transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Для тех, кто меня давно читает, в тексте ниже не будет ничего нового, но все равно полезно эту информацию периодически перечитывать.
С оговоркой, что не у всех травматиков наблюдаются описанные ниже методы справляться с травмой - например, чрезмерное отслеживание поведения окружающих. Я встречала и противоположный способ - развитие в себе глухоты к их поведению, из-за чего потом во взрослом возрасте бывают трудности с чтением невербалки и других социальных "сигналов".

Автор: Екатерина Бойдек

Есть такие дети, которые слишком рано повзрослели. Повзрослели потому, что не было рядом с ними надежных взрослых, родителей, на которых можно положиться.

Пьющий, непредсказуемо, то пьяный, то трезвый папа.

Мама, которая оставляла в 5летнем возрасте сидеть с братом-младенцем, и наказывала, если дочка недостаточно хорошо справлялась с «материнскими» обязанностями.

Папа, который мог внезапно прийти в ярость и избить. Инфантильная мама, не способная к принятию решений, вечно обижающаяся, перекладывающая на ребенка ответственность за свое состояние.

Мама и папа, бурно выясняющие отношения, очень неустойчивая пара.

Не важно, какими именно они были. Важно, что они были непредсказуемы, и рядом с ними было небезопасно. А когда небезопасно, то очень много тревоги и беспомощности. Много настолько, что вынести в детском возрасте эти чувства, тем более в одиночестве – невозможно.

И тогда у ребенка рождается способность, которая помогает ему выжить. Он начинает очень внимательно наблюдать за родителями, пытаясь предугадать их поведение. И не только предугадать, но и повлиять на это поведение. «Если я сделаю так, то мама не будет ругаться». «Если я сделаю этак, папа придет трезвый».

Это иллюзорный контроль над другими, с одной стороны, очень важен, потому что позволяет детской психике не разрушиться окончательно. Вера в то, что он хоть как-то может контролировать поведение родителей, помогает справляться с отчаянием и беспомощностью. Когда безысходность от того, что происходит в семье, «накрывает» с головой, способом помочь себе часто является надежда «я смогу повлиять на родителей и переделать их».

И спасибо этим защитам, что помогли выжить в детстве. Но цена, которую платит человек, очень высока.

Во-первых, происходит некоторое «расщепление» психики. Одна часть, в которой и собраны все детские переживания беспомощности, зависимости, тревоги, отчаяния, «замораживается», зато гипертрофированно вырастает другая часть: псевдо-взрослая, контролирующая, ответственная за весь мир. Но поскольку невозможно заморозить одни чувства, не заморозив другие, страдает вся «детская», чувствующая часть. Такие люди часто выглядят «очень взрослыми» или выглядят как-будто застывшими, с какой-то маской на лице. Не редко, кстати, это маска «позитива».

Во-вторых, энергия, которой в детстве положено уходить собственно на детство, на познание себя и мира, оказывается направленной на тревожное познание-сканирование других. И про себя и реальный мир человек знает очень мало, его глубинные убеждения остаются теми же, что и в детстве. Внутри так и остается та, детская картина себя и мира: «Мир непредсказуем и небезопасен, а я в нем зависим и беспомощен».

В-третьих, поскольку ребенок не знает, что ему не по силам переделать родителей, что это невозможная задача – стать родителем своим родителям, он будет «неудачу» в переделывании принимать на свой счет: «я не справился, дело во мне». И вырастает он с ощущением, что он недостаточно хорош, что он мало старался, что он не справляется. Он будет стараться снова и снова, убегая от отчаяния и безвыходности. И снова сталкиваться с тем, что не справляется. От этого много вины и усталости.

В-четвертых, поскольку человек и так столкнулся с чрезмерной непредсказуемостью в детстве, он не может вынести ее еще больше. Поэтому он будет выбирать то, что ему привычно. Привычное, даже если оно ужасно, менее страшно, чем неизвестное. И выбирать такой человек будет (бессознательно, конечно), то, к чему он привык в родительской семье. Этим объясняется то, почему дети алкоголиков часто попадают в супружеские отношения с зависимыми людьми. Более здоровые отношения будут человеку неизвестны, тем и опасны.

В-пятых, ему очень тяжело будет избавиться от чрезмерного внимания к другим людям и чрезмерного контроля. Это то, чему он научился очень хорошо в детстве. И это будет мешать ему в отношениях ощущать себя, заботиться о своих потребностях. И будет мешать другим людям в отношениях с ним: либо они будут инфантилизироваться, переложат всю ответственность за себя на контролирующую «маму», либо чувствовать много злости и уходить из таких отношений.

Последствия чрезмерно раннего взросления и взятия на себя непосильной ответственности за исправление родителей можно перечислять еще долго. Одно понятно – жить с ними тяжело, очень много усталости.

Психотерапия с такими людьми – процесс долгий. Много времени может потребоваться, чтобы человек осознал, что пытаясь контролировать другого, он убегает от собственных непереносимых чувств. Далеко не сразу человек может почувствовать себя в достаточно безопасной обстановке, чтобы вернуться к тем, «замороженным» чувствам отчаяния, тревоги, безвыходности. Вернуться, чтобы, наконец, оплакать невозможность что-то изменить, с чем-то справиться. Оплакать, чтобы принять: «я не могу контролировать родителей, я не могу контролировать мир. Это не моя ответственность. Это непосильная задача». Принять это для того, чтобы выделить, наконец, свое место в отношениях и свою ответственность: за себя и свою жизнь. Чтобы начать жить свою жизнь, прислушиваясь к своим желаниям, к своим чувствам. Жить в непредсказуемом мире и выдерживать непредсказуемость. И быть может даже начать ей радоваться и удивляться.

Date: 2016-08-01 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] dankogvanxilton.livejournal.com
"чрезмерное отслеживание поведения окружающих." 100% мой способ( финд.директор не в духе? ой срочно надо ее развеселить любыми своими ресурсами! а то как же кто-то так горюет при мне. жуть( до сих пор не представляю как я начала учиться не бежать спасать всех окружающих. иногда, конечно, бывают срывы. но было/стало - просто земля и небо)

Date: 2016-08-01 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я такая же :) Но при наличии терапии эта особенность становится большим ресурсом: когда научаешься не таскать чужие чемоданы и не выпадать в травму от эмоциональных проявлений других людей, то многолетняя привычка отслеживания состояний других людей очень помогает их "читать". То есть, в итоге знаешь окружающих лучше, чем они сами, и быстрее находишь к ним лучший подход, а также можешь очень быстро "просканировать" человека и получить о нем очень близкое к реальности представление в первые 10 минут знакомства.

Date: 2016-08-02 02:01 am (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо за то, что помогли найти положительные моменты в этом явлении.
Отказаться от такого поведения у меня все равно не получится - слишком страшно перестать сканировать реальность, хотя и идет на это слишком много энергии (а ее и так мало!)
Но зато теперь хоть плюсы есть. И, да, еще хочется добавить: вовремя можно дистанцироваться от человека, если он в каком-то опасном состоянии. Мне это спасало не раз нервную систему - коллега срывалась не на меня, а на других))) Думаю, дело в том, что я просто способна различить более тонкие, едва уловимые оттенки чужого настроения.

Date: 2016-08-02 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да, и про навык вовремя установить безопасную дистанцию - тоже верно. Да и в целом проблемных людей удается распознавать еще до того, как они рот открыли.

Date: 2016-08-01 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] paraskevi-fox.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2016-08-01 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] beatrisa28.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2016-08-01 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] smiling-aiden.livejournal.com
Очень полезно.
Хочу заметить, что бывают и смешанные случаи - человек воспринимает эмоции окружающих по минимуму, но всё, что просачивается сквозь "щит", немедленно записывает на свой счёт. После чего или переживает, или пытается срочно "починить" ситуацию, или всё сразу.

Date: 2016-08-01 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это самое выборочное - оно обычно совпадает с родительским.

Date: 2016-08-01 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] hanuma.livejournal.com
Очень знакомо. Особенно "синдром старшей сестры". И маска как появилась в 8 лет, так и не отлипает. Надежная такая, ответственная, серьезная, всегда старше своего возраста лет на 5-7. Как результат - очень трудно далось увольнение. Последние 10 лет была в зависимости от "подконтрольного" мне непредсказуемого диктатора-шефа с его женой подобного же образца. Слава разуму, вырвалась две недели назад. При чем жестко ему условие поставила. 21-го ухожу и как хотите. Точка. Это как камень с души. И оказалось так легко сделать. Как раз плюнуть. Зато само решение принималось года 3.
Edited Date: 2016-08-01 12:40 pm (UTC)

Date: 2016-08-01 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ninieltorwen.livejournal.com
Да. Плакать хотелось, пока читала.

Date: 2016-08-02 02:45 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
И вас тоже :)

Date: 2016-08-02 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] me-in-hannover.livejournal.com
Спасибо большое)

Date: 2016-08-02 02:45 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Обнимаю вас и сочувствую.

Date: 2016-08-02 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] ninieltorwen.livejournal.com
Спасибо большое. Сама информация не новая, но именно этот текст и сейчас как-то отозвался.

Date: 2016-08-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] petra-alaup.livejournal.com
С оговоркой, что не у всех травматиков наблюдаются описанные ниже методы справляться с травмой - например, чрезмерное отслеживание поведения окружающих. Я встречала и противоположный способ - развитие в себе глухоты к их поведению, из-за чего потом во взрослом возрасте бывают трудности с чтением невербалки и других социальных "сигналов".

Это я. Вдобавок, у меня с самостоятельностью вообще проблемы (сейчас решаются).

Кстати, что значит "психотерапия в таких случаях - процесс долгий"? Вообще какая продолжительность психотерапии считается нормальной, а какая - слишком долгой?

А заголовок очень точный - если отняли детство, то взрослости просто не на чем вырасти.

Date: 2016-08-01 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я слышала от практикующих психотерапевтов, что для работы с детской травмой требуется 4-6 лет в среднем.
Но все очень индивидуально, само собой.

Date: 2016-08-01 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] petra-alaup.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2016-08-01 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vanilla1sky.livejournal.com
вот у меня 4,5 получилось. и ещё пахать не перепахать, выращивая своего внутреннего ребёнка. в 40 лет оказалось, что я ничего о себе не знаю, а умею только контролировать и функционировать. было очень грустно, очень.

спасибо за текст. всё так чётко словами описали

Date: 2016-08-01 04:16 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Нас много таких, к сожалению.
О том что у меня детство было адом я знала и 20 лет тому назад.
Но толку то, пока не обожглась на горе психОЛУХах, самолечение приносило временный эффект до следующего брака с очередным абьюзером.

Но набив все шишки которые можно было набить, теперь точно знаю исцелять свою внутреннюю потерянную девочку буду до конца жизни на сколько хватит сил и ресурсов.

Я рада, что сейчас нашла своего специалиста, это тоже редкое везение.

Date: 2016-08-01 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Мне тоже 4 лет не хватило.

Date: 2016-08-01 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] comaberenicess.livejournal.com
"С оговоркой, что не у всех травматиков наблюдаются описанные ниже методы справляться с травмой..."
Да. У меня 50/50.

С одной стороны, чрезмерный контроль. Особенно в случаях, где нужно соблюдать правила и регламенты. Где есть материальная ответственность. Я - вахтер-контролер-зануда. Мои действия вызывают часто у людей усмешку. С помощью психолога я разобралась что происходит. Сейчас я учусь отпускать ситуацию, не держать ни себя ни людей за горло. Но как только появляется хоть какая-то неопределенность - все, я слетаю с катушек! Я переверну все до мелочей, уточню каждую запятую - лишь, бы чего не случилось. Комментарии людей, что мол, остынь, если налажаем, никто нас не убьет, ну, поругают, но не убьют, же, не действуют - тревога сильнее.

А с другой стороны у меня сильное вымораживаение чувств. Я стараюсь не видеть людей и не слышать их. Слушаю и смотрю очень избирательно. Психика "не пускает". Даже когда мне интересно или когда сильно надо - я должна сделать стороннее усилие, чтобы сосредоточиться, буквально заставить себя смотреть и слушать, например, на совещании. Потом обычно дома вечером плачу, просто от избытка чувств. Внутри столько боли, что не могу вынести. (Из-за того, что я не могу согласовать мимику, слова и действия людей, я часто не понимаю многих шуток, которые основаны на их диссонансе. Меня нужно предупреждать: смеяться после слова "лопата". Очень обидно.) Готовлюсь решать этот вопрос с терапевтом.

Date: 2016-08-02 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] me-in-hannover.livejournal.com
чрезмерный контроль - очень знакомо... причем мне кажется, что чем больше буду переживать, тем меньше шансов, что случится что-то плохое. а если таки случится, то будет не так страшно, тк я уже заранее, наперед напереживалась...

Date: 2016-08-02 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Мое любимое занятие :) Очень непросто себя переучить оказалось.

Date: 2016-08-02 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] me-in-hannover.livejournal.com
На днях у меня все же получилось отпустить ситуацию и расслабиться. Мне понравилось)

Date: 2016-08-01 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Обсуждение на Пикабу (http://pikabu.ru/story/o_tekh_kogo_rano_lishili_detstva_i_vzroslosti_tozhe_4375139), если кому интересно.

Date: 2016-08-01 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] krysokenga.livejournal.com
Мой случай - это "инфантильная мать, не способная к принятию решений, вечно обижающаяся, перекладывающая на ребенка ответственность за свое состояние" и "развитие в себе глухоты к поведению окружающих, из-за чего потом во взрослом возрасте бывают трудности с чтением невербалки и других социальных "сигналов". Причем развитие "глухоты" у меня началось с детства, я инстинктивно отгораживалась от отношений, в которые меня втягивали мать и бабка. Из-за чего я получала постоянные упреки от них за то, что мне на них наплевать; за то, что я черствая, не замечаю их чувств и не проявляю сочувствия.

Date: 2016-08-01 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Вот буквально сегодня в очередной раз объясняла свекрови, чем я занимаюсь и приводила примеры (попутно запретив ей говорить окружающим, что я занимаюсь магией, ибо не занимаюсь вовсе, а медитация это не магия и не колдунство).

Заодно показала ей взгляд на проблему, с которой она сталкивается - ее постоянно останавливают и одергивают, когда она напрыгивает в попыткой помочь. Объяснила, что такое слияние границ, почему она не понимает, что вот тут "чужая территория" и как она стала "мамой" для своей мамы. Но там понятно как: была блокада, все родственники почти погибли, включая отца и брата маленького, поэтому свекровь как бы всю жизнь живет "за себя и за них". Но вот случай тот же самый: она слишком рано повзрослела. Война взяла ее детство. Результат - полное непонимание, почему слияние это плохо и почему ей приходится все время видеть наше сопротивление. Счастье еще, что у нее легкий характер.

А то дай ей волю, она начинает обо всех заботиться как о младенцах. Приходится проявлять в некотором смысле строгость (не знаю как это правильно назвать), пресекая попытки делать что-то за нас. Нельзя. Вот нельзя и точка. Помогать строго только по запросу.

Однажды она сказала сыну: "я всю жизнь жила ради мамы и интересами мамы, вот и ты должен всегда думать сначала о моих интересах", на что сын ей справедливо ответил, что человек, который игнорирует себя и свои потребности, ни о ком заботиться не может, ибо он несчастен, а счет в отношении близких безнадежно велик. Поэтому сначала кислород себе, а потом спутнику. Иначе обоим крантец.

Сейчас вот убедили ее писать книгу о своей жизни. Такие вещи важны. Это возвращает ей самой ее собственную жизнь.

Date: 2016-08-02 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
Спасибо за пост. Ох, у меня пустота какая-то по этой теме, вообще ничего не отзывается. Может, там все настолько сильно зацементировалось и заморозилось, что ощущений нет...Хотя вроже и про меня тоже. И инфантильная мама, и частые ссоры родителей, и постоянно меняющаяся реакция на одно и тоже..

Date: 2016-08-02 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] katworld.livejournal.com
Как вы думаете, какой именно возраст в этом тексте подразумевается под детством? От 0 и до?..

Date: 2016-08-09 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] kyellinn.livejournal.com
Да. Именно поэтому сейчас я очень ценю людей, способных говорить словами через рот и не требующих, чтобы я с них считал и сам догадался. Потому что я же могу - и считать, и догадаться. Но такая необходимость мгновенно вытаскивает из эмоциональной памяти весь комплекс тех лет, когда навык определять настроение, в котором мама пришла с работы, по звуку поворота ключа в замке был жизненно важен. И с некоторых пор такое требование - однозначный сигнал, что из этих отношений надо уходить, пока не покатилась цепная реакция.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 06:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios