Делимся опытом
Apr. 6th, 2022 07:22 pmЗдравствуйте, уважаемые Эль и комментаторы!
Прошу прощения за несколько сумбурный текст, я не планировала делать эту историю публичной, но, поскольку попытки вынести её на терапию дают странный результат, хочу попробовать обсудить здесь. Это история про опыт домашнего насилия, довольно-таки банальная для РФ, но с одной деталью - я родилась с проблемами со здоровьем и первые два с лишним года своей жизни фактически была инвалидом. Родителям удалось поставить меня на ноги, но они были очень травмированы этим опытом, особенно мама. Полюбить меня у неё не получилось, ко мне применялось физическое и психологическое насилие (уточню на всякий случай, что речь идёт не о паре шлепков, и я не путаю необходимые в моём случае медицинские процедуры и бытовую агрессию). Детство и юность были достаточно тяжёлыми, но я это ни с кем никогда не обсуждала, даже с друзьями, у семьи был прекрасный имидж и я его поддерживала. Пока я не начала это делать, мне не удавалось социализироваться, плюс было неплохо иметь пространство, где всего этого не было. В какой-то момент я пошла на терапию, не с этим вопросом, с другим, но когда через несколько лет после её начала дома случилась очередная жесть, я вдруг начала задумываться о том, чтобы больше не тащить это в одиночку. С пт, которая работала со мной на тот момент, начать разговаривать на эту тему не удалось. Я ещё раз пробовала подойти к этой теме после пары лет работы с новой пт, тоже не вышло, все стало скатываться в "мама любила". Остальным терапевтам, их в итоге было четверо, сразу озвучивалась потребность разобрать историю домашнего насилия, потому что невозможно тратить столько времени, да и других запросов не было, только этот. Все соглашались, но по факту разбирать не хотели. Первая терапевт, к которой я обратилась с таким запросом, была с опытом работы в центре помощи жертвам домашнего насилия, в письме пообещала, что будет задавать много вопросов про текущую ситуацию и постарается разобраться, что происходит, и что можно дальше с этим делать, но на встрече спрашивала очень мало. В результате я просто выдала ей большой кусок автобиографии, чувствовала себя хреново и рыдала, а эта милая женщина дождавшись паузы между всхлипами, решила отвлечь меня, предложив показать свою любимую книжку, а на следующей встрече попыталась переключить на работу с каким-нибудь текущим запросом. Со следующими пт я была осторожнее, но много раз рассказывать болезненные вещи всё равно дискомфортно.
Теперь я думаю, реально ли в нашем обществе найти пт, способного говорить на такую тему (если в новой реальности у меня вообще будет возможность оплачивать терапию). Что вообще с такой ситуацией можно поделать. Речь даже не о работе, хотя бы о пространстве, где мои слова не будут вызывать недоверия и собеседник не будет цепляться за стереотипы про отношение к больным детям, и не будет адвокатом моей мамы, потому что у меня нет цели её обвинять (я видела фильм "Матери на пределе" и понимаю, что моей маме никто надлежащую помощь оказать не мог).
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2022-04-07 03:36 am (UTC)пт подсказать не могу, но скажу пару слов о просто людях вокруг. Бывают такие случаи, когда у матери нет любви, это не единичные случаи, и каждая женщина (и ребёнок) справляется с этим по-разному. Разговаривают об этом вслух (и тем более в интернете) уже довольно давно, т.е. такая история не шокирует и не воспринимается как нечто необыкновенное. Хотя может не всеми, конечно. Но всё-таки.
Если хотите, попробуйте разговаривать об этом в сообществе ru-psiholog тут, и наверняка найдёте кого-то, кто вас поймёт и поддержит. Хотя, конечно, найдутся и непонимающие, людей разных много, что ж поделать. Но попробовать можно. И вы увидите, что ваша история не исключение, к сожалению. Может быть, вам будет легче с ней справиться.
no subject
Date: 2022-04-07 03:20 pm (UTC)В этом журнале не найдутся.
no subject
Date: 2022-04-07 06:26 am (UTC)Очень сочувствую, надеюсь у вас все хорошо сложиться.
У меня появилась мысль, что отношения с терапевтами, в которых невозможно говорить о насилии - это тоже часть системы, в которой вы были в детстве. Где лучше про насилие не говорить, поддерживать имидж. И можно попробовать к новым терапевтам приходить с запросом: "и в детстве насилие замалчивали, и на терапии оно тоже, не смотря на все усилия, замалчивается. Не получается говорить об этом".
no subject
Date: 2022-04-07 04:53 pm (UTC)приходить с запросом: "и в детстве насилие замалчивали, и на терапии
В этой системе я и сейчас)) С какого-то момента я проговаривала, только не про замалчивание, а про недоверие и игнор, новый терапевт сочувственно кивал и делал тоже самое. Те, к кому я попадала, по-моему вообще не понимали, на что они соглашаются и как такие темы на них влияют.
no subject
Date: 2022-04-08 08:01 am (UTC)Можно тщательно расспрашивать терапевтов, как они работают со случаями, когда им хочется защититься и отстраниться от тяжелой истории и чувств клиента.
no subject
Date: 2022-04-08 09:27 am (UTC)no subject
Date: 2022-04-07 08:38 am (UTC)Я вас надеюсь понимаю, сама с дислекцией и матерью с нарциссической травмой жила потом отчим психопат прибавился, меня не били, но психологическое насилие было в семье, когда лицо надо держать и ходить по струнке, а как?У меня проблемы были с контактом, а тут как зададут трепки,так всего боишься, лучше и не шевелиться вовсе.
Это трудно,когда всех надо понимать, ведь ты" не подарок" для родителей,а у тебя и самой столько всего.Все путается,агрессор находится в слепом пятне( мать), да и врачи, педагоги и прочее и как будто все имеет значение, кроме себя, и некому спросить, как ты там сама, что с тобой?А когда сам карапуз, еще и себя не знаешь и если оно болит?То приходится вбирать в себя ( крошечную девочку)жалость и отвращение окружающих, как непереносимый стыд.Очень печально.Я злюсь вместе с вами на всех, кто глух и слеп к вам...кто за материей не видит душу.Вам поверьте не кажется про терапевтов РФ, ваши чувства правильные, просто ваша травма активна сейчас.
По моему разумению,вы ищите помощь из раненой детской части ( и скорее всего тогда ни кто не давал и не понимал вас), так и сейчас.Поэтому вам нужен просто эмпатичный терапевт, а не специально работающий с насилием.Такой который бы услышал вас, именно вас и ваши раненные части, сконтейнировал их, обозначил границы, поддержал вн.родителя.Сейчас нужны мне кажется ресурсы, и чем их будет больше, тем лучше, поэтому подойдет любой эмпатичный психолог или терапевт.Мне кажется важно пустить ресурсы таким образом на проявление гнева, несогласия , выплюнуть все чем вас наполняли( стыдом, страхом, отвращением и т.д.) и чтобы пт.не развалился.
Часто пт. просто "ссут" простите за резкость,принять тяжелые, агрессивные чувства клиента.Но если, все дробить, разбирать на части на деле это не так уж и страшно.
Я рекомендую вам работать с травматерапевтами, но если это дорого или их нет в городе,можно мне кажется с любым, лишь бы вас слышали и видели.
Как вы смотрите на ведение дневников для прояснения ситуации?Есть авторские дневники В.Аверкиевой, их у нее 14 на разные темы,Свой путь- это дневник с темами, вопросами, упражнениями по сепарация с родителями,Возвращаю себя - девник — вопросник, по работе с телесностью( только купила), они расчитаны на работу 40 дней.Я попробовала, мне понравился по сепарации, теплый поддерживающий, красивые картинки, радует, что многое уже переработано мной.Я не закончила его, он мне помогает понять про свою терапию и я его с пт.обсуждаю.Получается вообще сейчас веду два дневника, во второй я сливаю все мысли, чувства, включая терапевтические встречи.
Дневник не панацея, но мне он помогает не контейнировать,чувства и эмоции в тело.
Может быть немного поддержав себя так, вам легче будет найти себе пт.?Чего я вам искренне желаю.
no subject
Date: 2022-04-07 05:02 pm (UTC)Вам поверьте не кажется про терапевтов РФ
Я очень даже верю!
Есть авторские дневники В.Аверкиевой, их у нее 14 на разные темы
Спасибо, это очень интересно, я посмотрю.
no subject
Date: 2022-04-07 04:30 pm (UTC)Я думаю, что найти терапевта, который может с этим работать, реально, только требуется хороший процесс отсева. Набор вопросов, которые можно задать на первом сеансе или на ознакомительном сеансе, которые позволят оценить грамотность терапевта в этой теме. И обязательно спрашивать, как именно они с этой темой работают, просить подробно, пошагово описать процесс.
no subject
Date: 2022-04-07 05:15 pm (UTC)И обязательно спрашивать, как именно они с этой темой работают, просить подробно, пошагово описать процесс.
Возможно, моя проблема была в том, что я даже не думала о работе, хотела для начала почувствовать как это, когда мой опыт виден собеседнику, поэтому так въедливо не спрашивала.
no subject
Date: 2022-04-07 05:39 pm (UTC)Еще наблюдайте за своими ощущениями. Если терапевт ощущается как "родной" и с ним есть чувство некоей "знакомости", присмотритесь к нему тщательнее. "Родным" может ощущаться знакомый и привычный типаж отрицателя родительского насилия.
no subject
Date: 2022-04-07 06:31 pm (UTC)Хорошая мысль, спасибо.
Дело осложняется тем, что я не просто говорю о насилии, а говорю о родителях, которые избавили меня от участи инвалида, это всех очень впечатляет.
no subject
Date: 2022-04-07 09:22 pm (UTC)Не сдавайтесь.
no subject
Date: 2022-04-08 06:45 am (UTC)Это точно правда, у меня были проблемы с опорно-двигательным аппаратом, за два с лишним года это видели все родственники (и часть из них попрекала родителей некачественным потомством), массаж продолжался и после того, как я смогла ходить (и должен был продолжаться много лет, но мама решила забить) и я даже помню женщину, которая мне его делала. И свою детскую мед. карту я видела. И последствия того, что мама решила жить, как будто её ребёнок здоров и ни в чём не нуждается имеются. Так что тут сомнений нет.
сама виновата, столько хлопот доставила
Так считает большая часть людей. Даже люди, имеющие опыт, аналогичный моему, все, с кем я говорила. И сотрудники соц. служб. Если ты иждивенец и из-за тебя надрываются, не жалуйся. Я, собственно, и не жалуюсь, мне надо разобраться с последствиями и попробовать этот опыт как-то интегрировать в жизнь, потому что без этого оказалось невозможно строить близкие отношения.
Рассказывать надо сразу, и сразу объяснять, что я не путаю болезненные процедуры и агрессию, что я не избалованный ребёнок вопреки стереотипам. Плюс есть разница, когда лупят условно здорового ребёнка (это тоже страшно, ни в коем случае не обесцениваю) и когда лупят ребёнка, который и так первые пару лет своей жизни терпел боль ежедневно. Как такому ребёнку в детском садике, потому что он начал двигаться на 2,5 года позже и, мягко говоря, не особо изящен. Все завязано на здоровье, умолчать не получится.
no subject
Date: 2022-04-08 12:02 am (UTC)Практически все люди после 30 являются родителями. Признавать, что чьи-то родители могут быть насильниками — это признавать, что собственные тоже были (у большинства). И что ты, как родитель, перенял эстафету. Это слишком много правды, с которой непроработанные люди не в состоянии встретиться, поэтому им легче отрицать или заставить клиента замолчать с помощью стыда и вины. Это первый признак насильника.
no subject
Date: 2022-04-08 07:03 am (UTC)И это тоже. Но, боюсь, в моем случае общественные установки играют не последнюю роль, у одной из пт детей, насколько я понимаю, нет, однако смогла она не больше других.
no subject
Date: 2022-04-07 10:27 pm (UTC)(Да, я как всегда противно категоричен, это точно.)
no subject
Date: 2022-04-08 06:57 am (UTC)громкое звание терапевта надо бы с себя уже и сложить
Я бы очень хотела, чтобы им кто-нибудь запретил, но увы((
no subject
Date: 2022-04-08 07:50 am (UTC)no subject
Date: 2022-04-08 07:54 am (UTC)no subject
Date: 2022-04-08 08:08 am (UTC)Извините, но это же НЕ вы сделали терапию очень, очень дорогим товаром. Я в не очень удачную терапию вложил полмиллиона, — не в таиланд съездил, не купил себе хорошую технику, зубы не поменял. И у меня не было возможности поразмыслить. Но я, извините, имею право составить себе картину и не только из медовых пирожных, прежде чем покупать такую важную, тонкую, опасную вещь. Эта опасность уже сама по себе огромный повод для деанона таких "спецов".
PS: Только не подумайте, что я требую, упаси Бог. А то что-то я развоевался из беспомощности всех защитить от дрянных "врачей".
no subject
Date: 2022-04-08 08:57 am (UTC)Не без этого. Я думаю о форме, надо ли оставлять отзыв о каждой, или сделать общий, отражающий состояние дел.
я, извините, имею право составить себе картину
Да, это важная мотивация. Ещё раз проходить через обесценивание и недоверие людям с моим опытом не стоит, подозреваю, что многим тяжело рассказать, как поступил терапевт. Даже у меня внутри пару раз звучал довольный голос близкой родственницы "Что, и терапевты тоже тебя поддерживать не хотят?". Надо написать.
Только не подумайте, что я требую
Не, ничего такого не произошло.
no subject
Date: 2022-04-08 08:12 am (UTC)Я нашла терапию на английском, потому что русских триггерило напрочь (речь про всю территорию быв.СССР, и даже я пообщалась с дамой, которая эмигрировала из России за 20 лет до этого. Я надеялась, что из нее воздухом свободы что-то вымело — нет, конечно, еще хуже было).
Я бы обозначила мой опыт в терапии так: люди реагировали на запах крови и сходили с ума, либо улетали в собственные подобные травмы и требовали от меня утешения и поддержки из совершенно младенческого состояния (это было уже к концу моих попыток), либо всячески, по мелочам, проверяли свою власть, демонстрировали мое безнадежное убожество мне самой и окружающим (была одна учебная сессия), внушали вещи, которые я прямо перед тем обозначила как эмоциональное насилие от родственников (свекровь лезет в мою семью, пытается продемонстрировать, что она моим детям была бы идеальной мамой, чересчур балуя и настраивая против меня — терапевтка начинала мне доказывать, что мне надо почаще оставлять детей со свекровью, от нее они смогут получить ... дальше непереводимая игра слов про настоящую женскую энергию, которой у меня нет и быть не может).
Моя история дала мне силы преодолеть, по крайней мере на самом первом уровне, выпадение в травму в той или иной роли — агрессора или жертвы. Мои собеседники до этого уровня не дошли, и могли бы использовать _меня_ как терапевта, если бы хотели лечиться.
Поэтому я стала искать тех, у кого триггеры другие или работают иначе. Это был колоссальный прорыв.
Я очень боюсь, что здесь услышат что-то про политику — я говорю только про свой опыт в терапии. Мне помог поиск терапевта с принципиально иным бекграундом до какого-то там колена. Но про травму (отвержение и предательство со стороны родителей, нарциссический абьюз в родительской семье и супруга, история отношений с зависимым, проблемы выстраивания отношений с детьми во враждебном окружении и то, что творится с самооценкой после этого) — она знает очень много.
Это вторая англоязычная терапевтка. Первая с трудом выносила мое напряжение (и, боюсь, мой акцент) и иногда тупо шпарила по протоколу, но для меня это все равно очень хорошо работало. Это еще один аргумент в пользу поиска другой перспективы — такой, где хотят и умеют лечить какие-то привычные для моей среды больные вещи, которые есть у всех и поэтому проблемой не считаются.
А вообще, хочется сказать слова поддержки. Очень круто, что вы озвучиваете свой опыт и проблемы при взаимодействии с окружающими — я верю, что именно от таких маленьких шагов ситуация начнет меняться.
no subject
Date: 2022-04-08 08:43 am (UTC)нашла терапию на английском, потому что русских триггерило напрочь
Рада за вас, думаю, это совсем другие ощущения)) Я спрашивала здесь про терапию на английском, отсоветовали, и боюсь, не зря — я иногда на русском по несколько дней сформулировать не могу, нервная тема. Была идея, что может существовать выучившийся на терапевта русскоговорящий ребёнок из смешанной семьи, но из-за курса рубля и без последних событий о долгосрочной терапии думать было сложно.
от нее они смогут получить ... дальше непереводимая игра слов про настоящую женскую энергию, которой у меня нет и быть не может
Офигеть, как терапевтично(( И эти люди ещё кого-то учат((
no subject
Date: 2022-04-08 09:00 am (UTC)no subject
Date: 2022-04-08 12:20 pm (UTC)Куча вещей, которые с нами делали родители, сейчас даже в России вызвала бы обеспокоенность в опеке как минимум, или даже считалась бы настоящим преступлением. Но люди остаются прежними, и найти управу на откровенно токсичных родителей так же сложно. В Штатах или Британии могут быть совсем другие правила игры, но точно так же окружающие могут игнорировать запрещенное законом обращение с детьми, точно так же судьбу ребенка меняют отдельные порядочные добрые люди на низшем уровне начальства, и точно так же манипуляторы могут очень долго пудрить им мозги и уходить от ответственности.
Не знаю, как у вас с языком, но я бы предложила все-таки подумать в сторону не-русскоязычных сообществ, книг, лекций и т.п. Предлагаю потому, что вы можете очень четко и при этом аккуратно формулировать свой вопрос и описывать проблему. Я по своему опыту сделала вывод, что именно такого рода проблем подавляющее большинство терапевтов не выдерживает ни в каком виде. Я могу прийти в слезах и нуждающейся в помощи, могу логично и сухо описывать ситуацию или свое состояние, формулировать запрос через то прошлое, которое не отпускает, или через цели, которые хочу достичь, описывать эти цели через эмоции, действия, отношения, картинку — суть остается одна: найти в себе силы до-родительствовать брошенного и затравленного ребенка, вырастить сильного и счастливого человека. Все эти списки здоровой/зрелой/интегрированной личности они знают наизусть, во многих вузах есть и хорошая теория, и даже приятные преподаватели по консультированию. Вот выдерживать себя-живых и живого человека рядом эти милые хорошо учившиеся психологи не могут.
Я кстати училась 3 года на психолога-консультанта и тренера, училась у крайне практико-ориентированных преподавателей, и все мои однокурсники в итоге реально прекрасно консультировали, по крайней мере на всех практикумах и зачетах — и гораздо лучше, чем те, кто потратил на учебу больше времени и знал гораздо больше теории. Но вот этот контакт с собой и жизнью, результат очень мощного опыта и еще большей смелости, какой демонстрируете вы — этому не научить. Вам по-прежнему может быть больно, но это как, знаете, если бы вы в результате перенесенных ранений, сепсиса, операций перестали падать в обморок от вида крови, а все врачи, к которым вы обращаетесь — убегали бы с криком от реальных, а не муляжных или нарисованных ран.
no subject
Date: 2022-04-09 05:41 am (UTC)Тут нужно уточнить, что на этот небольшой текст потрачено 4 дня, процесс все ещё довольно нервный. Но я поняла, что придётся двигаться в сторону работы на английском, потому что комменты здесь очень поддерживают, но показывают, что найти пт в РФ шансов немного.
хотя страны разные, люди везде одинаковые
Спасибо, это очень интересно. Я думала, в странах, где мамам помогают, детям полегче.
no subject
Date: 2022-04-12 10:31 am (UTC)Такая сессия 1 раз в неделю + что-то из разговорной или арт-терапии, или группа поддержки (или самоподдержка, какая у вас есть — типа письменных практик или journalling'a) могут существенно поддержать или даже дать некоторый прогресс.
no subject
Date: 2022-04-12 05:26 pm (UTC)no subject
Date: 2022-04-12 06:59 pm (UTC)no subject
Date: 2022-04-13 06:01 pm (UTC)И в телеграмме https://t.me/+qEU22tuqi55mZDA6
no subject
Date: 2022-04-13 10:02 pm (UTC)no subject
Date: 2022-04-15 08:40 am (UTC)no subject
Date: 2022-04-08 11:31 pm (UTC)Ваша история мне напомнила мою..только я так вопрос не ставила, что хочу обсудить домашнее насилие...я приходила и с первой встречи рассказывала драматичные истории из биографии, они полны насилия и одиночества... я больше не могла их держать в себе...эти рассказы меня опустошали, а что делать дальше не было понятно...одна терапевка сказала, из серии "родители дали, что могли", "любили, как могли" "нам дается по силам"...и я уходила опустошенная..вас очень понимаю, что найти терапевта, который будет слушать и работать с таким материалом найти сложно, но я не теряю надежды, что возможно..
no subject
Date: 2022-04-09 05:46 am (UTC)"родители дали, что могли", "любили, как могли" "нам дается по силам"...и я уходила опустошенная..
Да, пт эти фразы очень любят, особенно про силы. Выдержали, значит было недостаточно хреново. Сочувствую вам, надеюсь, нам всем повезёт.