Делимся опытом
Aug. 15th, 2021 08:40 pmУважаемые сообщники, не могли бы вы рассказать о своем опыте лечения / преодоления страхов? В каком направлении терапии работали? Какие методы, техники использовали? Что наблюдали? Поделитесь, пожалуйста:)
Я сейчас работаю со страхом публичных выступлений. Скажу честно, прогресс медленный. Но я все больше с педагогом по речи и телу занимаюсь: мне показалось, что с опорой на эту область и на технику обрастаешь уверенностью. А в терапии особо не знаю, как дальше (дошла до страха авторитетных фигур и пока все, встала).
Такие страхи, как аэрофобия, боязнь темноты, высоты (когда страшно смотреть вниз и голова кружится), а еще стоматологов и других врачей с их манипуляциями — ушли самостоятельно. Однажды поняла, что уже особо не боюсь.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2021-08-16 03:53 am (UTC)Я пару лет ходила в клуб ораторского искусства Toastmasters (погуглила — в Москве есть филиал), там дают навыки (от структуры повествования до невербалки, от презентации подготовленных речей до экспромптов) и возможность практики с получением конструктивной обратной связи. Мне это по работе надо было — я панически боялась делать презентации, у меня во время них мозг от страха отключался. Мой на тот момент ментор посоветовал Тостмастерсов. В начале стоять перед группой, даже очень небольшой и крайне дружески настроенной, было настолько страшно, что целью было "хотя бы тут же не сбежать и не возвращаться". Через примерно 8-10 месяцев занятий раз в неделю начала ловить кайф от возможности выступить перед народом. Ни за что бы не поверила, что я так когда-нибудь смогу, пока в этом сама не убедилась.
Но никакой особой магии в таком процессе преодоления этого нет. Это реально просто практика, практика и еще раз практика, когда с каждым выходом на сцену становится капельку легче. Главное — это в процессе иметь комбинацию из поддерживающей среды и возможности обучиться лучшим приемам и походам. И только потом уже нырять в свободное плавание — выступать перед не-специализированной аудиторией.
no subject
Date: 2021-08-16 09:45 am (UTC)Спасибо! Я их нашла, очень подходящий формат!! Примерно то, что я безуспешно искала до этого. Вот думала: интересно, а есть ли что-то вроде АА, только для тех, у кого фобия "здравствуйте, меня зовут mascarpon и я боюсь выступать перед людьми?":)
Работала с педагогом. Но она одна (хотя выступить перед ней тоже поначалу было страшно) и это дорого, особенно если учесть, что навык говорить формируется очень медленно.
Немного все же это помогло. Вырастает еще одна опора в виде правильной речи, дыхания, дикции, произношения. Но скажу, что в случае фобии эта опора сама по себе не выдержит.
Я выступила по зуму перед аудиторией примерно в 20 человек, волновалась, но внимание частично переключалось на то, что там с телом, диафрагмой и т.д.
Но спонтанность формируется только в аудитории.
Так что попробую ваш вариант!
П.С. А в терапии вот с чем работаю. Недавно пошла подписывать бумажки у одного босса. Пока дошла до его кабинета, заметила, что коленки подкашиваются, ему что-то мямлила, пришлось даже маску натянуть, чтобы не было видно, что челюсть моя прыгает. Вот с "авторитетными" фигурами есть затык, я им по умолчанию приписываю критический неодобрительный взгляд (хотя может, дело в конкретном чуваке, он жутко зазвездился)
no subject
Date: 2021-08-16 05:18 pm (UTC)В Тостмастерсах все участники клуба полностью разделяют эту боль )) Потому что все ее чувствуют, и собрались они вместе именно для того, чтобы ее преодолеть. Даже опытные люди расскажут, что в начале им было очень страшно. Помню, одна девушка, которая в итоге стала победителем многих конкурсов и параллельно в руководстве организации добралась до высокой должности, рассказывала, как в свой самый первый раз она вообще сбежала. Ей, как новичку, надо было подготовить и произнести речь на 10 минут или меньше, перед небольшой группой людей из клуба, к которому она присоединилась. Она вышла перед ними, постояла молча и сбежала. Т.е. люди там начинают из точки, по сравнению с которой ваше текущее умение выдержать презентацию в зуме, это еще ого-го :)
Мне еще очень понравилось, что все встречи клуба, за исключением нечастых совместных походов в кафе, очень структурированы. Время расписано по минуте, всегда есть план на встречу и последовательность действий. Не требуется сидеть, вести пустых разговоров и пытаться развлекать людей. Все очень по делу. Т.е. интровертам, вроде меня, это в самый раз.
Плюс, если есть желание в свободное время заниматься развитием лидерских качеств, то в Тостмастерсах это приветствуется. В клубах есть "должности", отвечающие за разные аспекты работы клуба. Тостмастерсы — это нон-профит, поэтому должности не оплачиваются, но они не занимают много времени. Когда берешь должность, то отправляешься на тренинг, где обучаешься совместно с людьми из других клубов. Т.е. это еще и возможность познакомиться с новыми людьми со схожими интересами. Не сказать, что все обязательно будут зайки, но это будут как минимум образованные люди, которые работают над навыком, который им в карьере и жизни поможет.
Я там как-то познакомилась с чуваком, для которого крупная международная организация создала должность специально, чтобы нанять именно его. Они очень хотели его в штат из-за его ораторских и коммуникационных навыков, которые он накачал в Тостмастерсах, хотя его предыдущий опыт работы не особо этой организации подходил.
Вобщем, это окно в мир с очень интересными возможностями.
no subject
Date: 2021-08-17 09:27 am (UTC)ТС
Это просто прекрасно! А насчет сопутствующих скиллов — ну праздник какой-то))
Я как раз искала что-то подобное (понимая что такого российского "продукта" просто нет)! Не смела думать, что для тех, кто боится, тоже есть способы отработать навыки.
Спасибо огромное!!
Я уже сбегала с выступлений на работе, вот прямо вставала открывала рот, тут же захлестывала паника, я разворачивалась и выходила. Это было давно. Потом "взяла себя в руки" из страха, что останусь без работы и без денег
Еще были случаи, о которых стыдно вспомнить, даже в emdr прорабатывала и то в процессе этих воспоминаний вся заливалась краской.
П.С. Щас подумала, что предолеть один страх с помощью другого, более сильного (выступить, любым способом, главное не убежать) — это типичный травматический способ "избавления" от фобий. Ну что такое опозориться на 10 минут против того, чтобы закончить жизнь под мостом
no subject
Date: 2021-08-19 09:04 am (UTC)ТС
Мне кажется, с психопатами этот "нормальный" способ совладания со страхом не помогает, потому что противопоставить этой бездне нечего.
"Убей надежду"... этот аттракцион, похоже, начинается с детства
no subject
Date: 2021-08-16 07:43 am (UTC)А когда тебя вытолкнули на сцену и ты вдруг почувствовал внимание и одобрение зала — о, это приятно! Пожалуй, спляшу ещё))
И я чувствую свою власть на сцене, также. Хотя перед выступлением сильно волнуюсь, перед зрителями (или камерой) волнение испаряется. Там кайф, потому что.
К.
no subject
Date: 2021-08-16 03:41 pm (UTC)ТС
Я очень рада за вас!:) И меня радуют такие признания, сразу думаю: о, есть еще один источник удовольствия, к которому можно приобщиться.
Скажите, а волнение улетучивается самостоятельно или какое-то время приходилось на это работать?
no subject
Date: 2021-08-16 07:55 am (UTC)Тема страхов всегда быда интересна, в детстве фильмы про ужастики и мистику не могла смотреть и очень удивлялась людям которые их любили.Когда оставалась одна спала со светом, был страх темных подъездов.
В свое время тоже преодолевала стах публичных выступлений тренингами: помогло заучивание текстов и знание темы выступления, снимать свое выступление на камеру- контроль поведения,так можно быстрее убрать слова паразиты,причмокивания, махание руками и контроль голоса,
голосовой тренинг помог расслабиться, опираться на свой голос, на ноги, тренинги влияния помогли с выбором одежды, позами, взглядом.Узнала много нового о себе и своих возможностях, получила поддержку и поглаживания.Это время вспоминается как интересное приключение потому что много было про меня, мое тело.С другой стороны это показало, мою шизоидность и оральность.
Страх сам по себе это эмоция,когда возникает не возможность проявить жизненную-сексуальную силу,энергию, как бы запрет( ограничение, граница) на свободно контактировать со всем миром,хотеть.Когда младенец остается без поддержки взрослого( мой пример,тревожность от неизвестности), или впитывает в себя страх взрослого( моя мать боялась собак, и я тоже,это была фобия) это про травму.В остальном страх останется всегда с нами, и без него как без рук, ни дорогу перейти, ни еду приготовить.Я придерживаюсь здесь мысли " зрелое яблоко не боится упасть,а не зрелое боится", то есть не все страхи нужно работать.
При начинании нового,естественно испытывать страхи и опасения.В целом страх и тревога двигают нами.
НО если он ( страх как эмоция) зашкаливает в теле и возникает замирание в виде все забыла,кто я ?где я? или, словно исчезаю, убегаю из контакта, или нападаю вдруг, кричу, агрессирую, в этих случаях в реальность словно влетают осколки прошлого, возникает как бы не завершенность эмоции в детстве, помогает найти ВРебенка и с ним завершить реакцию: поплакать, покричать в лесу, уплыть, убежать (реагирование бега).
Другое дело если ситуацию не выдерживаешь, начинаешь проявлять защиты-поведение страха: стою не боюсь, взгляд из-под лобья,походка плечами, в поведении и одежде много агрессии, не показываю свои эмоции словно в "колпаке", мне пофиг,а у самой ладошки потные, здесь помогают тренинги и тренировки, если не корректировать такое поведение это может спровоцировать психосоматику при больших перегрузках.
Получается стоит различать эмоцию в теле и поведение.
В результате работы со страхами пришла к выводу что тема эта делится на три части для меня как минимум: тревожность ( не знаю что‽),страх ( знаю что?) и фобия ( как перенос).
С каждой частью работала разными техниками.
Тревожность- помогает телеска( заземление,дыхание),разговорная терапия, травматерапия, страхи- психодрама, расстановки частей, арт-терапия : лепка страха например, фобии -как защиты, больше связаны с психосоматикой,здесь комплексный подход на усмотрение пт. возможно с фармой, даже не знаю что лучше иметь фобию или работать с тем материалом который всплывет в результате если всю эту конструкцию расшатать.
Р.S.Сейчас мне видится, что тему страха можно условно представить ввиде принципа: воюют лимбическая и вегетативная нервные системы, лимбическая это про я , хочу, мне хорошо, а вегетативная про правила,законы,нельзя веди себя правтльно.И вот на границе возникает вечный конфликт, остаться с собой или быть со всеми, как рай или ад,и каждый вибирает что ему ближе, иначе возникает много страха.
Это лично мое, ни в коем случае не настаиваю на правильности моего суждения.
no subject
Date: 2021-08-16 09:51 am (UTC)Спасибо! Согласна с вами про энергетические зажимы — наверное, это про запрет проявлять агрессию (агрессией может быть и сказанное вслух слово, стало быть, запрет проявляться вообще, быть видимой).
С тревожностью тоже пытаюсь работать через работу с парасимпатической нервной системой. Нашла упражнения на тренировку блуждающего нерва — это тот нерв, который помогает заземляться.
Хотела спросить, вам удалось что=то сделать со страхом темноты?
Меня какое-то время мучил (как раз из-за ужастиков в детстве), потом сам собой снизился
no subject
Date: 2021-08-16 01:48 pm (UTC)Меня какое-то время мучил (как раз из-за ужастиков в детстве), потом сам собой снизился
Темноты я сейчас не боюсь).Хотя в темный переулок добровольно не пойду.
Здесь многое в моем случае было завязано на вытеснении эмоций моих родителей в меня, то что в семье было не называемо, если бы я не боялась темноты,шифоньеров, и того кто сидит под кроватью,я бы спятила.А так мне как ребенку легче было понять,те процессы которые происходили в теле днем и перерабатывать их через понятное ночью- что что-то может сожрать,поглатить или убить.В принципе можно сказать что это стах будущего + тема зависимости моей матери ( у нее нарциссическая травма),которую она отрицала и ни чего с этим не делала.
no subject
Date: 2021-08-16 04:01 pm (UTC)ТС
Поняла вас(( Если честно, вау от самой идеи. Похоже это самый что ни на есть прямой механизм формирования фобий — когда в человека, особенно если он ребенок, сгружают невыносимое, то он может сделать это внешним по отношению к себе через страх чего-то
no subject
Date: 2021-08-16 06:39 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-17 01:50 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-16 10:17 am (UTC)Вопрос второй — какого эффекта нужно достигнуть? Можно оценивать реакцию аудитории с точки зрения цели. Задача речи — объяснить? развлечь? убедить? Может, вдумчивая тишина со стороны зала (например) — абсолютно адекватная реакция.
Вопрос третий — есть ли те, кто готов выше доброжелательно и поддерживающе слушать спичи? Выше пишут про toastmasters, вот, погуглила их, и кажется, это прям оно по части благожелательного окружения и вообще отработки скилла.
Вопрос четвёртый (хотя это уже запрос на терапию): Чего именно Вы боитесь, когда боитесь публичных выступлений? Что негативно оценят? Высмеят? Не воспримут всерьёз? Совершенно не обратят внимания? Или наоборот, того, что обратят внимание как таковое?
Я в прошлом участник международного конкурса ораторского искусства от English Speaking Union, победитель по стране. Ходила на все выступления с одной мантрой: Это. Не. Конкурс. То есть, для меня это была просто клёвая штука, которую я хотела рассказать. (разумеется, это один из множества возможных лайфхаков).
no subject
Date: 2021-08-16 10:43 am (UTC)Я в прошлом участник международного конкурса ораторского искусства от English Speaking Union, победитель по стране.
Оооо это очень круто!!! Похоже, вам это дело в кайф
Мне очень редко приходится выступать, раз в год, раз в два года — и все по работе.
Надо рассказать про отдел, то есть удержать внимание минут на 20 и внятно донести информацию.
На самом деле, основная моя задача была — не упасть в обморок, не покрыться красными пятнами, сделать так, чтобы челюсть не прыгала, голос не подводил, а жестикуляция не выдала:))
Раньше как-то готовилась и худо-бедно выступала, в этом году нашла в себе смелость обратиться к профессионалу
Чего именно Вы боитесь, когда боитесь публичных выступлений? Что негативно оценят?
Увидят, что я боюсь, из-за этого отнесутся недоброжелательно, может, посмеются. Сразу стыд возникает в ответ на эти фантазии. Да, наверное, это про негативную оценку
no subject
Date: 2021-08-16 02:11 pm (UTC)Ну и заодно поняла, почему мать всю жизнь так истерически за меня боялась)) но это так, бонусом)
no subject
Date: 2021-08-16 06:11 pm (UTC)- налаживание отношений с Внутренним Критиком
- повышение субъектности
- опыт и практика.
С критиком мне кажется я когда-то даже в этом журнале уже описывала. В какой-то момент мне удалось донести до него мысль, что перестать меня тупо гнобить — это в его интересах в том числе, коль мы с ним разделяем одно тело, и вряд ли он хотел бы его преждевременно угробить, и себя вместе с ним. На том мы "заключили мирный договор", и после этого его критика постепенно стала конструктивнее, а не тупо "ты ничтожество, у которого всё равно ничего не выйдет".
Субъектность — это прежде всего про то, что я сменила род деятельности с того, который просто дефолтно нарисовался после вуза, на тот, чем действительно хотелось заниматься. Сюда же и выступления в том числе. Например на публичных акциях, когда я сама думаю о том, что мне важно там людям донести, потому что мне самой это важно — меня не тянут туда за ручку, я по собственной инициативе выхожу, потому что "если не я, то кто", вот это вот всё. Или когда читаю лекцию — я сама выбрала этот материал, подготовила, сама его структурировала как считаю оптимальным, кто же как не я сама и лучше всего должна его донести.
А опыт и практика — тут банально: чем больше раз это делаешь, тем более развит навык и страхов меньше.
Ну и да — страхи не то чтобы целиком и полностью ушли, нет. Но снизились до того уровня, когда они вполне контролируемы и преодолимы. И обычно страх уходит ровно в момент начала выступления.
no subject
Date: 2021-08-16 06:58 pm (UTC)В терапии копать, мне кажется, надо в сторону травм, связанных с самоутверждением. Возможно в районе т.н. "кризиса трех лет". При авторитарном воспитании, принятом в России, мало кто из детей проходит этот период, не травмируемым родителями.
no subject
Date: 2021-08-16 09:21 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-17 03:58 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-16 10:03 pm (UTC)Во-вторых, тело: при возможности, выйдя, надо сесть, если нельзя - облокотиться, опереться на любой физический предмет: пальцами на стол, скажем, или если и стола нет, начать смахивать с доски невидимые пылинки или поводить пальцами по плакату, или потрогать-проверить проектор, микрофон. Мозг тут же отвлекается и якорится, вы избегаете панической дрожи и головокружения.
Чем проще и прочнее одежда. которую разрешает дресс-код, тем лучше. Оденьтесь удобно в прочные вещи немаркого-неяркого цвета, чтобы не прибавлять себе паники. (маленький лайфхак: бежевый всегда смотрится дороже и красивее, расслабляет смотрящего и добавляет уюта, идет практически всем).
В третьих — упражнение разрешить себе быть ужасным и продумать все возможные ошибки вслух. Я делал так: я уроню ручку!111 и сам себе: возьму и подниму. Или возьму запасную (кладу запасную). Я уроню листы с уроком !!!! — я положу листы на стол, а если они рассыпятся, соберу, извинившись, а вообще я де все наизусть выучил, мне хватит одного листа. Можно сделать его копию. Надо мной будут смеяться!1!! — конечно, я ведь буду шутить. Расскажу вот здесь эту шутку, а там — ту, если будет настроение. Подмигну смеющемуся человеку, если кого-то разберет беспричинное веселье. Иными словами, иметь план для ужасных ситуаций всегда хорошо. Даже на случай, извините, пука, который свойствен нервным людям. Можно отвесить шутку типа "О. надо же, коллеги сзади тоже так думают". Чем непринужденнее вы ошибаетесь — тем лучше. Порепетируйте ошибки: как именно вы наклонитесь за ручкой (помните про удобную одежду? ага!), проводите презрительным взглядом беглый лист, подмигнете смехуну или забудете, что хотели сказать и философски отметите, что "старость не радость и молодость гадость. О чем это я? Ах, да...техногенное терраформирование в мире яутджа... нет? ужас".
В итоге вам надоест. Вы скажете — ой, я просто человек, не явление Христа народу, ешьте, что дают. И пойдете уже смелее.
Неспание ночью, как видите, актуально, причина банальна: обострение тревожного расстройства. Оставляю свет, иначе будят непонятные звуки. Обычно мне плевать, но в период обострения мерещится Бог знает что. Это НЕ мистика. Это мозг, увы.
no subject
Date: 2021-08-17 09:47 am (UTC)ТС
Отлично!:))
Да, пройденный апокалипсис уже не так страшен.
Я еще, помню, перед выступлением мысленно знакомилась и беседовала с присутствующими. У нас еще в базе данных появлялись фотографии и анкеты новых коллег, перед которыми надо было выступить, и я в эти фотографии вглядывалась и пыталась сделать этих незнакомых людей своими приятелями
no subject
Date: 2021-08-17 09:09 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-17 11:21 pm (UTC), потому что я смелая...рассказать стих наизусть могла, а вот просто говорить, чтобы речь была свободной ни за что.
Но вот однажды, в 40 лет только, что то произошло внутри и я решилась сама вести занятия йогой..я хорошо подготовилась, у меня дрожал голос, потели ладони, я делала ошибки...но я это сделала и до сих пор веду..сейчас я хорошо чувствую себя на группе и получаю удовольствие..может мне везёт, но вредных и неудобных посетителей не было.
no subject
Date: 2021-08-19 09:38 am (UTC)Хочется расспросить про то, как вы решились, что было внутри перед началом, думали про какой-то путь отступления (взять убежать, например:) )? Как удалось расслабиться? На какой по счету встрече поняли, что уже можете контролировать волнение?
Я сама помню, как больше месяца готовилась к одному оффлайновому выступлению на небольшую аудиторию. Придумывала себе трюки. Ну например, мне сложно справиться с нарастающим волнением: вот когда слово передают по порядку и оно должно перейти ко мне. Тут у меня пробки может вышибить, поэтому я построила встречу так, чтобы этого сюжета избежать (благо была возможность), то есть не сидеть в режиме ожидания.
Речь вызубривала, в разных вариантах, чтобы она сама текла и не надо было бояться еще и за то что я ее забуду.
В общем, полтора-два месяца ежедневной подготовки на 10-минутную речь, итог: в начале голос дрожит, волнение бросается в глаза, потом успокаваюсь. Если на подготовку (а главное на привыкание к мысли, что будет выступление) отведено меньше месяца — то или убегу или не приду