transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Оригинал взят у [livejournal.com profile] veronikahlebova в Терапия или ре-травма?
Оговорюсь сразу, в этот раз я буду писать о тех взрослых, чье детство прошло под лозунгом: «Взрослей поскорее; когда ты маленький, ты нам неудобен».
Тех, кто с детства не имел права на детские шалости и радости, на свои чувства и дела, тем, которые должны были с пеленок быть воспитанными и вежливыми.
Их родители были или слишком заняты, или же воспринимали родительство как тяжкую ношу.
В общем, пост посвящается рано повзрослевшим мальчикам и девочкам.

Понятно, что ребенок взрослеет постепенно, и, если он раньше времени вынужден был стать взрослым, значит, ему пришлось чем-то за это заплатить.
Он заплатил тем, что потратил свои детские ресурсы не на развитие, а на адаптацию, подстройку к миру взрослых.

Ему пришлось вытеснить большое количество своих детских переживаний в самых разных незавершенных ситуациях прошлого, в которых он был одинок и не получил поддержки.
Ему не удалось использовать потенциальные возможности, которые позволили бы ему в свое время отделиться от родителей и повзрослеть.

Такой человек с трудом разбирается в собственных чувствах, зато великолепно настроен на чувства окружающих.
Он тяжело переживает отказ значимого другого, не в состоянии присвоить свою значимость, ожидая, что ее подтвердят другие люди и т.п.

Итак, его детская часть остается очень ранимой и в то же время ожидающей избавления от своих страданий.

Когда такой человек приходит в терапию или же начинает другим способом работу над собой, перед ним стоит задача завершить то, что когда-то не было завершено, прожить чувства детского горя и одиночества, отпустить прошлые обиды, т.е. сделать то, что не было сделано вовремя.

В этом процессе он имеет дело со своим расщеплением;
Он вновь встречается со своими внутренними фигурами маленького, ранимого инфантильного Ребенка и псевдо-взрослой частью, требовательным Тираном.

И вот он снова требует от себя быстрого роста;
теперь он сам не может терпеть свои «детские» чувства и «незрелые» реакции,
и он недоволен слишком «медленным» взрослением.
Такие люди сравнивают себя с другими и могут страдать от того, что эти другие уже чего-то достигли-вылечились-просветлели, а они еще нет.
Внутренний Тиран вновь стыдит и обвиняет.
Человек вновь чувствует себя плохим и несовершенным теперь уже в процессе терапии.

Так он незаметно для себя воспроизводит свою травму преждевременного взросления.

Между тем его детская часть активно сопротивляется новому взрослению, ибо она «помнит» негативный опыт такового, а также какой ценой оно досталось.
Кроме того, раненая детская часть мечтает вернуть любящего родителя, которого не было, по которому страшно тоскует, и вот эта надежда тоже мешает от него отделиться.

Чем больше торопит себя человек, не доверяя себе, не считаясь со своим собственным темпом, тем сильнее сопротивляется детская часть.

В действительности для завершения прошлого опыта и подлинного взросления требуется прямо противоположное.
Требуется дать и организовать себе то, чего не хватило, чтоб сепарация произошла.
А не хватило принятия, сочувствия и поддержки.

Именно сейчас надо позволить себе чувствовать то, что чувствуется, разрешить самые «незрелые» реакции, какими бы они ни были, признать право на собственный процесс – в том ритме и темпе, как он идет естественным путем.
Это то, что нужно детской части, чтобы почувствовать поддержку доброжелательной, по-настоящему взрослой фигуры, и в результате чего вырастет доверие и смелость идти своим путем.

Приведу пример.

Если человеку страшно сталкиваться с нелюбовью окружающих, то первым делом этот страх нужно признать.
«Да, я боюсь того, что кто-то не любит меня».

Вторым шагом будет легализация, подтверждение права на чувство:
«Да, может быть очень страшно, когда кто-то тебя не любит».

Следующий этап – расширение угла зрения:
«Мир – разный, один человек тебя не любит, а другому ты непременно будешь интересен.
У тебя тоже есть такое право – кого-то любить, кого-то – нет».

Присвоение себя - любого - абсолютно необходимо, только так можно вернуть себе целостность.
А самым важным элементом исцеления является сочувствие себе и доброе отношение.

...Когда травмирующая ситуация завершена, она перестает «беспокоить».
Больше не ранит чья-то критика или нелюбовь.
Также верно и обратное: пока возникает боль и обида, стало быть, травма еще не закрыта, и с ней нужно продолжать работу.

Нужно помнить и о той своей инфантильной программе, которая тянет назад, в прошлое, на поиски идеального родителя.
Ожидания из нее «звучат» примерно так:
«Вы обязательно должны позаботиться обо мне (муж, начальник, государство, не важно – кто),
а если вы этого не сделаете, то будете виноваты (я найду лучших родителей)».

Понятно, что это позиция Жертвы, которая ждет, не решаясь и не желая самостоятельно заботиться о себе.

В этой части придется последовательно разрушать иллюзию об идеальном родителе,
позволять себе горевать по этому поводу,
и поддерживать себя в самостоятельных шагах, направленных на заботу о себе:
«Ты можешь просить о помощи, организовывать себе поддержку, имеешь право заботиться о себе так, как тебе это нужно».

терапия или ре-травма

Date: 2013-09-21 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
На здоровье :)

Date: 2013-09-21 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nokkve.livejournal.com
сегодня записи очень точные, добавил себе, чтобы не забывать
спасибо, дорогая

Date: 2013-09-21 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я о тебе как раз подумала, когда читала эти тексты.

Date: 2013-09-21 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sonya41.livejournal.com
спасибо:)

Date: 2013-09-22 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
На здоровье :)

Date: 2013-09-22 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
как бы этому всему научиться? ибо это про меня - один в один :(

Date: 2013-09-23 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
уже полгода пытаюсь найти терапевта
пока не получается :(

Date: 2013-09-23 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Вы где, территориально?

Date: 2013-09-24 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
Калифорния :(

Date: 2013-09-24 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это штат с максимальным количеством терапевтов на квадратный километр :)
Вы как именно ищете?

Date: 2013-09-24 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
Боюсь, что с англоязычными не будет спонтанности и досаточного понимания.
А русскоязычных не очень хочу по причине "узкой тусовки", как -то при реальной возможности пересечься с терапевтом у кого-то в гостях, я не смогу быть достаточно искренней.
Поэтому стараюсь найти соотечественников по скайпу. Пока есть два варианта. Думаю попробовать и посмотреть, кто подойдет больше (если кто-то подойдет).
Но до этих пор, все было безрадостно. То не берут клиентов, то не работают по скайпу, то не могут принять деньги пейпалом или вестерн-юнион.

Date: 2013-09-24 04:32 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У вас как с языком?

Сам по себе факт чужого языка не помеха спонанности и пониманию (из своего опыта говорю), если вы им более-менее нормально общаетесь в рамках ежедневного общения.

Date: 2013-09-24 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
общаюсь, честно говоря уже думаю, о местном, но психиатре.

Date: 2013-09-25 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Чтоб сразу на таблетки?

Date: 2013-09-25 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
Ага. Они помогают.

Date: 2013-09-27 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] la-genta.livejournal.com
Спасибо, опять в точку!!!

Date: 2013-12-15 09:12 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Помогите разобраться! Отклинулся ваш пост. Хожу в данный момент на группу по работе с созависимостью. В какой-то момент притащила на группу произошедшую болезненную ситуацию с мамой, с вопросом " что делать?". Получила комментарии с осуждающим тоном - никто не умер, ты не одна такая, у кого.... Это осуждение совершенно не ожидала, в таких группах психологических привыкла как-то ощущать себя в безопасности. Захлопнулась, закрылась, заплакала. В общем-то моя обычная нездоровая реакция. НО! Я давно занимаюсь собой и научилась наблюдать и распознавать в себе некоторые процессы. Я вижу, что это моя обычная реакция, и знаю откуда это и поэтому на следующей группе я стала говорить о том, что мне хотелось бы, чтоб меня принимали любую и когда я в радости, и когда я злюсь, и когда я в отчаянии и что мне очень важна поддержка. В ответ равнодушное молчание. Оговорюсь опять же - это я ВИЖУ равнодушное. Может быть просто молчание. ОК. На следующий раз опять говорю, опять о поддержке, плачу, что мне не хватает от группы поддержки, что для меня это важно, что в жизни я была лишена этого и поэтому это играет для меня такую большую роль. В ответ опять молчание. Ни поддержки, ни слова, что говорю, что ни говорю, как будто не слышат. Это при том, что половина в группе психологи. Тут у меня начался кризис. С одной стороны я понимаю (и наш тренер об этом говорит) что люди не обязаны оказывать мне поддержку, что если я и прошу то надо быть готовой к отказу и воспринимать это спокойно. ОК. Твержу это как мантру. Приняла. С другой стороны меня неотступно преследует мысль - если эти люди не готовы или не хотят дать мне то, о чем я прошу нафига я им буду что-то о себе рассказывать? Я пойду и найду другого человека или людей, которые дадут то, что мне нужно. И мне совершенно не хочется теперь на эту группу ходить. Я пропускаю занятия. При этом я ясно понимаю, что мои просьбы возможно звучат как требования, и я стараюсь подбирать слова и тон, и что я проецирую на группу ожидания свои - то чего я не получила от родителей и что меня злит именно это молчаливое отвержение (я это так расцениваю как отвержение) и это именно то, что я видела от своих родителей - я плачу а от меня отворачиваются, уходят, да еще и осудят. Мне не понятна эта вот грань - забота о себе. Вроде бы я в этой ситуации забочусь о себе , прошу. Мне не дают. ОК. Я нашла людей в другом месте, поросила, меня выслушали, поддержали. Вроде все верно. НО! Зачем тогда группа? Зачем мне рассказывать о себе там?

Date: 2013-12-16 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Очень вам сочувствую! Трудная ситуация.

Я не спец по группам - сама не ходила - поэтому конкретно по этой ситуации не могу ничего дельного посоветовать. Попробуйте у автора поста ([livejournal.com profile] veronikahlebova) спросить, она профессиональный психолог.

Возможно, формат группы вам не подходит, потому что индивидуальный подход, один на один, будет для вас комфортнее и эффективнее.

Я лично на группы не ходила и не собираюсь - не считаю, что для работы с травмой они подходят.

Date: 2014-01-27 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
лет 15 тому назад мне один молодой психотерапевт сказал очень полезную для меня фразу, что психологов в России в основном учат формально, многие из них не понимают даже основные психотипы... А психиатрия была карательной, с помощью психушек изолировали несогласных с руководством страны ещё в СССР...
==========
В какой-то книге по психологии вычитала, что в психологи идут те, кто сам имеет психологические проблемы....
от себя могу добавить, что я сталкивалась со скрытыми садистами, кто шёл в психологи, т.к. желали властвовать и на законных основаниях унижать...
Да и есть ещё профессиональная деградация... С этим встречалась у милиционеров... Они начинают бить задержанных, становятся жестокими... иногда докатываются до преступлений...
==========
Так и психологи - почему они ходят на психологические тренинги - что б не зачерстветь и не свихнуться от сочувствия...
Но в них столько шаблонов и неверных установок, что... они этими своими методами похоже могут додолбать кого угодно... Считается если человека припереть в угол и бить, то человек начнёт сопротивляться...
==========
А Вы правы!
можете со мной поговорить...

Date: 2014-01-28 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
лет 15 тому назад мне один молодой психотерапевт сказал очень полезную для меня фразу, что психологов в России в основном учат формально, многие из них не понимают даже основные психотипы... А психиатрия была карательной, с помощью психушек изолировали несогласных с руководством страны ещё в СССР...
==========
В какой-то книге по психологии вычитала, что в психологи идут те, кто сам имеет психологические проблемы....
от себя могу добавить, что я сталкивалась со скрытыми садистами, кто шёл в психологи, т.к. желали властвовать и на законных основаниях унижать...
Да и есть ещё профессиональная деградация... С этим встречалась у милиционеров... Они начинают бить задержанных, становятся жестокими... иногда докатываются до преступлений...
==========
Так и психологи - почему они ходят на психологические тренинги - что б не зачерстветь и не свихнуться от сочувствия...
Но в них столько шаблонов и неверных установок, что... они этими своими методами похоже могут додолбать кого угодно... Считается если человека припереть в угол и бить, то человек начнёт сопротивляться...
==========
А Вы правы!
можете со мной поговорить...

Date: 2014-01-27 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
"Оговорюсь сразу, в этот раз я буду писать о тех взрослых, чье детство прошло под лозунгом: «Взрослей поскорее; когда ты маленький, ты нам неудобен».
Тех, кто с детства не имел права на детские шалости и радости, на свои чувства и дела, тем, которые должны были с пеленок быть воспитанными и вежливыми.
Их родители были или слишком заняты, или же воспринимали родительство как тяжкую ношу.
В общем, пост посвящается рано повзрослевшим мальчикам и девочкам
. "
============
1. А ведь я даже не понимала, что я "неудобна" родителям.
Поведение родителей воспринимала, как естественное. Со стороны семья была благополучная, в семье всего один ребёнок....
Да и послушная я была... послушная настолько что воспитатели детсада запомнили мою эту особую послушность...
2. Мне никогда вроде не говорили, что я родителям в тягость....
Ну выгоняла меня мать из кухни. когда готовила..но ведь это только что б я под руками не мешалась...
А то, что меня мать ни чему не учила, так она же считала, что её ни чему не учили, вот и она не учит... Мать же сама всему научилась...
Хотя очень сложно научиться готовить, когда даже посмотреть нельзя, как мать готовит...
но.... воспринимала, что это нормально... И очень огорчалась, что не получалось научиться вкусно готовить...как какой-то стопор.. вкусно не получается...
3. Мать мало что рассказывала..но как-то проговорилась, что когда в детсадовском возрасте я начинала канючить и упираться, она втихаря лупила меня - и я снова становилась послушной...
и это ещё в "благополучный" период моего детства... А потом мать стала жить с отцом в мои 9 лет... А отец не признавал, что б ему перечили... т.е. пока он в квартире - там лучше не находиться.... а квартира была однокомнатная.... жизнь моя кончилась в 9 лет...
Бабушки и дедушка в один голос твердили: "Потерпи привыкнешь"... А мне никак не привыкалось... А бежать было некуда... не было ни одного взрослого, кто бы меня пожалел и приласкал...
4. Я даже не знала, что нормально когда родителя гладят детей по голове, прижимают к себе, целуют в щёчку....
Я всё это воспринимала, как оскорбление...
============
впервые мне сказали, что это ненормально, когда мне было больше 20 лет... Я этому не поверила... И обдумывала не один год...

Date: 2014-01-28 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
"Следующий этап – расширение угла зрения:
«Мир – разный, один человек тебя не любит, а другому ты непременно будешь интересен.
У тебя тоже есть такое право – кого-то любить, кого-то – нет».

Присвоение себя - любого - абсолютно необходимо, только так можно вернуть себе целостность.
А самым важным элементом исцеления является сочувствие себе и доброе отношение.
"
увышеньки....
можно и до 50 добраться и не получить ни разу состояния, когда тебя любят....
уважение - да...этого я в своей жизни имела много...
даже любви к себе, как к просто к хорошему интересному человеку - и то имею и сейчас.... это очень приятно - когда меня искренне любит молодёжь, с кем сталкиваюсь на мероприятиях....
совсем не драконит то, что кому-то я крайне неприятна)))))))))
но... меня, как женщину никто и никогда не любил, что я это ощутила....
===========
более того, что если у меня иногда случается комфортный насыщенный день - то на следующий день депресняк меня буквально впечатывает.... очень сложно - как волной накрывает...
я даже помню - как этот стереотип был впервые запущен - как меня обидели на следующий день после комфорта....
но даже зная пусковой момент - изменить это не удаётся... проще, что знаю, что такое бывает..но..всё равно и больно и тяжело....
т.е. находясь в депрессии, лишаешься главного для тебя и самого нужного - возможности взаимной любви.....
а без этого вернуть самому себе ценность невозможно!!
получается, что в депрессии больше всего нужна персональная любовь, но именно этого ты и не получаешь из-за наличия депрессии...

Date: 2014-01-28 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
"Когда такой человек приходит в терапию или же начинает другим способом работу над собой, перед ним стоит задача завершить то, что когда-то не было завершено, прожить чувства детского горя и одиночества, отпустить прошлые обиды, т.е. сделать то, что не было сделано вовремя."
очень тяжело спровоцировать себя на прочувствования тех незавершенных ситуаций и чувств....
по большей мере потому, что ты даже не догадываешься, что именно ты должен был там чувствовать... не умеешь идентифицировать чувства и реакции на ситуации...
==========
почти анекдотично - сложно прожить страх...
может даже потому, что получается, что страх в детстве был 100% по времени детства.... сплошная такая волна...
а выработана реакция - не пугаться...
и нет навыков - как внешне проявлять страх...

Date: 2014-01-29 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] Олеша Едамера (from livejournal.com)
"Когда такой человек приходит в терапию или же начинает другим способом работу над собой, перед ним стоит задача завершить то, что когда-то не было завершено, прожить чувства детского горя и одиночества, отпустить прошлые обиды, т.е. сделать то, что не было сделано вовремя."
очень тяжело спровоцировать себя на прочувствования тех незавершенных ситуаций и чувств....
по большей мере потому, что ты даже не догадываешься, что именно ты должен был там чувствовать... не умеешь идентифицировать чувства и реакции на ситуации...
==========
почти анекдотично - сложно прожить страх...
может даже потому, что получается, что страх в детстве был 100% по времени детства.... сплошная такая волна...
а выработана реакция - не пугаться...
и нет навыков - как внешне проявлять страх...

Date: 2014-05-08 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] agelastica.livejournal.com
У вас каждый почти пост затрагивает что-то очень глубоко запрятанное и болезненное. Тяжело ваш жж читать.

Date: 2014-05-08 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Этот - не мой :)

Date: 2015-08-17 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marvelous-alisa.livejournal.com
А мне, наоборот, нравится читать и "затрагивать")) Многое откликается. Я месяц назад даже плакать не могла, а теперь снова эмоции могу выражать. И радуюсь и злости, и печали)) Они гораздо лучше депрессии и пустоты.

Date: 2015-08-17 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Лично я с большой осторожностью отношусь к затрагиванию, и стараюсь писать свои тексты так, чтобы они вызывали поменьше раздрая. Есть вероятность, что травма вылезет, а если под рукой терапевта нет, то в этом состоянии можно надолго зависнуть.

Date: 2015-11-02 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kiseiko.livejournal.com
Спасибо огромное, что поделились этой статьей! Меня так колбасило последние дни, и я никак не могла понять, что происходит, почему я утратила контакт со своей интуицией (словно глухая стена загородила этот канал), опять перестала понимать, что чувствую, а вместо этого стала чувствовать себя никчемной неудачницей в терапии и с такой убийственной отчетливостью ощущать внутреннего критика, что хоть вой от него. А статью прочитала и у меня всё встало на свои места: критик стыдит и подгоняет процесс, и я сама себя ретравматизирую, в итоге. Прям, аж выдохнула, а то уже измаялась вся и не знала, как до следующего сеанса дотерпеть. Теперь понесу всё терапевту.

Еще раз огромнейшее спасибо за пост и за весь ваш журнал! Вы такую колоссальную поддержку оказываете! Вот, честно, не знаю, как бы я справлялась без всего этого.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 05:43 am
Powered by Dreamwidth Studios