Делимся опытом
Oct. 8th, 2017 08:19 pmХотела бы поговорить о тех случаях, когда хороший, профессиональный терапевт оказался не «своим».
С моей последней тер мы работали около полутора лет. К ней я пришла в состоянии клинической депрессии, через полгода после расставания с предыдущей тер, после которого я переживала депрессию в одиночку. Моя предыдущая терапевт (с ней я работала около 5 лет, но с большими перерывами) убеждала меня, что у меня нет депрессии, что наблюдается прогресс, а мое состояние – это какая-то моя игра, которую я себе придумала, чтобы сопротивляться прогрессу и не нести ответственности за свою жизнь. Расстались мы так – моя терапевт просто перестала выходить на связь.
Новая тер сразу дала мне диагностические тесты, после чего порекомендовала мне обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой. Я стала принимать антидепрессанты, а терапевт сопровождала мой выход из тяжелого состояния. После начала приема таблеток состояние мое довольно быстро улучшилось.
Первые полгода я была очень довольна терапией. Мне нравился недирективный, неэкспертный подход моей новой тер, то, что она направляет меня к поиску собственного решения проблемы; то, что она никогда не ругала и ничего не требовала от меня в работе; ее бережность, пунктуальность (моя предыдущая тер позволяла себе регулярные опоздания и внезапные отмены сеансов в тот момент, когда я уже приближалась к порогу ее кабинета); ее неукоснительное соблюдение этики.
Однако со временем у меня появилось ощущение, как будто на терапии мы ничего не делаем. Помимо обычной разговорной терапии, мы пробовали разные методы, которыми она владеет, но что-то все было не то. Хотя сами методы в описании очень меня вдохновляли, но вот в работе – нет.
Были с ее стороны «непопадания». Например, я обсуждала отношения с подругой, с которой мы уже довольно долго были в ссоре и не общались. Раньше, когда мы ссорились, я всегда шла на контакт первая. В этот раз я этого не хотела. Тер, конечно же, сказала, что если я не готова мириться, то пока не нужно, но при этом добавила, что это очень хорошее мое качество – способность помириться первой. Вот мне не понравилось упоминание об этом качестве. Вроде как я должна его проявить и в этот раз.
Был также случай, когда я пришла на сессию вымотанная, в нересурсном состоянии. Тер, как обычно, спросила, о чем я хочу сегодня поговорить. А мне ничего не приходило в голову (состояние немного напоминало то мое состояние в клинической депрессии, когда я просто молчала на сессиях, что выводило из себя предыдущую тер). Тер стала пытаться помочь мне найти тему, и так, и эдак, но ничего не получалось. Видно было, что терапевт испытывает дискомфорт. Я ее спросила: «Что вы сейчас чувствуете?». Тер ответила, что чувствует растерянность, замешательство, что хочет мне помочь и не знает как. От этого мне стало еще хуже, я почувствовала себя виноватой, после сессии мне было плохо.
На следующей сессии я сказала тер об этом, и о том, что ей следовало принять мое молчание, просто побыть вместе со мной. Она сказала, что сожалеет и учтет это в дальнейшем. Но после этого кардинально наши сессии не улучшились.
Еще момент - в конце сеансов либо я заговаривала первая о назначении следующей сессии, либо она спрашивала, будем ли мы назначать следующую встречу. Хотелось ответить «Ну, ясен пень, будем!». С одной стороны, я понимала, что этим вопросом она проявляет уважение к моей свободе, но с другой – эти вопросы мне не нравились. Вероятно, в этом мне ощущался некий недостаток стабильности, наши отношения с терапевтом будто бы ставились под сомнение.
Мы расстались месяца три назад в связи с моим отъездом в другую страну. Сейчас я снова в России, и окончательный отъезд планируется через 2 месяца. Я была пока без терапии, но сейчас почувствовала нужду в ней. Думаю, походить к ней еще или сразу искать другого терапевта.
Как думаете, могут ли вот эти все негативные моменты (отсутствие контакта и прочее) быть обусловлены моим «замороженным» состоянием в результате депрессии, или чем-то еще во мне? Или терапевт просто мне не подходит? Был ли у вас похожий опыт?
Буду благодарна всем откликнувшимся!
Отвечать можно анонимно.
Просьба к авторам вопросов: отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2017-10-09 03:29 am (UTC)Мне показалось, что общая тема в том, что вам не нравится - тер не угадывает ваши состояния без вашей помощи, и не делает то, что вам нужно, но о чем вы не можете ей сказать по каким-то причинам. Возможно, есть еще что-то, что вас не устраивает, но о чем вы в посте не написали.
Я бы предположила, что ваше недовольство связано не столько с тер, сколько с тем, что терапия сейчас поднимает на поверхность. Вы попали в атмосферу, где уважают ваши границы, относятся к вам внимательно и ждут от вас, что направление движения будете задавать вы. Вполне возможно, это понемногу вытаскивает на поверхность ваши обиды в отношении матери и боль, которую она вам причинила (она или другие близкие в вашем детстве), и вам хотелось бы все это высказать матери в лице терапевта, то есть, предьявить ей (обоснованные) претензии за все, что она должна была сделать, но не сделала (и это самое сейчас должна сделать терапевт, но не делает). Если что-то из моих слов вам отзывается, то имеет смысл в этом направлении покопаться.
Период "ничего не делаем будто бы" - это нормальный период. Первые полтора года вы тушили пожары в вашей жизни, а теперь надо начинать что-то менять или строить, но вы пока не решили, что именно, потому что не созрели идеи. Возможно, вам хотелось бы, чтобы терапевт вам сказала, что делать дальше (или угадала бы, что именно надо делать исходя из потребностей вашей психики). На контрасте с тушением пожаров такой период, само собой, ощущается как потеря времени. Но как только у вас созреет следующий шаг, активной и целенаправленной работы будет больше.
no subject
Date: 2017-10-09 04:23 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 05:48 am (UTC)да, я тоже согласна, такие же мысли после прочтения поста
no subject
Date: 2017-10-09 07:53 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 10:43 am (UTC)Нет, ничего другого, о чем я не написала, не было.
Спасибо, все отзывается, особенно третий абзац. Еще прочитанное навело на мысль, что тут играет роль также мой страх, что меня отвергают. Часто возникает страх, что я неинтересна терапевту, что ему не интересно со мной работать. Но тут даже я понимаю, что это необоснованно, ничего такого с ее стороны не было. Понимаю, что это про мои страхи и травмы. Как будто мне недостаточно просто хорошего ко мне отношения, мне надо, чтобы меня считали чем-то выдающимся, и только тогда я буду спокойна, что меня не отвергнут.
От вашего комментария мне стало очень спокойно. Спасибо!
no subject
Date: 2017-10-09 10:46 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 03:37 am (UTC)От рассказа о втором терапевте я ощущаю тепло. Она видится мне учитывающей ваши пожелания и достаточно чуткая.
Далее вы пишите так, будто её слова вызывают у вас домысливания. Она упомянула, что ей нравится качество мириться первой вы решили, что вы должны мириться первой. А что если она не считает, что вы должны? Она не уверена, в том, что вы хотите продолжать сессии и спрашивает вас об этом, а у вас в ответ мысли о том, что сессии не факт, что продолжатся. Она не знает как действовать с вами, когда вы молчите, чувствует замешательство, а вы в ответ думаете, что вы в этом виноваты. И вы, будто, сами догадываетесь, что это не так.
Если вы заморожены, то разморозка как раз может проходить через недовольство, через злость. И, похоже, дело у вас идет вперед. Дело за малым, начать/продолжать проявлять это недовольство терапевту. (сказать в лицо: Ну ясен пень будем продолжать!) И это страшно. Но именно отсюда может родиться и доверие, и контакт. На сколько вы готовы доверять свое возмущение?
no subject
Date: 2017-10-09 10:50 am (UTC)Очень здорово вы написали! Спасибо, что поделились вашими ощущениями и идеями. Про недовольство и рождение доверия вы, кажется, очень правы. Уже захотелось попробовать воплотить это в жизнь :)
no subject
Date: 2017-10-09 04:08 am (UTC)По поводу ваших сомнений присоединяюсь к коменту выше, мне кажется в ваших реакциях есть большой потенциал для исследования себя.
no subject
Date: 2017-10-09 10:52 am (UTC)Здравствуйте! )))
Спасибо большое!
no subject
Date: 2017-10-09 06:35 pm (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 08:58 pm (UTC)Я вам напишу в личку.
no subject
Date: 2017-10-09 04:39 am (UTC)При желании обсудите важность понимания происходящего со своим терапевтом. Если примите решение поменять терапевта, то обратите внимание на то, насколько внятно и подробно он будет описывать порядок вашего взаимодействия (сеттинг).
no subject
Date: 2017-10-09 11:08 am (UTC)Директивный подход - то, от чего мне хотелось бы уйти. Да, в трудные минуты приходит мысль, что мне директивный подход только и поможет, но стараюсь эту мысль гнать)))
Спасибо за совет про сеттинг! Предыдущие комментаторы практически убедили меня не менять пока терапевта). Но, возможно, придется это сделать в дальнейшем в связи с отъездом в другую страну. Моя тер не любит работать по скайпу, рекомендовала мне попробовать найти очного специалиста на месте. Если не найду, то попробуем по скайпу поработать.
no subject
Date: 2017-10-09 08:12 pm (UTC)no subject
Date: 2017-10-10 11:04 pm (UTC)Действительно, я не сразу обратила внимание на эту фразу, м.б. потому что для меня немного непривычна лаконичность ваших формулировок). Спасибо, буду стараться отслеживать и заявлять, если чего-то не понимаю, т.к. думаю, что это важно
no subject
Date: 2017-10-09 05:16 am (UTC)У меня тоже был период "тушения пожаров", теперь он, как мне кажется, завершен. И наступила у меня пора сомнений. Тоже ощущение дискомфорта, если я молчу, на сессии. И в идеале я бы хотела, что бы терапевт догадывался о моих реакциях, да. Чтобы попадал куда-то туда, чтобы интерпретировал, выявлял вредоносные установки, соотносил с моим прошлым опытом и я бы уходила озаренная инсайтом. Вот я например читаю какую-нибудь статью в интернете-и думаю- О! о! понятно, вот это да, про меня.. А почему это мой психолог мне такого не говорил?.. почему я сама должна до этого додумываться и вычленять эти установки.. И откуда я вообще могла бы узнать про этот способ с установками, если мне психолог не говорил ( и не говорит), я сама, волею судеб, в интернете прочла?!
Были неосторожные фразы, задевания острых тем к концу сессии, которые оставляли меня разобранной. Ну и еще меня очень задел ее ответ на мой тревожный вопрос " что же делать"- "взрослеть".
Потом, еще ситуация: я опоздала, и психолог, видно, раздосадована. И я расплакалась из-за выражения ее лица, и того, что она злится, а я так старалась, пришла, но время перепутала. Еще под дождем вымокла. Она как-то испугалась и сказала, что ежели вы в таком состоянии пребываете, можно попробовать к психиатру отбратиться. (По ее рекомендации). И не было попытки разобраться, почему я плачу, а сама я не сказала. До меня только потом дошел смысл этого, уже дома.
Тоже сетовала на отсутствие контакта, еще на недостаток теплоты (сначала я долго жаловалась на психолога сестре, теперь все же решилась и высказала накопленное терапевту.)
В довершение я с ноткой трагичности сказала своему психологу, что подыскала себе другого психолога, но еще пока не сходила к свеже-отысканному, потому что побаиваюсь нарваться на дурного специалиста. Психолог сказала, что готова мне посоветовать кого-то из ее коллег, кто , по ее мнению, более "теплый" терапевт.
Под конец этой сессии я расплакалась, наверное, потому, что мне жаль ее бросать. Этого она тоже не поняла.. Наверное. По крайней мере, мы не обсуждали. А сестра, которой я месяц жалуюсь на психолога, со стороны конечно говорит: "ну как, у психолога? как, ты ОПЯТЬ к старой ходила?"
Тем не менее, есть у моей части одной мнение, которое выразила в первом комменте Эль. (Работаем чуть меньше года). И есть еще желание остаться и разбираться.
Была у меня версия еще, что мне не подходит подход, извините за тафтологию. Работаем экзистенциально. Мне, наверное, хотелось, чтобы психолог .. называл мне мои чувства (ну или предлагал варианты), даже просто больше говорил.
В общем, пока ничего я так и не решила. Может, схожу параллельно к той, которую нашла в интернете. Еще из минусов, психолог часто семинары посещает.
А так, несмотря на все вышенаписанное, нечто глубинное из моего нутра говорит мне что это "хороший, профессиональный терапевт", останься.
..Вдруг у нас и правда один и тот же психолог) Во имя этики промолчим.
no subject
Date: 2017-10-09 07:37 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 11:25 am (UTC)Здравствуйте! Спасибо за отклик!
Я бы посоветовала вам все же написать свой пост в рубрику. В чем-то наши темы совпадают, но в чем-то они разные, и я по себе сейчас вижу, насколько полезно почитать то, что пишут именно вам. Когда я писала пост, у меня было некое представление, какими будут ответы. Но в действительности комментаторы написали мне вовсе не то, чего я ожидала! И это как раз хорошо.
Вот я например читаю какую-нибудь статью в интернете-и думаю- О! о! понятно, вот это да, про меня.. А почему это мой психолог мне такого не говорил?..
От статей в интернете часто бывают такие инсайты, радость узнавания - думаю, это все потому, что они достаточно универсальны, чтобы подходить всем. А работа с психологом - это не про всех, это только про вас. Посему это и сложнее, и важнее.
Еще из минусов, психолог часто семинары посещает.
Какие именно семинары? Если профессиональные, учебные (ваш психолог учится), то это же хорошо. Хороший психолог и должен все время учиться, участвовать в семинарах, повышать квалификацию. Моя тоже посещает семинары, и я этому рада. Может быть, дело в том, что она ради семинаров отменяет ваши сессии? Моя, если семинары приходятся на наше время (что бывает нечасто), предлагает другое время на этой же неделе.
no subject
Date: 2017-10-09 08:56 pm (UTC)Да, Вы, пожалуй,правы.
Семинары психолог посещает учебные, и сама проводит, сессии отменяем.
no subject
Date: 2017-10-09 06:15 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 11:28 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-09 11:28 am (UTC)Спасибо за ваш опыт!
no subject
Date: 2017-10-09 11:35 am (UTC)Периодически у меня были моменты, когда мне казалось, что он не дает мне того, что мне нужно, и я делала попытки сменить терапевта. В результате работы с другими я осознанно опять возвращалась к нему, и наши встречи начинали снова приносить мне удовлетворение.
С ним я тоже обсуждала (хотя это сложно всегда для меня), что меня что-то не устраивает. Но иногда сложно даже формулировать - что именно не так, самой понять сложно. Мне помогло, что он всегда выслушивал мои сомнения, но никогда меня не уговаривал - остаться в терапии с ним. В то же время давал понять, что если я захочу уйти и потом вернуться - я могу вернуться, для этого нет препятствий. Завершающих встреч он не практикует (я знаю, есть психотерапевты, которые настаивают на однозначном завершении текущей терапии).
Мне кажется, если у вас есть сомнения - можно попробовать и другого терапевта. Можно и с текущей тер это обсудить, по вашему рассказу кажется, что она поддержит вас в любом решении относительно дальнейшей терапии. Очень грустно, что такая вышла у вас первая травмирующая терапия.
no subject
Date: 2017-10-09 09:08 pm (UTC)Здорово, что вы всегда могли вернуться к вашему терапевту и возвращались!)
Спасибо за поддержку!
no subject
Date: 2017-10-09 06:23 pm (UTC)Все остальное похоже больше на часто распространенные рабочие моменты, соглашусь со многими комментаторами выше.
no subject
Date: 2017-10-09 09:13 pm (UTC)Спасибо! Да, есть такое. Попробую с ней это обсудить.
no subject
Date: 2017-10-10 09:05 am (UTC)К прошлому терапевту я ходила в общей сложности лет 7 (тоже с перерывом), тоже были проблемы с сеттингом (перенос времени в день сессии, неорганизованность терапевта и т.п.), а потом уже и куда более неприятные нарушения. У нынешнего терапевта с этим всё в порядке, но у меня иногда есть ощущение какой-то топорности работы, я тоже не могу с ней комфортно молчать, многие ее приемы для меня как-то слишком очевидны, у меня есть ощущение, что я как-то не совпадаю с ней по темпу, контакт у нас есть, но какой-то прерывистый. Я сознаю, что частично она меня раздражает просто тем, что отличается от предыдущего терапевта, но мне кажется, что даже если б у меня не было предыдущего опыта терапии, нынешняя терапевт всё равно бы была для меня "не моей", что совершенно не означает, что это плохой терапевт.
no subject
Date: 2017-10-11 12:13 am (UTC)Спасибо вам большое за ваш опыт!
У меня ощущения топорности совсем нет, скорее наоборот, есть ощущение излишней ювелирности, что ли... У нее действительно очень неэкспертная позиция, она никуда меня не направляет, ни в какое русло, всегда следует за клиентом. И вот у меня порой возникают сомнения: если меня не направят в нужное русло (в смысле не меня, а работу), то я так и буду барахтаться, где была...
Во многом благодаря этому обсуждению, я пока решила все же вернуться к своему терапевту. Постараюсь быть смелее в выражении того, что мне не нравится или не устраивает, проговаривать волнующие меня моменты. И дальше буду смотреть, что у нас получается. Я не уверена, что она "не мой" терапевт, пока не могу понять.
А вы что думаете по поводу вашего нынешнего терапевта, планируете оставаться у нее или нет, чувствуя, что она "не ваша"?
no subject
Date: 2017-10-11 09:06 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-11 08:04 pm (UTC)no subject
Date: 2017-10-11 09:23 am (UTC)no subject
Date: 2017-10-11 08:14 pm (UTC)Спасибо, что поделились вашим опытом! Я тоже ощущаю, что мы с тер разные люди, переносов тоже нет, хотя с другой стороны, может и хорошо, что она другая. Когда я ее выбрала заочно в интернете и еще только собиралась пойти к ней, почему-то думала, что перенос будет, она мне очень понравилась по фотографии и то, что она пишет). Думаю, что по своему хорош и перенос, и его отсутствие - прорабатывается разное. Поэтому подумалось, что здорово, что у вас в данный момент два терапевта))))