transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Доброго времени всем!
Благодарна вам за то что вы есть,

Хочу поговорить о лени.Может покажется эта тема не важной на первый взгляд, мне все же хотелось бы о ней поразмышлять.Лень — это сохранение энергии, которая не хочет тратиться куда попало, а ищет ценный повод.

Сначала в терапии работала с этой темой, как с обидой, мой родитель частенько называл меня лентяйкой, потому что училась не в полную силу, не хотела ходить на кружки, не мыла посуду и прочее. И я не рассматривала Лень как защиту и тем более ресурс.А сейчас замечаю за собой периоды лени.Это выглядит со стороны как потеря интереса, не собранность, желание залипнуть и отвлечься, нежиться в постели, на самом деле я чувствовала себя словно батарейка на перезаряде, нет энергии.Вот и недавно был проект, надо было носиться, суетиться, делать, а я утром встать не могу, просыпаю, опаздываю, вечером лечь не могу мне лень, сил собрать себя нет.Так проект сляпала кое как из того, что было.И вишенка на торте, шефу он оказался не нужен, от него отказались. Нет, не потому что я его как -то плохо собрала, а потому что тема стала не актуальной. Получается я потратила бы силы зря.

Я задумалась, ленилась ли я?Или чувствовала заранее бесполезность своих стараний и просто "сохраняла энергию"?Но есть вещи в жизни которые требуют внимания и неотложного решения и я опять "лежу", типа ленюсь.Однако никто не поднимет мои сани в гору.И тогда это получается сопротивление?

Пт.предложила мне проживать лень каждый день 5-10 минут, осознавая какая часть меня в этом участвует, на что лень похожа для меня, как я себя в ней чувствую, от чего моя лень меня защищает.

Мне интересно как другие живут с ленью, так как то, что я ощущаю не всегда находит контейнер.Хотелось бы отделить мух от котлет, когда реально нужно настоять на своем и делать, а когда поддаться лени и довериться миру.

Заранее благодарю, за уделенное моему вопросу время и силы.

  • Авторы постов, отвечая на комметарии, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
  • Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

  • Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists.

Date: 2025-01-12 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] mau-ra.livejournal.com

Мне кажется, у взрослых людей как таковой лени не бывает. То, что в обиходе называют ленью, — это проблемы с контролем импульса у детей в связи с недостаточно созревшей корой головного мозга. Ребенок понимает, что надо бы потратить час на уроки, но продолжает читать книгу/играть в комп, поэтому до какой-то степени ему нужна внешняя организация.


А у взрослых что угодно может быть причиной прокрастинации: усталость, понимание бессмысленности своих действий, травма.

(deleted comment)

Date: 2025-01-12 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] assenzia.livejournal.com

Это все очень точно. Не видела ваш комментарий, когда начала писать свой.


Я периодически слушаю одного психотерапевта. И у него есть запись с довольно глубоким изучением темы прокрастинации. Он рассказывал про случай из своей практики, когда он работал со старшеклассником, который прокрастинировал с выполнением домашнего задания. В результате оказалось, что на самом деле учеба этому клиенту была не особо интересна/нужна, но он себе в этом не признавался, поскольку всем положено хотеть получать хорошие оценки.


С кружками в детстве тоже интересно. Я, например, в детстве перезанималась почти что всем, кроме спортивных секций. При этом почти ко всему теряла через какое-то время интерес и бросала. Помнится. меня в детстве мать этим упрекала. Но интересно, на сколько шестилетке хватит собственной мотивации, чтобы постоянно тренировать только какую-нибудь техническую часть хореографии: "Деми плие, полное плие". А именно такими почти все мои кружки и были.

Date: 2025-01-13 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mau-ra.livejournal.com

Вот совершенно верно, что мозг может обеспечивать занятость 24/7 только любимыми занятиями.


А родитель думает, что если ребёнок условно на каникулах с утра до ночи монтирует AMV-видео, то он с таким же успехом будет с утра до ночи учиться. Ага, да, конечно.


Я сама в прошлом тот усидчивый ребёнок, который мог заботать самоучитель по иностранному языку, чтобы посмотреть свой любимый фильм в оригинале, и долго во взрослом возрасте страдала от того, что не могу себя заставить быть такой же продуктивной на работе

Date: 2025-01-12 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] assenzia.livejournal.com

Я согласна с комментарием [livejournal.com profile] mau_ra. Еще могу добавить, что часто это выражение какого-то внутреннего конфликта, когда одна часть хочет что-то сделать, а другая, часто очень ранняя и не всегда полностью осознаваемая, саботирует, чтобы сохранить что-то важное для себя. Я научилась довольно быстро распутывать такие случаи внутри своих внутренних частей. И часто приходится признавать, что да, это я не буду делать. Или вообще не буду, или сейчас, а вернусь к этому позже, когда разберусь с потребностями той ранней части, которые блокируют это действие. Часто желание сделать что-то отваливается за это время.


Если говорить про лень в плане прокрастинации, то там может быть еще несколько причин. Какие-то действия могут откладываться из-за ориентации на физическое состояние. Например, я люблю гулять или ходить пешком в быстром темпе. Но я живу во влажных субтропиках, где с апреля по октябрь на улице очень жарко и влажно. И ощущение влажного пота на коже мне ужасно не нравится. Но в целом, я поняла, что могу перетерпеть минут 30 этого состояния с утра, так как потом оставшийся день я буду себя чувствовать физически намного лучше.


С некоторыми вещами удается справляться, если нормализовать скуку. Не все вещи в этой жизни интересны и увлекательны. Часто приходится заниматься чем-то скучным. И это нормально, особенно в работе/учебе. Я такие вещи ограничиваю по времени, а потом делаю что-то, что мне интересно или приятно.

Edited Date: 2025-01-12 05:48 pm (UTC)

Date: 2025-01-12 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

У меня как у СДВшника на лень специфический взгляд. СДВшная "лень" отличается от нормотипичной. Нормотипичная — это примерно "не хочу и не буду делать", СДВшная — "надо, хочу, но не могу". Мой любимый пример — на пол падает бумажка в 5 баксов, и лежит там две с половиной недели, а ты мимо нее ходишь, зная, что ее надо поднять, хочешь ее поднять, но вместо действия у тебя только ступор. Но со стороны это выглядит как лень, в чем меня папаша всю жизнь обвинял.


Постановка диагноза мне очень помогла понять, что со мной происходит на самом деле, и я перестала мучать себя жесткой критикой и стыдом за "лень". Принимаю это явление в себе гораздо спокойнее. Научилась "ловить волну" — дожидаться момента, когда ты вдруг все бросаешь и идешь поднимать бумажку. Научилась очень экономно относиться к своим ресурсам, особенно, к ресурсу силы воли, и не требовать от себя делать что-то, что не имеет конкретной пользы и не связано с важным результатом.


И согласна с тем, что очень много вещей, которые нам, вроде бы, надо обязательно сделать, оказываются не нужны.

(deleted comment)

Date: 2025-01-13 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

... и другие легенды и мифы о СДВ.

Date: 2025-01-14 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-wave.livejournal.com

Я задумалась, ленилась ли я?Или чувствовала заранее бесполезность своих стараний и просто "сохраняла энергию" — а может были препосылки? иногда я на проекте тоже не могу ничего делать или делаю через никак — а потом оказываеться что надо было по другому — бизнес требования поменялись и в целом переделываем- иногда когда такое бывает понимаю что делать надо по другому — если совсем ступор то начинаю искать почему мозг считает эту идею провальной и говорит пошли лежать на диван


У меня сдвг тоже — и я долго до терапии не могла понять что со мной и пинала себя ногами изо всех сил — вставай. А там если не интересно то сил встать нет. Или просто мозг в прострации а не гиперфокусе. Ну и все — посуда будет месяц не помыта, задачи по работе не сделаны( — Работает только договорняк которому меня в терапии научили. Типа лень делать тикет — а новую пижаму хочешь с зайчиками- в ней работать будет клево-давай тогда пижаму купим и немного попишем код — это будет приятно) Ну и фарма работает)


В общем за ленью есть как мне кажеть либо работа мозга либо конфликт.

Date: 2025-01-15 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] lunorada.livejournal.com

Несколько лет назад, с помощью специалиста пришла к тому, что моя лень — это именно механизм "энергосбережения". И когда я начинаю лениться и прокрастинировать — сразу иду искать причину "надо ли мне это на самом деле"? Иногда помогает, иногда нет. На НГ праздниках заставляла себя лениться и не думать о любимой работе — ой как сложно =) а про нелюбимую работу даж не вспомнила ни разу.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 07:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios