transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Хочу поделиться стыдной ситуацией, про как быть если тебя диагностируют друзья в процессе становления терапевтом. У меня была подруга и, подозреваю, она слегка терапировала меня без моего ведома и согласия.

Мы были знакомы со школы и я была к ней очень расположена и привязана. В какой-то момент в университете она начала проявлять достаточно странное поведение, стучалась мне в личку ближе 1-2 ночи и настаивала на том, что у меня звездная болезнь. Постепенно это общение прекратилось, я ощущала от нее сильную неприязнь что ли и презрение, хотя внутренним ребенком все еще была к ней привязана и каждый раз радовалась, если она хотела пообщаться. Спустя год я поделилась некоторой ситуацией пережитого насилия в соцсетях, она заново постучалась мне в личку, дружить. Сказала что-то, не помню цитату, но примерно в ключе того, что она поняла, что мое неприятное поведение происходит из пережитого, и заново хочет общаться. Мы иногда общались, хотя, честно говоря, ощущаю слегка использованной после, например, один раз она много мне жаловалась и у меня после несколько дней ушло переварить тяжелые ситуации ее же жизни. Но вроде бы она по честному старалась поддержать меня тоже.

Далее, отношения снова начали портиться. Мы опять спорили о том, что у меня звездная болезнь и высокомерие. Я так подозреваю, что она намекала на нарциссизм, но якобы так, чтобы мои защиты это пропустили. Я утверждала, что каждый человек хорош сам по себе, уже тем, что есть, и я тоже. Она утверждала, что каждый от природы плох и только тяжким трудом может стать нормальным. Мое видение ее триггерило. Так же думаю, она намекала на нарциссизм потому, что в общей же компании была еще одна женщина, которая терапировала меня "по дружбе", когда я хотела пожаловаться, она вместо подружеского выслушивания делала сессию, и поставила мне такой диагноз. Она точно рассказала этот диагноз паре других людей, подозреваю, что и до этой девушки он мог дойти, а возможно, она сама так придумала. В любом случае, у меня в этом месте уже было наезженная травма, доказать, что ты не нарцисс невозможно, ведь любой нарцисс будет отрицать, что он нарцисс, и чем сильнее ты злишься и отрицаешь, тем больше это признак правоты диагноза, если бы не цепляло, не было бы правдой. У меня была тяжелая очень ситуация, я была в ситуации насилия, и я продолжала с ней общаться и жаловаться ей, потому что больше было не с кем. Но от нее шло все больше брезгливости. Она дала мне читать книжку про синдром Мерлин Монро. Один раз выдала интерпретацию, мол, вот тебе болит, потому что у тебя с родителями то и то. Я вежливо, но достаточно строго ответила, что нет и это неверено. Это в переписке было. Она ответила в духе так, я сейчас пойду в магазин, поговорим когда ты успокоишься. Я не была неспокойна и не вела себя неадекватно, но ее анализ был мне неприятен. Ретроспективно у меня такое чувство, что она все больше и больше видела меня как объект анализа и вела себя как терапевт, пока я думала, что мы дружим. Я помню много брезгливости от нее. Она попортила мне отношения с близкими, убедив, что человек, который меня поддерживал, на самом деле меня презирает. И постоянно повторяла, какие все вокруг меня абьюзеры. Общие друзья относятся ко мне крайне негативно, боюсь, сплетен тоже хватало. После того разговора эта девушка перестала со мною общаться, без пояснений, я даже пыталась пару раз извиниться, не знаю, почему, она просто перестала мне отвечать. Возможно, применила отсутствие контакта, которое и нужно применять к нарциссам.

Еще несколько лет спустя я узнала, что эта девушка выучилась на терапевта, не знаю, практикует уже или нет, надеюсь, там-то она наконец начала личную терапию. У меня после этого сложился паззл немного о том, что со мною происходило в общении с ней.

У меня есть много стыда за произошедшее. Она была за ценности феминизма и помощь жертвам насилия, но все общение у меня было чувство, что она еле выдерживает меня, настолько ей брезгливо. При том, что я ощущала себя нормальным вполне средним человеком. Ну и помощь ее меня скорее топила и была невпопад, не говоря о том, что все эти интерпретации и около-диагнозы были без запроса. Осталось чувство, что она проецировала на меня то ли свою детскую часть, то ли родителя, и боролась с этим. Но то, что она теперь терапевт, очень давит меня, как бы, как она была права. Вдруг она видит меня как свой начальный кейс для работы? Включала меня в свои научные работы и эссе, хотя в общем ее видение было настолько далеко от реальности, что я даже не знаю, как к этому отнестись. Может, это мое высокомерие убеждает меня, что она вообще обо мне помнит. Но мне было странно это общение, будто бы есть люди, а есть пациенты, и она занизила меня до уровня объекта для анализа и держала как в загончике. Мы долго и вроде бы близко дружили, но она ни разу не познакомила меня ни с кем из своих знакомых, это всегда были встречи только на двоих. Будто меня прячут, как стыдный секрет. Ну и началось все от непонятно откуда возникшей у нее ко мне агрессии. Честно говоря, я сомневаюсь, что она когда-либо даже как терапевт осознает, что она сделала со мною, если признать, что права была я. И вот, повторюсь, то, что терапевт теперь она дает ей фору. Каков вес моих слов, сказать, что она плохо поступила, если она опять может ответить, что поговорим когда успокоишься? Или навешать мне еще больше диагнозов? У меня почему-то осталось чувство, что как человек вне профессии терапевта я не имею вообще никакого права оценивать свое состояние, это не будет иметь значения, чувство беспомощности.

Это не было формальным нарушением этики, но мне кажется вся эта ситуация странной. Что вы думаете?



Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2021-12-14 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] looking4thepath.livejournal.com
уважаемый автор, у меня очень много тревоги после прочтения вашего сообщения. я могу ошибаться, но мне кажется, вам важно обратиться с вашей историей за профессиональной терапевтической помощью вкупе с медикаментозной поддержкой.

Date: 2021-12-14 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com
Искренне вам сочувствую,больно когда так происходит, таких подруг врагу не пожелаешь.И да, это не нормальная ситуация,когда один другому в дружеской обстановке ставит диагнозы или ' терапирует по дружбе'.Здесь наверное про границы вопрос к таким "терапевтам".

Что я думаю,диагноз не лечат, обычно помощь оказывают человеку и какая разница какой диагноз?ведь страдает душа и если ваша подруга искренне хотела вам помочь, то это выглядит для меня со стороны как медвежья услуга.
На просторах инета мне как-то посчасливилось слушать лекцию про нарциссов, так вот лектор психиатр-психотерапевт сказал,что яркой особенностью такого заболевания является то,что эти люди не обращаются за помощью,и приходят в терапию крайне редко, несмотря на то что книжек написано тьма-тьмущая, я имею ввиду на тему нарциссизма.Он говорил,что чаще встречается нарциссическая травма как растройство, связанная с событиями когда ребенку испольнилось 3 мес.отроду и в последующий период до года, или если ему пришлось жить с родителем нарциссом.И мне из вашего письма не видится что вы яркий нарцисс.От написанного вами есть ощущения тревожности и грусти, которые идут как от человека столкнувшегося с чем-то тяжелым и не приятным,но нет после вкусья ничтожности или грандиозности.Вспоминая своего отчима- нарцисса, мне с трудом представляется, что он стал бы слушать или читать сообщения от друзей на тему "о!ты нарцисс!тебе лечиться нужно...", он в принципе ни кого не слушал и жил в своем мире, в больницу к врачам не ходил не царское дело.
Я поддерживаю вас в вашем возмущении по поводу того,что ваша знакомая так поступила и использовала вас и ваши отношения в свою сторону.Этому сложно найти оправдание, это можно сравнить только с хирургией,когда например кто-то решил стать хирургом и давай свое окружение оперировать и штопать,а что ?учиться же нужно на ком-то и не важно болен или нет кто-то из окружения, он не игрушка для экспериментов.
Я травматик и мое поведение до терапии было достаточно резким и грубым, странным и пронзительным, и мне тоже вешали диагнозы и про нарциссизм в том числе.Терапия многое изменила, по мере исцеления я больше стала узнавать себя и о себе и мое поведение изменилось.Я не стала более удобной для друзей, но я стала более устойчивой во внутреннем мире, и мне стало легче отстаивать себя в нападках со стороны.Поддержка терапевта имеет значение.
В моей терапии подруги это продолжение отношений с матерью.И возможно и у вас может быть этот вопрос, подумайте об этом,когда мать агрессирует на ребенка, манипулирует им, ему во взрослой жизни сложно не пропускать удары скрытой агрессии со стороны подруг, ведь он продолжает доверять и в детстве это было нормой.И тогда чтобы что-то с этим делать, стоит отделить " мух от котлет" и посмотреть на сложившуюся ситуацию с позиции отца или стороннего наблюдателя.

Желаю вам найти союзника в лице терапевта и разобраться в сложившейся ситуации.
Edited Date: 2021-12-14 08:35 am (UTC)

Date: 2021-12-16 02:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Спасибо за поддержку. То, что я "нарцисс" было моей ужасной тайной многие годы с тех пор, мне казалось все, что надо заранее оправдываться, иначе даже тут мне никто не поверит и сразу начнет сомневаться во мне. Так что спасибо вам большое.

Date: 2021-12-14 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] psycho-novice.livejournal.com
"Подругу" в соцсетях заблокировать. Даже и без того, что она с Вами делала под соусом "терапии", было достаточно всего, чтобы Вы больше с ней не общались (сплетничала, рассорила с друзьями). А то, что она с Вами делала как "терапевт", в профессиональном плане её дискредитирует. Ибо, "врачу — исцелися сам". А потом уже помогай другим.

Date: 2021-12-14 09:17 am (UTC)
From: (Anonymous)
По вашему письму вообще нарциссизма не чувствуется, это не про вас. Зуб даю))).

А подруга... полноценными терапевтами люди становятся после многолетней учебы + минимум 5 лет личной терапии + нескольких лет супервизии. Все, что лезет из человека в первые годы учебы или терапии — отработка собственных травм, наложенная на искаженную картину мира. Поэтому этот бред всерьез принимать нельзя. Тем более что если бы ваша подруга училась в серьезном месте и проходила собственную терапию, то для нее были бы святым бережность, соблюдение границ и т.д. Она бы не искала кого демонизировать и унижать, а занималась собой и своей жизнью, соблюдая здоровый нейтралитеит, а клиенты бы ей сами платили за возможность с ней поработать.

Date: 2021-12-16 02:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Спасибо. )) Про 5 лет терапии не знала, но это добавляет контекста моей ситуации. Спокойнее отнесу это все на ее счет.

Date: 2021-12-14 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] hirial.livejournal.com
Это было формальным нарушением этики терапевта, причем дважды: 1. Терапевт не имеет права терапировать кого-то без его прямого запроса.
2. Терапевт не имеет права искать клиентов среди своих родственников, друзей и знакомых.
С точки зрения гештальта терапевт также не должен ставить клиентам диагнозы, т.к. каждый человек уникален, и диагноз мешает терапевту эту уникальность увидеть; но я не знаю, в каком подходе работала ваша знакомая, в некоторых подходах это допустимо.

Date: 2021-12-14 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
Уважаемая ТС, очень вам сочувствую((
От подруги такого изощренного издевательства ожидаешь меньше всего. Тянет на полноценное психическое насилие (почему насилие — у нее, я так понимаю, квази-статус психолога в узких кругах плюс какой-никакой психологический инструмент). То, как она пыталась вас "лечить", "лечит" целая армия недопсихологов: расшатать клиенту границы, залезть туда с ногами и уже резвиться на всю катушку((

Но похоже ей самой нужна полноценная долгая терапия, мне ее манера общения с вами напомнила то, как младенец отношается с материнской грудью.
Как раз вчера была сессия с тером, я рассказывала в чем-то похожую историю, тоже с одной подругой. Она на мне отыгрывала примерно то же: агрессию, отвращение, — манипулировала, применяла прямую силу. Было это сначала в первом классе школы, потом еще несколько раз точечно, во взрослом возрасте. У нее не было психологического бэкграунда, просто она с детства проявляла напористость

Date: 2021-12-16 02:24 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Спасибо большое. Я затруднялась понять, почему это насилие, потому что она так вела себя без, эм, запроса с моей стороны и без пояснения, что это. Отвечала не по-дружески, а анализом, у меня еще всегда было ощущение, что я ее вынуждаю к этому своей жалкой жизнью что ли, моя вина. Хотя ведь это ее границы, не хочешь не слушай, и все дела. Я ж реагировала в ответ на ее предложения писать почаще и дружить, а не наоборот.

У меня в школе тоже были такие подруги, как вы описываете, не могу пока понять, как оно мне отзывается, но интересно очень.

Date: 2021-12-14 08:10 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Gorgana


Сочувствую Вам(((((

Мне ситуация видится так.

С Вами жестоко обошлись. Это жуткий, вредоносный газлайтинг.

Вы пострадали от эмоционального насилия. Вашей психике причинили зло. Вам внушили сомнение в себе. Ваши границы проломили. Вам внушили идею, что с Вами что-то не так. Это пиздец, простите.

Выучиться на терапевта не равно стать терапевтом. Говнотерапевтов с дипломом хватает. Если эта мадам не пройдет качественную терапию и не вправит себе мозги, будет горе её клиентам.

У меня был опыт, когда говнотерапевт с аж 12-летним опытом работы поставила мне диагноз нарциссизм, и лечила меня от сего недуга. При этом ещё было ядовитое окружение, которое транслировало, что я "использую людей".

Я лечила свой "нарциссизм", лечила. Старалась "не использовать людей" и "не быть эгоисткой".

Закончилось это всё чудовищным выгоранием и депрессией.

Постфактум выяснила, что у меня КПТСР, и меня жрали как раз нарцы, которых возмущало то, что у меня начали появляться границы и я уже начала отбрыкиваться (захотела получать деньги за то, что годами делала бесплатно, например. Или начала говорить "нет").

Психику пришлось собирать заново и пару лет ушло на то, чтобы восстановить доверие к себе. Сейчас к моим психическим настройкам доступ закрыт. А перед носом списочек маркеров, которые указывают на небезопасных людей.

Берегите себя и доверяйте себе, ТС.

По поводу поведения новоявленного "психолога" родился такой образ.

Шла-шла себе обезьяна, нашла психологическую гранату. Метнула ее в Вас. Граната бахнула. Обезьяна испугалась и обвинила Вас. Обезьяна отделалась испугом и лёгкой формой недержания сфинктеров. Поднапрягла хвост и вместо гранаты получила психологический гранатомёт.

А Вас оглушило, поранило осколками, а в результате газлайтинга Вы начали думать, что сами взорвали гранату, надо бы извиниться. А обезьяна такая "ох, полный неконтакт, эта мадам гранаты взрывает, стопудово нарцисс".
Тьфу.

Date: 2021-12-14 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sonce.livejournal.com
0. без запроса не терапируют! Никто, никого, никогда. Это насилие и только оно.
1. терапевт не работает с друзьями и другими близкими, и не дружится с клиентами. Это одно из основных ограничений данной профессии.
2. студент/обучающийся - не отрабатывает ничего на посторонних неподготовленных людях без предупреждения, максимум, чего может студент - это уговаривать своих друзей пройти какой-нить комплекс известных стандартных тестов.
(Они так "лабораторки" делают по интерпретациям. Типа, студенту-будущему-психологу надо собрать пяток-больше "подопытных", зафиксировать ответы, написать интерпретации, сдать преподавателю. Делается в открытую со всеми предупреждениями. "Подопытный" получает несколько более развернутую и индивидуальную интерпретацию, чем если б пошел на сайт, уровень доверия, канешь, невысокий, но как бесплатная консультация по профориентированию - вполне пригодно. Можно использовать как "еще одно мнение о своих сильных и слабых сторонах и других особенностях". Еще выпускники могут предлагать вписаться "подопытным" на какие-нибудь менее известные/стандартные и/или более новые методики. Это уже для диплома. И тут собирают шапочно знакомых, иначе эксперимент не будет чистым))) И все! А лезть без запроса, ставить диагнозы, уууу...

Прошу прощения, но вашу "подругу" и ее действия можно назвать только матом. Ваши негативные чувства абсолютно верны и уместны. Если вас это сейчас достаточно триггерит - попробуйте обсудить это с психотерапевтом. Которого вы найдете и выберите САМИ. Ваши действия против вашего чувства беспомощности, ага.

ЗЫ. пока вас не лишили дееспособности по суду, как опасного для себя и окружающих - именно ваша оценка себя и своего состояния - главная и верная. Ведь решения-то про себя и для себя - принимать вам. И отвечать за них - тоже вам.

Date: 2021-12-16 02:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Спасибо за ЗЫ, что-то я посмеялась с облегчением. ) Ну да, действительно, было бы странно, если бы любая знакомая, увлекшись психотерапией, могла меня оценивать.

Date: 2021-12-15 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Я на моменте с сообщениями в ночи вообще решила, что я вас неправильно поняла — подумала, что это на самом деле вы учились на терапевта, а она вас пыталась завлечь ее бесплатно терапировать)

Вообще как-то так случилось, что у меня в семейном окружении маячили постоянно психологи/терапевты, поэтому я вот ни разу не ожидаю от терапевтов идеальности вне работы, но тут тяжелый и опасный случай. Вам крайне повезло, что вы с ней общались не в качестве клиентки — она даже в личном качестве нехило успела вам навредить, как мне показалось. Я бы позволила себе заметить (если что, я не терапевт, пишу скорее из личного опыта себя как жертвы), что появление таких мыслей насчет якобы "высокомерия", "нарциссизма" итп скорее признак газлайтинга и злоупотребления с ее стороны. Даже у хороших терапевтов, выступающих в своей профессиональной роли, нет хрустального шара, который позволял бы со 100% точностью раздавать такие оценки.

Еще замечу, что для меня один из признаков профессионализма — нежелание работать бесплатно в неоплачиваемое время :-) (я не имею в виду социальных клиентов и прочее)

Date: 2021-12-16 02:27 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Согласна про нежелание работать бесплатно. ) Мне это тут заметили, что появление таких мыслей насчет якобы "высокомерия", "нарциссизма" итп скорее признак газлайтинга, вот действительно очень верно, согласна.
Да, мне сейчас самой странно, я помню от нее много очень экспрессивных эпизодов и удивляюсь, почему ненормальной казалась самой себе именно я в связи с этим.

Date: 2021-12-15 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] mak-h.livejournal.com

По поводу того, что раз подруга терапевт, то ее диагнозы становятся более весомыми. Психологи не могут ставить диагнозы, это имеют право делать только люди с медицинским образованием. Психиатры и ВРАЧИ-психотерапевты. Так что диагноз вашей подруги имеет столько же значения, сколько и диагноз соседки бабы Клавы.

Date: 2021-12-15 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] mysli-ni-o-chem.livejournal.com
По поводу опасений, что раз подруга училась на терапевта, то ее диагнозы становятся весомыми.

Задача психолога - вообще не в том, чтобы дать диагноз.

А то это выглядит так, что, мол, подруга все сказала, а дальше - исключительно ваша ответственность.
Не смогли вы как клиент после правильного диагноза сделать себе замечательно - самадуравиновата.
А она как психолог - в белом пальто.

Это бред.

Терапевт несет полную ответственность за процесс терапии.
За его эффективность.
За то, что после общения вам будет лучше, чем было.
За то, что у вас появляется интерес двигаться в нужном по мнению терапевта направлении, потому что он правильно подбирает слова и объясняет, почему лучше делать так, а не иначе.

Раз ничего этого вообще нет, значит, ни о какой авторитетности терапевта не может идти и речи.

----

Мне кажется, что Вам стоит обратить внимание не на диагнозы от "подруги".
А на то, что при всех сложных эмоциях, которые вы испытывали рядом с "подругой", Вы продолжали пытаться получить от нее помощь и поддержку.

Причем продолжали несмотря на то, что МЕСЯЦАМИ этой поддержки толком не чувствовали - как будто было достаточно шанса, что может быть когда-нибудь помощь появится, от других людей получить ее вообще без шансов, а совсем одной - страшно.

И если я поняла правильно, то вот с этой ситуацией лучше обратиться не просто к психологу, а конкретно к травматерапевту.

Date: 2021-12-16 02:33 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Ну как сказать, тогда мне было поддержкой то, что вообще кому-то можно написать и мне ответят хотя бы два слова, это невероятно поддерживало. И мне сложно согласиться, что это именно я пыталась получить от нее помощь, ей так хотелось это видеть, верно. Но для меня я реагировала на предложения дружить, друзья-подруги взаимно друг другу делятся наболевшим, это нормально. Реагировала на предложения писать, на какие-то теплые фразы, которые бывали по началу. Я вообще не представляла, что мы начинаем терапевтическй альянс, это выглядело очень похоже на то, как дружба происходит. Это потом от нее пошло все больше и больше отвращения и агрессии, и вместе с этим анализа. А потом она перестала отвечать, и за пределами 1 что ли попытки (может двух) уточнить что случилось, я больше ее не беспокоила. Я считаю свое поведение в принципе достаточно адекватным с учетом того, что как я помню она декларировала на словах. Это ж не то, что я годами писала человеку, который отказался общаться, или который не отвечает, или недоступен. Нет, вначала было много хороших и теплых моментов, которые вот только мешались с эпизодами очень странных происшествий. Последние я долго списывала на то, что я надумываю, мне показалась, слишком строга по причине своей детской травмы и так далее.

Date: 2021-12-16 02:34 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Спасибо большое всем откликнувшимся за поддержку!

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 01:01 am
Powered by Dreamwidth Studios