transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день! Интересно ваше мнение про временной регламент терапевтической работы. Например про переписку (звонки) с тер между встречами. Если важно что-то прояснить, имеет ли смысл ждать следующего сеанса или писать (звонить)? А так же про отмену сессий терапевтом в связи с болезнью, например. Насколько, по вашему важно, соблюдать этот ритм - час в неделю? Как относитесь к тому, чтобы варьировать время? Если нужно доработать тему, задерживаться до полутора часов, например? Или важно обговорить временной регламент заранее и держаться его, не менять на ходу, не обсудив ещё раз?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2019-12-25 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Гляньте комменты к этому посту, там многие аспекты этой темы обсудили https://transurfer.livejournal.com/697522.html

Date: 2019-12-25 06:34 am (UTC)
From: (Anonymous)
Щ
"Насколько, по вашему важно, соблюдать этот ритм - час в неделю? Как относитесь к тому, чтобы варьировать время? Если нужно доработать тему, задерживаться до полутора часов, например? "

Мне бы не понравился терапевт, у которого почти нет клиентов, и он может себе позволить задерживаться с клиентами до полутора часов.
Имхо, хороший терапевт - востребованный терапевт. У него всегда будет разумно заполненное расписание и организованная жизнь. Например, 4 дня в неделю принимает до обеда, после обеда учеба, супервизия, дела, 2 вечера в неделю несколько часов выделены на дистанционные сессии. Пример, конечно же, грубый.
Если и есть окна между клиентами, он будет использовать это для того чтобы подкрепиться, сделать звонки, привести себя в порядок, подготовиться к следующей сессии. А когда ты чуть ли ни единственный его клиент и источник доходов, а любые переработки увеличивают стоимость сессии, конечно, терапевт будет на сессии не собран, расхлябленный, и подсознательно саботировать чтобы сессия затянулась на дольше, была неэффективной, и единственная дойная корова оставила больше денег.
Хорошая сессия - эффективная, собранная терапевт умеет вести процесс и плавно подводить к завершению (без грубых взлергиваний как с секундомером). А клиент уходит с чувством завершенности, выговоренности. И если среди недели что-то обостряется, тогда может попросить о дополнительной внеплановой сессии.

Date: 2019-12-25 06:35 am (UTC)
From: (Anonymous)
Больше похоже на это https://transurfer.livejournal.com/696748.html

Date: 2019-12-25 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Тоже в тему, да.

Date: 2019-12-25 07:10 am (UTC)
From: (Anonymous)
Еще было письмо как клиентка вернулась из экстремального отпуска, откуда звонила тер и сообщала что в опасной для жизни ситуации, неизвестно вернется ли оттуда живой и здоровой. И обижалась, что терапевт не писал, не спрашивал ничего, и при встрече не задал вопросов.
Мне запомнилось так. Возможно, я исказила какие-то из фактов.

И были письма про возможность написать/позвонить терапевту между сессиями.

Date: 2019-12-25 07:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
Щ

Дополню. Затягивать сессию до полутора часов чаще всего бессмысленно. Облегчение и проработка часто наступают и через пятнадцать минут сессии, и через двадцать, если терапевт умеет слушать, проявлять эмпатию, поддерживать, хорошо контейнировать. А если с этим плохо, то и трех сессий в неделю по два часа не хватит. Будет оставаться ощущение недоработанности и голода, того что ты слишком захламлена, не получила разрядки и поддержки.

Единственные исключения:
-Клиент новичок, пришел впервые. Знакомство возможностей терапевта и истории клиента. В данном случае, это не затраты со стороны терапевта, а инвестиция в будущее, облегчение коммуникаций.
-Не классическая терапия, использование техник/проработок/консультации под запрос.
-Когда терапевт совмещает разговорную терапию с телеской, арт-терапией или чем-нибудь таким. Тогда получается что каждый блок занимает от 20 до 50 минут.
-Особая ситуация в жизни клиента, что-то случилось или всплыло, и надо доработать, не оставлять с этим. И такое может быть чуть ли ни раз в жизни.
-Клиент приехал в отпуск или на ограниченное время туда где терапевт, и попросил в качестве исключения проводить ему более плотное количество сессий с продленным временем. Потом он уедет, и такой возможности больше не будет.

Date: 2019-12-25 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Например про переписку (звонки) с тер между встречами. Если важно что-то прояснить, имеет ли смысл ждать следующего сеанса или писать (звонить)?
Зависит от клиента и возможностей. Части требуется поддержка, потому что они в тяжелом состоянии, другим кажется что им требуется поддержка, но на практике они могут дождаться следующего сеанса.

Насколько, по вашему важно, соблюдать этот ритм - час в неделю? Как относитесь к тому, чтобы варьировать время?
Есть разные соображения, но одни из тех за то чтобы время было стабильным - про рост впечатления безопасности и стабильности с одной стороны, устойчивости терапевтической фигуры, и про соблюдение постоянных временных границ с другой. Когда они начинают нарушаться, что начать исследовать что такое происходит. А если у человека стабильный рабочий график, появляется вопрос как получается, что время терапии все время разное, что к этому приводит?

Если нужно доработать тему, задерживаться до полутора часов, например?
Нет, если только клиент не рассыпается и ему нужна поддержка. Бывает что не нужна на самом деле, хотя к концу стало плохо - он вполне как-то собирается после. Бывают клиенты, которые начинают что-то делать только к концу сессии, тоже паттерн. Задача терапевта зачастую как раз в том, чтобыначинать сворачивать сессию за 5-10-15 минут до конца.
Наличие фиксированного конца важно, тоже временная граница, об нее тоже много обнаруживается. Мне одно время не нравилось, а потом я стал к ним относиться спокойнее и не думать "А как же я?!" после того как поучаствовал в разных терапевтических группах, там очень хорошо начинчешь замечать, что промолчал - упустил возможность поработать со своей метой или вовлечься в дискуссию. Группа всего 2 часа, долго разгоняешься? Пропустил возможность поучаствовать. Уже сменился формат после перерыва в длинной группе? Упустил возможность побыть в предыдущем формате быть уместным.
В личной терапии с опекающей фигурой терапевта это тяжелее обнаруживается и проживается, потому что хочется требовать от терапевта любви и заботы, а он, сволочь, не подстравивается под меня. Когда это делает куча людей, понятнее, что окружающие и не обязаны быть мне родителем.

Или важно обговорить временной регламент заранее и держаться его, не менять на ходу, не обсудив ещё раз?
Зависит от направления и стиля работы терапевты. В некоторых временные рамки не важны, в большинстве - очень.
Лично я не сейчас стал бы доверять хронически затягивающему сессии терапевту, раньше бы это приветствовал. Если договорились с терапевтом на какой-то формат работы, он, в общем, должен предполагать что работа займет дольше и тогда надо договориться. По себе заню, что проективные техники (арт-терапия, МАК-карты и т.п.) и проигрывание (стулья, психодрама и т.п.) требуют не меньше 1,5 часов работы, поэтому мне было бы удивительно, если бы терапевт предложил такое сделать за час.

Date: 2019-12-25 12:48 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я пишу сообщения между сессиями, если что то надо срочно спросить, если вдруг резко заплохело и нужна поддержка. До следующего сеанса не всегда доживаю, иногда и нужна то пара слов. Все остальное- отмены, переносы, время- считаю , должна быть гибкость у терапевта и по возможности, желание подстроить это все под конкретного клиента. Кому-то надо , чтобы сессия обязательно была , допустим, в четверг в 15.00, а у меня лично- плавающий нестабильный рабочий график и меня бы эта точность и невозможность что то поменять сильно бы напрягала. Мы договариваемся в конце каждой встречи , что будет на следующей неделе. То же самое и со временем продолжительности сессии. Если надо что то завершить- задерживаемся мин на 10-15, иногда я прошу ещё минут пять , чтобы успеть что то досказать, уточнить или задать вопрос. И мне было бы очень некомфортно , если бы меня ровно через час прервали на полуслове и выставили бы за дверь. Иногда и я сама испытываю желание закончить чуть пораньше , потому что эмоциональная насыщенность сессии очень была велика и я устала.

Date: 2019-12-25 02:00 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Л.
Здесь многое зависит от договоренности с терапевтом.
Хорошо, если есть возможность какого-то краткого поддерживающего контакта между сессиями, так чтобы не занимать личное время терапевта, но чтобы клиент
мог чувствовать, что в тяжелый момент он не один и с ним на связи. Мне кажется, терапевту лучше оставлять возможность клиенту писать между сессиями на почту, а самому отвечать когда удобно, кратко хотя бы, что видит и слышит. Если терапевт сам такое не предложил перед началом работы, можно попросить о такой возможности в процессе. Если там не сложные чувства, а прояснение и вопрос, то можно задать его, а терапевт может или ответить или ответить уже на сессии, как раз будет время обдумать.
Мне известен случай, когда терапевт уезжала и оставляла клиентке в трудном состоянии специальный терапевтический плед)) та могла закутываться в него в критические моменты и переживать время до следующей сессии, это потом помогло ей укрепиться.
Сама я пишу, если захочется, между сессиями, но редко. Просто куски мыслей, связанных с поднятыми темами, практически как в блог)) Когда ругались с тером, писала много, и он отвечал, были разборки по переписке)

Насчет раза в неделю, наверное от клиента зависит. Я так люблю терапию, что для меня это вопрос "насколько важно соблюдать ритм поедания мороженого раз в неделю")) Ну то есть, кроме мороженого есть и другие вещи, и злоупотреблять не стоит, и в целом я без него не умру, но качество жизни снизится.
Но кому-то важны именно постоянство и стабильность сеттинга, при переносах все рушится (опять), ретравматизация, так что терапевт в этом смысле должен быть универсальным, мне кажется. Уметь и в стабильность, и в гибкость. У меня терапевт в этом плане по-хорошему механистичен: не опаздывает, всегда может в один и тот же день, а если я не могу, без проблем подбирает время, если не получается - пропуски тоже без проблем. У него это настолько not an issue, что это меня тоже как-то простраивает) это самый регулярный в моей жизни процесс, регулярность которого при этом не надоедает. Я, конечно, переношу иногда из-за своих мероприятий, но нечасто, а пропускаю и вообще редко, если только запланированные за месяцы отпуска.

В общем и целом, я как клиент за то, чтобы иметь возможность все варьировать (в разумных пределах). Но мне бы не понравилось, если бы часто предлагал варьировать терапевт.


Date: 2019-12-25 02:17 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Л.
Категорически не согласна, что перечисленные случаи "единственные")). Есть быстрые люди и есть медленные люди. Я для себя считаю бессмысленной сессию короче полутора часов. Часа мне не хватает, так как мне сложно раскачиваться и начать в разговоре чувствовать глубинное в прямом эфире и при этом работать с ним, а не уходить в рацио анализ и во внешние эмоции. Какой бы ни был терапевт, я это я, и к тому же у меня нет задачи просто быть хорошо услышанной, у меня есть эмпатичные люди в окружении, которые мне это дадут, да, за двадцать минут. Но в моем представлении терапия может дать гораздо больше.

Date: 2019-12-25 08:45 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Интересно про время. Я наоборот как клиент сама слежу за временем чтобы четко уложиться. Считаю это своей ответственностью

Date: 2019-12-26 02:20 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо всем за ответы, интересно, как достаточно по-разному многие воспринимают эти моменты. С перепиской между сессиями у меня неоднозначный опыт. В начале терапии эта возможность помогала, когда неожиданно «накрывало» эмоциями и непонятно было, что с этим делать. А впоследствии были случаи, когда какие-то моменты было сложно прояснить в переписке и я оставалась с вопросами и непроясненностями один на один и думала, что луче бы было подождать встречи и избежать превратной интерпретации.

Date: 2019-12-26 08:19 am (UTC)
From: (Anonymous)
Щ

Я не включила пункт про особые случаи, требующие персонального подхода. Это мое упущение. Есть люди с инвалидностью, проблемами со здоровьем, иным восприятием, иностранцы и т.д. Конечно, в этих случаях необходим более гибкий подход и иной сеттинг. Например, чтобы терапевт сам выезжал к клиенту, закладывал больше времени, работал в тандеме с доктором или помощниками и т.д. Вариантов может быть масса.

Я говорила именно о классическом варианте. Если вы с самого начала обговариваете свой способ восприятия и договорились на полуторачасовые сессии, составив под это расписание - это ок. Либо договорились бронировать и оплачивать двойную сессию - наверное тоже ок (хотя для психики тяжело столько времени). Не ок было бы если официальный сеттинг на час, и регулярно по каким-либо причинам выбиваетесь из него и переплачиваете.

С другой стороны... Возможно что в часовых сессиях есть также смысл связанный с темпом. Какой бы у нас ни был темперамент, от этого уроки и занятия не становятся длиннее или короче, поезд не будет ехать быстрее или медленнее, рабочий день не сокращается, а в сутках количество часов не изменится. Мир не будет полностью подстраиваться под нас, разве что за большие деньги и вклад.

"Часа мне не хватает, так как мне сложно раскачиваться и начать в разговоре чувствовать глубинное в прямом эфире и при этом работать с ним, а не уходить в рацио анализ и во внешние эмоции. "

Если чисто разговорная терапия дается тяжело, всегда можно найти терапевта с элементами телески, арт-терапии, горячего стула и прочих техник зайти в бессознательное с другой стороны.

Date: 2019-12-26 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] immortalgirl4.livejournal.com
У меня был опыт с терапевтом, которая любила задержать меня на 15-20-25 минут после окончания. Мне это всегда не нравилось. Во-первых, это означает дополнительную психологическую работу, а мне и часа на первых порах было за глаза. Во-вторых, я тогда не умела сказать "нет", поэтому все это дополнительное время во мне велась борьба с тем, что я хочу сделать одно (уйти домой), а вынуждена делать другое (сидеть и продолжать говорить). В-третьих, я уже мыслями была в другом месте, думала о том, что эта задержка приведет к тому, что я попаду в пробку, или что уже хочу есть, пить, в туалет, устала и т.п. То есть толку от этих задержек было мало.

Вот про ритм раз в неделю я более лояльного мнения. Не вижу ничего страшного в том, чтобы перенести встречу на другой день или пропустить неделю из-за болезни или отпуска (и моего, и терапевта). Но лично для меня это как раз терапевтично - учиться договариваться, попросить перенести встречу, предупредить, что не приду. В моем багаже это новые навыки.

Date: 2019-12-26 08:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Mrs Dalloway

У меня было много недо-терапевтов с многими проблемами, и все они так или иначе оказывались "гибкими" со временными рамками. Одна готова была перписываться со мной между сессиями или устроить короткую бесплатную сессию в сложный для меня момент, или задержаться после окончания сессии. Меня, конечно же это радовало, но со временем переписки стали абьюзивными "ты все придумала, это все твои травмы и проекции, не смей мне больше писать, пока не оплатишь мое время". Расстались.

Другая могла начать расспрашивать о моей эммиграции с комментарием - "мы продлим сессию на то время, что сейчас потратили". А меня спросили - я хочу консультировать бесплатно по вопросам иммиграции? У меня есть время?

Сейчас у меня сессии в одно и то же время всегда 50 минут. Пару раз я переносила или отменяла сессию из-за болезни практически накануне. Также сессии бывает переносятся или отменяются из-за моих поездок, или поездок терапевта, но это всего несколько раз в году, и мы обсуждаем это заранее. Редко случается, что сессия задерживается на 3-5 мин, никогда больше.

Из своего шестилетнего опыта терапии с более, чем семью терапевтами, могу сказать, что строгий сеттинг и рамки терапии полезны, нужны и просто отражают профессионализм пт.

Date: 2019-12-26 10:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У моего тера стандарт час, соответственно, у меня полуторная оплата. Для моей психики это легко))

Не ок было бы если официальный сеттинг на час, и регулярно по каким-либо причинам выбиваетесь из него и переплачиваете.

А, да, с этим, конечно, согласна. Мне даже странно это представить, терапевт затягивает-затягивает, а потом такой: а теперь доплачивайте. Вот пару раз поработает бесплатно, будет и стимул вовремя завершать)

С другой стороны... Возможно что в часовых сессиях есть также смысл связанный с темпом. Какой бы у нас ни был темперамент, от этого уроки и занятия не становятся длиннее или короче, поезд не будет ехать быстрее или медленнее, рабочий день не сокращается, а в сутках количество часов не изменится. Мир не будет полностью подстраиваться под нас, разве что за большие деньги и вклад.

Так как раз таки сейчас мир меняется и разнообразится, и можно уже выбирать и жизненный уклад, и длину урока, и рабочего и светового дня, и много чего. Ну, количество часов нет, но продолжительность жизни увеличивается и жизненные периоды тоже растягиваются! И дополнительно приятно, что терапевт не абстрактный и безликий мир, а живой человек, который откликается и идет навстречу, принимая тебя "каким есть"))

Date: 2019-12-27 01:43 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Щ

"Так как раз таки сейчас мир меняется и разнообразится, и можно уже выбирать и жизненный уклад, и длину урока, и рабочего и светового дня, и много чего. Ну, количество часов нет, но продолжительность жизни увеличивается и жизненные периоды тоже растягиваются! И дополнительно приятно, что терапевт не абстрактный и безликий мир, а живой человек, который откликается и идет навстречу, принимая тебя "каким есть"))"

Это то да. И ваш запрос в рамках, адекватен, реален и аргументирован. Поэтому терапевту особо ничего не стоит пойти вам навстречу.
А если терапию будут подстраивать под любые капризы с любым диапазоном запросов, то это уже перестанет быть терапией. Кто-то здесь писал, что не готов платить за терапию, терапия должна быть бесплатной, отношения за деньги не настоящие, кому-то нужно решение проблем за несколько сессий, кто-то хочет чтобы терапевт был на связи 24 часа в сутки и решал все личные проблемы, кого-то может затянуть в сексуальный перенос. Поэтому рамки нужны. И разумная гибкость тоже.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 01:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios