transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
В прошлом посте мы говорили про эмоции в терапии и к терапевту.

Сегодня рассматриваем такой вопрос:


Уважаемые терапевтирующиеся, вопрос такой: есть ли способы, которыми вы формулируете запрос на сеанс. Я заметил, что, когда есть актуальная тема, и я могу сформулировать, с чем я иду на терапию, то сессия получается, по-моим ощущениям, эффективной, я чувствую, что получил то, что хотел. Но, часто бывает, что накануне мне кажется, что острого ничего нет, сформулировать запрос не могу, либо острая тема есть, но такая стыдная для меня, что говорить о ней просто физически не могу, рот открываю, а слова не произносятся. Так вот, в таких случаях я чувствую себя школьником, который идет к терапевту не выучив урок, типа "и че ты тогда пришел без запроса". Такие сессии выходят по-разному, иногда хорошими, когда мне удается преодолеть собственное сопротивление и получить от терапевта не ожидаемое осуждение, а послание "с тобой все нормально, такое случается со всеми людьми", иногда, по-моим опять же, ощущениям консультация выходит "пустой" и тогда я виню себя, что не приготовился, а терапевт не может угадать, что со мной происходит. Мне очень жалко таких вот "пустых" сессий. Если у кого такое было, поделитесь, как вы уменьшаете их количество. Спасибо.



Отвечать можно анонимно. Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.

Date: 2016-07-07 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Если клиент пришел на сеанс, значит, у него есть темы для работы, иначе бы он давно перестал ходить. Не всегда эти темы лежат на поверхности, а также есть темы, говорить на которые страшно или некомфортно. Кроме того, тема сеанса может всплыть в ходе самого сеанса. Это все к тому, что тема есть всегда, и о ее наличии можно не беспокоиться.

Если в голову заранее ничего не приходит и не формулируется, то в начале сеанса можно так и сказать "Я сегодня запрос сформулировать не смог, помогите мне его нащупать".

Если с темами вообще швах по каким-то причинам, то всегда есть неисчерпаемая тема отношений с терапевтом и чувств к ней/нему - от положительных до отрицательных. Отношения с терапевтом - это такое поле, где обязательно всплывут и разыграются все межличностные проблемы, которые возникают в обычной жизни с обычными людьми (не-терапевтами). Так что насчет отношений с терапевтом - за какую ниточку из эмоций к нему/ней не потяни, вытянешь что-нибудь крупное.

Если на тему отношений с терапевтом говорить пока некомфортно, всегда есть еще одна неисчерпаемая тема - это тело. Отношения с телом, к телу, установки насчет тела, жизнь в собственном теле. Нас всех так воспитывают в этом вопросе, что мусора, который надо выкидывать, там всегда навалом. Отношения с телом - это важно, потому что оно единственное, что остается с нами с рождения до смерти. И раз уж так вышло, то стоит сделать жизнь с телом и в теле настолько комфортной, насколько возможно, а хороший контакт с собственным телом - это еще и возможность предотвратить множество тяжелых болезней.

Если все вышекуазанное не подходит, тема "Что я сейчас чувствую и что сегодня и в данный момент происходит в моей душе и голове" - это очень хорошая отправная точка для сеанса. Некоторые терапевты считают, что именно об этом должны быть сеансы, а не о том, что произошло вчера или в прошлом, или в отношениях с другими людьми. Понимать свои чувства и находиться с ними в контакте - очень полезный навык, так что посвящать весь сеанс исследованию текущего состояния это очень продуктивно.

И на худой конец всегда есть какой-нибудь жизненный навык, который давно хотелось освоить. Например, навык активного слушания или концентрации внимания, или победить прокрастинацию, или что-то еще. И с обретением этого навыка тоже можно поработать на терапии.

У меня не бывает сеансов, когда я не знаю, над чем работать. У меня противоположная проблема - как из всех запросов выбрать тот, на котором сейчас продуктивнее всего сосредоточиться. Когда я не могу выбрать, я прошу свою тер предложить тему сеанса. Так что и в случае, когда нет запроса, можно своего тера спросить "Над чем бы вы предложили мне сегодня поработать?" Если с этим тером вы проработали минимум месяца три, то он/она достаточно о вас знает, чтобы выбрать подходящую тему.

Как говорит моя подруга которая практикующий терапевт "Хороший терапевт всегда найдет, над чем порабоать".

Date: 2016-07-07 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] kakprekrasenmir.livejournal.com
ТС была не я, но у меня тоже бывает иногда "затык". Спасибо вам за такой развернутый ответ!

Date: 2016-07-07 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] sweetlana.livejournal.com
у меня было такое, что я каждый раз готовилась и "сочиняла" темы для работы. и по дороге от метро еще и репетировала))

но с течением работы острых тем становилось меньше, и иногда я думала: ну вот, и о чем говорить, сейчас приду ни с чем, а мне скажут, че тогда пришла время свое и чужое тратить.

как-то я сказала об этом терапевту, и она сказала, что это нормально и вовсе не обязательно готовиться к сессии, как к уроку, можно так прямо и сказать - сегодня я не знаю даже, о чем говорить, и тогда терапевт возьмет нить беседы в свои руки, поскольку за время работы у него тоже накопились какие-то темы, вопросы, что-то, что видно ему со стороны, а мне, может, изнутри не очень видно.

и я такая, как та девочка из анекдота: а че, так можно было?)

Date: 2016-07-07 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] moi-salon.livejournal.com
у вас очень актуальный для меня вопрос! Спасибо за ваше формулирование проблемы. Кое-что полезное схватила прямо из вопроса.

Date: 2016-07-07 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] imaginary-me.livejournal.com
По поводу жалко - я стала намного спокойнее относиться к ситуации, когда у меня нет сформулированного запроса, потому что по опыту вижу, что именно на таких сессиях в процессе разговора "ни о чем", как мне кажется поначалу, порой всплывают очень глубокие и тяжелые темы, которые я сознательно вне сессий даже не обдумывала. Забавно, что у же несколько раз бывало, что когда я именно иду с намерением в принципе расслабленно поговорить по верхам, в итоге мы приходим к чему-то очень важному, и получается наоборот очень интенсивная работа.
Но до этого я прямо разрешила себе некоторые сессии не напрягаться, не копать, давать себе отдых и считать это нормальным. В духе - да, бывают очень продуктивные сесси, да, бывают более легкие и спокойные, но это не значит, что прогресс остановился, это такой процесс, где иногда нужно набраться сил перед следующим шагом.

Date: 2016-07-07 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] yasui-minato.livejournal.com
У меня точно такие же ситуации постоянно случаются: очень часто не могу сформулировать запрос на сеанс, а потом чувствую, что "недоработала" или "не подготовилась к уроку". Моя тер меня успокаивает: говорит, что вот такие пустые сеансы тоже очень полезные. Например (как уже сказали выше в комментариях), тема может сама всплыть, если просто начать говорить. Или же это может быть какая-то передышка для того, чтобы поднакопить ресурс для более сложных тем. Или же Просто получается так, что есть какая-то важная тема, а я ее считаю неважной и поэтому не поднимаю ее, говорю ни о чем. А на самом деле даже в обычном разговоре о политике или работе можно найти очень много всякого материала для проработки. Почему меня так злит вот это конкретное происшествие? Почему я устаю на работе? Как сделать так, чтобы не раздражаться на коллег и начальника? Как не ввязываться в споры? - и так далее.
Также, вот такое ощущение, что сессии "пустые" и я недорабатываю является отличной темой для разговора: в ходе таких вот разговоров выяснилось, что я очень сильно отрицаю и обесцениваю свои заслуги.
Теперь я согласна со своим терапевтом: не бывает пустых сессий. Если клиент все-таки приходит на терапию, значит всегда есть, что разобрать и с чем поработать.

Date: 2016-07-07 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
+ 100 про то, что пустых сессий не бывает.

Date: 2016-07-07 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] fancilessturtle.livejournal.com
Никак не уменьшаю.
Для меня, похоже, сама мысль о необходимости как-то готовиться к сеансу травматична. Потому что это действительно ассоциируется с уроками, а это означает оценку.
Даже если у меня есть конкретный запрос, или даже несколько, чем ближе к сеансу, тем меньше я о них помню. На сеансе же я обычно вообще не могу понять, почему этот вопрос меня так волновал и не чувствую никакого желания его озвучивать.
Прийти и озвучить сформулированный запрос у меня за 2.5 года получилось всего пару-тройку раз, и т о только в последнее время.
Я не думаю, что должна что-то с этим делать, не считаю, что мои сеансы проходят напрасно. В первые несколько месяцев для меня вообще крайне важным было просто присутствие терапевта, и все. И сейчас мне тоже важна возможность просто прийти "неподготовленной", а не сдавать каждый раз экзамен.
Но моя пт не ведется на мои просьбы предложить тему. 😕 Все время ждет, пока я сама начну что-то говорить. Это раздражает.

Date: 2016-07-07 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
Класс, спасибо за тему, у меня ка краз вчера такой сеанс был, расслабленный.
Edited Date: 2016-07-07 08:03 am (UTC)

Date: 2016-07-07 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] ule-lukoe.livejournal.com
Мне кажется, это прекрасный запрос на сессию: "Здравствуйте, я сегодня не подготовился к сессии и чувствую себя растерянным (плохим, несобранным или каким-то ещё). Я знаю, что мне нужна помощь. Мне очень важно сегодня хорошо позаниматься, потому что иначе я потом чувствую себя плохо (виню себя за плохую подготовку и т.п.). Пожалуйста, помогите мне найти горячую тему".

Я понимаю, что нелегко открыть рот и сказать вот это вот. Но у вас точно есть опыт, что ваш терапевт вас не ругает, принимает, подбадривает. Так что можно попробовать.

Когда я не могу придумать, о чём говорить, я просто вспоминаю последний острый случай неприятного общения с незнакомым человеком (в магазине, на улице, в транспорте), который вроде был совсем незначительным, но я всё прокручиваю и прокручиваю его в голове. Обычно, рассказав это, мы находим за таким малюсеньким поводом такую большую и хорошую тему, что ощущение удовлетворения после сессии гарантировано.

Date: 2016-07-07 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] eowyn-eorling.livejournal.com
Ох, очень знакомое чувство. Мы с терапевткой работаем в психонализе. Тут важно говорить то, что сейчас приходит в голову, а не "приходить с подготовленой домашкой". И я все равно пыталась придумывать, о чем же рассказывать перед встречей. Потом пыталась вот специально ничего не придумывать и быть спонтанной и корила себя за то, что ай-яй-яй, не умею быть спонтанной. Теперь значительно меньше парюсь этим.
Иногда что-то во мне кипит и просится наружу, иногда все равно придумываю о чем поговорить, а иногда типа говорю, что приходит в голову и иногда что-то совсем неожиданное и важное всплывает.
И для меня это очень - очень важный опыт, что не обязательно нужно быть всегда собранной, рациональной, эффективной, что можно быть разной, и что меня - такую, разную, настоящую - принимают, во всяком случае, моя терапевт, что это нормально. И я от этого становлюсь более расслабленной и спонтанной, и на терапии, и в жизни, что можно отпускать контроль, что бывают разные дни - хорошие и не очень, что я бываю разная - иногда собранная, иногда расслабленная, иногда очень эмоциональная, а иногда совсем никакая. И что любое моё состояние не навсегда и что это не конец света.
И моя терапевт поддерживает меня во всем этом- довольно часто она добродушно подшучивает - "а что, обязательно быть всегда хорошей девочкой? ", "ты считаешь, анализ - это что-то очень серьёзное и тяжёлое? " и мне все это помогает.
Это я все к тому, что возможно и вы в своих "пустых" сессиях сможете увидеть смысл. И возможно, вам можно чаще говорить вашему терапевту о том, что вы чувствуете - что сессии пустые, что вы чувствуете себя школьником и т д. Со временем, возможно, вы увидите, что другие вас школьником не считают и сами сможете перестать считать.
И о стыдных вещах - была в моей жизни история, о которой я долго только размыто и заувалированно рассказывала. А в какой - то момент, когда я уже достаточно доверяла терапевтке и верила в то, что меня за ту историю не отвергнут, то смогла наконец её рассказать, со всеми фактами и чувствами, чесно и искренне. Сбиваясь, повторяя, что мне страшно и стыдно говорить, но рассказала. И терапевтка совершенно спокойно все восприняла, поддерживая меня - "да, наверное тебе тогда тяжело было", "да, наверное, ты не могла по-другому ". И теперь та история меня не мучает и я не считаю её такой уж постыдной. Возможно, вы тоже наберетесь доверия и в какой - то момент расскажете ваши "постыдные" истории вашему терапевту. Тогда, когда будете готовы. А пока можно начать говорить про "школьника". Увидеть, что меньшие "стыдности" не такие уж ужасные.

Date: 2016-07-07 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] fir-3.livejournal.com
В процессуальном подходе "входов" неисчислимое множество, отсутствие сформулированного запроса вообще не препятствие активной работе и удовлетворяющему результату.

Date: 2016-07-07 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Есть гипотеза, что ведение дневника терапии сглаживает обе крайности. И "скорей бы сессия", и "сессия настала, а материала нет".

Date: 2016-07-07 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] d-v-temnote.livejournal.com
плюсую. между сеансами записываю ощущения, ситуации. хотя и могу об этом говорить, но часто что-то важное вылетает из головы. а тем, кто не может сказать - может дать прочитать, причем даже заранее (например, электропочтой), чтобы не смущаться на сеансе.

Date: 2016-07-07 03:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Для "рот открываю а слова не произносятся" есть обходные способы.
Возможно, вы не можете сказать - но можете нарисовать.
Возможно, можно как-то иначе дать понять терапевту о чём речь в общих чертах - и тогда терапевт может называть разные варианты конкретики, а вы реагировать как тепло-холодно.
Возможно, терапевт ещё какие-то способы знает.
В любом случае "есть тема, она меня тревожит, но я не могу открыть рот и сказать словами" - само по себе годный запрос.

Date: 2016-07-07 06:00 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Благодарю всех откликнувшихся за такое количество разных ракурсов, некоторые из которых мне даже в голову не приходили!

Date: 2016-07-07 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] d-v-temnote.livejournal.com
мне проще - я к телеснику хожу. так что в первую очередь описываю именно телесные ощущения, на основе коих, собссно и делаются выводы.

Date: 2016-07-07 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] d-v-temnote.livejournal.com
и еще, мне кажется, это профессионализм психолога - добыть из вас инфу.

Date: 2016-07-07 06:57 pm (UTC)
otawa: (serious)
From: [personal profile] otawa
У меня уже очень давно не было пустых сессий, потому что эта самая пустота - это тоже тема для обсудить с терапевтом. Тоже материал. И ощущение "пришел с невыученным уроком" - тоже материал. Самая вкусная и насыщенная сессия за последнее время выросла из моего "чувствую себя отстраненно, потому что не могу выбрать, на какую тему хочу поговорить". Работали про то, почему я отстраняюсь, пока не сделаю выбор :-) Очень оказалось продуктивно!

Date: 2016-07-07 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sheramankry.livejournal.com
как клиент: поскольку я в постоянном режиме веду психологический дневник, то это помогает определиться с запросом, уже знаю свои постоянные темы и отслеживаю новые всплывающие грани проблем. Хочу заметить, что у меня нет постоянной терапии, поэтому мне с этим легко - есть запрос, работаем, нет запроса - не работаем:) К тому же для себя я заметил, что если запроса и правда нет, то лучше, что называется, не ковырять. Будет актуальная тема - сама всплывёт.
Как терапевт: мне странно читать о том, что вам не помогают сформулировать запрос. Это бывает очень сложно, и это часть моей работы с клиентом - "поднять материал", это часть профессии - умение задавать вопросы, чувствовать и нащупывать актуальную тему

Date: 2016-07-10 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ice-lavender.livejournal.com
Иногда планировала сессию, результат в целом прогнозируемый получался, иногда думала так, приду, сяду прислушаюсь к себе и буду говорить что первым придет. Стыдные темы такие продуктивные оказываются, и освобождающими, мне интересно с ними бывало, если трудно говорить, начинала так: есть тема, но я затрудняюсь начать, сама от себя не ожидала, что будет так стеснительно, потому что то то и то то, думаю это связано с тем что так то и так то... А к сопротивлению отношусь уважительно, если говорить совсем не получается, не время этому разговору.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 02:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios