transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день!

Ещё раз о выборе терапевта. У меня три года терапии в общей сложности и недавно я начала работать с третьим по-счету терапевтом. Тут надо уточнить, что это не терапевт, а коуч по восстановлению от ранней травмы, то есть формального психотерапевтического образования нет.

Первая терапевт работала в методе Символдрамма, с ней я была больше двух лет и изменения были для меня очень заметными, настолько, что я, между инсайтами, не успевала перевести дух. Я тогда думала о том, как же мне повезло прийти на терапию вообще и именно к этой терпевтке, в частности. Она мне казалось невероятно поддерживающей, человечной и прекрасным специалистом, пока в наших с ней тёплых отношениях не начали появляться ньюансы: мои сложные чувства, вплоть до негативного переноса. Мою злость она совсем не выдерживала, а огромного кол-ва боли под этой злостью и обидой просто не видела в упор. В конце концов она сказала, что я ее обвиняю постоянно и это вызывает у неё раздражение. На этом мы закончили, я была совершенно раздавлена и винила себя в том, что я такой поломанный клиент, меня даже самый терпеливый и понимающий профессионал не выдерживает.

Начались мои поиски безопасного и надежного терапевта — это было главным критерием, я не могла допустить, чтобы со мной ещё раз произошло то, что произошло в первой терапии. Вторая тер была гештальт и травматерапевт. Она дула на мои раны и очень аккуратно обходилась с болевыми точками, которые первая тер не видела или не хотела видеть. Но мне хотелось большей безопасности, чтобы мне человек своим присутствием транслировал, что со мной все в порядке, отстаивал меня. Я думаю мне хотелось очень мощной родительской фигуры, очень надежной, щедрой, на которую я смогу опираться, точно зная, что ей не тяжело (и тем более, не опасаясь ее сломать). И третья тер как раз внушает много надежды, что я нашла. У неё не надо просить, не надо ее направлять, она транслирует этой надежности, устойчивости, принятия и готовности меня выдержать, кажется, даже больше, чем мне надо. Но сессии проходят в стиле кухонных бесед, правда с очень мудрым собеседником с жизненным опытом, который в разы превосходит мой. В результате я получаю: много безопасности, уверенность, что я ок и меня не вышвырнут, а будут очень внимательно слушать и с большим теплом поддерживать, ощущение, что мой терапевт на моей стороне, ощущение, что, что бы я о себе ни рассказала, она меня не осудит, не ужаснётся, не отвернётся (от этого страха раньше никак не получалось избавится и после сессий меня всегда колбасило) Я не получаю серьезной проработки, глубокого исследования, когда вдруг осознаешь корни проблемы и пазлы складываюься (такое было только в моей первой терапии по методу символдраммы).

Я не могу сейчас решиться на какие-то ещё перемены и активные поиски, мне хочется просто побыть в комфортной для себя зоне, но эта мысль, что мы занимаемся чем угодно, но не настоящей психотерапией, меня тревожит. С другой стороны, может быть, маленькими шагами тоже возможно двигаться и, в конце концов, прийти в ту же точку без глубоких потрясений. Что вы скажете? Какой место в вашей терапии занимают инсайты и невероятные открытия о себе, а какое — исцеление, через тёплый человеческий контакт? Я понимаю, что хорошо бы найти терапию, где есть все нужные мне элементы, но сил искать нет и появляются мысли, что придётся добирать из разных источников, работать с разными терапевтами, в зависимости от актуальной потребности. Спасибо за ваши ответы!


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2021-02-10 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Исцеление через надежный, безопасный, теплый и поддерживающий контакт — это и есть основа терапии, это ее самая исцеляющая составляющая.

Травма — это психоэмоциональный опыт, это переживание. Это опыт, когда ты захотел чего-то, попросил чего-то, потянулся за чем-то, попробовал выразить себя без фильтров — и получил за это ад (агрессию, отвержение, равнодушие). И так — много-много раз в разных вариациях. Когнитивная составляющая (весь паззл) он добавляется задним числом, когда левое полушарие пытается осознать произошедшее, найти в нем смысл и придумать, как жить дальше, чтобы ад не повторялся.

Складывать паззлы прикольно, это дает ощущение интеллектуального контроля над вопросом, ощущение, что понимаешь и ориентируешься. Но это не исцеляет. Можно подробно и во всех деталях разобрать и проанализировать опыт, когда тебя били по рукам за то, что ты на обоях рисуешь, но это не снимет блок со свободы самовыражения. Что снимет блок, так это опыт, где ты самовыражаешься — и тебя принимают, хвалят и поддерживают, который повторяется много-много раз. Столько, сколько нужно переписать старый опыт.

Когнитивная, аналитическая составляющая терапии нужна только левому полушарию, чтобы оно не металось и чувствовало себя при деле. Травма живет в правом полушарии, где чувства, переживания, фантазии, эмоции, душевные состояния.

Для исцеления травмы вообще не обязательно вспоминать прошлое и перебирать его. Можно работать с тем, что есть на сегодня из симптомов. Если есть блок на творчество, не обязательно знать, откуда он взялся. Его можно исследовать в том виде, в котором он есть на сегодняшний день — какие чувства, мысли, фантазии появляются, когда тянешь руку к бумаге и карандашам, например.

Еще один момент — терапия, она не вся целиком состоит из РАБОТЫ-РАБОТЫ-РАБОТЫ. Пахота на каждом сеансе с глубокой проработкой, и так месяцами и годами — это слишком большая нагрузка для психики. Ей больше пахоты нужно отлежаться, восстановиться, побыть в безопасности, набраться ресурса. В жизни травматика обычно очень мало или нет совсем возможности просто быть. Не одергивая себя, не оглядываясь, не сжимаясь, не прячась. Так как у вас на терапии эта возможность есть, пользуйтесь ей столько, сколько вам надо. Отращивайте нейронные связи, которые хранят и поддерживают этот опыт безопасности и доверия. Год, два, три. Потом вы сами созреете до какого-то решения, что дальше делать (если это вообще потребуется).

Date: 2021-02-10 04:48 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо большое за комментарий!

Травма — это психоэмоциональный опыт, это переживание. Это опыт, когда ты захотел чего-то, попросил чего-то, потянулся за чем-то, попробовал выразить себя без фильтров — и получил за это ад (агрессию, отвержение, равнодушие).

Вот это очень важное для меня, я не думала про такое определение травмы, хотя, да, это она и есть.

Date: 2021-02-20 03:22 am (UTC)
From: (Anonymous)
Рита.

Эль, если не вспоминать прошлое, то как узнаешь про своё прошлое, про то, что родители были холодны, а где то жестоки..что за мой счёт, например, растили младшую мою сестру. Целостная картина себя, своей семьи она не нужна на терапии?

Date: 2021-02-20 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Она не помешает, но не является абсолютно обязательной. Хорошо, когда события запомнились и о семье достаточно информации, но бывает, что ни памяти, ни инфы толком, и при этом все равно можно проблему проработать.

Не все прошлое остается в памяти. Мы привыкли думать, что мозг не только все запоминает, но и все хранит, причем в виде полноценных цветных фильмов, со звуком. На самом деле, совсем ранние воспоминания могут и не сохраниться, или сохраниться в частичном виде — только звук, например, или обрывок картинки. Так что в каких-то случаях восстановить все прошлое по памяти просто невозможно.

Задача терапии в том, чтобы, как говорится, "отпустило". Чтобы симптом перестал мучать. Например, чтобы появилась способность ставить себя на первое место. Можно по памяти восстановить события, которые привели к запрету на здоровый эгоизм. Это прояснит ситуацию, но сиптом от одного этого знания не отвалится. Воспоминание может помочь почувствовать, что отношение было несправедливым, и от этого появится злость, а злость — это двигатель сепарации и свободы. Но при этом все равно придется медленно обучаться новой способности (защищать себя). Пробовать, не справляться, копить ресурс на терапии на следующую попытку, еще раз пробовать, получать от терапевта утешение и поддержку, и так пока не получится себя защищать себя и свои интересы успешно.

Но можно и с другого конца подойти. Можно изучить, что сейчас происходит внутри, когда надо себя защитить, но не получается. И работать опираясь на знание о том, как аукается сейчас, без отсылки к тому, откуда ноги выросли. Если травма произошла, например, в младенчестве, то других вариантов нет, так как в памяти все равно ничего не найдется.



Date: 2021-02-10 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com
Мне нравиться позиция Эль.
В своей терапии я руководствуюсь своим запросом.Запрос определяет направление и глубину терапии.Какой у вас запрос был на каждой из терапий?Исходя из запроса можно будет понять, какая часть не может найти удовлетворение.Когда запрос решается терапию сложно продолжить,нужен новый запрос или хочется уходить.
Я бы вынесла это на терапию.
Edited Date: 2021-02-10 05:20 am (UTC)

Date: 2021-02-10 07:08 am (UTC)
From: (Anonymous)
Мое имхо. Нужна и такая терапия как у вас, и исследования с проработками. Всего, да побольше — насколько есть потребность и позволяет внутренняя емкость (и бюджет). Мы столько лет-десятилетий жили без поддержки, получали травмы, многое не добрали, что это надо наверстывать и наверстывать. И сессии раз в неделю объективно мало (и изменения медленные), учитывая что в норме сохранные люди в хорошей атмосфере живут годами в детстве и по жизни имеют поддержку и радость хотя бы раз в день по часу.
Я бы на вашем месте ходила к последней тер, а прорабатывала, копала, исследовала между сессиями дома сама (что я впрочем и делаю всегда). Такие навыки самоработы появляются из опыта терапии. Если есть финансовая возможность, время и запал, то я дополнительно к основной терапии работаю в других подходах. Там не обязательно строить долгосрочные отношения, можно просто договариваться поработать над отдельными запросами.

Date: 2021-02-10 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] kitaika.livejournal.com
Ох. Я бы не смогла так перебирать и искать, довольствуюсь тем, что есть на данный момент — хотя, прочитав ваши запросы, аж всплакнула, тоже хочется надёжнейшего, теплейшего терапевта, и даже больше, чтобы прямо грел душу)) От первого я быстро ушла из-за ретравмы, со второй я уже пять лет. Она выдерживает мой гнев, но прямо железобетонной поддержки и солнечного тепла я не чувствую. Вообще её фигура сильно мерцает, у меня нет стабильности в её восприятии. И я не думаю, что проблема в специалисте, если честно. Это просто процесс.

Date: 2021-02-10 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Я согласна и с позицией Эль, и с позицией Элли.
Я в первой и во второй терапии четко понимала зачем я прихожу и к чему я хочу прийти. Была (есть) цель. А уже в рамках этого запроса я получаю и тепло, поддержку, новый опыт.
Я считаю важным обсуждение с терапевтом "почему и откуда", и лишь для того, чтобы лишить заряда привычные паттерны. Когда есть понимание чему служит то или иное желание и стремление, то легче не втягиваться по второму кругу и пробовать иначе. И выстраивать новый опыт с оглядкой и критическим взглядом на прошлые паттерны.
В рамках запроса и по мере продвижения в терапии я уже озвучиваю терапевту хватает/не хватает и прочее. В целом мне хватает и аналитики, и тепла. Резервуары пополняются и я чувствую многие "вещи" в первый раз. (Пожалуй, есть единственный пока комментарий, который фонит — я хочу быстрее продвигаться в терапии, а тер движется медленно, на мой взгляд. В то же время не думаю о смене терапевта.)
И опять же: поначалу я много выговаривалась и мне нужно было только тепло и участие, поддержка. Уже потом подключилась аналитика.

Я думаю, что Вы сфокусировались на важном для себя и теперь получаете это и нужно напитаться. Это сильная потребность и это нормально — получать удовлетворение от нее.
Я думаю, что как только напитаетесь, то с силами будете что-то еще смотреть или вынесете на терапию и обсудите.

Date: 2021-02-10 02:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У меня был опыт с одной тер, с которой формат был именно что посиделок на кухне. Мы прямо на кухне и сидели, в офисе какой-то компании. У нее ценник был ниже среднего. Честно говоря, у меня достаточно неплохие воспоминания про эту "терапию". Скажем так, с одной стороны, долго я к ней не ходила, и глобально с мертвой точки ничего не сдвинулось. Но она подсказала пару полезных моментов о том, куда бы копать. И мне нравился формат что ли. Сложно объяснить, она не давила собою и не старалась меня разобрать на составляющие. Было чувство принятия что ли, с одной стороны авторитетная фигура (она очень меня старше), с другой без давления. Я правда быстро поняла, что ее советы мне не помогут, потому что она может только советовать как стать похожей на нее, как коуч. Короче, это была не терапия, а скорее посиделки со старшей женщиной за маленькую денежку. Но у меня на удивление мало негативных чувств к ней спустя много лет даже. Может еще найду что-то потом.

Вообще терапия с фокусом на раскапывания мне не подошла. У меня основная защита это интеллектуализация, и красиво раскладывать интересные логические схемы я могу бесконечно. Мне помогла телеска. Потому что вместо бесконечных копаний о том, что я чувствую к человеку, на кого похож, что напоминает, что делать, я начала ощущать эмоции в своем теле. И когда эмоции ощущаются в теле это дает сильное заземление и уверенность в себе. Ты знаешь, какая у тебя реальность, потому что твоя реакция на то или это, например, грусть. Иногда я потом интеллектуально для себя что-то оформляю, оказывается, та история из детства на самом деле о том и том, грусть оттуда и оттуда. Но начало всегда из проживания чувства. Для меня это оказался более успешный путь.
Бесконечное разбирание если честно вызывало у меня чувство самопытки. Ходишь, о чем-то говоришь, через силу, выкладываешь даже то, что сказать тяжело, все время выворачиваешься наизнанку, прогресса ноль, только больно постоянно, и все больше тонешь в своих мыслеконструкциях. Честно говоря, считаю это деньгами выкинутыми на ветер во многом.

Date: 2021-02-10 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Я услышала вопрос как "мне нравится, когда меня гладят по голове, но хотелось бы и напрягать мышцы".
Я очень разделяю эту позицию.
С нынешней тер были моменты, когда я просто не понимала, к чему она клонит. Я прокрастинирую и подвожу людей, а она мне снова и снова предлагает то в ванне полежать, то кино посмотреть.
В ее советах оказалось много правды — если не отдыхать, а только загоняться, то скорость будет уменьшаться. Если не обращать внимания на эмоции, а только на KPI, это кончится плохо; и наоборот, разобравшись с эмоциями, можно повысить производительность.
Но с другой стороны, никто меня не знает так хорошо, как я сама, и никто не знает, где у меня пределы выносливости — это все-таки мне удобнее оценивать самой.
Иногда она давала домашние задания (что-то прописать и отправить ей, что-то послушать), иногда я придумывала сама себе домашние задания в конце разговора, потому что не могу так, целую неделю ничего не делать.
При этом, кстати, она все это время продолжала и продолжает подталкивать меня в очень неудобную для меня сторону — отчеты между сессиями. Я ощущаю это как нарушение протокола и слишком много неформального и неструктурированного, а я хочу быть отличницей на первой парте в отглаженной школьной форме, а не живым человеком рядом с кем-то еще тоже живым. Но это, похоже, оказался один из самых исцеляющих моментов для меня.

Что касается когнитивной нагрузки — это во многом моя задача, я считаю. Моя терапевт скорее про эмоции, поэтому она мне так хорошо и помогает.
Я сама ищу, чего почитать такого, чтобы прямо пригрузиться. И тогда мне есть о чем поговорить с тер — я раскопала какую-то очередную трешовую штуку про себя, и не могу с ней справиться. А если все гладко — ну как бы и говорить не о чем.

И про тело — обязательно: если только есть силы доползти до коридора и как-то впихнуть себя в кроссовки — я иду бегать, ибо дофамин и кортизол сами себя не нормализуют. Ну и дальше по списку, медитации, витамины/пищевые добавки, прогулки, обнимашки с друзьями (когда есть силы, а то я обычно реагирую на прикосновения как на агрессию) и проч. Я слишком хорошо помню, как плохо может быть, если не уследить за физической стороной.

Date: 2021-02-10 04:34 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ваш терапевт — Гелена Савицкая или девушки ее центра? Если не путаю, вы в ее журнале много пишите.

Date: 2021-02-11 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Нет, не она.
Я в ее журнале ничего не пишу.

Date: 2021-02-11 08:06 am (UTC)
From: (Anonymous)
Извиняюсь. Перепутала.

Date: 2021-02-10 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] tanuwa77.livejournal.com
Я согласна с Эль. Мне обычно в терапии не хватает именно не интеллектуальной составляющей. Понять, осознать, что является причиной, откуда взялось то или иное чувство, тот или иной блок я лично могу вообще без терапевта. А дальше все упирается в вопрос, а что с этим делать? А для этого нужен другой человек, другой опыт. Пока так получалось, что крупицы другого, нетравматичного опыта я получала не в терапии вообще (в основном).А в терапии для меня самыми целительными были моменты, когда я что-то рассказывала и получала в ответ искреннюю реакцию ужаса или изумления — по которой было понятно, что это не я неадекват, а со мной всё в порядке, не в порядке с тем, о ком я говорю сейчас...

Date: 2021-02-10 04:44 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо ещё раз, здорово побыть в диалоге, а не просто перебирать ситуацию у себя в голове.
Почитала ответы и хочется ещё уточнить, как это происходило и происходит к меня. В первом случае, не то чтобы была только пахота и когнитив. Вот то, что больно было, это да, но мне тогда любое проникновение под защита было либо больно, либо невозможно. В целом, это было похоже на магию и имело много видимых результатов. Я как будто выходила за рамки, в которых существовала много лет и не представляла, что можно жить снаружи. Это происходило и через принятие и опыт, что так — можно. Но ещё и через так и непонятый мной до конца процесс, когда терапевт хирургически точно вычленяет травмировавшие меня составляющие и мы их переигрываем. Там как раз много было про чувства, именно они указывали на то, где надо работать, и на то, в какую сторону работать. Мне было одновременно больно и радостно быть увиденной, я в момент работы, не ожидала изменений, потому что, ну что с того, что мы об этом поговорим или это переиграем, это все равно случилось и этого не отменить. Но потом, я выныривала из боли, а на поверхности меня ждал уже другой мир, не узкий коридорчик, где у меня почти не было выборов, а мир, где я себе хозяйка, где я могу что-то менять, могу быть в близких отношениях, машину могу водить и спать нормально, в конце концов! Я два гола провела в таком: КАК, НУ КАК? Как это работает? почему мне раньше никто не сказал? Так вот какой этот мир, оказывается, вот какое здесь небо, какие закаты, вот какие они, люди, вот какая я, оказывается, живая!
И все это время мне было больно, очень, но я была уверена, что оно того стоит. И я бы не ушла, если бы терапевт меня тогда выдержала, если бы у неё было больше опыта, устойчивости, эмоционального интеллекта, если бы она не ушла в контрпереносы.
После той терапии магия исчезла, не было больше такого, что раньше меня за рулем выносило в паническую атаку, а тут вдруг я села и поехала, как будто всегда так делала. Но и ТАК больно уже не было. У меня просто подрастает ощущение благополучия и устойчивости и это само по себе большой результат. Просто, мне казалось, что такого можно достичь многими путями, не обязательно на терапию ходить. Можно с подругами встречаться и взаимоподдерживаться, через хобби, спорт, режим и медитацию, как то так. А терапия, это уникальный процесс, ОСОЗНАНИЕ, такое, которое другими методами не достигнуть. Не выйти за рамки себя, а только поудобнее устроиться внутри этих рамок. Вот это, наверное, меня и тревожит, что я не узнаю, а какие там ещё возможности, что ещё в этом мире и во мне такого, чего я всегда в упор не видела. Хотя ощущение благополучия и удобства мне тоже очень нравится, и это тоже помогает и машину водить и спать крепко!

Date: 2021-02-10 06:02 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Понятно. Нашу реальность/выборы/реакции/установки более чем на 90% создает бессознательный глубинный материал. В первой терапии вы прорабатывали бессознательное, поэтому такие классные результаты. А в последней терапии (как и в большинстве разговорных терапий) работаете с сознательным слоем. Бессознательное тоже есть — в эмоциональном интеллекте тер, в ощущениях, в ее поддержке, в происходящем в терапии. Но больше это про сознательное. Результаты от этого есть, но менее выраженные, яркие и быстрые. Скажем так, менее бытовые и достигаторские.

Вот я тоже скучаю по такой терапии когда про что-то там поработали, казалось бы не совсем про мой запрос, а магически как-то все изменилось, будто на тонких планах что-то щелкнуло. А в обычной терапии и терапевт такой хороший, и даже работа глубокая, но не столь яркие результаты.

На этом месте огромный конфликт. У классических правильных терапевтов не хватает техник работы с бессознательным и волшебных результатов от работы с ними. А с "волшебных" терапевтов (их тоже проблема встретить и подобрать нормальных и результативных) начинает лезть всякая анти-терапевтщина и если вовремя не спрыгнуть - так травмируют, что мало не покажется. Как компромисс вижу только долгую основательную работу с нормальным надежным полноценным терапевтом, но когда хочется достигаторских и осязаемых результатов, ходить на единичные сессии к "волшебным" терапевтам, держа руку на пульсе чтобы вовремя успеть убежать.

Date: 2021-02-10 06:14 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Очень похоже, да!! Спасибо!
Тоже думаю о таком варианте, прям вот вернуться к первой тер, на несколько сеансов, проверить, работает ли ещё магия. Но очень осторожно, чисто поработать, без близости и прочих опасных, в отношениях с ней, проявлений

Date: 2021-02-20 03:25 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я вас очень понимаю. У меня терапевт, даёт много поддержки, она готова за все меня поддерживать...но нет проработки и разборов...она не окрашивает поступки моих предков..мне не хватает этого..я для себя решила, что когда я этим насыщусь то пойду искать другого.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 3rd, 2026 10:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios