transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Здравствуйте, Эль и сообщество!
Ситуация такая. На одной из прошлых встреч у меня случился провал в травму, да такой, что я даже какое-то время не могла говорить. Тер сразу этого не заметила и продолжала задавать вопросы. В конце концов я еле-еле выдавила из себя что-то вроде "Пауза", тогда тер поняла и начала меня заземлять. Из того состояния вышла, но ужас, окружающий эту тему, усилился.

На последней встрече рассказала об этом. Но как оказалось, все мои проблемы завязаны именно на этой травме, куда мне так страшно лезть. Когда тер это озвучила, мне пришёл образ, как будто мне вотпрямщас нужно делать срочную операцию без анестезии (а прошлый провал вообще воспринялся не как операция, а как просто нож в живот). Тер ответила, что анестезией может стать более мягкий подход работы с травмой, а именно — арт-терапия, и предложила провести её на следующей встрече, чтобы у меня было время подготовиться и запастись ресурсами.

Но проблема в том, что я не знаю, где найти столько ресурсов, чтобы вновь испытать тот ад. К слову, на ту сессию, на которой случился провал, я приходила в очень даже ресурсном состоянии. Но даже не это главное.
А главное то, что у меня возникли сомнения — правильно ли работает тер? Потому что сейчас для меня это всё выглядит как ультиматум "либо прямиком в травму (пусть и через арт-терапию), либо стоять на месте и страдать от её последствий". Из разряда "что значит не хочу? Есть такое слово — надо". С одной стороны, я понимаю, что невозможно вылечить травму, никак к ней не обращаясь. С другой — всё происходящее ощущается мной как насилие.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
А поделиться хорошей сессией - тут.


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2022-09-04 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У вас пока что опыт с травмой состоит из двух вариантов: или диссоциироваться от нее и избегать ее, или с головой туда провалиться, потеряв все ресурсы.

Мягкие способы это сесть от травмы на большом расстоянии, быть в ресурсном состоянии, отправить в травму дрона, чтобы он зачерпнул одну маленькую ложечку ада и принес ее в пространство сеанса. И там эту ложечку можно рассмотреть и проработать, оставаясь в ресурсном состоянии и опираясь на терапевта. Важно зачерпнуть из ада именно очень небольшую часть и оставаться в ресурсе и в контакте с тер, прорабатывая эту часть.

Расспросите свою тер подробно, как будет работать арт-терапия, в чем ее мягкость, как сохранять ресурсное состояние и что делать, если в травму свалишься после сеанса. Может, в арт-терапии есть уже какая-то рабочая схема, которая включает в себя эти моменты. Если же то, что вам тер скажет, не внушит вам доверия, вы всегда можете отказаться от метода, и попросить ее подобрать что-то другое.

Еще сложилось впечатление, что вы не наработали с ней достаточно техних поддержания и сохранения ресурсных состояний. Может, имеет смысл попрость тер сначала сосредоточиться на них и посвятить им полгода, а потом уже таскать из ада содержимое маленькими ложечками.

Date: 2022-09-05 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
ТС

Спасибо огромное!
Edited Date: 2022-09-05 02:17 pm (UTC)

Date: 2022-09-05 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] fertyty.livejournal.com

Добрый день, Эль, можно поподробнее остановится, на словах"не наработали с ней достаточно техник поддержания и сохранения ресурсных состояний", это то есть техники заземления,работа с тревожными состояниями, майндфулнес, и какие то упражнения?? Или я что-то не понимаю..

Date: 2022-09-05 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да, все это, и практиковать это на сеансах. Когда у меня на сеансе всплывали трудные эмоции, моя тер первым делом предлагала заземлиться, почувствовать ее рядом, почувствовать опору на свои сильные стороны и на нее, а потом уже рассматривать то, что выплыло. Когда эту схему повторяешь раз за разом, она становится привычкой. Так же она говорила всегда писать ей между сеансами, если я начала проваливаться, чтобы мы могли сконнектиться и чтобы я не была одна.

Помимо этого всего в обычной жизни нужно выстроить опоры, на которые можно рассчитывать. [livejournal.com profile] verhinemogut об этом ниже хорошо сказала https://transurfer.livejournal.com/978921.html?thread=36643561#t36643561

Date: 2022-09-09 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] evoenn.livejournal.com
скажите пожалуйста, если знаете — в каких терапевтических подходах этим занимаются? тем что вы и verhinemogut описываете

Date: 2022-09-05 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
Первый этап работы с травмой — накопление ресурсов. Самых разных, причем не только внутренних, но и реальных. То есть жить надо не под мостом и не с человеком, который может начать избивать; должно быть что есть; в жизни должны быть регулярные занятия, дающие положительные эмоции; люди, на которых можно опереться (это может быть и терапевт); должен быть проработан внутренний образ "безопасного места"; хорошо бы отдавать себе отчет, что вот в этом, этом и этом вы хороши. Только когда всё это есть, можно идти в травму, причем не на всю глубину, а так... Как воду ногой пробуют, если вода холодная — ногу отдергивают и обратно — на безопасный берег, в те самые ресурсы, накопленные заранее. И можно не пойти купаться, если совсем холодно. Насчет того, что обязательно надо идти в травму через "не хочу" — устаревшая концепция, раньше так считали, но потом убедились, что нет, не надо так делать.
Судя по тому, что Ваша терапевт полагает, что ресурсы вы должны восстанавливать самостоятельно и за одну неделю, и что в травму непременно нужно идти вотпрямщас, она действительно что-то не понимает.
Edited Date: 2022-09-05 01:38 pm (UTC)

Date: 2022-09-05 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
ТС

Благодарю за ответ!
Дело в том, что в таком случае я попадаю в замкнутый круг. Моя травма тесно связана с темой работы, причём не какой-то определённой, а самого понятия труда за деньги. Все мои попытки работать в самых разных сферах (от офиса до фриланса, от однообразно-монотонных до творчески-активных) приводили сначала к нервным срывам, потом к выгоранию и неосознанным провокациям к увольнению, а потом и к депрессии. Сейчас из депрессии выбралась благодаря любимому хобби, но любые попытки вновь начать работать приводят к зашкаливающей тревожности. Чтобы накопить физические ресурсы на работу с травмой, нужно зарабатывать деньги, но именно эта травма и не даёт их зарабатывать.
Что касается нематериальных ресурсов (любимые занятия, поддерживающие люди) — это есть, но это только помогает держаться на плаву и не затонуть снова в пучину депрессии, а вот для того, чтобы выбираться дальше, их не хватает.
Полагаю, что именно с этим и связан вот этот вот поход в травму вотпрямщас. Потому что ничего другого уже и не осталось.
Edited Date: 2022-09-05 02:18 pm (UTC)

Date: 2022-09-05 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com
Очень сочувствую вам.Знаю, что и сама работа терапевта может строится ресурсным образом по принципу ложки дегтя в бочке меда.Считаю, что как бы ни было ультиматум ввиде так или так будет действовать как спусковой курок для вас и приведет к разрыву, а пт. ваша видимо не обучена работе с травмой, раз своими вопросами вас ретравмирует.
Выходом видится работа с детской частью, которая раненая, та которой приходится терпеть все это, она не выдерживает "работу", искать причины такого не выдерживания.Ресурсить эту часть, растить.Потом постепенно разбираться с агрессорами, саботажниками и критиками.Но на прямую в травму не лезть,потому что черевато последствиями.
Edited Date: 2022-09-05 03:15 pm (UTC)

Date: 2022-09-05 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
Да, мы до этого много занимались именно этим — заботились о детской части и знакомились с остальными субличностями. Возможно, тер решила, что я уже доросла. Буду на следующей встрече объяснять, что ещё нет, и что такой вид работы мне безопасным не видится (пусть даже и через образы в арт-терапии). Спасибо вам!

Date: 2022-09-05 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
Понимаю, и очень сочувствую. У меня частично похожая ситуация — я долго работала в православно-благотворительной среде, потом у меня случился кризис. депрессия, провал в травму и, видимо, выгорание и теперь меня тошнит от мысли о работе в благотворительности, православную работу одну я тупо завалила (тоже это не совсем то), а в других сферах довольно сложно найти работу, тем более что я не то чтобы ас. И еще я не хочу работать совсем без смысла... И я какое-то время пыталась быстрей-быстрей выйти из депрессии, вписалась в обучающуюся группу ДБТ, которая позиционировалась именно как полезная при выходе из депрессии и ряде других проблем типа мыслей о суициде — ну и там меня загнали в такое состояние, что я два месяца не то что работать — спать могла с трудом. Все мои травмы вскрылись и поведение терапевтов их усугубляло.

Я к тому, что если Вы будете себя гнать, потому что надо быстрей исцелиться и быстрее начать зарабатывать, результат может еще больше отдалить Вас от перспективы заработка (к сожалению). Поэтому если и пытаться туда идти, то все равно по чайной ложке.

Что касается тревожности. А в вашей жизни есть какая-то физическая активность? Прогулки, йога, танцы? Что-то, что перезагружает нервную систему на физическом уровне?

Date: 2022-09-05 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
И то верно, бежать сейчас галопом в травму — это как, прийдя впервые в спортзал, сразу хватать самые тяжёлые веса.
По поводу физических нагрузок — летом (как раз когда я ловила очередные тревожности от очередной работы) не было, но скоро как раз начну заниматься танцами, надеюсь, это поможет.

Спасибо за поддержку! Особенно отозвалась тема "не хочу работать совсем без смысла", тоже есть такое.

Date: 2022-09-05 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
Надеюсь, танцы Вам помогут.
Я бы еще очень советовала попробовать йогу. Сразу после неудачной попытки с ДБТ мне попалась книга про травму "Тело помнит все". И оттуда я, в частности, усвоила, что травма — это постоянно раздраженная миндалина, которая не может успокоиться и генерит тревогу в режиме нон-стоп. И что успокоить её может, в частности, йога. До этого я для себя отвергала йогу из религиозных соображений, но тут решила начать ей заниматься. Таки да, она успокаивает (если у вас есть силы скрутиться в нужную позу))))) и в ней расслабиться ) Лучше всего успокаивает (лично меня) поза дерева. Когда я ее сделала первый раз, мне показалось, что я улетела в космос. Итогом было полностью измененное состояние сознания. Я тогда не поняла, что это за состояние. А сейчас понимаю. Тревога прошла. Это настолько отличалось от моего обычного эмоционального фона, что я даже не поняла, что случилось и что я чувствую. Может быть, Вам тоже поможет.

Date: 2022-09-06 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
Спасибо за эту идею и за то, что поделились опытом! Я раньше тоже пробовала йогу и тоже замечала её эффекты, но как-то об этом подзабыла, надо будет вернуть её в свою жизнь

Date: 2022-09-06 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] krysokenga.livejournal.com
ТС, а вы могли бы более подробно рассказать, в чем заключается ваша травма, связанная с работой? И как вы начинали работать с ней в терапии? Я подумала — а не схожий ли у нас опыт. У меня тоже есть связанная с работой травма, приобретенная во взрослом возрасте, именно в результате переутомления на работе, и ее последствия теперь распространяются на все сферы деятельности.
Суть ее в том, что у меня очень сильно пострадала способность расслабляться. Когда я устала, то не могу лечь и отдыхать, а наоборот — кидаюсь делать все больше и больше, чтоб переделать ВСЁ, пока я не рухнула от усталости. Ну и в результате я валюсь от усталости, а дел почти не убавляется (потому что мир устроен так, что никогда не переделаешь дела настолько, чтоб их вообще не осталось, и надо находить баланс между работой и отдыхом). И как следствие — у меня ненависть к работе. Настолько сильная ненависть к самому понятию работы, что очень трудно терпеть и делать работу. "Заработала" я это на одной из своих прошлых работ. До нее не было. А починить способность расслабляться никак не удается...
Edited Date: 2022-09-06 12:32 pm (UTC)

Date: 2022-09-06 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
Думаю, что опыт не очень схож, хотя я понимаю, что такое приступы трудоголизма без жалости к себе, у меня такое бывает с хобби. С работой нечто похожее было, когда пробовала себя во фрилансе и было постоянное "нет денег, надо работать БОЛЬШЕ". Предполагаю, что и у вас, и у меня это всё про фоновую тревогу и не самые полезные способы её заглушить.

По поводу травмы. В осознанном возрасте меня сильно триггерило, когда я общалась со студентами, которые после выпуска устраивались работать и сильно изменялись — становились вечно усталыми, как будто из них выкачивают всю жизнь, как будто они целыми днями целуются с дементорами. Начала копать, поняла, что вся моя школьная и студенческая жизнь проходила в ожидании и страхе перед будущим, когда я пойду на ту самую пугающую ужасную работу. Психолог предположила, что это связано с приходившими с работы усталыми родителями, у которых не хватало ресурсов на то, чтобы обо мне позаботиться. Каких-то конкретных воспоминаний по этому поводу у меня не возникло, но я допускаю, что такое могло быть и неоднократно. А потом психолог заговорила про отверженность и меня каак накрыло.

Date: 2022-09-07 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] krysokenga.livejournal.com
Предполагаю, что и у вас, и у меня это всё про фоновую тревогу и не самые полезные способы её заглушить.
Нет, у меня другая причина. Тревога была, но она была не фоновая, а совершенно конкретная. Тогда, на работе, откуда все и началось, я занималась обслуживанием клиентов (коммерческая полиграфия), моя работа состояла в том, что мне надо было верстать разную продукцию прямо при клиенте, под его диктовку. С учетом того, что я интроверт 80 лвла и в принципе не выношу, когда надо мной стоят, то меня это дико выматывало. И постепенно закрепилось назойливо зудящее желание "скорее сделать, чтоб клиент наконец-то слез с моей шеи", "чем скорее сделаю — тем скорее меня оставят в покое", "чем больше заказов переделаю — тем меньше клиентов завтра придет и будет стоять надо мной". А потом это состояние уже перешло в фоновую тревогу.
В осознанном возрасте меня сильно триггерило, когда я общалась со студентами, которые после выпуска устраивались работать и сильно изменялись — становились вечно усталыми, как будто из них выкачивают всю жизнь — а вот в этом мы совпадаем. Я подростком тоже с тоской смотрела в будущее, во взрослую жизнь, ожидая, что там из меня начнут выкачивать жизненную силу. Но у меня тогда страха не было, была тоска и ощущение неизбежности. В общем, взрослая жизнь и обязательная в ней работа представлялись мне неизбежной отправкой на каторгу. Конечно, это тоже сыграло свою роль в последующей травме от переработки.
А потом психолог заговорила про отверженность и меня каак накрыло. — а в этом наш опыт опять разнится. Я тоже чувствовала себя отверженной, с дошкольного возраста, но с работой матери это было связано не на все 100%, у отверженности было множество других причин.
Ну в общем, есть в нашем опыте некоторые точки пересечения, но что касается сути — работы с чувством отверженности — это у нас все по-разному.
Спасибо, что ответили!

Date: 2022-09-06 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] fertyty.livejournal.com

Мне тоже очень нравится йога, но в моем поселке об этом не слышали, то есть нет никаких секций, и танцы тоже люблю, и также нет ничего... Может посоветуйте для начинающих какие то занятия в интернете? Вы занимаетесь упражнениями, или полностью медитация, танцы каошики??

Date: 2022-09-06 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
Я делаю просто упражнения, медитацией не занимаюсь, да и честно говоря, мне не до медитации в позах) Стараюсь просто глубоко дышать, по возможности животом, и то не всегда выходит.
Мне для начинающих понравился вот этот канал: https://www.youtube.com/c/UnagrandeYogaClub
Плюсы — есть комплексы для начинающих, есть для продолжающих. Комплексы разделены на комплексы по 10 минут, по 15 минут, по 30 минут, то есть можно подобрать себе подходящий комплекс. В кадре девушка на фоне природы, за кадром медленный спокойный голос говорит, что делать, напоминает про дыхание. Упражнения в основном статичные. то есть долго стоишь в одной позе, что способствует релаксации.
Минусы — не очень объясняют технику выполнения. Упражнения скорее на развитие силы мышц, с меня лично семь потов сходит.
Еще один канал, но тут надо покопаться: https://www.youtube.com/watch?v=YpCGnHmhfu0&list=PLZyhtRlbHRj1DNdcXdP7vNOwEpmMiMQ9p&index=8&t=62s
Передача "Заряд бодрости" с Радмилой Шакурой на проработку разных участков тела, ищутся поиском в Ютубе по словам "Заряд бодрости". Это утренние занятия, они более энергичные, чем те, что выше и направлены в основном на гибкость. Короткие, 15-20 минут, и как правило посильные. Но расслабиться можно только в позе трупа))) Просто не очень много времени на релаксацию. Зато Радмила говорит про технику безопасности и подчеркивает этот момент. https://www.youtube.com/watch?v=u5pQX-zbpJE&list=PLZyhtRlbHRj1DNdcXdP7vNOwEpmMiMQ9p&index=7&t=3s В описании видео выше есть ссылка на ее сайт и на плейлист "уроки для новичков". Девушка приятная, концентрируется на йоге как духовной практике больше, чем первый канал (первый вообще не концентрируется)
И мой фаворит, короткое 15-минутное видео на растяжку: https://www.youtube.com/watch?v=g_tea8ZNk5A&list=PLZyhtRlbHRj1DNdcXdP7vNOwEpmMiMQ9p&index=1
Слово йога не используется, хотя упражнения оттуда. Есть таймер (очень ценно), каждое упражнение длится 30 секунд, как раз достаточно для того, чтобы расслабиться в позе.

Date: 2022-09-06 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] fertyty.livejournal.com

Спасибо большое вам за столь развернутый ответ!!! Просто сейчас нахожусь в поисках занятий, в интернете много всяких гимнастик и тд.,китайская медицина и тд.... Ищу себя в общем...

Date: 2022-09-06 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] verhinemogut.livejournal.com
На здоровье!
да, очень много всего, я тоже массу пересмотрела роликов и каналов.

Date: 2022-09-08 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sun-morning (from livejournal.com)
Я бы посоветовала для новичков и продолжающих Елену Ульмасбаеву (ее легко найти). Асаны нужно выполнять правильно, понимать вход в позу и выход, иначе можно навредить; основной принцип не делать больше, чем может тело..но такой подход не всех учителей.

Date: 2022-09-09 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] fertyty.livejournal.com

А где ее найти? Тоже на ютубе?

Date: 2022-09-15 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sun-morning (from livejournal.com)
У неё есть персональная страница в инсте и телеграмм. @ulmasyoga и t.me/ulmasyoga

Date: 2022-09-07 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mau-ra.livejournal.com
Напишите в перекличке или здесь, как будут развиваться события.
Мне кажется, в отношении травмы лучше недо, чем пере, и мне кажется, это ответственность терапевта — следить, чтобы клиент в травму не вываливался.
Я в первой терапии столкнулась со схожей ситуацией (вывалилась в травму, еле-еле выплыла), терапевт была в восторге, что сейчас мы всё проработаем. Потом ещё раз сходила, сказала, что такая проработка травмы не для меня, терапевт обещала, что мы снизим темп и всё будет бережно, но я всё равно ушла, потому что не чувствовала доверия, а чувствовала насилие. Со следующим терапевтом (тоже далеко не идеальным) проблему удалось решить.
Вообще (ну это лично моё мнение) в отношении тяжелых травм, к которым и приближаться-то тяжело, подход облегчения симптомов работает довольно неплохо. Если ресурсов мало, то проработать травму невозможно (хотя терапевту этого бы может и хотелось), и лучше туда не лезть, а как-то приспосабливаться до поры до времени жить с травмой.
Edited Date: 2022-09-07 01:06 pm (UTC)

Date: 2022-09-07 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
Спасибо! Сейчас моя самая главная проблема как раз-таки в этом приспосабливании, которое у меня, увы, не получается. Я думаю, именно с этим такое потенциально опасное решение терапевта о походе в травму и связано

Date: 2022-09-09 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Очень сочувствую((
Разделяю ваш ужас(

Мне кажется важным моментом вот что: ваша терапия — это, как бы странно не звучало, не синоним вашей "работы". Это значит, что вам там работать / прорабатывать (буквально как на работе) не нужно, на мой взгляд. Мне кажется важным то, что терапия — это тот самый ресурс, который вы берете его на сессии и несете в жизнь.
Она может быть им (ресурсом). (Я работала с темой работы и денег в терапии.)

И тут я не согласна с терапевтом, которая говорит, что вы должны где-то за пределами терапии взять ресурсы и принести их, чтобы прорабатывать травму с ней. Чем тогда сессия отличается от работы?
Вы уже пришли со сложной для вас темой. Вам уже трудно. Откуда взять еще ресурсы-то? И вот это терапевт должна делать: давать-давать-давать. И если вы не можете обсуждать — отойти и снова давать, а не тыкать в вас палочкой, что это надо.
Может быть это она даст вам этого ресурса, чтобы понять, что при сложившейся ситуации и теме — это сложно достать ресурс? У нее он есть? А уж тем более если вы пришли к ней и она так его разбазаривает, когда вам больно, предлагая лезть еще дальше.

Date: 2022-09-11 03:17 am (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
Спасибо огромное за поддержку!
Да, я тоже заметила, что в последнее время не чувствую поддержки от терапевта. Есть ощущение, как будто она одобряет мою нездоровую модель "Взрослая часть — это хорошо, а детская — это стыд-позор надо прятать подальше". Допускаю, конечно, и что это мои проекции.
В любом случае на следующей встрече моим главным запросом будет получить от терапевта максимальную поддержку детской части, ибо она, будучи незамечаемой и неодобряемой, рвёт и мечет.

Date: 2022-09-11 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Даже если это "проекции", то значит воспроизводится ваш старый опыт и в каком-то смысле понятно, что он воспроизводится (в терапии он и отслеживается и меняется); потому в этот момент терапевт должен отследить этот паттерн и начать его менять своим другим отношением, а не участвуя в этом паттерне по старым правилам вашего опыта.
Поддерживаю вас в озвучивании терапевту ваших комментариев; ей надо перестраиваться, а вашей детской части больше заботы и сил.

Date: 2022-09-11 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] nevroptichka.livejournal.com
Спасибо!

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 04:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios