Делимся опытом
Jan. 2nd, 2022 09:25 pmВ прошлом году с тер вышли на понимание, что у меня шизоизное расстройство личности. Сейчас я работаю удаленно и стараюсь снизить социальную нагрузку, чтобы тупо не выгорать от всего подряд, стараюсь восстановить контакт с телом через разные практики и контакт с эмоциями. Из-за нескольких хронических болезней мне нужно соблюдать режим, но я в основном живу в своей голове и сильно забиваю на тело, что ведёт к большим проблемам. Поделитесь, пожалуйста, кто живёт с этим расстройством, чем и как вам помогла терапия, какие лайфхаки облегчают жизнь. Спасибо.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2022-01-03 07:49 am (UTC)Диссоциация от тела один из симптомов травмы, поэтому телеска и еще раз телеска. Можно даже простое для начала что-то делать, например, один скан тела в день на 15 секунд, если вам тяжело больше. Я читала, что диссоциация требует очень много энергии и ресурса, и это состояние стресса, даже если внутренне в момент ощущается, что вроде нормально, надо ведь блокировать сигналы из тела, это все не дешево обходится для мозга и тела, и отсюда может быть истощение и выгорание, в моем понимании.
no subject
Date: 2022-01-04 01:06 pm (UTC)Спасибо, вот именно так, диссоциация тот ещё челлендж, а мне чтобы физически выжить сейчас нужен режим. Спасибо, поищу в сторону телески ещё.
no subject
Date: 2022-01-04 04:08 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-03 11:51 am (UTC)Возможно ли что пт.ошибается?И ваш не контакт с телом это просто как следствие хрон. заболеваний.
Так у меня есть знакомая с ВИЧ диагнозом на терапии, и она после такого очень изменилась, стала замкнутой, нелюдимой, забила на себя, на жизнь,и это понятно, ей сложно с телом и с сопутствующими заболеваниями если вдруг они проявляются.У нее поддерживающая психотерапия раз в месяц для профилактики депрессии.Все это протекает с промежутками, вырваться из этого порочного круга.Когда мы встречаемся, просто сидим обнявшись, ей важно знать, что я не отталкиваю ее, не брезгую ей и не боюсь ее этой " вавки". Она прекрасный человек оказавшийся в тяжелом положении.
Другой пример моя тетка с заболеванием почек,находящаяся на гемодиализе,когда криотенин зашкаливает, ей не до эмпатии, она ведет себя очень резко, эмоционально, как при шизоидной психопатии.
Но это не так.Это болезнь и мы все это знаем и поддерживаем ее как можем.Это сложно.
В целом же я больше сталкивалась с шизоидными защитами у себя и у других, и знаю это как шизоидное растройство характера ( в телеске например).
Напишите в чем особенно вы испытываете трудности, так больше было бы понятно в чем вас поддержать.
no subject
Date: 2022-01-03 02:56 pm (UTC)Ой, точно, тут же писали раньше, что шизоид это примерно похоже на аспергер.
А почему не должно, как это обосновывается? Я может чего не понимаю, но мне казалось, что без работы с телом никуда не уедешь, надо ж с ним в какой-то момент будет начинать дружить и обживаться в нем, не всю же жизнь в голове жить.
Я знаю, читала, что с рас проблемы с сенсорной перегрузкой, одна из основных, отсюда может быть диссоциация от дела, как я понимаю, и тогда надо искать, как справляться с перегрузкой. Про эмпатию как я понимаю это кстати устаревшая идея немного, при рас развита эмпатия, просто когнитивная ее часть или понимание социальных норм может страдать. Ну, как я все это понимаю, я не терапевт, может не знаю чего.
ТС, тут раньше были посты про шизоидов, если вам надо, я два точно могу найти дать ссылку.
no subject
Date: 2022-01-03 08:22 pm (UTC)Ну то есть там с телом нужно очень аккуратно и с пониманием всех этих возможных нюансов.
no subject
Date: 2022-01-03 09:05 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-03 09:57 pm (UTC)Вот мне тоже интересно то ли КПТСР то ли высокая чувствительность или другое или в комплексе.
no subject
Date: 2022-01-04 05:44 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-04 06:24 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-04 03:16 am (UTC)Поэтому я и написала, что ТС занимается практиками с телом?
Я бы возможно начала контакт с телом через работу с каналами через вес, сумка должна быть по весу равна внутреннему заземлению,когда мозг словно успокаивается,приходит чувство безопасности.И носила бы ее с собой везде, пока это не вошло в привычку,потом вес увеличила бы или перешла к работе с дыханием через вес.Или добавлять вес к ногам, коленям( сидя) ввиде бутылки с водой.Но опять же мне кажется нужен специалист в этой области рядом,который подтвердит контакт.
Через веревочку протянутую к терапевту.
Обводить контуры тела карандашами.
Но не с телом практики.
Опять же я не специалист в этой области.
no subject
Date: 2022-01-04 01:01 pm (UTC)Я согласна, но я как разбиралась, по-моему у детей и у взрослых может быть сильно разное, тут несколько людей, кто идентцифицируют себя как с шизодиной акцентуацией или рас, кого я точно помню, самые фанаты телески, на уровне специального интереса, я поэтому немного удивилась. Думаю, у детей это точно иначе, для них и терапия ведь другая всегда, не как взрослым. Ну и мне казалось, что носить тяжело, обводить тело, это более легкие упражнения, но все равно телеска. Если это не строго когнитивно про мысли, а тело присутствует, значит телеска. А что вы имеете в виду именно как работу с телом? Когда терапевт руками работает? Или закапываться глубоко в телесные ощущения? Нахожение сильного аффекта и выражение его в теле?
no subject
Date: 2022-01-04 10:31 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-04 09:27 am (UTC)Но в случае РАС будут по-любому присутствовать ещё коммуникативные особенности. Как то: слишком буквальное понимание, проблемы с чтением невербалики, собственная невербалика слишком бедная либо невпопад с речью, чрезмерное внимание к деталям, неспособность поддерживать "смолток", зацикливание на темах "специнтересов", уход в монологи. То бишь, если подобные штуки наличествуют (не обязательно весь перечисленный комплект, но большой процент от этого), то и телесные особенности скорее связаны с РАС, а если такого явно нет, то видимо с чем-то другим. Но вообще, конечно, лучше в таких вещах разбираться при помощи специалиста.
no subject
Date: 2022-01-04 01:02 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-03 10:51 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-04 01:07 pm (UTC)У меня и РАС и шизоидное расстройство, это похожие вещи,но с разной причиной и с разными проявлениями.
no subject
Date: 2022-01-04 10:40 pm (UTC)Черты в той или иной степени может найти каждый у себя, но диагноз серьёзный и захватывает сразу несколько сфер, дают инвалидность, человеку сложно взаимодействовать с социумом.
Ни каждый психиатр определит РАС.
Для РАС вы очень хорошо излагаете мысли.
no subject
Date: 2022-01-05 10:55 am (UTC)1. я не в россии
2. погуглите значения слова "спектр"
Не ожидала, что столкнусь с газлайтингом в этом ЖЖ.
no subject
Date: 2022-01-03 12:15 pm (UTC)У меня нет шизоидности, но есть у близкого родственника. И по опыту общения с ним могу сказать, что ему очень помогает, если при различном социальном взаимодействии я с ним хожу, к примеру, в поликлинику или к различным чиновникам.
Вот с магазинами он сейчас справляется сам, правда ходит или рано утром или поздно вечером.
Здорово, что у вас есть работа. Для нашего родственника это пока проблема.
И здорово, что у вас есть терапия. Наш бросил после долгих лет.
У него был психиатр, который уже начал подбирать ему фарму, чтобы он выдерживал социальные нагрузки, но его он тоже бросил. Но такая фарма точно подбирается. Это я знаю по опыту друзей шизоидов. И это не обязательно психотропные препараты, а может быть комбинация противотревожных, ноотропов и ещё чего-то.
Насчёт заботы о теле. Про режим вы сами уже сказали, если получится наладить, то это очень работает. Я бы добавила прогулки. Вам нравится ходить в кафе?
Чтобы тихое и уютное. Если удается вытащить нашего шизоида, то не хуже сеанса пт.
Друг шизоид нашел телесную группу и очень доволен, но подробностей не знаю.
no subject
Date: 2022-01-04 01:10 pm (UTC)Спасибо, меня "вытаскивают" в социализацию безопасные близкие и, в целом, уже особо нет именно с этим трудностей, т.к.я больше понимаю про себя и свое отличие. Кафе пока недоступны из-за вируса, тяжело переболела, неохота повторять.
no subject
Date: 2022-01-03 01:21 pm (UTC)Могу поделиться лайфхаками по физической нагрузке и режиме если вам интересно.
no subject
Date: 2022-01-04 06:37 am (UTC)no subject
Date: 2022-01-04 12:09 pm (UTC)Скажите, пожалуйста, а как вам видится, в чем будет разница в терапии травмы при разных диагнозах рас, скажем, если это не шрл, а только шизоидные черты? Как это повлияет на выбор методов терапии? Или я не правильно поняла — придумала, что у тс терапия травмы, а на самом деле терапия направлена на сглаживание этих самых черт, и тогда корректировка будет существенной?
no subject
Date: 2022-01-05 10:57 am (UTC)А можно я не буду отчитываться о своем опыте совершенно посторонним людям? Я просила поделиться опытом людей, которые с этим живут, а не сомнениями людей, которые с этим не живут. Если бы мне не угрожала опасность из-за несоблюдения режима, я бы вообще не стала писать.
no subject
Date: 2022-01-04 01:37 am (UTC)1.
Я считаю себя шизоидом. Диагноз официально не поставлен, но я уже уверена. Терапевта у меня нет, поскольку нет денег, а денег нет поскольку я плохо справляюсь с жизнью. Всю эту жизнь я фактически пытаюсь понять, что происходит со мной, и починить себя хотя бы настолько, чтобы удовлетворительно функционировать.
Вряд ли я могу дать вам хороший совет, но может быть вам что-то покажется похожим на вашу ситуацию.
Контакт с телом сейчас как раз очень актуален для меня. Но понять и почувствовать, что такое настоящий контакт с телом я смогла только после того, как установила более-менее прочный контакт с ядром личности, с той раненой частью, которая сбежала наиболее глубоко. Это не значит, что до этого я тела никогда не чувствовала: практики заземления, расслабления, медитации помогали мне почувствовать тело, снять зажимы. Да просто любая бесстрессовая физическая активность в одиночестве и спокойном состоянии ума помогает. Но как только появляется что-то, что выбрасывает меня в фантазии, предвосхищение, активный внутренний диалог, т. е. спугивает подлинное эго и включает все обычные танцы внутреннего мира, -- контакт с телом рвётся, причём раньше я этот момент не замечала. В процессе того, что я всё же считаю своей терапией, мне удалось научиться отслеживать эти моменты ухода и пытаться вернуть к реальности сначала разум, потом восприятие, эмоции и наконец телесные ощущения. Это болезненная и долгая процедура, но я замечаю прогресс у себя. Раньше я вообще не могла самостоятельно выбраться их этих плясок "кляйнианского мира плохих внутренних объектов"... ой, простите, моего богатого воображения, пока оно не отыграет все обычные сценарии и не утомится, оставив меня в состоянии угрюмого отчаяния, стыда или неясного беспокойства. Теперь моё раненое ядро чаще выбирает реальность и легче в неё возвращается.
Важный этап у меня произошёл полгода назад, когда я прочитала книгу Гантрипа "Шизоидные явления, объектные отношения и самость". Это гениальная книга, и она обо мне. Я читала её очень медленно, с конспектами, и буду перечитывать ещё. Там горы полезного материала. Гантрип, кроме прочих достоинств, большой гуманист, то, как он пишет о ситуации человека с шизоидным расстройством, поддерживает и вдохновляет. Под впечатлением этой книги я сделала то, что не порекомендую делать без терапевта никому -- некое подобие терапевтической регрессии. все риски и сложности, возникающие даже под контролем терапевта, в книге описаны, это и тяжёлая депрессия, и суицидальные попытки. Но у меня не было выбора, я подстелила соломку и спустилась настолько глубоко, насколько могла. Это однозначно трюк из серии "не пытайтесь повторить самостоятельно", я думаю, люди, попавшие в это состояние естественным образом, в результате жизненных условий, опишут его как падение на дно. Меня извиняет несколько обстоятельств. Во-первых, у меня нет склонности к суициду. Т. е. мысли, конечно, есть, но нет намерения. Я из тех, кто между ужасным концом и бесконечным ужасом выберет ужас. Во-вторых, объективно, я всё же в безопасности: есть жильё, небольшая сумма на необходимое на 2-3 месяца, есть люди рядом, которые вызвали бы скорую, если что. Наконец, некоторый прогресс в моей самотерапии последних лет давал мне надежду, что я справлюсь. В общем, спустя полгода, я считаю, что польза всё же перевесила риски, я чувствую себя лучше.
no subject
Date: 2022-01-04 01:10 pm (UTC)Большое спасибо.
no subject
Date: 2022-01-04 01:38 am (UTC)2.
Что стало происходить в отношении тела сразу в начале регрессии: оно окаменело. Оказалось, что всё мои отношения с телом строились как бы извне, оно подчинялось ложной самости, играло только роль нормального тела. Я почувствовала, как будто исчез некий экзоскелет или нитки, за которые кто-то дергал, и тело потеряло и контроль, и силу. Мне казалось, что я резко очень сильно ослабла, просто не верилось, что я могу двинуть рукой или ногой, приходилось специально проверять. Потом стали происходить странные вещи: тело иногда начинало двигаться как бы по воле кого-то другого во мне, не чужого, но и не меня самой, нет, ничего демонического в этом не было, просто очень странное ощущение спонтанного движения, начало которого не отслеживается, и ты наблюдаешь за ним уже в развитии. Постепенно я начала чувствовать это как обычные спонтанные желания поменять позу или подвигаться, они перестали ощущаться так странно.
Потом спонтанности стало больше, тело начало оттаивать, и я почувствовала, насколько странные позы оно раньше принимало, как неудобно было так двигаться, лежать, сидеть, как я, даже чувствуя, что конечности затекли, не меняю позу по какой-то неизвестной но непреодолимой причине. Я старалась просто наблюдать всё это, без критики, принимать происходящее как есть, и постепенно тело стало позволять себе расслабляться и двигаться. Очень важно было не заставлять его двигаться волевым усилием, я прямо чувствовала, что это неправильно, что это включит опять старый механизм принуждения, реанимирует тот экзоскелет. Лучше простить себе эту неподвижность, лучше прожить чувство стыда за свою лень и дождаться настоящего желания двигаться.
В общем, мой вывод очень простой: нормальный контакт с телом может быть только у реальной живой части психики, которая у шизоида прячется на максимальной глубине. Её нужно сначала достать оттуда и обеспечить условия, чтобы она не сбегала от ужаса и не отвлекалась от реальности своими игрушками. Нет смысла также пытаться чувствовать тело из ложной личности, это будет фейковый контакт, очередной перформанс для картинки внутри головы.
no subject
Date: 2022-01-04 12:57 pm (UTC)В общем, могу тут подписаться под многими вашими словами, я себя ассоциировала с шизоидной акцентуацией раньше, сейчас мне больше нравятся модальности, которые ориентируются на то, что все это идет из травмы тчк. Поэтому затрудняюсь сказать, точно ли у меня прямо такой же опыт, но попробовала дополнить. Тут С. раньше много писала, вот я ассоциировала себя со многим, в самое сердечко все, но ее давно нету.
no subject
Date: 2022-01-04 09:10 pm (UTC)Спасибо вам, очень греет ваш комментарий.
Да, Питер Левин у меня стоит прямо 1-м номером в списке туду, надо мне заниматься телеской регулярно и системно, и мне очень помогает подтверждать свои интуиции хорошими книгами.
"я себя ассоциировала с шизоидной акцентуацией раньше, сейчас мне больше нравятся модальности, которые ориентируются на то, что все это идет из травмы тчк."
Вот я тоже оставляю для себя небольшую вероятность, что я ошибаюсь в оценке своего состояния, но слишком много данных за. Но то, что всё это идёт из травмы, я не сомневаюсь вообще. Т. е. мне всегда представлялось, что если это не аутизм или аспергер, то без травмы оно так нездорово сложиться не могло, будь то рас, шрл или акцентуация. Свои травмы я проанализировала и частично проработала. Кптср у меня тоже есть, но я его как-то не отделяю от шизоидности, может, потому что узнала о нем позже.
Возможно я ошибаюсь, но у меня впечатление, что долгосрочная терапия вообще невозможна без проработки травм, поддержки и отогревания раненой части, иначе зачем она.
Удачи вам. Ободряет, что то, что вы считали акцентуацией, изменилось в терапии.
no subject
Date: 2022-01-04 10:17 pm (UTC)Надеюсь, будете сюда еще заходить писать. )
А, поняла вас. Я имела в виду не столько, что вы ошибаетесь, конечно нет, а сколько что то, что я изучала по теме часто сводится к тому, что это не 100 процентов точные разделения и все это может еще перемешаться в плане какое именно состояние как называют. В смысле, картина одна, но ярлыки разные бывают. А так я придерживаюсь мнения, что надо брать все, что идет, какие методы и ярлыки подходят, и делать. Ну и поясняла потому, что мне немного неловко писать вам было, вдруг я вообще о другом и другой тип, в этом смысле. )
no subject
Date: 2022-01-05 11:02 am (UTC)Это очень большая работа, разобрать, где кптср, где рас, где шрл, т к внешние проявления очень похожи,но причины разные — и если одно можно компенсировать или проработать, другое не уйдет никогда. Спасибо, что поделились опытом.
no subject
Date: 2022-01-05 10:59 am (UTC)Спасибо, почитаю Левина, встречала упоминания уже.
no subject
Date: 2022-01-04 01:11 pm (UTC)Благодарю, с тер идём похожим путем, как вы описали в последнем абзаце.
no subject
Date: 2022-01-05 01:17 am (UTC)Моя первая психотерапевт помогала мне развивать контакт с телом, но мы начали с очень простого уровня. Она предлагала мне поэкспериментировать между сессиями, какие занятия не вызывают отторжения: массаж, упражнения всякие, прогрессивная мышечная релаксация, ароматические массажные ванны, процедуры для восстановения чувствительности отдельных нервов, спорт. Мне когда-то очень нравилось тхэквондо как медитация движения. А потом на сессиях мы обсуждали в том числе и то, что я попробовал, как пошло, какие у меня были мысли.
Так как я упрямо отказывался терапироваться через разговоры про эмоции, то думаю, что я вижу телеску как очень хорошую альтернативу, она же тоже вид интроспекции, контакт с чувствами. А ещё на уровне тела у меня меньше защит, самообмана. И интуитивно мне понятней, а что именно делать-то, если через тело всплывает травма. У меня есть такие травматичные воспоминания, в которые я смог заглянуть и как-то с ними поработать лишь через тело.
Намного позже я узнал, что при довербальных травмах (у меня как раз такая) телесная терапия подходит лучше всего, вот это сыграно ключевую роль в моём интересе. Да и с вытесненным из памяти тоже можно работать. Так что я занялся этим вопросом серьёзней. Последний год я довольно активно смотрю семинары, читаю книги по телеске в контексте травмы, какие есть направления, теории. Подбираю себе упражнения.
no subject
Date: 2022-01-05 11:05 am (UTC)Спасибо, я тоже пытаюсь понять, что хотя бы не вызывает отторжения, при этом много телесные наслаждения, которые как бы принято считать приятными и полезными, у меня на самом деле вообще не отзываются, поэтому в долгосрочной перспективе советы по уходу за собой не работают, а через самопринуждение я уже не могу.
no subject
Date: 2022-01-05 06:03 pm (UTC)У людей со сложной травмой и с РАС бывет такая особенность, как PAT, Pathological Demand Avoidance (патологическое избегание требований), или же более политкорректное название Pervasive Drive for Autonomy (глобальная потребность в автономности). Для таких людей очень важно, чтобы их занятия не были принуждением, а иначе их психика и тело протестуют.
Мне даже почистить зубы и то не так-то легко, так как важно их почистить именно добровольно. Если я себя заставляю чистить, то меня рвёт. Моё тело очень хорошо чует, а добровольно ли я чищу зубы.
Чтобы моя психика и тело не протестовали при выполнении задач, важно оформлять занятия как добровольные, поменять стиль организации и отношение к себе, и даже лексику в мыслях, убирать оттуда слова "надо", "должен", "пора", "требуют", жёсткие стандарты, критику т.п.
no subject
Date: 2022-01-05 07:10 pm (UTC)Бинго.
То, что Вы описали, полностью совпадает с трудностями, с которыми я сталкиваюсь. Спасибо, погуглю эти понятия.
no subject
Date: 2022-01-05 07:40 pm (UTC)no subject
Date: 2022-01-11 05:47 pm (UTC)