transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день, участники сообщества!

У меня такой вопрос – про присваивание себе «положительных» качеств, в т.ч. уверенности, силы и всего такого прочего положительного.

На прошлой сессии поднялась тема того, что свои отрицательные стороны я очень хорошо знаю, ориентируюсь в них, могу описать, погружаюсь в них на раз-два. А хорошие стороны не лепятся совершенно. Терапевт сказала, что я в них очень нуждаюсь, без них – тоска и депрессия, но нахожу я их только в окружающих людях и их отношении. Не будет других – не будет этого «хорошего», и я останусь в своем тягучем болоте из тоски, слабости, отчаяния и своей «плохости». (Это мой пересказ вольный, терапевт говорила, возможно, немного по-другому, это то, как я это поняла). Про болото из отчаянья – очень точно она заметила, когда остаюсь одна, очень быстро в нем оказываюсь и просвета не видно, очень боюсь остаться без терапевта и близких, кажется, пропаду сразу.

Хотела спросить – как присваивать эти хорошие стороны, как это делать технически), есть ли у кого-нибудь такой опыт и знания.

  • Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
  • Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
  • Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
  • Поделиться хорошей сессией - тут.

Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2024-03-24 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

Я начинала с исследования, по каким причинам я не вижу своих хороших качеств и почему у меня такое сопротивление к их присвоению.

Date: 2024-03-24 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] d-la-luna.livejournal.com
Возможно я неправильно поняла... но меня в некоторых терапевтах прямо злит это "бери и делай" — просто возьми и присвой. А ничего что клиент не может в момент измениться, взять и присвоить? Раз не может видеть и присваивать, значит на это есть причины, которые сформировались давно и влияют, значит клиенту зачем-то так известнее, безопаснее и спокойнее.
Это работа терапевта — сессия за сессией смотреть на клиента такими (внимательными, теплыми) глазами, относиться к клиенту так чтобы клиент начал чувствовать собственную ценность и в нем начинала прорастать любовь к себе. Это терапевт должен подсвечивать положительные стороны клиента, с помощью правильно поставленных вопросов наводить клиента на обнаружение и замечание в себе хорошего. Терапевт должен показать клиенту в каком месте и как травма заставила не верить в себя и считать себя плохим. Терапевт должен к внутреннему ребенку и частям клиента относиться так как никто не относился и научить брать их на ручки и заботиться.
Тогда у клиента любовь и присваивание собственных положительных качеств начнет приходить сама естественным образом, что-то быстрее, что-то позже. И сопровождаться будет искренним внутренним принятием и теплотой, а не потому что "так надо" и "срочно"
Edited Date: 2024-03-24 11:31 am (UTC)

Date: 2024-03-24 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com

Святые отцы, будучи знатоками человеческих душ, говорили, что человек не может видеть в других качества, которых нет в нем самом. И если вы видите хорошие качества в других и можете их определить, значит, они есть у вас, и вы четко знаете, как и что. Это говорилось в контексте того, что если человек осуждает других, значит, все это говно есть и нем, а если хвалит других, то и самому ему есть что в себе похвалить. Так что все, что вы видите хорошего в других людях совершенно точно есть у вас: без этого опыта вы бы не смогли различать эти качества.
Но как справедливо заметили выше, терапевт не должен только констатировать факты, будто это что-то исправит, а вы типа сами разбирайтесь с этим где-то как-то и принесите теру результат на отчет.
Пожалуй, большинству из нас это "нельзя и все". Запрещено этим владеть, это присваивать, нехорошо "хвастаться" и так далее. И это травмированному человеку кажется "логичным" и "правильным", хотя это не так. Сознание своих сильных сторон и качеств еще никому не вредило никогда, это здоровый нарциссизм (да, такой есть), соблюдение баланса, система внутренней награды, без которой вы и не можете продолжать чувствовать себя хорошим человеком. И отказываться от ощущения правильности и правоты, хорошести — это полностью интроект, то есть насажено со стороны, мозговой червяк. Это сделал кто-то, к кому вы отнеслись чересчур некритично, притом делали долго и с удовольствием. И за этим отказом и унынием, тоской и отчаянием помимо боли может крыться настоящая ярость, которую человек может отказываться пустить против авторов всего этого разорения и этой слепоты. Кто отказывал вам в хорошести? Как это делалось? С какими аргументами вам запрещали быть хорошей? Почему нельзя отказываться от плохости и критиковать авторов интроектов? Что будет, если оспорить их шельмование, отказаться от этих "подарочков", бунтовать? Побьют, накажут, вычеркнут, будет плохо, и даже можно умереть? Что если высвободить агрессию, разрушить тюрьму, плюнуть всем этим господам в хари? Что будет? Отчаяние говорит о том, что выход близко.

Date: 2024-03-24 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] 23e01.livejournal.com
Я собираюсь буквально сегодня написать список 100- того, что за жизнь смогла или хорошо делаю. Вроде как надо каждый день перечитывать, чтобы на подкорку записалось)) У меня причина, что не видела и не могла присваивать: установка, что моя роль в жизни- быть помойным ведром и собирать чужое дерьмо, все достижения отдавать близким, друзьям. Но теперь у меня есть просто звериное желание вернуть себе всё. Наполнить себя своим.

Date: 2024-03-25 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] tiffanyaching18.livejournal.com

А что такое "отрицательные стороны"? И что такое "положительные"?
У каждого человеческого качества может быть 2 "стороны медали".


Можно посмотреть с такого ракурса. Вам пока не удаётся поддерживающий взгляд на себя, заботливое, любящее отношение к себе. Если бы удавалось — вы бы могли любить то, что есть в вас, находить для этого хорошие слова. Но это длительный, медленный процесс.
Может ли ваша терапевт, например, подавать образец уважительного, принимающего отношения к вам?


С другой стороны, в вашем посте мне видится тема не про хорошее и плохое, а про страх оставаться одной. Что именно вы получаете от других людей такого, что заслоняет вас от отчаянья?


Можете ли вы порадовать себя, когда никого нет рядом? И ещё. Если ответ скорее "нет", это вы не можете придумать такое удовольствие, или вы запрещаете себе наслаждаться чем-то без компании?

Date: 2024-03-25 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com

На прошлой сессии поднялась тема того, что свои отрицательные стороны я очень хорошо знаю, ориентируюсь в них, могу описать, погружаюсь в них на раз-два. А хорошие стороны не лепятся совершенно.


По собственному опыту я склонна полагать, что прежде чем добраться до "хорошего" важно изжить "отрицательное".


Вот, например, я в терапии раз за разом, раз за разом, раз за разом приближалась к теме близости (телесной в том числе). Происходило приближение по-разному: на ранних этапах более резко, чуть позже помягче, в особо сложные периоды казалось "очень резко" и мне было плохо, меня диссоциировало. Терапевт выбирал ту дистанцию, которая могла быть достаточной для меня. Не всегда так получалось, но пробовалось разное.


Через различные приближения к теме мне было по-разному, в том числе крайне "отрицательно". И "отрицательно" было что-то вроде нескольких лет. Сколько бы ни касались темы всегда примерно одна и та же реакция — плохо, больно. Безусловно, существует динамика (от истерики и сильного сопротивления до "ок, давайте попробуем / нет, не готова, но понимаю важность"). И все же я в целом привыкла к тому, что сколько бы я ни касалась темы — мне всегда гарантированно "отрицательно". Просто иногда бывает уже не так больно и "отрицательно", чем было ранее (особенно когда было невыносимо больно).


Так вот после того как терапевт раз за разом предлагал обсуждение я ощущала, как правило, лишь "отрицательное". А такое оно потому, что там много всего и много болезненного и потому у меня и реакция соответствующая. И вот буквально относительно недавно при его приближении у меня стали проявляться "хорошие" реакции.


О чем я: о том, что сколько бы вы ни реагировали "отрицательно" и "на раз-два", то значит это сейчас вот так. Там точно есть важный опыт. Как минимум такой, что при приближении и вашем нежелании терапевт должен давать вам хороший опыт (он отошел? вам стало безопасно? вот этот опыт и важен). И так много-много раз. Но важно то, КАК он себя поведет: что при приближении (как быстро? как комфортно для вас?), что при вашем отказе и последующем его отдалении (как отреагирует на ваш отказ? как прокомментирует?). Ваш "отрицательный" опыт переварится о теплое и участливое отношение терапевта. И именно его такие реакции на вас — вот они складываются в копилочку и в итоге вы чувствуете положительное.

Date: 2024-03-28 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com

Я в целом согласна с комментарием d_la_luna выше насчет того, что это постепенно выращивается с терапевтом.


Насколько я помню, меня терапевт спрашивал, что лично я считаю своим типа достижением (сколь угодно малым), поскольку именно вот качества хорошие я назвать не могла, а какие-то действия (или их отсутствие) могла. Потом спрашивал, что именно для меня в этом успехе важно (если что, это не про внешние достижения — для меня, к примеру, тогда большим достижением было как раз то, что я ушла с работы на фриланс и на нем выжила/не пошла в аспирантуру после окончания университета вопреки давлению родителей (я тогда была юна, поэтому это было актуально:)). Потом, опираясь на то, что в этом для меня ценно, отмечал, когда я в каких-то еще ситуациях проявляла эти качества. Как-то так... (но это долго и непрямолинейно было)

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 07:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios