transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Беспокоит такой момент во время встречи. Если я вижу, что терапевт выглядит уставшим, то я никак не могу абстрагироваться и рассказывать то, с чем пришла. Я думаю, что если она устала, то куда ей еще и мои проблемы...Я прекрасно понимаю, что она выполняет свою работу и меня не должен смущать вид терапевта, но ничего не могу с этим сделать. Могу так промолчать и всю встречу, просто из-за того, что мне неудобно грузить своего уставшего терапевта. Что скажите? Этот момент существенно влияет на саму терапию, но что с этим делать я не знаю. Что скажите? Спасибо большое всем заранее!


Отвечать можно анонимно. Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.

Date: 2017-01-14 08:02 am (UTC)
From: (Anonymous)
По делу ничего не подскажу, но у меня тоже такое есть. Я не молчу, говорю что-то, но чувствую неловкость. Неудобно видеть, что человек устал, но старается слушать. Кажется, что, как чувствительный собеседник, я должна оставить человека в покое, дать отдохнуть. А ещё представляю, что человек занимался настоящими серьёзными проблемами наверное, устал ужасно, и после этого мне трудно рассказывать про свои "бури в стакане". К счастью, мой терапевт не очень часто в таком состоянии.

Date: 2017-01-14 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Осознал еще одно преимущество работы по переписке - я своего терапевта не вижу, значит, аналогичная коллизия невозможна.

Date: 2017-01-14 08:12 am (UTC)
From: (Anonymous)
ну, что скажу... вижу брата Колю.
Недавно была на занятии по ТОТ, в какой-то момент поняла, что у меня горло как будто отекло изнутри и распирает так, чтоя дышать едва могу. Сказала об этом терапевту, она спросила зачем мне это, зачем моему горло отекать и как этот отек выглядит. Описала, по ходу описания поняла, что это моя бережность к ней, что я не хочу ее грузить своими проблемами. Набралась смелости ей об этом сказать - отечность, как рукой сняло. А она была очень тепла и понимающа, сказала спасибо, но она взрослая и сама решает, есть ли у нее силы и желание меня сегодня принимать и со мной быть в моих чувствах и переживаниях. И если бы их не было, она бы просто перенесла нашу встречу, но точно не стала бы себя заставлять плохо делать свою работу.

Date: 2017-01-14 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] sunflower-juice.livejournal.com

Ну так озвучьте же это терапевту, это явно материал, с которым надо поработать

Date: 2017-01-14 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] tati-zzz.livejournal.com

имхо, чтобы давать другому ресурс, надо самому быть в ресурсе. консультировать в таком состоянии Вашего терапевта может заставлять финансовый вопрос или что-то иное. лучше поговорить с ним на эту тему. качество-то точно снижается.

Date: 2017-01-14 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Мне тоже очень знакомо - всплывало в начале терапии. Считаю, что это очень распространено среди советских детей замотанных матерей - "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала". Это про мам, у которых недостаточно большой внутренний контейнер для своего ребенка, и ресурса едва-едва хватает на себя, и то не всегда.

Date: 2017-01-14 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] sunnyulia.livejournal.com
+1
У меня так было довольно часто, хотя я сама не осознавала этих опасений, но выбалтывала словами. И моя терапевт много раз мне говорила, что она достаточно сильная, меня выдерживает, и вообще хорошо себя чувствует. Поэтому этот момент важно обсудить. Это поможет терапии.

Date: 2017-01-14 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Согласна полностью.

Date: 2017-01-14 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] milk way (from livejournal.com)
А я бы по другому поставила вопрос: если тер более менее постоянно выглядит усталым, то нужен ли мне этот тер? Не из-за того, что я волнуюсь о нем, а из-за того, что я волнуюсь о себе: качественную ли помощь сможет оказать мне усталый (настолько, что это явно видно) тер?

Имхо, но вы берете на себя ответственность там ("мой тер устал, я должна о нем позаботиться"), где ответственность должен как раз на себя брать тер ("я не должен консультировать в сильно уставшем состоянии, чтобы консультация не получилась не качественной", "я должен адекватно управлять своей нагрузкой" и т.п.)
Edited Date: 2017-01-14 09:20 am (UTC)

Date: 2017-01-14 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я б сказала, самый первый вопрос - это "она точно уставшая или она мне такой кажется?". У тера определенная невербалка может совсем не являться признаком усталости, но казаться клиенту усталостью, потому что так при усталости выглядел кто-то из родителей.

У моей тер в моменты, когда она хочет какую-то мысль для меня донести так, чтобы я ее услышала, такое выражение лица, которое было у моей матери, когда она на меня злилась. Без уточнения я б даже не узнала, что у тер это не про злость на меня.

Date: 2017-01-14 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] tati-zzz.livejournal.com

прикольно. в смысле, вон оно еще как бывает

Date: 2017-01-14 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sheramankry.livejournal.com
вот примерно то же хотел написать. Плюс про родителей - есть такой тонкий нюанс, как специфическая "усталость" от ребёнка/детей, взял в кавычки специально, потому что это не усталость как таковая, а нежелание коммуницировать с ребёнком, уделять ему время/внимание, отторжение, к-рые маскируются под социально приемлемую форму "я устал(а)". Так что возможно, это при проекцию отвержения, так что в любом случае это нужно обсуждать, терапевты не телепаты)

Date: 2017-01-14 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] tride.livejournal.com
ага, поберечь другого )

моя терапевт обращала мое внимание на те моменты, которые ей казались моими попытками беречь ее
мы это обсуждали, проясняли, уточняли роли друг друга и вспоминали о том, что в компетенциях терапевта - заботиться о себе самой
несколько раз это проделывали, и сейчас, бывает, я пытаюсь, но уже сама стала замечать

вообще, то, что это обсуждается и что терапевт подтверждает свою способность заботиться о себе - приглашает меня не брать на себя эьу ответственность - я и сама начинаю не брать
От этого намного легче дышится и лучше работается

Date: 2017-01-14 10:44 am (UTC)
From: (Anonymous)
Не совсем понимаю, вы можете промолчать всю сессию и терапевт не будет узнавать почему вы молчите, что вы ощущаете?
В таком случае, может быть, бережность не только в том, что считаете терапевта уставшим, но и в том, что бы не злиться на него на его безразличие.

Date: 2017-01-14 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] iskra555.livejournal.com
У меня тоже такое есть, тем более что мой терапевт - пожилой. Не осмеливаюсь его спрашивать об этом. Просто автоматически включается режим бережности. Делаю паузы в разговоре побольше.

Date: 2017-01-19 01:43 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Интересно как!

Я как-то была на приеме у одной жинщины, около 60 ей было. Видно было, что профессионал хороший и я на первом сеансе чувствовала себя очень хорошо с ней. Но из-за моего акцента она еще больше распознала, что у нее проблемы со слухом начинаются из-за старения, то есть она не могла автоматически "догадываться" о чем речь, а ей надо это было действительно слашать, чего она не могла в силу акцента, то есть иного выражения речи, чем приянто. При чем она не огорчилась или как-то не жаловалась, просто это как интересное наблюдение выдала.

Я не знаю, как бы этот факт на мне отразился с ходом терапии. Возможно, научилась бы от терапвета чему-то новому, отношению к старости, например. :) Как-то вот так Ваш комментарий отрезонировался.
(Я у нее не осталась, речь тогда шла, что я могу еще попробовать к разговорной терапии, а она занималась телесной. Я тогда решила, что мне много всего, но именно она оставила очень хорошее впечатление.)

Date: 2017-01-14 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] tri-oktavy.livejournal.com
А как себя при этом ведет терапевт? Она знает, отчего вы молчите?
У меня было не единожды, что я видела отражение своего состояния, причем абсолютно была уверена, что это объективно. Видела, что терапевт прекрасно выглядит, полон сил, а когда спросила, то узнала, что он вообще на грани срыва. А когда мне казалось, что у него глаза не открываются от усталости, он уверял, что в выходные отлично отдохнул и теперь готов сворачивать горы. Но я с ним об этом говорю - озвучиваю то, что вижу, а он рассказывает, как это чувствуется изнутри него.
Поэтому, как мне кажется, имело бы смысл терапевту сказать о том, как вам тяжело видеть её усталость - это может быть полезно как вам, так и ей. То есть не грузить своими проблемами, как вам кажется, а просто, будучи в моменте, сказать, что вы чувствуете, что вас в ней напрягает, тяготит, ужасает и т.п. Это может быть очень питательно, как по мне.

Date: 2017-01-14 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Было пару раз, когда терапевт был уставшим.
Я не молчу, говорю, что "Вы выглядите уставшим", пытаюсь как-то разрешить это с ним. Один раз ответил, что не успел переключиться с прошлого клиента. Ответил как есть и это было честно. Потом через несколько мгновений уже переключился на меня.
Так как это происходит крайне редко, скорее исключение, то я выношу, обсуждаем и на том заканчивается.
В случае, если бы я часто отмечала это - тоже вынесла бы на обсуждение.

Думаю, обязательно стоит свои чувства о терапевте (уставший\нет) вынести в терапию. В любом случае разрешится так или иначе.
Edited Date: 2017-01-14 11:37 am (UTC)

Date: 2017-01-14 01:34 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Очень откликнулось!
У меня тоже самое. Я переживаю за своего терапевта и очень чувствительна к таким сигналам, когда мне кажется, что он в нересурсном, усталом, истощенном состоянии.
Мне кажется, такое отношение ( "забота о среде, которая меня питает") связана с ранним опытом, когда ребенок вынужден подавлять свои естественные потребности, чтобы не разрушить хрупкую, истощенную мать, от которой зависит его выживание. Таким образом присутствуют установки: "Мои потребности слишком большие для матери", "Мои потребности разрушают мать", "Я должен сам справляться со своими трудностями". "Окружающие не могут помочь мне, поскольку слишком слабы". По крайней мере у меня так.
А еще у меня это проявляется в пристальном наблюдении за временем сессии: 50 минут и не секундой больше. Чтобы не дай бог не обременить еще больше своего терапевта.
Можно рискнуть и попробовать обсудить с терапевтом то, что происходит. И вполне вероятно, что окажется, что ваш терапевт гораздо выносливее, устойчивее, чем кажется на первый взгляд. Ведь это такое облегчение- найти наконец-то поддержку и перестать волочить из последних сил все свои проблемы самому.

Date: 2017-01-14 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Добавлю:

1. Как выше верно сказали, в задачи клиента не входит забота об эмоциональном состоянии терапевта. Ходить вокруг уставшего на вид терапевта на цыпочках и стараться его не грузить - это углублять свою травму: сначала нас вынудили быть родителями своим родителям, а теперь мы берем на себя роль родителя в отношении другого взрослого человека. А на терапию мы ходим не углублять, а исцелять. Углубить травму можно совершенно бесплатно в обычном мире :)

2. Тем, кому свойственно становиться другим людям родителем, стоит обратить внимание на работу с тем, в какой еще роли, кроме Ребенка или Родителя можно быть в отношениях с другими взрослыми людьми, и чем еще можно обмениваться, кроме как менять им подгузники в ответ на внимание с их стороны.

3. Если терапевт сильно уставший - это значит, ему давно надо на супервизию, учиться о себе заботиться и грамотно распределять свои нагрузки. Т.е. это его проблема и проблема его профпригодности, а не проблема клиента.
Edited Date: 2017-01-14 01:48 pm (UTC)

Date: 2017-01-14 02:13 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Насчет распределения нагрузки.
Я как-то работала с терапевтом. Мне она понравилась. Я бы и продолжала работать с ней дальше. Но она была постоянно уставшая. У нее расписание было составлено очень плотно, без перерывов с утра до вечера.
Она пару раз сократила время консультации, мне это не понравилось.
Ушла от нее с сожалением, потому что по другим качествам она меня вполне устраивала.

Date: 2017-01-14 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
Как уже многие сказали, я бы поговорила с терапевтом. Она возможно недоумевает почему вас иногда так "затыкает".
Тут же может быть много всяких вариантов, например, что вам КАЖЕТСЯ, что терапевт уставший. ИМХО, очень интересная тема для проработки может получиться.

Ну и да, как-то не комильфо сильно показывать клиенту что тебе самому тошно :) Может если она получит обратную связь, то тоже над чем-то там поработает :)

Date: 2017-01-14 06:11 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А Вы уверены, что правильно оцениваете состояние терапевта? Может, она и не усталая, а, скажем, просто задумчивая? Надежнее прямо у нее спросить. Скорее всего, терапевт скажет, что она в порядке. Вас это должно успокоить, я думаю.

Вообще, я против какого-то особенного бережного отношения клиента к терапевту. Но если терапевт действительно уставший, тут под вопросом эффективность сессии. Хотя я как-то сомневаюсь, что какой-нибудь терапевт признается, что он устал или мысли у него в другом месте. Наверное, так в пол силы и будет тянуть.

А вообще, эмпатия - это нормально. И даже хорошо. Это человеческое, живое, здоровое. Важно только, чтобы не себе в ущерб.

Date: 2017-01-15 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] nachni-dot-com.livejournal.com
Согласен с теми, кто говорит терапевту. Пусть терапевт решает. Если совсем всё плохо, то пусть переносит сессию. Если просто вид уставший, но порох в пороховницах присутствует, то не отвлекаться, а работать.

Мораль: не надо решать за другого человека, тем более если он ваш терапевт.
Не фантазировать, а проверять реальность.

По комментариям: Не очень понимаю, как можно вести терапию по переписке. Если это действительно работает, я буду очень удивлён.

Date: 2017-01-15 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Какой эксперимент мог бы вам доказать, что это действительно работает?

Date: 2017-01-16 07:16 am (UTC)
From: (Anonymous)
может, это нарративная терапия?

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 01:56 am
Powered by Dreamwidth Studios