хорошо учиться, постоянно заниматься и т.д.
no subject
Date: 2018-02-07 08:49 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 09:55 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 10:08 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 04:52 pm (UTC)Я еще лет 7 назад представляла, что психотерапевты - это для людей с диагнозами не меньше шизофрении, скажем, а психологи по моему опыту работали все в стиле: "ну напишите письмо про обиды на маму! Написали? Теперь сожгите. Так какие у вас остались проблемы?"
И представление о том, что у других все плохо, а на терапию не идут, могут быть исключительно нашими представлениями. Может, им нормально в их реальности.
no subject
Date: 2018-02-07 08:59 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 08:44 am (UTC)Я в терапии тоже отметила, что и до терапии читала много селф-хелп книг и в терапии их читаю. Но изменилось их качество: из книг с яркой мягкой обложкой, изображающих Прадвину или Луизу Хей, это стали книги по темам, которые мне интересны и помогают понять какие-то тонкости моего процесса. Это книги совершенно другого уровня. Книги так же из-за того, что они всегда рядом поддерживают меня, когда я вне терапии, как и толки каких-то специалистов, когда я могу слушать просто голос. Иногда я что-то беру из книг, что-то пробую, они могут воодушевлять меня какими-то возможностями. проектами, в которых мне бы хотелось поучаствовать.
Сейчас я стараюсь книги перемешивать: то, что ближе к теме терапии и художественную литературу. которая не мене целительна.
Но книг в моей жизни все еще очень много. Сохранилась эта привычка через покупку очередной книги сохранить иллюзию, как пишет Эль, получить Самое Важное Знание, Которое Меня Немедленно Починит - и я заживу успешной жизнью.
Еще с книгами такой момент: они помогают мне подобрать слова к моим переживаниям. До терапии у меня не было в обиходе таких выражений, как внутренняя пустота, обреченность и так далее. А эти слова очень важны для описания состояний, что бы терапевт или даже домашний врач понял, что тут такое и насколько все серьезно. К тому же терапия у меня на не моем родном языке и всегда приятно встретить в книге то, что, вроде, как чувствуешь. но подобрать слова этому не можешь. Это как для иностранного языка, на котором проходит терапия, так и для моего родного, русского...
Но мне показалось, что Ваш вопрос совсем не про книги...
no subject
Date: 2018-02-07 08:54 am (UTC)А Вы бы не могли выразить свое мнение как Вам видится?
no subject
Date: 2018-02-07 09:23 am (UTC)Про страх зависимости и отношения, как мне показалось. У Вас выше очень получилось про это пообщаться, а про задачу книг было только всколзь, как проявления синдрома отличника что ли...
no subject
Date: 2018-02-07 02:46 pm (UTC)понимаю вас!! я похожие задачи решаю когда иду в театр, языка нет, чтобы выразить, что происходит)
а какая художественная литература показалась вам целительной?
меня саму книги подлечивают
no subject
Date: 2018-02-07 04:49 pm (UTC)Даже так сразу не смогу Вам ответить. Я сейчас почему-то читаю много сказок. Навеное, эти книги в детстве были очень дорогие...
Туве Янсон "Мумий Тролль" - вот просто как купалась в ней и Муми-мама меня очень подлечила. В одной книге-сказке нашла для себя поддерживающую фигуру, которую хочу в терапии проработать, что бы научиться ей поддерживать себя. Она прямо-таки меня таким теплом и заботой окружает от одного представления.
Или вот биография самой Туве Янсон. Оказывается, она сама страдала депрессией и написание рассказов про Мумий Тролля поддерживало ее в особенно глубокие и печальные периоды.
Как-то так...
no subject
Date: 2018-02-09 11:27 am (UTC)меня в детстве книги от депрессии спасали
вчера увидела статью о библиотерапии, как направление психотерапии рассматривается. пока ничего не могу сказать, статья написана библиотекарем, а не психологом. но что-то в этом есть конечно
no subject
Date: 2018-02-07 10:00 am (UTC)"Забросила изучение языков, например, чувствую, что есть Жизнь и есть Я, хотя внешне я очень активна, социализирована, скажем так" - у меня тоже такое было (и есть до сих пор), несмотря на мою любознательность и интерес, места для этого тоже как будто нет. Или есть, но мало)
Я пока нахожусь в процессе решения, но мне помогает только терапия в этом случае: ПТ помогает "выпускать" накопленное наружу, и внутри как бы появляется больше места. Но пока не так много, чтобы начала масштабно чем-то другим, не имеющим отношения к ПТ. Я стараюсь принять, что на данном этапе моей жизни мне нужно решить именно психологические (внутренние) вопросы, а потом выходить "наружу" к людям.
no subject
Date: 2018-02-07 09:21 pm (UTC)>>но места внутри как бы нет все это пережить, усвоить и переварить, хочется просто полежать дома, "оптупить" во что-нибудь.
вот слово в слово мои ощущения. и про отсутствие места тоже. есть желание освободиться от накопленного за жизнь, но "не переваренного". а всё, что приходит извне (всё равно что-то приходит) медленно и тщательно прожёвывать. ))
no subject
Date: 2018-02-07 10:27 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 12:04 pm (UTC)Мне кажется, что зависимость - это когда компульсивное поглощение информации, без какого-то прогресса в жизни,
no subject
Date: 2018-02-07 12:33 pm (UTC)Спасибо за этот вопрос!!!
no subject
Date: 2018-02-07 02:42 pm (UTC)а трудоголизм например или навязчивое стремление вести здоровый образ жизни?:) практической пользы много:)
no subject
Date: 2018-02-07 03:30 pm (UTC)Обеднение других сторон жизни и эмоциональной сферы, отсутствие друзей, отсутствие интересов, отсутствие достаточного внимания к близким, неспособность регулировать атмосферу в семье, что-то менять, принимать важные решения, не относящиеся к работе... Короче, как и любая другая зависимость - способ спрятать голову в песок и не жить по-настоящему.
no subject
Date: 2018-02-07 07:02 pm (UTC)у меня одна сослуживица трудоголик, стоит ей только дорваться до работы - аж взгляд стекленеет, как будто дозу приняла, я раньше все поражалась, как же ей в 10 вечера домой не хочется, там ребенок школьник, щас ребенок уже вырос, убежал от нее роняя тапки, а кто виноват - правильно, он сам, потому что вырос черствым и неблагодарным, не оценил как мать билась и уставала ради него на работе - да, именно так это теперь формулируется, как алкоголик скажет: я пью только из-за тебя. там еще у матери скупость патологическая, поэтому сын в обносках вечно, стрижен кое-как, дома, чтобы 100 рублей сэкономить, книжек у него никогда не было и развлечений - по этим же причинам: денег стоит. пожалуй, это тот случай, когда и практической пользы мало, если не считать бумажные деньги в кубышках
no subject
Date: 2018-02-07 07:09 pm (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 12:12 pm (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 01:14 pm (UTC)Кстати, спасибо за вопрос в целом - начала думать, почему не могу до сих пор найти себе терапевта - возможно, дело в моем случае не в боязни привязанности, а скорее в потребности как-то на саму себя взглянуть, банальное "стать себе мамой", и научиться себя не ругать за слабость и т.д. Потому что есть люди, которые принимают, а вот сама себя принять долго не могла, и опыт бережного отношения к себе очень помог научиться принимать помощь (и принимать принятие) от других. Извините за оффтоп, но это очень важная тема, оказывается )
no subject
Date: 2018-02-07 01:30 pm (UTC)После комментариев я как-раз очень ощутила, что дело не в привязанности как таковой. Она есть и есть ее признание, но какое-то оно было тайное, мама же научила, что это стыдно. Я это не разделяю как раз - что стыдно зависеть в хорошем смысле слова, что стыдно любить и принимать. В моей жизни есть место привязанности и принятию, я очень дорожу отношениями - это моя ценность. Однако, привкус какой-то был от этого. Потому что в моей родительской семье это не было ценностью. Я долго не могла себе это сформулировать. Вот я написала об этом, как будто высунулась и публично заявила! :) Дышать так хорошо стало. И очень приятно от слова - привязанность...весь день хожу его смакую...:) Мне очень откликнулась Ваша формулировка "потребность на саму себя взглянуть"! Вот я , видимо, сегодня иначе совершенно взглянула.
no subject
Date: 2018-02-09 10:08 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 03:19 pm (UTC)По поводу чтения психологической литературы я вижу ситуацию так... Есть актуальная потребность (улучшить качество жизни, разобраться в себе, еще что-то - не знаю, какая формулировка Вам ближе), но в реале Вы ее удовлетворяете очень ограниченно, вот мозг и пытается добрать альтернативными способами. Менее эффективными и поэтому более затягивающими, потому что теория - это хорошо, но теория без практики мертва. Психика "ломается" в контакте и "чинится" в контакте с другим человеком, а психологическая литература - это поддержка, способ достичь более глубокого понимания собственных процессов и процессов других людей. Наконец, способ найти слова, чтобы объяснить, что вообще происходит. Вспомогательный инструмент, а не основной по сравнению с личной терапией.
no subject
Date: 2018-02-07 03:26 pm (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 05:37 pm (UTC)no subject
Date: 2018-02-07 09:28 pm (UTC)