transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Оригинал взят у [livejournal.com profile] becky_sharpe в post
Тоже френдесса [livejournal.com profile] lyamur

Когда-то на факультете психологии СПбГУ меня научили одной очень важной вещи. Чем отличается реальная психология от "бытовой", т.е., от утешений сослуживицы и причитаний бабушки на скамейке?
Тем, что "бытовая" психология исходит из двух постулатов: "С тобой не происходило того, что происходило" и "Ты не чувствуешь того, что чувствуешь".
Пример. Мне плюнули в глаз, и я обиделся. "Бытовой терапевт" тетя Клава скажет: "Ай, да ну, да не бери в голову... Ты, наверное, не так все понял, не заметил чего-то" (="с тобой не случилось того, что случилось") или будет увещевать: "Будь выше этого, не парься, забудь, да не стоит оно того, это мелко и глупо относительно мировой революции..." (= "ты не имеешь права чувствовать то, что чувствуешь") Но ведь в глаз плюнули! И мне это было больно, обидно и решительно неприятно!!!

Так что - всех советчиков "забыть и не парицца" стоит оценивать исходя из собственных, лично своих ощущений по поводу произошедшего.
И по необходимости - направлять в пеший эротический тур подале.

Date: 2013-10-07 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Метко. Особенно для becky_sharpe.

Date: 2013-10-07 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] sultana-ali.livejournal.com
Да, обычное дело. И детей так же "утешаем". То есть, уже так стараемся не делать, но тональность примерно та же все равно сквозит... А как вот можно "правильно" поговорить с человеком (с ребенком,в частности)? Ну не бежать же на каждый чих к психологу.
"Активно послушать", не обесценивая чувств и не убеждая, что "борода не такая уж синяя"?

Date: 2013-10-07 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] perletta.livejournal.com
И еще такая "бытовая" психология оставляет стойкое ощущение, что тебя в упор не видят, не слышат и не понимают.

Date: 2013-10-07 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Так и есть, это скорее способ отгородиться, чем собственно психология (т.е. понимание).

Date: 2013-10-07 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nokkve.livejournal.com
хорошо сказано

Date: 2013-10-07 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] 15-november.livejournal.com
Интересный взгляд на вещи.
Если это так, то теперь я понимаю, почему мне обычно еще хуже после таких "утешений". Вроде и утешили, а вроде и.... не имею я права. Забудь и сиди, вот к чему сводится этот совет. А мне, правда, неприятно, и "просто забудь" кнопка каГбЭ не работает. В результате чувствуешь себя дважды дураком. Иои дурой. Кому что нравится. :)))

Date: 2013-10-07 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] 15-november.livejournal.com
Да, да, да! Триста раз - да!

То есть, "а не заткнулись бы вы, сэр, а то мне хлопотно вас дальше расспрашивать и может, даже утешать и слушать ваши всхлипывания. "Все хорошо, не обращай внимания".
Вы очень правы.

Date: 2013-10-07 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lissius.livejournal.com
Угу, у меня все детство так и было.
А потом поняла, что мне вообще не нравится все это, но не могла толком объяснить, почему.
Теперь ясно ))

Date: 2013-10-07 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] puhnasta-o.livejournal.com
вот то-же самое чувствую! не могла объяснить, что же не так ) теперь могу!

Date: 2013-10-07 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] puhnasta-o.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2013-10-07 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dol-fin2006.livejournal.com
(Прошу прощения у автора журнала за нарушение обещания не комментировать её записи, которое сам дал из-за недоразумений в мимолётном письменном общении. Но мне сейчас никак не удержаться от комментария по затронутому вопросу.)

1. А из каких тогда постулатов состоит "реальная психология"?
2. Решение проблем и помощь в разрешении от страданий "бытовой психологии" состоит в том, чтобы мягко заставить перестать помнить и воспринимать то, на борьбу с чем нет сил и каких-либо нужных средств. "Реальность с дефицитом в себе" заменяется "реальностью с пробелами в мире". "Пробел в мире" это как раз и есть: "С тобой не происходило того, что происходило", и: "Ты не чувствуешь того, что чувствуешь" — ситуацию забыли, "проехали", "Надо жить дальше", "От этого ещё никто не умер".
3. Угроза опасности: если, например, фраза: "От этого ещё никто не умер" оказывается действенной и вырывает часть воспоминаний из прошлого, отменяя необходимость сопротивляться происходящему, то этот элемент терапии и помощи против чувства собственного бессилия и совершения необдуманных поступков превращается в эффективное оружие манипулятора, способного делать с тобой беспрепятственно всё что ему угодно и добиваться смирения с этим, успокаивать.
4. Дилемма: как сохранять адекватность и контролировать своего утешителя, чтобы он не заходил слишком далеко и не оправдывал зло, или сам не становился злом?..

Date: 2013-10-08 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
В сообществе альфа-родителей есть хорошие советы на эту тему.

Date: 2013-10-08 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Но мне сейчас никак не удержаться от комментария по затронутому вопросу

Работайте над контролем своих импульсов :)

Date: 2013-10-08 02:19 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Она цитирует Лямур (а оригинал коммента я даже с помощью Лямур найти не смогла :)

Date: 2013-10-08 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Все так.

Date: 2013-10-08 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dol-fin2006.livejournal.com
"1. А из каких тогда постулатов состоит "реальная психология"?"
Точнее, "из каких тогда постулатов состоит "реальная психотерапия"?".

transurfer (спасибо за лучик внимания к моей скромной персоне), мне не нужно работать над контролем своих импульсов, я не стремлюсь к совершенству. Всё что мне нужно, так это не вставать в пять утра на работу. Мои проблемы решает график сна. Но я прекрасно понимаю о чём идёт речь, и многое почувствовал на своей шкуре.
Окружающих людей не заботит поиск путей преодоления неадекватности того, с кем они общаются, когда они могут её контролировать. И с этой точки зрения психотерапевты делают (делают? — тут не всё ясно) вредную обществу работу. Зачем исправлять в определённом человеке то, что позволяет его ещё шире контролировать и всегда получать его согласие или обречённо-виноватое увязание в начале любого спора? Ну, разве только для повышения работоспособности, что редко имеет решающее значение для любых организаций. Ведь главное — конформность; конформный человек всегда нормален для любой организации. И никого не волнует — что там у него с психикой, — он отвечает главному запросу организации. А потому-то и отвечает, и даже черезчур, что не всё в порядке с его психикой.



Date: 2013-10-09 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я не буду вам мешать самому с собой разговаривать тут.

Date: 2013-10-10 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] dol-fin2006.livejournal.com
Гм... Спасибо...

Но на какую тему мне продолжать говорить с самим собой? Эта тема старая — для меня почти исчерпана.

...Вот что у меня пока есть на уме: хотелось бы видеть в ответ на написанное мной смягчения вашей железобетонной критичности и высокомерной невозмутимости. Но, думаю, что этого не случится...
Наверное, не нужно было описывать свои успехи в преодолении психических проблем — не всем это доступно, многие страдают по-старому, сочувствую. Я заметил, что здесь больше приветствуются вопли отчаяния тех, кто делится воспоминаниями о худших переживаниях в своей жизни. Я не припоминаю поста, в котором бы кто-нибудь поделился своей историей окончательного выздоровления и был бы поддержан и понят...

Date: 2013-10-12 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] dol-fin2006.livejournal.com
Уважаемый автор! Простите мне мою вольность, но не прощайте протест.

На мой скромный взгляд, ваши статьи черезчур публицистичны и вы в них слишком скрываете своё Я. Раскрыться нелегко, но тогда бы вы получили это для себя, а не для публики. Вы же желаете знать — нужно этого добиваться.

Date: 2013-10-16 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] orao.livejournal.com
В моем случае оказалось практически правильно именно "забыть и не париться", в противоречие тому к чему тянул терапевт к которому угораздило обратиться.
Именно тогда, в тяжелый жизненный момент не хватило совета "сейчас надо забыть и не париться, а сидеть и вспоминать хорошее, как будто ничего плохого не было". Хотя безусловно в тот момент возникло бы желание послать в пеший эротический тур. Ну так когда зубы делают боли тоже вполне избежать не получится. Хотя бы диагностика и уколы могут быть болезненными.

Date: 2013-10-26 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] helgina.livejournal.com
Здравствуйте!
Вы почти не пишете последние месяцы, и я надеюсь, что это по хорошим для вас причинам. Всё же мне хочется спросить вас, как идёт ваша терапия сейчас?

Date: 2013-10-26 11:49 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я очень много работаю и сил писать не остается (у меня две работы: дневная и подработка).
С терапией все хорошо. Я собираюсь написать пост про нейрофидбек, которым я сейчас занимаюсь.
И еще я помню, что я должна доперевести книгу про переедание :)

Спасибо за ваш комментарий, очень приятно, когда интересуются, как дела :)

Date: 2014-01-27 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
очень хороший результат даёт в общении, когда вначале ты говоришь(соглашаешься), "Да, ты чувствуешь именно то, что ты чувствуешь!". И не важно, что реакция человека или ребёнка противоречит любому здравому смыслу...
Только после того, как человек успокаивается - понимает, что ему верят и что он имеет право чувствовать и реагировать именно так... Только после можно очень медленно включать мыслительный процесс или учить человека самостоятельно преодолевать проблемы... Как не странно - народ легко восстанавливается и совершенно не привязывается к тебе при такой схеме общения...
Как оказалось очень важно, чтобы вначале поверили, что с тобой такое приключилось...

Date: 2014-01-27 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
а мне в детстве вся родня в один голос твердила - терпи привыкнешь....
не привыклось....
но никому из родни никакой веры и доверия с моей стороны никогда больше не было....

Date: 2014-01-27 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
доброжелательность и любовь....
всё что с нами происходит надо рассматривать через эту призму....
тогда и мелкие нелепости просто простить...
ну и самого себя защитить...

Date: 2014-01-27 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
мне однажды одна из психологов сказала: Значит Вы попали к плохому психологу, ищите хорошего....
А вообще сама нашла критерий, профессионал или просто хороший человек никогда не будет тебя топить... или топить без страховки...
Т.е. в кабинете психолога может быть как угодно больно, но из кабинета человек должен уходить улыбаясь!
А в России развита карательная психология - психологи частенько исполняют роли палачей! или садистов, которые бьют и ещё и удовольствие получают от этого...
=====
прежде чем человека отпустить от себя - надо проверить крепко ли он стоит на ногах и способен ли улыбаться...
Очень полезно вспоминать счастливые моменты своей жизни и удерживать это состояние... Просто в таком состоянии легче решается множество проблем...

Date: 2014-01-27 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
по "бытовой психологии" - я круто вляпалась... мне эту "бытовую" устроили в 9 лет.... опыта же в тот момент никакого не было...
так вот - полный глушняк получился - я совершенно не могу идентифицировать свои чувства, ощущения... могу долго не уставать... даже после 50 - усталость без команды может и не появиться..)))
были моменты исчезал даже вкус еды....
===========
а обнаружив логически в 35, что мои родители меня не любят - я додолбалась до группы инвалидности, но чувствовать так и не начала....
...
методом тыка нашла, что вначале надо обидеться, а потом уже прощать... наоборот ну никак не получается)))))))))

Date: 2014-01-27 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] lynx9.livejournal.com
Тут полезно спросить себя: а почему я так дешево себя ценю, что в утешениях собеседника вижу презрение к себе и к своим чувствам. А, может, ему ничего такого и в голову не приходит?

Date: 2014-01-27 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] lynx9.livejournal.com
Аналогично. У меня, правда, был не психотерапевт, а я сама себе злобный доктор. Только когда удалось забыть и не париться я вынырнула из достаточно неприятного омута. При этом оценить эту рекомендацию в процессе я не могла и посылала. Как это ведь забыть такую драму в жизни и не париться.

С другой стороны, мой случай был бытовой, а не клинический. Кому-то другому хорошо другое.

Date: 2014-02-03 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] sultana-ali.livejournal.com
Спасибо! Да, я тоже именно до такой схемы постепенно дошла. Осталось только преодолеть собственное внутреннее недоумение "из-за такой ерунды такая истерика!" Стараюсь, держусь, виду не показываю))

Date: 2014-02-03 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
ой... осуждение себя - или других за реальную чувственную реакцию..ой...
======================
никогда нельзя применять торможение!
это, как жать на тормоза в гололёд!
сразу получается неуправляемый занос!
...
кстати - я тут случайно на своей странице начала размышлять... если я Вам интересна - можно и там поразмышлять... чтобы не вступать в противоречие с хозяином данного ЖЖ.. хотя очень мудрая женщина! я в восторге от неё!

Date: 2014-02-03 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] sultana-ali.livejournal.com
Спасибо за приглашение! Но у меня нет аккаунта в "Моем мире"((

В том-то и штука,что умом я не осуждаю. А мои внутренние реакции на "реальные чувственные реакции" - это то,к чему я сама привыкла,то, к чему я приучена. Да что далеко углубляться в воспоминания. Вот,моя мама,гостит у нас месяц, и уже мы имели несколько разговоров о том, почему мой сын ...реагирует так, как реагирует. "Не из-за чего тут злиться! Ничего ужасного не случилось!", А зачем он так кричит?!Так не должно быть! Это не нормально!"
И я так привыкла : выраженные реакции - это плохо. "Ты не имеешь права это чувствовать". Надеюсь, справлюсь и с этой установкой.
Edited Date: 2014-02-03 05:28 am (UTC)

Date: 2014-02-03 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
включите наблюдателя!!
простое удивление.. это помогает!

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 05:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios