transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Оригинал взят у [livejournal.com profile] garrido_a в #янебоюсьсказать
Я тоже скажу, потому что у меня есть к этому свое отношение и своя позиция в этом вопросе, и я оставлю в стороне мою историю, потому что о ней я уже все рассказал в другом месте.

Я психолог-консультант.

Ко мне приходят люди, пережившие сексуальное насилие. И я раз за разом вижу, что, может быть, самое трудное - начать говорить, заговорить об этом, назвать произошедшее словами.

Это естественно: в травме - в любой травме - много стыда. Человек обвиняет себя в том, что произошло, потому что это помогает сохранить иллюзию управляемости, предсказуемости мира. В непредсказуемом и неуправляемом мире слишком страшно жить.

Похожее происходит и с теми, кто реагирует на рассказ о травме обвинением пострадавшего: он пытается сохранить иллюзию управляемости и предсказуемости, иллюзию контроля и безопасности. Если пострадавший и пострадавшая "сами виноваты", значит "я так не сделаю и со мной плохого не случится".

И это можно понять, когда люди так реагируют. Страх и боль часто заставляют делать что-то нехорошее, недостойное. Пытки, например, на этом эффекте и работают, вынуждая предавать своих, оговаривать себя и делать другие вещи, которые никак хорошими не назовешь.

При встрече с чужим опытом неуправляемости мира мы, люди, пугаемся очень сильно, испытываем страх и боль. И защищаемся, обвиняя пострадавшего и пострадавшую. Так мы пытаемся вернуть иллюзию контроля и успокоить свои страх и боль.

Но, по чести сказать, это не такие страх и боль, как те, что испытывает пострадавшая от сексуального насилия. Это только эхо, слабое эхо. И если найти под собой опору -например, удобнее сесть в кресло, потопать ногами по полу, оглядеться и понять, где вы сейчас находитесь, и что здесь сейчас безопасно, если восстановить замершее дыхание, пошевелиться, попрыгать, встряхнуться, попить воды, пробежаться, побить "грушу"... - сделать что-то телом, а также интеллектуально осмыслить происходящее, то можно заметить, что страх ушел и, самое главное - что он был. И вот теперь, уже без страха, можно увидеть, что вообще-то перед нами история человека, на которого напали и которому причинили страдание.

И вот этот человек, в данном случае - участницы флешмоба #янебоюсьсказать - рассказывают о своем страдании.

А мы оказались так напуганы, что хотим заткнуть их любой ценой, еще больше устыдить - чтобы они сами заткнули себя.
Вместо того, чтобы сказать простое человеческое: "Как мне жаль, что с тобой случилось такое. Как мне жаль, что люди делают такое с людьми. Как я зол или зла на тех, кто это делает".

Я вижу в сети высказывания психологов и психотерапевтов - поддерживающие пострадавших и осуждающие насильников. И я вижу высказывания психологов и психотерапевтов, обвиняющие пострадавших: не так говорят, не то говорят, не там, не нам, не в той обстановке, вообще не надо об этом говорить. Что тут скажешь: психологи тоже люди. Тоже могут пугаться и защищаться. Вот еще одна польза флешмоба: стало видно, к кому из специалистов небезопасно с этим обращаться.

Важно знать, что травма останавливает время для пострадавшего. Часть его всегда остается в том моменте, когда произошел этот ужас. Представьте себе: вокруг вас ходят люди, внутри которых, пусть даже где-то в самом дальнем спрятанном уголке, продолжается этот ужас. Непрерывно. Годами. И само собой оно не остановится. И самое трудное - заговорить об этом, дать знать о происходящем, позвать на помощь.

Я очень рад, что женщины говорят об этом вслух. Я знаю, что это может причинять страдания тем, кто читает их рассказы. И в ответ они могут причинить страдание рассказывающим. Я хочу сказать: будьте готовы к этому. Если хотите рассказать о своей истории в этом флешмобе или когда либо еще - имейте в виду, что может быть вот такая защитная реакция, нападение. Если заранее закладываться на это, немножко меньше больно. Мне очень жаль, что приходится закладываться на это. И я очень рад, что есть и другая реакция, и что люди проявляют ее все чаще, все более открыто: реакция поддержки, защиты пострадавших. Это достойно.

Мы, люди, частью относимся к природе, а частью противостоим ей. Естественная защитная реакция относится к природной части. Это срабатывает как безусловный рефлекс, это как желание пописать при переполненном мочевом пузыре. Но по большей части здоровые люди умеют не писать где попало в любой момент, а находят подходящее место и подходящий момент. Это не врожденное, этому учатся.
Мы можем научиться и другими реакциями управлять. Бихевиористы вот говорят, что свобода как раз там и существует - в промежутке между стимулом и реакцией.

Я очень рад, что женщины говорят об этом, потому что так они выходят из того темного страшного закутка, в котором их удерживает травма. Выходят на свет, к другим людям. Из одиночества в том страшном закутке.

Я очень рад, что женщины говорят об этом, потому что так мужчины могут увидеть, как они выглядят в их глазах - ни фига не героями на белых конях, не защитниками, а насильниками и уродами, от которых лучше держаться подальше. И, может быть, окажется, что мужчины тоже люди, и им это не понравится, и они захотят что-то изменить. Например, бороться с насильниками в своей среде и в самих себе.

Я очень рад, что эти потрясающие женщины, смелые, отважные, сильные, говорят об этом. Теперь это невозможно не видеть, и с этим что-то придется делать.

И мне очень жаль. Мне бесконечно жаль, что столь многим женщинам есть что рассказать об этом. Это страшно так, что волосы дыбом.

Я еще повторю то, что сказал пару дней назад:
Я вижу, что молчание не помогает. Я вижу, что молчание помогает только насильникам. А жертвы боятся говорить, потому что им же будет стыдно и нехорошо. И это молчание защищает насильников, обеспечивает им безопасность и удобство.

Поэтому я считаю, что это важный и нужный разговор, он должен быть открытым.

Пострадавшие говорят так, как могут. Возможно, это первый раз в жизни, когда женщина решается рассказать о такой беде. Возможно, ей стыдно и страшно говорить об этом. И это еще больше затрудняет задачу. И осуждать ее за "неудачную" форму высказывания - осуждать за то, что она неудобна. Я думаю, уже хватит ожидать, чтобы женщины были удобны. Уже всё, баста. Жертва, пострадавшая, не обязана заботиться об удобстве окружающих, я предлагаю иметь это в виду.

Я хочу, чтобы пострадавшая от сексуального насилия могла говорить об этом так же свободно, как если бы говорила, что у нее украли кошелек, угнали машину, убили собаку, избили, ограбили.

Поэтому я говорю.





Екатерина Сигитова ([livejournal.com profile] f3) собирает реакции русскоязычных психологов и психотерапевтов на этот флешмоб. Очень полезное чтиво для тех, кто находится в поисках психотерапевта.

on 2016-07-12 05:30 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tri-oktavy.livejournal.com
Список Екатерины прекрасен! Я даже поучаствовала, предложила еще два мнения. А вот еще одно мнение было очень ярким, но не могу вспомнить, как звали психолога, кто-то неизвестный, но с чудовищным, на мой взгляд, мнением, на 10 строках было три раза сказано, что я в отпуске, мне некогда, но я не могу бросить несчастных, которые всё это написали, поэтому долг велит выйти из отпуска и идти спасать человечество.
Очень порадовал список тем ,что те, кого я читаю и уважаю, выступили очень достойно, на мой взгляд.

on 2016-07-12 05:54 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
По-моему, нормально, когда в экстренных случаях терапевт может находясь в отпуске поговорить с клиентом, которого накрыло так, что не продохнуть.

on 2016-07-12 06:34 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tri-oktavy.livejournal.com
о, это не нормально, это почетно, вот только там никто не просил терапевта выходить, она сама через нехочу себя отправила спасать этих заблудших пишущих невесть что; причем вот это "нехочу" было несколько раз прописано

on 2016-07-12 07:32 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это ваше восприятие.

on 2016-07-12 06:44 pm (UTC)
Posted by [identity profile] textfield1.livejournal.com
Хорошая идея со списком, я почитала - аж мерзко стало от некоторых. Не дай бог к таким попасть кому-то.

on 2016-07-12 07:06 pm (UTC)
Posted by [identity profile] krysokenga.livejournal.com
Вот и еще одна польза от этого флэшмоба - некоторые психотерапевты показали свою истинную сущность.

on 2016-07-12 08:57 pm (UTC)
Posted by [identity profile] ice-lavender.livejournal.com
Спасибо за список, полезно было почитать. Печально мне некоторых читать, но не удивительно, мой терапевт тоже не справился, когда работали с этой темой

on 2016-07-12 10:09 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Очень важно, что женщины рассказывают о своей боли. Если плотину замалчивания прорвет, если хоть небольшая часть людей научится не отводить глаза, насилия станет меньше.

От реакции некоторых психологов волосы дыбом.
Это даже не профессиональный цинизм. Это за гранью вообще.


on 2016-07-12 10:27 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Мне кажется, токсичная реакция некоторых психологов - это во многом наследие упорно насаждаемого убеждения, что "психолог тоже человек" в значении "психолог может быть каким угодно низким, циничным и непроработанным человеком, главное, чтобы он на сеансе этого не показывал, а в частной жизни имеет право быть каким угодно". Невозможно быть низким, глупым, непроработанным человеком и хорошим специалистом в этой профессии, потому что собственная психика - это главный инструмент работы. И если в психике полно мусора и грязи, все это транслируется и клиентам, и напрямую влияет на их состояние, как бы такого рода психологам не хотелось бы верить в обратное.

on 2016-07-13 06:04 am (UTC)
Posted by [identity profile] manajura.livejournal.com
Ой-ой, как же мне было важно об этом услышать! Другую грань высказывания "психолог тоже человек". Я ее совсем не видела. Очень-очень есть о чем подумать. Спасибо.

on 2016-07-13 06:54 am (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
На здоровье :)

on 2016-07-13 07:50 am (UTC)
Posted by [identity profile] manajura.livejournal.com
Ой-ой, как же мне было важно об этом услышать! Другую грань высказывания "психолог тоже человек". Я ее совсем не видела. Очень-очень есть о чем подумать. Спасибо.

on 2016-07-13 10:07 am (UTC)
Posted by [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Спасибо, это очень нужные и правильные слова.
И ведь действительно, фразу "психолог тоже человек" многие считают индульгенцией бестактного поведения. Но невозможно быть великаном в доме и обращаться в карлика при выходе на улицу, невозможно быть низким человеком в обычной жизни и не приносить свой раздрай на сеансы.

on 2016-07-13 03:31 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Именно. На краткосрочной терапии еще как-то можно проскочить, а если терапия длительная - клиенты не дураки, они содержимое сознания и бессознательного терапевта прекрасно чувствуют.

on 2016-07-12 10:10 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tugrik-s.livejournal.com
впервые пишу... но уже много ссылок на этот флешмоб.
Я, пожалуй, соглашусь с мнением Рубштейн и Сандомирским - проявлять язвы общества это хорошо, но я не уверена, что участники флешмоба были готовы к различным комментариям на их случай. Риски ретравматизации очень велики, кмк. И только это меня беспокоит. Потому что сама проблема, как таковая, безусловно нуждается в озвучивании.
Хорошо, если все участники точно знают, что делают.

on 2016-07-12 10:29 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Для такого рода флешмоба в рамках культуры изнасилования, которой отличаюся все страны этой цивилизации, гармонично, нетоксично и безопасно - это не вариант. Или так, как сейчас он происходит, со всеми ретравматизациями (к сожалению), или никак (то есть, продолжаем молчать и делать таким образом жизнь насильников безопасной и комфортной).

on 2016-07-12 11:18 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tugrik-s.livejournal.com
Да, похоже, что именно так :( В этом смысле я бы приветствовала всеми лапами подобный флешмоб от психологов и медиков, сталкивающимися со случаями абьюза. Их, безусловно, было бы меньше, чем жертв, но цель была бы достигнута - огласка. А так, это опасный эксперимент для участников. Но, как говорится - что есть, то есть, безумству храбрых....

on 2016-07-13 12:10 am (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Медики и психологи вряд ди смогут говорить о своих пациентах и клиентах, потому что это нарушение врачебной тайны и может быть большим триггером для клиентов. Даже если рассказы без подробностей.

on 2016-07-12 11:00 pm (UTC)
Posted by [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com
я впечатлилась комментарием "психолога" https://snob.ru/profile/28109/blog/110703
"Имхо, законы шариата пошли бы России на пользу ;)
Так вот про ответственность женщин за беспорядочные половые связи и изнасилования со стороны близко знакомых... Просто представьте законы полностью безопасной для женщин страны: напиваясь, вы совершаете уголовное преступление. И ваше согласие оказаться с мужчиной в одной квартире - тоже уголовное преступление, даже без секса. "
И все, проблема решена, бинго

on 2016-07-13 06:58 am (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Может, это соцзаказ? :)
Хотя, скорее всего, просто глупость - всем потенциальным потребителям ее психологических услуг на заметку.

Мне тут недавно попался пост, где вопрос детской психологической травмы предлагалось решать многодетностью - мол, когда у матери нет времени на всех детей, она их и не травмирует, а с каждым новым ребенком будет обретать мудрость. То есть, всегда найдутся гениальные люди предлагающие гениальные решения )))

on 2016-07-14 06:40 am (UTC)
Posted by [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com
Я встречала прекрасное - длч проработки травмы недолюбленности мамой родить как минимум троих детей
Типа уж третий-то долюбит
Жаль, забыла где

on 2016-07-14 06:43 am (UTC)
Posted by [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com
То есть идея популярная

on 2016-07-14 04:28 pm (UTC)
Posted by [identity profile] sova-na-vetke.livejournal.com
О! Мне когда попалось это "мнение", жуть разобрала, причём от женщины-психолога это особенно странно было услышать, такое ощущение возникло, что её саму не раз насиловали, но она, умница такая, поняла, что просто надо правильно себя вести, и все будет ок.

on 2016-07-15 03:59 pm (UTC)
Posted by [identity profile] flying-away.livejournal.com
господи, какой трэш. дичайшая каша в голове у человека...
и "это" еще и психолог?... далее молчу, ибо цензурных комментариев нет.
Edited on 2016-07-15 04:01 pm (UTC)

on 2016-07-13 02:42 pm (UTC)
Posted by [identity profile] ann-cryptin.livejournal.com
Хочу поделиться мыслью, которая вновь возникла у меня при прочтении этого поста (спасибо за него!).
Мне кажется, тут возникает ощущение, что если ты абъюзер, был им в какой-то степени или являешься, отчасти раскаиваешься ("отчасти" потому, что, по-моему, самому с этим полностью разобраться непросто, нужен кто-то, кто удержит от крайностей и будет поддерживать всегда в том, что тогда было сделано неправильно) и понимаешь, что сделал неправильно и плохо и хочешь иначе, - тебе лучше очень тщательно это спрятать даже у психолога и прийти к этому нескоро. Или что тебе даже у психолога не очень место.
Возможно, это тоже осложняет уменьшение насилия в обществе. Когда рассказываешь о чём-то плохом, не уголовном например (но всё равно плохом), в своём прошлом, часто встречаешься (хотя, конечно, люди не обязаны быть психологами) с быстрым признанием тебя уже нормальным и хорошим, ведь теперь ты понял типа - ну и не уголовщина же была. А хочется другого. Но при этом чтобы и "клеймо на лоб не ставили" за это.
В общем, понятно, что с этим к психологу надо. Но просто ощущение, что не многие умеют с этим правильно работать (еще меньше, чем с жертвами, возможно).
Как вы думаете?
Edited on 2016-07-13 02:44 pm (UTC)

on 2016-07-13 03:29 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Почему у психолога не место? Там как раз самое подходящее место, где помогут безоценочно разобрать причины насилия и помочь их устранить. Я думаю, хороший и проработанный психолог справится, не проваливаясь в собственные травмы.

Кстати, в жж я видела совсем не "ты нормальный и хороший" в качестве реакции на раскаяния насильника. Наоборот, для многих читателей это возможность об такого человека отреагировать то, что они не смогли отреагировать в отношении своего насильника, так что негативных комментариев бывает к таким постам достаточно.

on 2016-07-13 03:59 pm (UTC)
Posted by [identity profile] ann-cryptin.livejournal.com
Кстати, в жж я видела совсем не "ты нормальный и хороший"...
- да, как раз имела это в виду, когда писала "и чтобы "не ставили клеймо на лоб тоже"".

это возможность об такого человека отреагировать то, что они не смогли отреагировать в отношении своего насильника
- спасибо за это пояснение; это я про себя писала, я делала плохое и не проработала еще; и когда идёт такое отреагирование (к кому-то другому даже), порой затапливает и кажется, что все так отнесутся, поэтому ни к кому лучше не идти с этим (либо, как я написала, - что отнесутся так, будто ничего плохого ты не делал, что тоже плохо влияет).

Спасибо вам за комментарий, теперь кажется, что найти такого психолога более возможно :)

on 2016-07-14 03:45 am (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Желаю вам обязательно найти подходящего психолога!

on 2016-07-14 07:35 am (UTC)
Posted by [identity profile] ann-cryptin.livejournal.com
Спасибо вам! :)

on 2016-07-14 04:37 pm (UTC)
Posted by [identity profile] sova-na-vetke.livejournal.com
Вообще, флешмоб очень показателен, и даже если не рассуждать на тему, какие последствия в виде ретравматизации могут ожидать участниц, и насколько это полезным окажется для общества, это важно уже потому, что потрясающе выявило не слишком компетентных психологов, и жутко много всякой мрази, которая в комментариях объясняла девушкам, что раз хотели равенства в правах с мужчинами, давайте по первому требованию или защищайтесь сами, и вообще, сучка не захочет, кобель не вскочит. Хоть у кого-то откроются глаза на рядом находящихся подонков-насильников, состоявшихся или потенциальных, которых может до этого считали нормальными соседями, друзьями и кавалерами.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

June 2021

S M T W T F S
   1 2 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 21st, 2025 02:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios