transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Для нашего инстинкта самосохранения естественно избегать боли и стремиться к удовольствию или хотя бы покою, поэтому люди до последнего предпочитают не работать с сильной внутренней болью (да и вообще с ней как-то соприкасаться). Соглашаются только тогда, когда уже деваться от нее некуда, и она застилает весь мир.

Я много в сети читаю о том, как нетерапированные люди описывают свои отношения с внутренними проблемами. Не раз читала, что столкнувшись со своей болью в каких-то обстоятельствах, люди выкарабкиваются, как могут, а потом всю жизнь держат пальцы скрещенными, чтобы не попасть туда еще раз. Хотя не всегда понимают, куда и почему они провалились, и как сделать, чтобы это не повторилось.

Есть ли хоть какие-то плюсы в том, чтобы активно со своей болью работать, исследовать ее и проживать ее (в сопровождении терапевта)? Есть!

Внутреннюю боль в себе обычно содержит часть личности, которая была отщеплена во время травмы и спрятана подальше. Психика отщепляет эту часть от себя вместе с болью, чтобы выжить и не развалиться. В результате в психике образуется что-то вроде кисты - оторванная, инкапсулированная область, которая практически никак не соприкасается и не взаимодействует с остальными частями. Там, как в тюрьме, и живет эта часть психики один на один со всей этой болью.

Очень и очень часто носитель такой кисты даже не подозревает о ее существовании. И если вдруг в ходе жизни в каких-то обстоятельствах эта часть дает о себе знать, человек переживает не только острейшую боль, но и глубокий шок: ЧТО ЭТО? ОТКУДА ЭТО?!

Так вот, работая с болью, человек постепенно, по кусочку возвращает себе оторванную часть личности. Вместе с ее талантами и способностями, а они могут быть очень весомыми. Например, художественный или литературный таланты, талант к ведению бизнеса или построению гармоничных отношений с людьми. Помимо талантов, оторванный кусок содержит в себе много неиспользованной энергии, что может быть весьма и весьма актуально для тех, кто чувствует хроническую усталость и измотанность. Если вернуть себе отщепленный кусок психики, открывается второе дыхание - не только сиюминутно, но и глобально, в отношении всей своей последующей жизни.

Важно при работе с болью соблюдать правила безопасности:

1) Никогда не делать это в одиночку, потому что случится ретравматизация и психика может запихать оторванную часть еще дальше, чтобы ней вообще не было доступа.

2) Не погружаться в боль целиком и с головой. Как говорит моя тер, одна нога должна всегда оставаться в заземленной реальности.

3) Контакт с болью и оторванной частью не означают, что надо в них переселиться и биться там в агонии. Нужный контакт похож на то, как хорошая, любящая мама берет на руки плачущего ребенка, не пытаясь заставить его замолчать. Она просто находится с ним рядом, согревает его и баюкает.

4) Ваша задача как владельца психики и куратора оторванной части дать этой части понять на уровне души и тела "Я тебя вижу и слышу. Я здесь с тобой. Я у тебя есть, я никуда не уйду и никогда тебя не брошу. Я могу выдержать твою боль без прерывания контакта с тобой". Оторванная часть должна четко почувствовать, что всякий раз, когда она хочет выйти на поверхность, вы там будете ее ждать, и не отвергнете и не прогоните.

5) Все вышеперечисленное надо делать постепенно, по маленькому кусочечку за сеанс. Тише едешь - дальше будешь. Чем медленнее и осознанее работаешь - тем лучше закрепляется положительный результат и тем меньше откатов.

6) Самое важное правило: сперва надо накопить ресурс и развить нужные для исследования качества (заземленность, осознанность, позицию Хорошего Родителя в отношении себя), и только потом, вооружившись всеми этими инструментами, отправляться на встречу с болью и ссыльной собой.

Чем опасно не работать с болью и забить на нее?

Психика человека всегда стремится вернуть себе цельность. Без осознанного и грамотного присмотра она будет это делать единственным известным ей способом: воспроизводить ситуации травмы в надежде, что это ее починит. В результате этого у человека остается только две опции:

1) Раз за разом попадать в отношения и ситуации, где кошмар повторяется, и раз за разом чувствовать полное бессилие выйти из этого порочного круга и изменить свою судьбу.

2) Жить избегающей жизнью: выбирать для себя путь наименьшего душевного вовлечения. Выбирать партнеров, которые не вызывают особых глубоких чувств. Общаться с теми, с кем отношения не идут дальше поверхностных. Работать на работе, от которой ни жарко, ни холодно. Не иметь хобби и инересов, которые увлекают и дают большое, глубокое удовлетворение и радость. Чувствовать хроническую скуку и серость жизни. Вобщем, запрещать себе все, что хоть как-то, хотя бы потенциально, может зацепить за больное.


Подытоживая: работать с болью страшно и трудно, но оно того стоит! Тысячу раз стоит.

Date: 2015-10-09 02:40 am (UTC)
From: [identity profile] semirina.livejournal.com
Шикарный текст.

Date: 2015-10-09 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Спасибо! От вас это слышать особенно приятно :)

Date: 2015-10-09 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] beatrisa28.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2015-10-09 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] become-a-woman.livejournal.com
Согласна со всем. Любимые РПТшные целительные фразы: Я признаю тебя, я даю тебе место.

Date: 2015-10-09 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] glassembroidery.livejournal.com
Прямо для меня сейчас пост. Так уже устала идти по этой дороге, хочется уже вырваться на свет, на волю. Забыть и не вспоминать ничего никогда. И понимаю , нет раз уж пошла, дойду этот путь до конца. Прийдется, ничего с этим не поделаешь. Мне казалось раньше, что Терпение- моё второе имя, но вот это, сессия за сессией работать с болью, это так больно само по себе. Если бы целью не была сама последующая жизнь, ни за что бы не стала:))! Спасибо за пост.

Date: 2015-10-09 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это очень важная работа - возвращать себе все потерянное, отобранное, безжалостно оторванное.

У вас бывает это особое чувство радости, которое ни с чем не сравнить, от ощущения, что часть себя вернулась домой?

Date: 2015-10-09 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да, дать своим переживаниям место - очень важно.

Date: 2015-10-09 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] zenfit.livejournal.com
Отличный текст.
Прям по Питеру Левину - работать с болью титрованием, маленькими шагами, но сначала накопить ресурс, чтобы не затянуло в воронку травмы.

Мне же это каждый раз напоминает разминирование, где роль главного сапера выполняет терапевт )

Date: 2015-10-09 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] petra-alaup.livejournal.com
И для меня тоже сейчас как нельзя кстати, потому что именно этим я и занялась.

Кстати, именно поэтому непродуктивны призывы заняться творчеством, когда боль загнана внутрь. Там не только творчество никакое не идет, но и обычная повседневная деятельность дается с трудом.

Date: 2015-10-09 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] la-kis.livejournal.com
ой, как хорошо Вы все описали.
И правда, оторванный кусок содержал в себе массу приятного. Да и вообще эта анестезия не давала ничего чувствовать.

Date: 2015-10-09 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] tri-oktavy.livejournal.com
Отличный текст! Спасибо!

Date: 2015-10-09 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] imperfecta-sum.livejournal.com
Как считаете, алекситимия с этим связана?

Date: 2015-10-09 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Не исключено.

Date: 2015-10-09 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] hort.livejournal.com
спасибо, очень вовремя

Date: 2015-10-09 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] deyatinor.livejournal.com
Да, есть такое.
Я к психотерапевту пошла в тот момент, когда травма стала настолько велика, что у меня вместо проживания эмоций начали проявляться проблемы в теле.

Date: 2015-10-09 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] diffio.livejournal.com
А у меня в этом году получилось, что и партнер вызывала очень сильные и глубокие чувства и в травму провалился несколько раз и в итоге разрушил отношения.
Но я работаю над этим. Не так быстро исцеляется, но лучше, чем брать это в следующие отношения.
Спасибо!

Date: 2015-10-09 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] asisyanga.livejournal.com
Спасибо за текст. Важное понимание "зачем".

Date: 2015-10-09 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] von-karajan.livejournal.com
прошу прощения за ламерский вопрос, но о какой боли идет речь?

Date: 2015-10-09 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] glassembroidery.livejournal.com
Сейчас у меня идёт четвёртый год терапии и только только (!) редкими проблесками я себя обретаю. Кто бы мог подумать в начале пути , что там впереди столько работы, что все так запутано и запущено , и , что понять - это мало, ничтожная крупица работы. И эта быстрая радость- почувствовать себя собой, той , которая и не была никогда прежде, эта встреча части , которая уже прожила долгую, черт знает какую жизнь , и части которая и не жила вовсе. Да что тут говорить, в эти моменты начинаешь дышать по другому. Вы прекрасно все написали.

Date: 2015-10-09 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] glassembroidery.livejournal.com
Да , действительно бесполезно. Просто прибавится ещё одно насилие над собой. Нужно выстроить систему поддержки , на боли её не построить. Будет проваливаться как нога в болото.

Date: 2015-10-09 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] diffio.livejournal.com
"нет раз уж пошла, дойду этот путь до конца" - а есть ли конце у этого пути?

Date: 2015-10-09 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] zigzica.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2015-10-09 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] glassembroidery.livejournal.com
Не знаю, если честно. Я очень поздно пошла:)) , когда слишком много всего наворочено оказалось и половина жизни уже прожита, могу конечно и не успеть. Но я уже и здесь далеко продвинулась. Поживем увидим.

Date: 2015-10-09 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
О психологической.

Date: 2015-10-09 08:54 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо Вам) давно Вас читаю, но ничего не комментирую. Этот пост мне сейчас как нельзя более в тему: я всего третий месяц в терапии, и вот после позапрошлого сеанса всплыло настолько болезненное, что я испугалась и понадеялась, что смогу пока что на сессиях заняться чем-то более безобидным, чтобы собраться с духом перед тем, как начать разбираться с этим, но, увы, оно всплыло и на следующем сеансе, а мне не хватило духу даже поделиться с тером... сегодня вот должен был быть сеанс, а я испугалась и отменила по причине, в принципе, не такой уж и важной, не будь того, что выше.

Date: 2015-10-10 01:00 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Напишите это все на бумажке и принесите терапевту на следующий сеанс, чтобы он прочитал. Так будет легче ему обо всем рассказать.

Date: 2015-10-10 01:00 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
На здоровье :)

Date: 2015-10-10 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Обычно именно так люди добираются до терапии )

Date: 2015-10-10 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Если не секрет, что у вас присоединилось обратно вместе с оторванным куском?

Date: 2015-10-10 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] olja-klimi.livejournal.com
Вот точно !
Поэтому я считаю арттерапию лженаукой.

Date: 2015-10-10 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] mia-felicita.livejournal.com
Арттерапия это инструмент, способ отрефлексировать чувства...

Date: 2015-10-10 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] olja-klimi.livejournal.com
Меня несколько лет назад пытались ею лечить.
Не помогло совершенно. Все эти транформации пауков и танков в цветуючки не привели ни к какому результату. Хотя психохиня была в восторге и пыталась мне внушить что видит явные улучшения.

Date: 2015-10-10 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] una-ragazza-o.livejournal.com
У меня пока ресурса не хватает.

Date: 2015-10-10 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] mia-felicita.livejournal.com
Сочувствую
Лечить этим методом, конечно, бессмысленно, это способ канализации переживания...
На нашем диком рынке услуг пси-помощи чего только не бывает, увы :(

Date: 2015-10-10 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] life-in-august.livejournal.com
Хорошо написано.
Хочу спросить, а Вам на практике часто удается "не погружаться в боль целиком и с головой"? И, если да, то как???

Date: 2015-10-12 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] la-kis.livejournal.com
если бы он был один..

Ну скажем, однажды, когда кончилась вся эта беспросветная тоска и кошмар, которые назывались моим детством, я быстренько заперла эту дверцу, облегченно вздохнула, и аж до сорока пяти лет делала вид, что ничего не было.
А потом.. потом пришлось это все перепрожить. И оказалось, что во мне так много есть радости жизни, готовности к чуду, желания пробовать новое, способность (и желание) завязывать контакты с людьми. И еще много "детских" качеств!
Просто все это было задавлено, запрещено.

Date: 2015-10-13 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Хорошо, что к вам оно вернулось, не смотря ни на что :)

Date: 2015-10-13 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] la-kis.livejournal.com
очень трудно пришлось, и понадобилась помощь, причем не один раз

Date: 2020-10-21 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Здравствуйте! С момента вашего комментария прошло 5 лет. Интересно узнать о вас, вашей терапии и вашем бытие. Скажите, пожалуйста, как вы сейчас? Удалось ли соприкоснуться с болью «до самого дна»?

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 06:59 am
Powered by Dreamwidth Studios