transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Выношу из комментария.

Сразу скажу, что не считаю, что клиент обязан этим заниматься. Понимать особенности и потребности клиента и выстраивать с ним отношения - это работа терапевта, ему за это деньги платят. От клиента, если что и требуется для успешной терапии, так это:

1. Сообщать, как ему отзывается происходящее на сеансе (какие чувства и мысли вызывают слова терапевта и его поведения), например "когда вы вот так молчите, я на вас очень злюсь"
2. По возможности давать контекст своих чувств, типа "потому что, когда вы молчите, вы мне напоминаете мою равнодушную мать".
3. Говорить, что ему нужно, например "а мне важно почувствовать, что вы мне рады и вам не все равно, что со мной происходит".

Все.

Но если вы все ж попали в ситуацию, когда вы не получаете от терапевта то, что вам хотелось бы, уходить вы не готовы, и при этом чувствуете себя достаточно безопасно и ресурсно, чтобы поторговаться, тогда можно попробовать такой подход.

1. Точно определите, что вам нужно от терапевта. Безусловное принятие? Безопасное пространство? Активное теплое участие или наоборот, чтобы он вообще сидел и не отсвечивал? Чтобы брал на ручки или наоборот, чтобы взаимодействие строил исключительно со взрослыми частями? Больше самораскрытия от терапевта или наоборот, чтобы он не приносил в пространство ничего личного вообще? Равные, партнерские отношения или детско-родительские?

Разбираться в этих тонкостях может быть и увлекательно, но еще и сложно, стыдно и страшно. Сложно понять, что ты вообще хочешь. Стыдно чего-то себе хотеть. Стыдно об этом говорить. Страшно услышать отказ.

Не забывайте, что попросить помощи разобраться в этом вопросе всегда можно тут, в этом жж. Коллективно обсудим и поддержим! Когда точно знаешь, что тебе нужно от терапии, то становится легче и быстрее найти "своего" терапевта.

2. Изложите этот список терапевту. Хороший терапевт первым делом постарается как можно яснее и четче для себя прояснить, что именнно для вас значат "безусловное принятие", "активное теплое участие" и так далее.

3. Обсудите, что из этого терапевт может вам легко дать, а что не может, и у вас получится два списка. Например, ему легко давать безопасное принятие и активное теплое участие, а брать на ручки и создавать детско-родительские отношения - нет.

4. Дальше, порадовавшись, что кое-что из важного он все же умеет, переходим с ним к обсуждению, что во втором списке абсолютно невозможно, а что, в принципе, возможно, если терапевт готов приложить к этому усилия. Например, он может попробовать изредка брать на ручки, но вот выстроить целые детско-родительские отношения на постоянной основе не может. Не обучен и не собирается обучаться этому, к примеру.

По ходу обсуждения может оказаться, что у вас с ним разное понимание "детско-родительских отношений". Для вас это такие, где, например, терапевт всегда говорит с вами мягким голосом и много утешает, а для терапевта это такие, где внутренний ребенок клиента может свободно играть и самовыражаться. То есть, суть одна, а реализация разная, типа как в знаменитой книге "Пять языков любви".

Дальше смотрите на весь список и решаете, устраивает ли вас этот терапевт или вы идете дальше искать того, кто делает все пункты вашего списка. Достаточно ли вам 80% списка или нет. И подходит ли вам любовь (в терапевтическом смысле), которая выражается не так, как вам ее легко понять.

Весь этот процесс разбора и переговоров может выглядеть трудным, муторным и эмоционально затратным, но при этом он закладывает неплохую основу для построения отношений с обычными людьми в будущем. Но повторю, что заниматься им стоит только тогда, когда на это есть силы и когда процесс этот совпадает с вашими личными планами развития и исцеления. Если у вас кризис и травма горит, то сделать следует только первый пункт, а дальше искать такого терапевта, который может и умеет во все, что вам нужно.

Date: 2022-09-12 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com
Да. Все, кроме первого пункта — для говорящих взрослых. А в терапию часто приползают маленькие немые дети.

Date: 2022-09-12 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
О чем и речь в последнем абзаце :)

Date: 2022-09-12 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com
Я пару лет как частично что-то могу из этого списка. Если бы он попался мне раньше, я бы возможно быстрее сообразила, что мне доступно и как это выразить. Хорошая вещь.

Date: 2022-09-12 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я только недавно, не без возмущения, поняла, что могу не только составить список, но и поторговаться за него. Не без возмущения потому, что вообще-то не клиентская работа всем этим заморачиваться :(

Date: 2022-09-13 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com
Работаем с тем, что имеем :)

Date: 2022-09-12 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] fertyty.livejournal.com

К слову о выборе терапевта, у меня возникает какая то сильная тревога и злость, вот например сегодня не смогла продолжить работу с новым терапевтом, из-за непонятной тревоги и страха, как будто меня в ней не устраивает жесты, мимика, как будто я не чувствую безопасно, как будто поддержка наиграна, и до этого я тоже отшила терапевтку , потому что было то же самое, и теперь вот думаю, что же это такое, а если я вообще не смогу получать помощь??? Предположения такие, либо моя какая то часть боится получать поддержку, и ищет в терапевта изъяны, либо это остатки от прошлой терапии, может с первой и единственной терапевткой я не попрощалась, и как будто ищу ей похожую, хотя брала демо версию еще одной терапевту и, таких чувств не возникло, может у кого было такое?

Edited Date: 2022-09-12 09:12 am (UTC)

Date: 2022-09-12 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] bb-letter.livejournal.com
У меня было что-то подобное, но не с пт, а в ситуации общения с правлением дома, где я живу. От членов правления постоянно идет неадекватное отношение, и неожиданно один раз переговоры с ними прошли нормально и в мою пользу. После этого внезапно поднялось сильное отчаяние и мысли о том, что все это ложь и издевка. Потом началась непонятная сильная злость на себя.
Я так понимаю, что первым был сигнал от моей высокочувствительной части, которую ненавидели, стыдили, газлайтили и игнорировали очень много лет. Вообще, она переживает, что если вдруг все наладится, то ее никогда не признают, и нанесенный ущерб тоже не будет признан и оплакан. А злость исходила от другой части, которая эту высокочувствительную ненавидит за переживания.
Я тогда ничего не знала о частях и была в замешательстве от происходящего. В результате: успех в переговорах закрепить не удалось, и опять начались наезды от тех же людей.

Date: 2022-09-12 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mau-ra.livejournal.com
Извините, что вклиниваюсь, но раз в год, как говорится, и палка стреляет, и с неадекватными людьми можно договориться. Договороспособными эти люди не становятся, поэтому ничего удивительного, что успех в переговорах закрепить не удалось, вашей вины в этом наверняка никакой не было.

Date: 2022-09-12 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] bb-letter.livejournal.com
Тема с семейным жильем у меня сложная, и в ней явно есть такой повторяющийся нездоровый паттерн. Я сейчас сожалею, что по незнанию тогда не пообщалась с частями хотя бы самостоятельно и думаю, что после такой работы последствия были бы другими. В текущий момент отслеживаю, как скажется на этих отношениях мое теперешнее взаимодействие с частями. Ваше взгляд понятен, спасибо за поддержку.

Date: 2022-09-12 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] gor-kaya.livejournal.com
Теры правда все разные. Мне попадались и те, кто казался наигранным, и те, кто казался искренним, но был слишком эмоциональным для меня и я пугалась. Мне кажется, два случая ещё ни о чем не говорят

Date: 2022-09-12 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] fertyty.livejournal.com

Спасибо большое за поддержку, да, такое ощущение, что слишком быстрая и эмоциональная, а мне надо, размеренную,спокойную тихую теплую тётю)) конечно посмотрю , что будет дальше, если так же, то это будет жестоко, так как самое главное для меня, это найти хорошего терапевта....

Date: 2022-09-12 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mau-ra.livejournal.com
Спасибо. Очень интересный список и в целом ракурс.
Я воспринимала поведение терапевта по умолчанию как проявления его личности. Например, если он ведёт себя как тёплый пень с глазами, значит, он такой и есть, а если его попросить самораскрываться, то он, конечно, может начать это делать, но он же не такой, на самом деле, он же тёплый пень? Значит он теперь на сессии ведёт себя не так, как для него естественно? Всё это очень любопытно, я буду продолжать думать.

Date: 2022-09-12 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Я соглашусь с Эль и добавлю своего опыта.

То есть да: терапевт ведет себя так, как ведет и он такой. А потом мы берем во внимание еще меня как клиента и мои проекции (и поведение тера в связи с этим).
Для меня было открытием, что терапевт все время был таким, каким себя вел все встречи со мной, но потом я увидела его БЕЗ меня в естественной среде обитания (случай, когда спонтанно услышала его разговор с кем-то по телефону). И поняла, что есть и другой терапевт.

Правда я не восприняла это как неискренность или что-то типо такого. Для меня терапевт такой, какой он есть (он аутентичен на сессиях) и в то же время да — у него метод — и в то же время да — он какой-то есть ЕЩЕ (помимо наших встреч).

В итоге: эти "двое терапевтов" перемешались и теперь на сессиях он может быть и таким спокойным_методичным и эмоциональным_подвижным (каким раньше совсем не было).

Опять же: только ли это мои процессы или переносные истории — тут неясно :)

Date: 2022-09-15 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] olga-sol.livejournal.com
Как мне кажется, у любого человека есть некие стабильные паттерны. Ну, например, из флегматика получить холерика невозможно.
А вот в общении с другими людьми могут проявляться разные грани человека. Ведь в общении участвуют два человека, каждый со своими гранями. И это не притворство, это две (а может быть и более) реальности, которые существуют в одном человеке одновременно. И адекватный человек может переключать эти грани по ситуации.
И ещё возможно, что человеку будет интересно попробовать какой-то другой вариант общения. Например, с новым человеком, у которого проявилась какая-то новая, доселе невиданная грань. И человек может расширить свой арсенал способов взаимодействия. При этом основа его останется все той же.

Date: 2022-09-13 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
В прошлом году мне довелось посетить одно мероприятие для терапевтов, где один из выступающих рассказывал, что работает во время супервизий с терапевтами над развитием конкретных терапевтических навыков. Скажем, над умением быть теплым (пример выступающего). Такое, конечно, не в каждом направлении встретишь — работу над развитием конкретных терапевтических навыков, но суть в том, что это во многом именно навыки. И многое зависит от того, хочет терапевт развиваться, чтобы помочь клиенту, или не хочет. Если не хочет, ИМХО, с таким терапевтом каши не сваришь.

Date: 2022-09-14 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Без дополнительной информации не известно, почему терапевт себя так ведет. Может, не может. Может, не хочет. Может, не знает, как по другому. Он может быть так обучен себя вести, ему сказали, что так — правильно. Не так уж много методов ориентируются на теорию привязанности и ставят во главу угла теплые отношения с клиентом. Да и не всем клиентам это надо. Еще, как я в посте упомянула, бывает разный язык выражения тепла и приятия.

Если терапевт кажется перспективным, то имеет смысл этот вопрос прояснить.

Date: 2022-09-12 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] uvw.livejournal.com
Не буду оригинальна, но, как тут уже заметили, это способ для осознанного, зрелого клиента, способного все эти аспекты фиксировать, и готового найти ценность в самой деятельности "примерки" терапевта. Я , как мне кажется, последний год терапии "тащила" терапевта в ту сторону, в которую он не мог изменить поведение, и, конечно, это было очень тяжело, хотя дало эффект получше, чем позволять терапевту быть таким, как он привык. Еще важно для себя лично выбрать срок отсечки для принятия решения, а то есть риск, что останешься на годы с неудачным терапевтом, зависнув в процессе выбора , если есть склонность к "прилипанию" и "влюблению" в людей и вообще нарушение привязанности. Неосознанно это обычно первые несколько встреч.
А при таком старательном подходе, как у вас описан, сколько давать времени/сессий на это ....? нужно решить

Date: 2022-09-13 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Согласна по всем пунктам. О том, в каком случае за это все имеет смысл браться, я в посте обозначила )

Date: 2022-09-12 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] midnightcreater.livejournal.com
Эль, спасибо, что вынесли отдельным постом! Это был мой комментарий, на который вы отвечали в переписке. Думаю об этом с пятницы и хотела вас поподробнее распросить, а тут как раз отдельный пост!
Мне тоже не очевидно, что поведение терапевта не относится к его персональным чертам характера или даже к его собственным травматическим реакциям (его эмпатия и заботливость могут быть частью травмы). В этом случае сложно что-то изменить и приходится принимать, как данность. Я решила попробовать исходить из вашей версии и говорить тер о том, как мне бы хотелось, но тут проблема в моем знании о себе. Я могу находить в себе маленькие фрагменты чётких желаний, а остальное очень размыто. Кое-что нащупывается в процессе переговоров с тер, например, вот она писала мне сообщение и написала «обнимаю». Я попросила ее описать, что она при этом чувствует, но этого тоже оказалось мало и формально по моим ощущениям. Я попросила ее фото, где руки скрещены в объятие, когда то она мне такое присылала. Вот это оказалось оно!
Говорить, что она даёт не совсем то, что я хочу, было немного страшно и интересно. Получить желаемое — круто! Планирую пробовать ещё.
Можно вас попросить о каком-то конкретном примере, какой именно пункт удалось с терапевтом привести в реальность, как было/стало, что вы при этом чувствовали, как тер реагировал? Меня заинтересовала ситуация с вашей потребностью в живой эмоциональной реакции. У меня очень похожая. Если человек прячет чувства или говорит о них, но я не вижу невербального подтверждения, мне в голову приходит бог знает что. Например, что меня используют, еле терпят, ко мне равнодушны и тому подобное. Было бы интересно узнать, как именно вы говорили об этом с терапевтом и как изменились его реакции? Какими именно живыми они стали?

Date: 2022-09-13 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Я могу находить в себе маленькие фрагменты чётких желаний, а остальное очень размыто. Кое-что нащупывается в процессе переговоров с тер, например, вот она писала мне сообщение и написала «обнимаю». Я попросила ее описать, что она при этом чувствует, но этого тоже оказалось мало и формально по моим ощущениям. Я попросила ее фото, где руки скрещены в объятие, когда то она мне такое присылала. Вот это оказалось оно!

Знание о себе приходит именно так — через опыт, через прощупывание своих границ и пробование разных вещей. Вы все правильно делаете. двигаетесь небольшими шажками, прислушиваясь к себе. Здорово, что ваша тер отзывается на все это :)

Можно вас попросить о каком-то конкретном примере, какой именно пункт удалось с терапевтом привести в реальность, как было/стало, что вы при этом чувствовали, как тер реагировал?

Я ему говорила, что когда он сидит пнем, у меня на это очень резкая, негативная реакция, и объяснила, почему. С тех пор он заметно подсобрался и выглядит более живым и участвующим. Я все время забываю его спросить, что он чувствует, потому что раньше мне никогда не приходилось этого делать, моя любимая тер сама говорила. Но я себе записала в свою клиентскую тетрадку обязательно начать это делать прямо со следующего сеанса.

Date: 2022-09-13 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
Спасибо за пост. Я вот впадаю в ступор, когда меня спрашивают что-то вроде "какая поддержка тебе нужна?" Потому что у меня нет в опыте этой поддержки и я даже не знаю, как она выглядит. А смоделировать не могу.
И еще думаю. что все это имеет смысл, пожалуй, когда с терапевтом уже возникли какие-то отношения привязанности. Потому что с некоторыми терапевтами, наверно, проще расстаться сразу. Помню, одна терапевтка в середине первой сессии начала называть меня "девочкой", уменьшительным именем и на "ты". При этом мне было за тридцать, а она была меня младше. На сессии я как-то затупила, а потом шла домой, анализировала и поняла, что нет, наверно, смысла человеку что-то говорить, выставлять границы и т.п., потому что у нее в принципе такой темперамент и ее очень много. И это может превратиться в бесконечную борьбу, а мне хочется энергию на другое тратить.
Edited Date: 2022-09-14 12:14 am (UTC)

Date: 2022-09-14 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Спасибо за пост. Я вот впадаю в ступор, когда меня спрашивают что-то вроде "какая поддержка тебе нужна?" Потому что у меня нет в опыте этой поддержки и я даже не знаю, как она выглядит. А смоделировать не могу.

Посмотрите на этот вопрос как на отправную точку для самоисследования, а не на как билет на экзамене, на который надо дать полный и идеальный ответ. Можно ответить "Я пока не знаю. Помогите мне это понять".

И еще думаю. что все это имеет смысл, пожалуй, когда с терапевтом уже возникли какие-то отношения привязанности.

В идеале хорошо б это все сделать до наступления привязанности, а то будет сложнее расставаться, когда выяснится, что терапевт не может дать нужное. Весь этот процесс прояснения стоит делать, когда терапевт кажется перспективным, и видится потенциал, что с ним можно успешно сработаться.

От тех, кто сразу вызывает неприязнь, надо прям сразу и уходить, вы все верно сделали.

Date: 2022-09-14 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] moi-salon.livejournal.com
"1. Сообщать, как ему отзывается происходящее на сеансе (какие чувства и мысли вызывают слова терапевта и его поведения), например "когда вы вот так молчите, я на вас очень злюсь"
2. По возможности давать контекст своих чувств, типа "потому что, когда вы молчите, вы мне напоминаете мою равнодушную мать".
3. Говорить, что ему нужно, например "а мне важно почувствовать, что вы мне рады и вам не все равно, что со мной происходит"."

Мне кажется, этого достаточно для работы на сессии. У меня сейчас ощущение, что я доказываю своему терапевту, что я имею право на свои открытия в плане того, какие люди меня окружали, в семье, например.
Она постоянно говорит, что у людей есть хорошие и плохие стороны. Я офигеваю, и говорю, я много-много-много лет так думала. Но по отношению ко мне вот этот человек вот это, это и это — совершал плохо. Может быть, (только что дошло), попросить её помочь мне сделать ревизию? Реально посмотреть, что хорошо, а что плохо? Но у меня опять ощущение, что я бьюсь в закрытую дверь и очень холодное пространство.
Но на сессии помогает другое — то есть, в определённом смысле мне в конце сеанса реально становится чуть легче, и чуть спокойнее жить. Вот на этих двойственных ощущениях пока и живу. Перед последней сессией была сильная апатия — что всё бесполезно.

Думаю, что на следующей сессии буду действовать по вот этим трём пунктам (как отзываются слова, контекст, мне важно). Надо будет перед следующей сессии составить план на вот эти три пункта, записать и взять его с собой.

Date: 2022-09-14 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Добавлю вам еще из своей тетрадки:

1. Если вы видите или слышите что-то, что вызывает у вас сильную негативную реакцию (боль, страх, стыд) не нападайте и не уходите в себя. Вместо этого как можно спокойнее задавайте вопросы. Например:

Вы: — Мне нужно, чтобы вы меня в конце сессии обнимали.
Тер: — Я так не работаю.
Вы:
— И хули ты тут вообще сидишь и деньги берешь?!
— Все ясно. Я вам отвратительна.

— Расскажите подробнее, почему.

Так вы услышите реальную причину, а не ту, которую вам ваша травма придумает. Но не останавливайтесь на этом, продолжайте задавать вопросы:

— Как же мне тогда почувствовать от вас тепло? Мне очень важно это почувствовать. Что еще вы можете сделать?

Если задавать достаточно вопросов, то в конце концов вы или услышите, что терапевт вам не подходит, потому что не может и не хочет отвечать на вашу потребность, или она придет к какому-то альтернативному решению: обнимать не могу, но могу, например подержать вас за руку.

2. Помните, что вы обязательно исцелитесь. С этой терапевткой или без нее. Главная сюжетная линия в вашей истории — это неизбежность исцеления, а терапевт рядом будет из тех, кому с вами по пути. Это может быть текущая тер, а может быть какая-то другая. Главное, что будет.

3. Спрашивайте ее, что она чувствует. Если вам кажется, что она равнодушная или что она реагирует негативно, спросите "Что вы сейчас чувствуете?". Если она откажется говорить — будет повод задуматься. Если не откажется — у вас будет информация о том, что на самом деле происходит на ее стороне.

Date: 2022-09-14 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] moi-salon.livejournal.com
Буду над этим думать.
Что вы чувствуете — я задавала этот вопрос, но один раз и на одной из первых сессий. Она сказала, что обязательно поделится, если что-то будет чувствовать (и один раз так и было), но в принципе чувствование терапевтом клиента — это подход в гештальте. Мы же работаем в другом методе. Ну и она ещё молоденькая в психотерапии, хотя я чувствую реального профессионала — ей интересна психотерапия, и важно, что происходит с клиентом. Это я чувствую. И в конце сессии мне действительно легче, то есть, она не просто сидит пнём, а реально работает. Холодная ли она, или я не могу (нечем) принять её заботу — пока не знаю. Но постепенно разбираемся. Мне кажется, что даже те фразы, которые меня удивляют — мы или разбираем прямо на сессии, или на следующей. Ощущаю, что она пока "тестирует" меня и мою историю. Я не знаю, нужны ли эти "тесты" или нет. Но при этом она довольно "слышащая". Я возражаю — она или объясняет, что имеет в виду, или соглашается со мной, что в моём опыте вот это и вот это — вот так.

Date: 2023-01-23 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

Чувствовать клиента — это, вроде, просто эмпатия, безотносительно метода?


Date: 2023-01-24 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] moi-salon.livejournal.com

Эль, я вижу Ваш коммент уже после того как я резко прекратила терапию у этого конкретного психолога (дополню — после того, как терапевт резко, неожиданно, без предупреждения и без разговора со мной изменила условия). Поэтому я, наверное, с Вами соглашусь — что, в первую очередь, терапевту нужно простое обычное человеческое качество — эмпатия. А потом уже всё остальное, и профессионализм в том числе.



Расковырять клиента до очень серьёзной ситуации, поработать с этим, а потом оставить клиента посреди хирургической операции — это надо быть очень чёрствым, грубым, жестоким человеком.

Edited Date: 2023-01-24 06:10 am (UTC)

Date: 2022-09-14 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] moi-salon.livejournal.com
"Вы:
— И хули ты тут вообще сидишь и деньги берешь?!
— Все ясно. Я вам отвратительна."


Я так ржала, просто ...

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 10:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios