Делимся опытом
Sep. 25th, 2019 06:58 pmДобрый день! Расскажите, пожалуйста, переживали ли вы разочарование в терапевте? Не в том смысле, что сначала доверяли, а потом поняли, что психотерапевт плохой/ненадежный, а такое, которое превращает человека из полубога в реального)) Я читала о том, что идеализировать терапевта нормально, и что со временем идеализация распадается. Тем не менее, переживать тот факт, что терапевт в хорошем смысле слова "тоже человек" оказалось сложно.
Терапия длится уже несколько лет, и я ей довольна. Тер всегда была очень профессиональна, мы много проделали работы, онапризнавала свои ошибки и я с этим справлялась тоже. Сейчас я начинаю понимать, что она живет совсем не такую жизнь, какую я себе представляла, а представляла я себе человека с невероятной силой воли, талантливого, умного, с безупречным вкусом, с идеальными такими же умными, богатыми и талантливыми друзьями, с божественно красивым мужем и безупречным весом вкусом во всем))))) конечно, многое из этого правда, но все же я понимаю, что в чем-то она тоже наивна, где-то у нее плохой вкус, она встречается и дружит с обычными людьми, некоторые из которых на мой вкус могут быть занудными или глупыми, например.
С одной стороны, это, видимо, больное место в моем характере - я от себя требую непомерной идеальности, и, видимо, это начинает разрушаться; и одновременно разрушается идеализация терапевта. Знаю, что надо с ней это обсудить, и уже немного делала это, но все же ужасно тяжело - кажется, что лезу в ее личную жизнь со своей критикой (даже при условии, что она не особенно ее раскрывает). И одновременно еще и ощущение есть, что никаких идеалов не существует, вся жизнь обычная, и терапевт не оказалась такой уж богиней без недостатков. Вы проходили через такое? Расскажите, пожалуйста.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-09-26 02:19 am (UTC)У меня ощутимое разочарование касалось, в основном, ее внешности (как ни странно). В начале терапии я считала ее фигуру и пропорции ее тела абсолютно идеальными. Все на своем месте и все именно такого размера и такого изгиба, что идеально сочетается со всем другим. Просто произведение искусства, воплощение безупречного баланса и гармонии. Я находила в этом много покоя и умиротворения для себя. Но потом она похудела. Причем, не специально (у нее не было лишнего веса), а в ходе работы над какой-то своей болячкой, как побочный эффект изменений в образе жизни. И... безупречность баланса исчезла. Осталась просто симпатичная фигура. До сих пор про себя с грустью вздыхаю об этом.
Еще она, судя по всему, совершенно не парится погоней за молодостью. Уходом, скорее всего, пользуется минимальным, никакого ботокса или следов процедур. В период времени, когда я свой возраст воспринимала как "всепропало!!!" мне было очень грустно, что моя тер мне в этом не ролевая модель волшебной вечной молодости. Не помню, она мне это сказала или я сама сделала вывод из моих знаний о ней, но она против чего бы то ни было, что лишило бы ее лицо реального выражения эмоций. Она говорит, что аутентичность - это один из главных инструментов ее работы, и присутствовать собой настоящей - это то, что она, как человек работающий терапевтом, со своей стороны приносит в терапевтическое пространство.
Про идеальность мне близко. Я очень долго верила, что меня будут любить, принимать, да и вообще общаться со мной только в том случае, если я буду идеальной. А если я не идеальная - это страшный стыд. Особенно возраст напрягал, так как он неизбежен и с ним, в отличие от веса или формы носа, ничего невозможно сделать. Сейчас подумала об идеальности, и заметила, что последние годы с большим интересом нахожу много примеров, как неидеальность работает лучше, эффективнее и оказывается более уместна, чем идеальность, хотя бы потому, что содержит нужный набор ингредиентов и еще простор для роста. Много вижу примеров, где неидеальный человек идеально подходит таким, какой он есть, где идеальный бы не подошел.
no subject
Date: 2019-09-26 03:46 am (UTC)У меня такой вопрос возникает - а откуда вы знаете столько про своего пт? Вес-внешность - понятно, но про друзей, мужа, пристрастия?
У меня было несколько неудачных терапий, и в каждой из них присутствовала информация о пт - сколько детей, какие они, семейный статус, друзья и все такое. На мои истории из жизни пт рассказывала мне контр-примеры из своей. Сейчас я нашла своего идеального терапевта "в вакууме". Я про нее вообще ничего не знаю за почти два года терапии. Во-первых, мне нравится, что мы не тратим время на обсуждение ее проблем, как было в прошлых терапиях, а во-вторых - я не разочаровываюсь, потому что просто не знаю что у нее и как.
no subject
Date: 2019-09-26 06:20 am (UTC)Но меня очень сильно разочаровали ее предпочтения среди фильмов и книг. Ей нравилось то, что на мой взгляд, было полной фигней, неудачной поделкой. Причем она высказывалась об этих фильмах и книгах не в ключе "мне это нравится, невзирая на их объективные недостатки", а всерьез находила в них массу художественных достоинств и психологическую глубину. И тогда я усомнилась: а насколько эффективно может править мне мозги человек, который не понимает разницы между "мне понравилось" и "Это объективно хорошо"? Тем более что у меня было много проблем, связанных с моими попытками в писательство, и я не раз поднимала эту тему на терапии. Как, спрашивается, мог бы мне помочь с решением этих проблем человек, у которого самого проблема с оценкой художественных произведений?
Лучше бы она вообще помалкивала о том, какие фильмы и книги ей понравились. Я ее не спрашивала, она сама заводила об этом разговор. Несколько раз она начинала прямо-таки рекламировать книгу или фильм - художественные, не науч-поп. А у меня рука к лицу прилипала и не отлипала от похвал в адрес этой халтуры...
no subject
Date: 2019-09-26 11:12 am (UTC)О своем тере я знаю минимум, хотя с ним работаю много лет. И это незнание о нем мне очень помогает.
Очень хочу вас поддержать. Разочарование - непростой процесс, но он может вывести на новый уровень.
no subject
Date: 2019-09-26 11:20 am (UTC)Не совсем про разочарование.
У меня есть одна вещь, за которую я осуждаю свою терр, это касаётся её жизни. Она знает о существовании этого осуждения во мне, и она предлагала мне поделиться им вслух, но мне очень стыдно и страшно это сделать. Она говорила, что готова и что осуждения это всегда про того, кто осуждает, я в этом убеждалась на одной из сессий, когда выдала список вещей, за которые осуждаю другого человека, и потом увидела это всё в себе.
Я это всё понимаю, и надеюсь, что когда-нибудь решусь высказать вслух)
no subject
Date: 2019-09-26 11:22 am (UTC)Во-первых у нее есть небольшое количество фотографий в соц.сетях, они не особо информативные, но там есть друзья и молодой человек (буквально пара фото). Про пристрастия понятно из контекста разговора (например источники, на которые ссылается, фразы, цитаты), из психологического блога, который она ведет (там статьи о психологии и терапии, иногда есть культурные отсылки).
Про друзей знаю, потому что у нас есть круг пересекающихся знакомых, потому что я работала в сфере психологии, и еще случайно наткнулась на общих знакомых в другой среде, но тут терапевт ничего не говорила, сказали мне другие люди, что они знакомы + я видела общих друзей в соц.сетях и спросила о знакомстве. Обычно если я тер спрашивала о том, знает ли она кого-то, она отвечает уклончиво, не уточняя, какие отношения ее связывают с этим общим знакомым
В общем, моя тер некотрое самораскрытие себе позволяет, и я знаю, что для некоторых это недопустимо. Думаю, вопрос дискуссионный. Я у многих психологов видела что-то типа "фото с мужем" на странице и не скажу, что нахожу это крамольным. Я нашла ее в социальных сетях и меня зацепила ее личность, то, что она писала, то, какие статьи по теме публиковала, как выглядела и какие проявляла признаки вкуса/интеллекта/образа жизни. Если быть терапевт был "в вакууме", я бы спрашивала у него что-то личное, а отвечал бы он или нет - это уже вопрос подхода, имхо.
no subject
Date: 2019-09-26 11:28 am (UTC)P.S. Контр-примеры моя тер мне не рассказывает и примеры из жизни приводит, только если я спрошу, это бывает редко, раза два-три за три года может было, и было полезно. Ее проблемы тоже конечно же не обсуждаем, и она подчеркивает, что со своими проблемами и эмоциями она справляется сама.
no subject
Date: 2019-09-26 11:53 am (UTC)Я поясняла про то, откуда знаю это, в комментариях выше, но вкратце продублирую и дополню. У неё проф.страница в соц.сетях, на ней материалы по психологии и статьи, есть несколько фото из поездок в другие страны, фото города и редкие зарисовки из жизни. Есть ещё паблик, посвященный психологии. Пара старых фото с друзьями. Экстремально личной жизни типа педикюра и фоток из постели с мужем нет, нет описания своих проблем или чего-то такого. Есть статьи о каких-то жизненных выводах, которые поданы через призму личностного развития или в психоаналитическом ключе. Из этого всего, на самом деле, уже можно извлечь массу информации. Мне кажется, по одной одежде можно сделать вывод о том, к какому человек принадлежит культурному и социальному слою, а уж по подбору материалов для психологического паблика тем более. Ещё у неё есть вторая страница для друзей, она закрыта, я о ней ничего не знаю.
Есть ещё личный инстаграм, там тоже всё целомудрено, но есть пара фото с мужем типа "это я и любимый муж" и пара фото с друзьями (тоже типа "я и любимые друзья"). Мне кажется, таких фото реально не большие 2-3 штук. Это меня смущает, но не сказать, чтобы я считала это чем-то запредельно плохим.
Я знаю, что многие придерживаются мнения, что терапевт должен был полностью закрыт - я такого мнения не придерживалась и не придерживаюсь, мне было и есть важно знать, что мой терапевт живой человек с личной жизнью, которая кажется мне интересной. Мне важно чтобы были соблюдены границы приличия - фото в постели с мужем это уже за гранью)) У меня есть знакомые терапевты, которые безупречно нейтральны в соц.сетях, а в реальной жизни не способны к построению отношений с мужчинами вообще. У меня таких знакомых немало, и меня, надо сказать, это пугает даже больше, чем фото "это я и любимый мой муж"))
Спасибо вам за поддержку!
no subject
Date: 2019-09-26 12:02 pm (UTC)Я со времени написания этого поста в рубрику высказала терапевту своё осуждение по поводу её личной жизни. Это действительно стыдно и страшно(( Я спросила тер, злится ли она, она ответила, что осуждение в свой адрес или адрес чего-то личного для себя, конечно, слышать неприятно, но она справляется с этим и между нами всё ок. Потом мы обсудили почему я осуждаю то, что осуждаю, и я пришла к выводу, что это не более чем проекция на неё своего собственного стыда за свою жизнь. Так что я согласна в этом контексте что осуждения это всегда про того, кто осуждает. Единственное что иногда это не так, иногда мы осуждаем какие-то чудовищные антисоциальные вещи, например, и это всё-таки не про нас, осуждающих, а про попытку обратить внимание на что-то, например, негуманное.
no subject
Date: 2019-09-26 12:20 pm (UTC)Я согласна с этим. Мне думается, что терапевт работает с помощью собственной личности и, возможно, избегать этого могут только суровые психоаналитики, которые вообще должны быть чистым листом и вот это вот всё. Но у меня не такой формат работы с терапевтом.
Я тоже находила много спокойствия в идеализации терапевта, и это длилось пару лет, не смотря на то, что количество информации о ней особо не изменилось. Мне кажется, что это очень важный период. А потом та же информация начала мне казаться чем-то совершенно другим - ну как, например, если идеализируешь человека, то кажется, что его бледная кожа аристократичная, а если разочарован - то он уже поганка бледная)) Но это, думаю, довольно важный период.
Много вижу примеров, где неидеальный человек идеально подходит таким, какой он есть, где идеальный бы не подошел.
А какой человек - идеальный? Я таких не встречала и меня это всегда волновало, потому что терапевта я идеализировала. То есть все люди испытывают проблемы, расстаются с любимыми, иногда говорят глупости, разводятся, восхищаются какой-то фигней порой, толстеют, худеют, ленятся или трудоголят, а мой терапевт получается идеальный? Как же так? Думаю, я просто откладывала этот вопрос до поры до времени. Я думаю, терапевт должен быть "сильнее" других людей в плане эмоциональной устойчивости, осознанности и саморефлексии, но требовать от человека, чтобы он жил на самом Олимпе в том самом другом солнечном мире - это было бы странно. К тому-же получается, что я как клиент "заживу хорошо" только когда попаду в этот идеальный мир, и сама стану идеальной, и глупостей не буду говорить и никогда не буду худеть или толстеть. Но так никогда не будет. В таком случае даже хорошо, если терапевт показывает, как быть устойчивым и в гармонии с собой, имея при этом свои человеческие изъяны.
no subject
Date: 2019-09-26 12:37 pm (UTC)у некоторых это
песней зоветсяназывается столкнуть клиента с реальностью, с тем, что терапевт тожечеловек.то есть выпятить интимную сферу равно продемонстировать принадлежность к хомо сапиенс, неидеальность.
интересно, сами-то они верят, что личность может не только из интима состоять?.
no subject
Date: 2019-09-26 02:08 pm (UTC)В аналитическом подходе - строгие границы - это обязательное требование, основанное на принципе работы. Психотерапевт должен быть "чистым" для проекций клиента. В других подходах все более свободно.
Про ваше замечание о неумение строить отношения и нейтральность в соцсетях: для меня связь между неумением строить отношения с противоположным полом и манерой поведения в соцсетях - неочевидна))
Мне интересно, что ваш тер скажет на ваши переживания. Я когда выносила на сессию темы про разочарование в терапевте или в терапии, то делала акцент в этом разговоре на свои переживания и чувства из-за разочарования, а не на саму идею "фу-фу-фу как вы так живете".
no subject
Date: 2019-09-26 02:11 pm (UTC)С неидеальностью столкнуть клиента можно и другими способами, в конце концов. А кроме того, если он к этому столкновению не готов, то смысла в этом мало. Когда дозреет, у него и так все случится. Автор вопроса тому подтверждение.
no subject
Date: 2019-09-26 02:22 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-26 02:23 pm (UTC)В аналитическом подходе - строгие границы - это обязательное требование
Подход не аналитический.
Про ваше замечание о неумение строить отношения и нейтральность в соцсетях: для меня связь между неумением строить отношения с противоположным полом и манерой поведения в соцсетях - неочевидна))
Связи и нет)) Для меня было важно при выборе терапевта увидеть, что у него есть личная жизнь, друзья и какие-то хобби, что он живой человек на которого мне бы хотелось быть похожим. Меня бы тревожило на тот момент полное отсутствие инфы, особенно при учете того, что я уже была знакома с терапевтами в обычной жизни, скрытую информацию о которых я бы предпочла знать сразу.
Мне интересно, что ваш тер скажет на ваши переживания.
Я высказала ей то, что думаю, спросила, злится ли она, она аккуратно ответила, что, конечно, критику в адрес себя и своей личной жизни слушать неприятно, но она с этим справится, её это не разрушит и между нами всё ок, что я не должна заботиться о её чувствах или типа того. К тому же я полагаю, что она понимает, что если что-то в интернете есть в открытом доступе, значит клиенты могут это увидеть. Со мной это не впервые тем более. Потом мы разбирались, что именно меня разочаровало, почему для меня это важно, что я чувствую и откуда вообще ноги растут, что все эти мысли, домыслы и выводы значат и так далее. Получилось плодотворное обсуждение.
Я тоже сделала акцент на свои переживания, но их смысл всё равно пришлось озвучить, хотя я смягчила как могла. Но поскольку тер среагировала имхо нормально, я считаю, что всё прошло хорошо
no subject
Date: 2019-09-26 02:26 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-26 02:43 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-26 02:44 pm (UTC)А какой человек - идеальный?
Я один раз встречала идеальную девушку, жизнь которой тоже складывалась идеально. Правда, я ее уже потеряла из виду, но по последним новостям о ней, пока что ничего не изменилось - все идеально. Я даже ее близких подруг пыталась расспрашивать, эта идеальность - это результат большого труда или девушка просто такой родилась и для нее это естественно, как дышать. Сказали - она такой родилась.
Я согласна с тем, что терапевт должен быть сильным и способным решать любые трудности, а не идеальным, потому что идеальность не достижима по определению (и она ни в чем не помогает и ни от чего не защищает), а способность решать проблемы и не разваливаться - это самый ценный навык.
no subject
Date: 2019-09-26 02:59 pm (UTC)Я один раз встречала идеальную девушку, жизнь которой тоже складывалась идеально.
Может вы просто недостаточно профессионально умеете прикапываться к людям? :) "Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки"))) Мне кажется, я бы могла любую идеальную девушку на раз-два обесценить - это профессиональная нарциссическая наработка, так сказать)
Но если без шуток, то у меня есть знакомые девушки, которые скромны, умны, вежливы, эмоционально стабильны, интересны, у них любящие молодые люди, они умеют изящно управляться с конфликтами и обладают сдержанной, спокойной красотой, которую красиво обрамляют и умеют ей наслаждаться. С ума сойти. Я смотрю на них, как на античные статуи, но мы с ними совершенно из разных миров. Я в принципе на таких даже не равняюсь, потому что очевидно, что у меня совсем другая дорога, другие дефолтные настройки. Ну и вследствие этих дефолтных настроек больше прокачаны другие качества, которые компенсировали и компенсируют дефициты - экспрессия там, амбициозность и прочее. У идеальных девушек в определенном смысле нет некоторых таких плюшек, хоть я себе и не особо по своей воле их нажила
no subject
Date: 2019-09-26 03:22 pm (UTC)Да, с античными статуями сравнение очень точное - на них смотришь, как на произведение искусства, на которое посмотрел и дальше пошел жить свою жизнь. Такими, как они, надо родиться, причем еще и в правильной семье.
no subject
Date: 2019-09-26 03:35 pm (UTC)Может быть когда-нибудь расскажу всё-таки своей терр) спасибо, что поделились, теперь я знаю, что я не одна такая в этом нюансе))
no subject
Date: 2019-09-26 03:43 pm (UTC)Вам спасибо большое за отклик! И удачи в непростых решениях :)
no subject
Date: 2019-09-26 04:45 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-27 02:27 am (UTC)no subject
Date: 2019-09-28 06:47 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-28 06:55 pm (UTC)Идеализация свойственна моему характеру. Возможно это случается только с определенными типами людей)
no subject
Date: 2019-09-29 11:59 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-06 03:36 pm (UTC)