Делимся опытом
Aug. 7th, 2022 06:35 pmДобрый день! Что вы думаете по поводу такой ситуации?
Мне от терапевта уже долгое время часто не хватает подтверждений того, что та или иная моя реакция нормальна, в такой ситуации совершенно нормально это чувствовать, все в порядке. Терапевт считает, что нет никакого смысла ей такие подтверждения давать, потому что от этого ничего не изменится, я сама у себя внутри не чувствую права на свои реакции. Так оно и есть, но мне все равно прямо хочется, чтоб мне почаще прямым текстом говорили, что мои чувства и реакции нормальны. Кажется, что мне от этого очень полегчает, потому что в обычных отношениях в жизни мне очень много давали понять, что мои чувства и реакции неправильные.
Говорит ли вам терапевт что-то вроде: " понятно, почему вы себя так чувствуете в этой ситуации", "в таком случае совершенно естественно чувствовать то-то"? Может у вас тоже был случай, что вам чего-то такого хотелось, а терапевт, например, не хотел давать оценки, что нормально, а что нет?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2022-08-08 01:49 am (UTC)Моя любимая тер признавала все мои чувства, независимо от их адекватности и иррациональности, и иногда как бы "чувствовала их за меня" — когда видела, что я мне сложно признать свою злость, говорила "я чувствую злость на того, кто с вами так поступил". Это помогало мне "легализовать" и признать собственную злость, и увидеть, что так себя чувствовать совершенно нормально.
Текущий тер говорит что-то вроде "совершенно нормально, что вы так себя почувствовали в той ситуации, ведь она для была про нарушение границ".
Мне сложно видеть терапию местом, где НЕ происходит новый опыт и где тебя НЕ обучают делать то, что у тебя не получается, показывая, как это надо делать. Я не понимаю смысл такой терапии, где этого всего нет, и не понимаю подходов, где клиент должен все это сам делать.
no subject
Date: 2022-08-08 02:28 am (UTC)Буду держаться этой концепции. Очень помогает понять суть терапии.
no subject
Date: 2022-08-09 06:54 pm (UTC)ТС
Да, мне очень не хватает в терапии части про обучение.
Это немного компенсируется классной невербальной обстановкой - теплой и принимающей. Я научилась создавать такую обстановку внутри себя. Но именно словесных объяснений ужасно не хватает. В этом подходе считается, что клиента нужно минимально направлять, чтобы он сам все нащупывал, свое. В этом есть смысл, но такая система рассчитана на более благополучных людей, которые такие базовые вещи уже умеют. Меня злит, что никто об этом не предупреждает. Каждый хвалит свое направление терапии, а хотелось бы что-то вроде аннотации - здесь вы получите много того-то, а вот того-то может не хватить.
no subject
Date: 2022-08-09 08:56 pm (UTC)Мне иногда терапевтов хочется спросить — товарищи, вы на себе-то это пробовали? И чего, много вы в себе самовалидации нашли или как?
no subject
Date: 2022-08-10 05:18 am (UTC)Самое смешное, что эта терапевт, видимо, действительно пробовала, и ей подошло. От нее как раз впечатление благополучного хорошо себя чувствующего человека.
no subject
Date: 2022-08-10 05:09 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-10 07:50 pm (UTC)Психоаналитическая терапия
no subject
Date: 2022-08-11 02:33 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-11 03:33 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-11 05:47 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-08 05:05 am (UTC)Мать подтверждает или отражает ребенку его поведение, чувства, эмоции, мысли, а иначе как?Как он осознает, что с ним происходит, получается если этого не происходит, а ребенок же живой у него то одно, то другое, тогда чувства его, эмоции вытесняются, не распознаются им и как следствие преследуют его ввиде симптомов.
Так и в терапии я думаю, не подтверждено значит= вытеснено.И когда этого вытесненного много накопится клиент уйдет искать другого, кто увидит.Потому что в этом суть терапии.Вытеснения действуют как не удовлетворённости, неинтересности, как тяжесть от терапии. Как то, что остаётся и копиться между клиентом и терапевтом, из своего опыта пишу.Все, что осознанно перестаёт влиять на терапевтические отношения и значит сближает. А как известно, контакт и привязанность исцеляются в терапии, иначе зачем?
Поэтому мне кажется ваша пт. не права, идите за своими ощущениями.
no subject
Date: 2022-08-08 01:09 pm (UTC)Да, идея нормы может нести проблемы и есть контексты, где попытки сравнивать с какой-то нормой могут навредить. Но поскольку разброс эмоциональных реакций на ситуации, на самом деле, огромен, нормализация именно эмоциональных реакций достаточно универсальна. Это все ведь не про какую-то рациональную оценку или анализ -- а про базовое поддерживающее принятие. И как раз про постепенное создание условий, в которых вы сможете начать чувствовать право на свои реакции. Mы, люди, настолько заточены на социум, что именно эмоциональное ощущение своей нормальности - важный аспект принятия (что может, я отличаюсь от других, но у меня все равно есть где-то свои люди, такие же, как я; мне есть место; я не один)
Вы можете ввести эти термины в поиск и почитать больше про них.
Поэтому у меня позиция вашего терапевта вызывает недоумение.
P.S. Подумала и поняла, откуда у этого могут ноги расти. Психология как наука порядочно меняется, и был долгий период, когда в западной традиции господствовал индивидуализм. Фокус на своем личном пути, зачем взрослому человеку так фокусироваться на реакциях других, пока сам себя не полюбишь - другие не полюбят, и т.д. Много поколений терапевтов выросли на этой традиции.
А затем пришли новые исследования мозга, и постепеное понимание, что биологию гиперсоциальности никуда не денешь. И что, конечно, в идеале, взрослому человеку и хорошо бы было не реагировать на реакции других - но это значит, просить сознательную часть отключиться от намного более мощной и эволюцинонно древней прослойки, заточенной на четкое и мгновенное считывание чужий реакций и эмоций. Мы не можем это выключить. Мы можем только с этим работать. В частности - через вот такие инструменты.
no subject
Date: 2022-08-09 02:51 am (UTC)"валидация и нормализация"
Тоже буду ориентироваться на эти два существенных момента.
no subject
Date: 2022-08-09 06:44 pm (UTC)ТС
Спасибо! Да, что-то вроде того, что больше внимания внутрь себя, меньше внимания на реакции окружающих.
no subject
Date: 2022-08-09 09:53 am (UTC)Я думаю, что это грустно, что у вас есть конкретная и совершенно понятная потребность, а терапевт с ней работать не желает с какой-то очень странной аргументацией: терапия и нужна (среди прочего) для того, чтобы у вас внутри появилось ощущение права на такие (да и вообще-то любые) реакции, а в такой логике какой-то замкнутый круг получается. Даже если она по каким-то причинам не хочет давать прямые оценки, то так отмахиваться от ваших потребностей в любом случае не ок — к примеру, она могла бы спросить, почему для вас важно слышать такие подтверждения, как, на ваш взгляд, вас характеризует такая-то реакция итп
no subject
Date: 2022-08-09 06:42 pm (UTC)ТС
Нет, она расспрашивает, почему для меня это важно. У меня впечатление, она считает, что у меня внутри уже появилось право на свои реакции. И мне никак не объяснить, что нет, мне бы ещё поддержки. Причем я не очень понимаю, это я не могу показать, насколько я не уверена на самом деле, или она не может увидеть.
no subject
Date: 2022-08-10 08:20 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-09 03:13 pm (UTC)Я была в похожей ситуации как в Вы. В предыдущей терапии, которая продлилась 4,5 года, я сначала я с трудом выдавливала из себя слова и предложения, контролировала все что говорю. А потом прорвало. Я просто говорила-говорила, порой не понятно самой почему вдруг про это, получая поддержку и какие-то упражнения и разъяснения. Наступил момент, когда мне стало мало. И мне хотелось обратной связи. Я натыкалась на непонимание: "Зачем тебе это? Что это тебе даст? Я тебя не мама!" А мне была необходима эта обратная связь. Для меня, это как разговаривать в пустотой, как будто мячик от стенки отлетает.
Я по природе своей долго могу терпеть, "не понимать" что происходит. А потом достаточно одного поступка, фразы и я не могу уже восстановить связь. И такая ситуация была. Я рассказывала, как арендодатель, у которой я изредка снимаю помещение для проведения мероприятий устроила некрасивый скандал, частично испортила мероприятие и настроение, как я разрулила всё более менее достойно. И на это всё, на мой запрос, как не попадать в такие ситуации, как выходить не травмированной. На других, вряд ли эта женщина сорвалась бы. Я всегда являюсь мишенью для такого рода сливов негатива, лишней нагрузки и т.д. На что я получила: " Ты же справилась, помощь нужна той, что сливала негатив. И ты должна поблагодарить родителей, они тебя всему научили!!!" (В переводе, жрать говно ложками и улыбаться). Это была моя последняя встреча. Но тот момент я не могла отделиться от неё и так ясно и четко для себя понять. А спустя время я стала вспоминать, что она давно была не за меня(последний год). Примерно с того времени, когда я захотела получить обратную связь и ощущения что говорю с пустотой или стеной.
Может быть я написала много лишнего и личного. Но боюсь, ваш терапевт не сможет вам дать, то что нужно. К большому сожалению. Но в этой ситуации можно взять, что такая потребность есть и что-то самой чуть осознать и понять. У меня иногда получается, вот именно впротивовес, тому что говорит или делает другой. А у меня внутри устроено не так, я хочу не так, со мной нужно нежно и уважительно...
Мне было сначало очень жаль уходить, казалось, что она так много знает про меня, с новым нужно начинать сначала. Но нет, уже не сначала, следующая терапия будет по-другому. Очень хочется поддержать Вас.
Мне кажется это кто-то их так научил, на чередом семинаре или тренинге
no subject
Date: 2022-08-09 06:29 pm (UTC)ТС
Спасибо, что поделились. У меня терапевт гораздо корректнее, без "я тебе не мама". Но ощущения во многом похожие. У меня тоже ощущение,что говорю с пустотой, появилось не сразу. Причем, насколько я помню, в начале терапевт действительно немного по-другому себя вела, больше давала обратной связи. А у вас, как вы думаете, со временем поменялось отношение терапевта, или это вам удалось почувствовать,что вас не устраивает?
no subject
Date: 2022-08-09 08:01 pm (UTC)Я чуть выше прочла Ваш комментарий, что есть направления, которые не предполагают обучения. Моя терапевт писала, что все ответы есть уже внутри клиента, и нужно... Уже не помню точных формулировок, работать с психикой из того, что есть, не привносить своего. На что я говорила, что я в некоторых местах, как ребенок - Маугли или человек, просидевший в тюрьме. У меня там нет ничего. И я хотела бы, чтобы меня научили. Прямым текстом.
И в это момент и появилось "Я тебе не мама". Нужно сказать, что это не было грубо. Она сама по себе интеллигентного вида, в простой одежде, покупающие мягкие манеры. Закончила психфак МГУ в 90-е и долго работала не психотерапевтом. С ней можно было и посмеяться и поплакать.
Изменения произошли по нескольким причинам. Она окончила новое обучение. Я была одной из первых клиентов и она была полна сил и желания работать. Потом она стала вести группы, а теперь и обучающие в своем подходе. И как-будто что-то сильно поменялось.
Но я с ней уже не работаю почти 1,5 года.
no subject
Date: 2022-08-10 05:10 am (UTC)Да, точно, в каких-то вещах нужно, чтобы извне что-нибудь привнесли, а то нет же ничего.
А в каком подходе она работала?
no subject
Date: 2022-08-10 06:09 am (UTC)Последний подход расстановочный
no subject
Date: 2022-08-09 06:14 pm (UTC)Я немножко "доращивал" одного знакомого, который рос всю жизнь с мамой и сильно задержался в тинейджерстве по развитию, прямо вот переходный возраст по существу начался в 25-27 лет, бунт, встречи с девочками, самостоятельная жизнь в съемном жилье, вот это все. Очень опекающая (до маразма) совсем одинокая мама.
Почти три года нашего общения состояли из ежедневного "а так можно", "а что если она...," а что подарить, а что сказать, а что сделать... И естественно, сообщения про эмоции, особенно в неизвестности отношений.
И да, я целыми днями говорил: да, это нормально, так у многих мужчин, да, это правильно, это вот такой и такой механизм, да, обрати внимание на то, как отличается зависимость от просто желаний, да, это делать так и надо, а вот это — не надо. Да, твои чувства в порядке, я бы тоже разозлился. И вот тут ничего удивительного, а вот с этим иди к терапевту, а вот это тебе тренер подскажет. С чем пойти к врачу, как выбрать галстук, качать трицепс и выбирать носки, как ухаживать, где стричься, чем бриться, как не помереть от страха и говорить о нем. Мама не может на все сто научить мужчину быть мужчиной — ну, кроме какого-то набора своих представлений. У нас специфика. И у девочек специфика. И у трансперсон специфика. И всем обязательно нужно получать информацию, потому что у людей нет инстинктов. Учиться нам надо ВСЕМУ, даже чувствам: их переживанию, проживанию, принятию, пониманию, что и почему, интерпретации, видению связей.
Хорош бы я был гусь, если бы сказал: извини, сам. Давай, угадывай.
PS: человек научился интроспекции, вырос в своей профессии, сбросил 50 килограмм, подкачался, научился есть правильно, побыл в терапии, научился ухаживать и завтра, 10 августа, он женится на любимой девушке. (В приличном, на мой гейский вкус, костюме с правильно подобранными носками). И ни за один ответ на вопрос "нормально ли это" я не покраснею. Все они были подробно освещены, по возможности. Горжусь им, он замечательно поработал, а уж как переживал, могу только посочувствовать, вспоминая свой опыт первых шагов во всем. И да, это нормально. И нормально сказать, что это нормально.
И ненормально, когда за вас решили, надо вам это или пошли вы нафиг. Никто, кроме вас, не знает лучше, что вам нужно. Даже зачастую терапевт.
no subject
Date: 2022-08-10 03:07 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-09 07:01 pm (UTC)ТС
Спасибо всем, что ответили! Было здорово получить столько подтверждения, что мое желание нормально)) А то я в последнее время уже было смирилась и забила.
no subject
Date: 2022-08-10 07:54 am (UTC)Не названное — это когда ты можешь не знать, элементарных вещей — например, чем является желание человека проводить с тобой время (интерес)
А не присвоенное — как раз то, о чем вы пишете. Когда переживаешь что-то, но по какой то причине не знаешь адекватно ли это переживание ситуации.
Я думаю, что это очень важно — чтобы этот опыт появлялся и развивался. В идеале — в сотрудничестве с другим человеком. Самому тоже можно — что-то постоянно читать, анализировать, но по моему опыту это не так ярко и очень долго.
Поэтому мне ваше желание кажется совершенно естественным, у меня такая потребность тоже есть. И мне странно, что ваш "терапевт считает, что нет никакого смысла ей такие подтверждения давать, потому что от этого ничего не изменится, я сама у себя внутри не чувствую права на свои реакции".
Потому что когда тебе несколько раз подтвердили твое право — Дальше ты уже и сам научаешься различать что к чему. Это не правда, что подтверждение падает в пустой колодец.
no subject
Date: 2022-08-10 12:18 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-11 06:34 am (UTC)ТС
ЗдОрово!