Делимся опытом
Nov. 28th, 2016 11:00 pmХочу послушать мнения.
Мы с терапевтом знакомы второй год.
Сначала я была просто счастлива: настоящий взрослый терапевт, старше меня в два раза, вещи, которые она говорит, имеют для меня смысл. Я смогла чувствовать себя с ней расковано уже на первой сессии, чего ни с одним терапевтом (да и человеком вообще) раньше не было. Она была внимательна ко мне, мне нравилось, что она может спокойно задержаться, если это важно, а не "час прошел, время вышло" и неважно, в каком я состоянии. Я впервые поняла, что такое "свой" терапевт, впервые почувствовала настоящую привязанность.
А потом... Мне понадобилось больше эмоциональной поддержки, чем копания вглубь. А терапевт сказала, что так не работает, что мне за этим нужно идти к гуманистическому специалисту (я без понятия, что это такое и где искать!). Она, при этом, сказала, что решение за мной и она не отказывается со мной работать. Она дала мне возможность писать письма, если мне надо выговориться (пользуюсь, не каждый день, конечно, но и не пару раз за это время), она все еще может задержаться, если надо, не хочет меня, по ощущениям, ранить.
Тем не менее, меня раздражает то, что просто плакать на сессии мне, по ощущениям, не разрешено: она всегда старается задавать вопросы, переводить разговор в конструктив (у меня все в порядке с прямым разговором, я ей много раз озвучивала, что я сейчас хочу просто выговориться, у меня нет сил куда-то идти вглубь). Нет, она не запрещает и даже поощряет чувства, мне ни разу не было ничего за их выражение, она их принимает и подтверждает мое право на них, даже за злость на нее и резкие комментарии в ее сторону мне ничего не было. Кроме устранения (если возможно) ситуаций, из-за которых я злилась.
Дело не в этом. Она просто, относясь бережно, толкает меня думать над вопросами, когда я этого не хочу. Она говорит, что мне не станет лучше, если я буду просто выговариваться, что это не терапия. Я с ней согласна, я не раз давала это понять: я осознаю, что ничего особенно не изменится, мне просто станет легче. Но пока я хочу только этого, у меня нет сил на глубокую работу. Я приводила примеры, что после таких сессий "не терапии" у меня есть силы заниматься учебой, другими делами, поправлять свое здоровое, поэтому для моей жизни результаты есть. На это она уговаривает меня идти к специалисту гуманистической школы, говорит, что иногда она отправляет своих клиентов "отогреться эмоционально", чтобы потом продолжить работу с ней, и от этого хорошие результаты, что она от меня не отказывается, просто считает, что мне так будет лучше, но сама она мне этого дать не может.
В общем, я ее люблю и даже так не хочу искать другого терапевта. Мне важно уважать людей, и у меня это редко получается (не больше пяти раз за двадцать лет моей жизни), а иначе я не буду всерьез воспринимать все, что человек говорит. И в нашей работе все еще много ценного для меня: прежде всего, именно внимание ко мне, надежность (я никому раньше не доверяла, что человек меня не бросит и вообще вернется ко мне, для меня это важно, и с ней я об этом даже не беспокоюсь). Но в то же время... Что бы вы сделали, что вы думаете? (Не надо советовать говорить с терапевтом, мы сто раз об этом говорили)
Ну и, на всякий случай: вы знаете о гуманистической терапии и специалистах в этой сфере? Я совсем непротив посмотреть на их работу, только бы знать, где таких искать.
Отвечать можно анонимно. Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2016-11-29 07:34 am (UTC)Но это для меня так, есть другие мнения.
no subject
Date: 2016-11-29 07:58 am (UTC)Но я не очень понимаю, что вы подразумеваете под "эмоциональной поддержкой" и каких действий вы хотите от терапевта.
Потому что на мой взгляд это - "не запрещает и даже поощряет чувства, мне ни разу не было ничего за их выражение, она их принимает и подтверждает мое право на них, даже за злость" - она и есть.
С другой стороны - моя тер всегда говорит "Сессия - твое время. Хочешь плакать-плачь, хочешь молчать- молчи. Хоть весь час подряд". Ну то есть против моей воли она меня копать не полезет, и если я говорю, что ничего сейчас не хочу делать с ситуацией, только обозначить и проговорить, она всегда это принимает. Если вы об этом, то вам вероятно сюда.
Ну то есть я согласна с вашей тер. Она вас уже знает и если она говорит, что вам стоит попробовать, вероятно вам действительно стоит попробовать. Но решать, конечно, только вам. Опять-таки, если она часто туда отправляет, может быть как раз у нее спросить рекомендаций.
no subject
Date: 2016-11-29 08:11 am (UTC)А то, что вам нужно еще и выговариваться и плакать - понятно. Но.. У меня это откликается темой о том, что не все, что нам нужно мы найдем у терапевта. Дружба, любовь - это то, чего стоит искать рядом с собой, не у тер..
no subject
Date: 2016-11-29 08:20 am (UTC)1) Любой клиент с детской травмой рано или поздно захочет на ручки, потому что это непрожитый опыт. Если терапевт не готов предоставлять на ручки, ему надо переходить на бизнес тренинги и прочие темы, не имеющее отношение к травме и обычным частным запросам.
2) Предложение сходить куда-то налево и где-то там добрать то, в чем сама терапевт отказывается расти как профессионал, кажется мне не только странным, но и вообще труднореализуемым. Это же надо найти другого терапевта (это время, силы и деньги), выстроить с ним отношения с нуля (это год-полтора минимум), получить там нужное, а потом за каким-то фигом возвращаться обратно. Это как с мужем развестись, пойти выйти замуж за другого, получить там недостающее, развестись снова и вернуться к первому мужу. Отношение, словно у клиента психика казенная.
3) Если терапевт на 65% хорош, а на 35% плох, причем в очень важном аспекте, это не подходящий терапевт. Опять же, по аналогии с мужем "хороший, прекрасный, все в дом, только поколачивает и в сексе отказывает". Если смешать два ведра меда с ведром г***на, будет три ведра г***на, имхо.
Можно и нужно искать для себя не что-то половинчатое, под что надо себя подстраивать и ущемлять себя в важных для себя потребностях, а то, что полностью подходит. Да, понятно, что страшно, что не известно, найдется ли, и два года уже вложено, но, если следовать логике этого терапевта, все равно надо идти что-то искать. Почему бы не найти такого специалиста, который будет устраивать во всем и отнести свои деньги ему.
Повторюсь, что все это - сугубо личное имхо.
no subject
Date: 2016-11-29 08:24 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 08:49 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 08:51 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 08:53 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 08:59 am (UTC)Я еще понимаю, вполне естественно рассматривать переход к другому терапевту, но советовать уйти, отогреться и вернуться?!
no subject
Date: 2016-11-29 09:20 am (UTC)Очень интересно, в каком направлении работает ваш терапевт (не гештальт ли?)
Еще возникли мысли (предположение): может, ей сложно выносить (контейнировать) ваши чувства (печаль, тоска и т.п) очень долго? Ей трудно оставаться в бездействии (просто принимать) и она как-бы стимулирует вас на действия, хотя вы на это пока не готовы, нет ресурса.
У вас, понятно, возникает раздражение - ведь она не дает вам то, в чем вы нуждаетесь.
После того, как моя терапевт прямым текстом сказала мне, что она не будет меня просто выслушивать, что она "так" не работает, я поняла, что делать мне нечего, нужно будет уходить от нее.
Теперь так страшно, боюсь повторения опыта: найду подходящего, казалось бы, терапевта, а он либо не захочет, либо не сможет дать мне то, что я хочу (просто выслушивать, просто контейнировать, просто брать на ручки). И опять потраченное время коту под хвост.
no subject
Date: 2016-11-29 09:22 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 09:31 am (UTC)какая интересная поговорка)
no subject
Date: 2016-11-29 09:48 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 09:56 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 10:18 am (UTC)Мой терапевт - достаточно сдержанная и с ней у меня получается очень редко плакать, например, но она словами берет меня на ручки, поддерживает так. Но я не чувствую тепло, расслабляюсь я тогда, когда сама достаточно могу в тему глубоко войти и тогда вообще даже тарепевта не замечаю... Может, это по-разному у всех, "ручки" эти...
no subject
Date: 2016-11-29 10:23 am (UTC)По теме поста, гуманистической школы как отдельной в России я не встречала. Обычно гуманичтическая терапия бывает в составе интегративного подхода. Основатель Карл Роджерс, можете почитать его. Терапевты, которые используют гуманистрический подход в числе прочих так прямо и пишут о себе: гуманистический психолог, гуманистическая психотерапия и т.д.
no subject
Date: 2016-11-29 10:26 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 10:34 am (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 10:39 am (UTC)Можно совмещать консультанта для "просто поговорить". и психотерапевта
no subject
Date: 2016-11-29 11:37 am (UTC)После много неудачного опыта, пришла к тем же выводам.
И я бы восприняла предложение пойти за поддержкой к другому терапевту, как отвержение. Но зато хоть не бросила.
no subject
Date: 2016-11-29 12:02 pm (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 12:17 pm (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 12:28 pm (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 12:29 pm (UTC)no subject
Date: 2016-11-29 12:42 pm (UTC)Но у любого клиента есть право на сопротивление. И любой клиент может им воспользоваться, а может не воспользоваться. Судя по реакциям терапевта, которые описаны тут, терапевт не может дать права на сопротивление. И у меня, как у клиента право на сопротивление однозначно есть. И в этом случае было бы две стратегии.
Первая уйти. Она рабочая, когда ресурса абсолютно нет.
Вторая, конфронтировать с терапевтом и настойчиво объяснять, что для меня важно. Она для тех у кого раны подлечены и ресурс уже есть.