Делимся опытом
Apr. 17th, 2019 08:27 pmНа ваш взгляд, каковы рамки профессиональных отношений с терапевтом?
Где та граница?
Например, можно ли прислать терапевту открыку к праднику? И как понять, если терапевт это запрещает, но при этом я знаю (через другие источники, где мы соприкасаемся с терапевтом не напрямую, но информация доходит) о личных отношениях терапевта. Это нормально?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-04-18 03:32 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 05:08 am (UTC)Смотря что имеется ввиду под "я знаю (через другие источники, где мы соприкасаемся с терапевтом не напрямую, но информация доходит) о личных отношениях терапевта. "
Если вы их знаете просто как факт, как формальность "есть муж, ребенок-студент и собака. родители живут в соседнем городе. увлекается историей древней Греции и играет в теннис. имеет широкий круг общения, но любит побыть одна" - то это нормально, это часть имиджа терапевта и описание терапевта, также как образование, темперамент и стаж работы.
А если это носит определенную экспрессию, вываливается на сессии или в соцсетях - непрофессионально. Как например, статусы что она счастливая жена и мать, фото "подарил любимый", "20 лет непрекращающейся любви", отстаивание каких-то точек зрения где она якобы права, мудра и молодец, а другие дураки. Наличие оценочных суждений по отношению к миру, непринятие чего-либо - тоже не красит терапевта.
Если под известными личными отношениями терапевта вы имели ввиду пикантные подробности ее взаимодействий с коллегами, знакомыми, клиентами - кто с кем как раставался, что про кого говорит и думает, то это кошмар, крайне недопустимо.
no subject
Date: 2019-04-18 06:08 am (UTC)Ну вот я, например, про терапевта знаю, что у неё двое сыновей и муж. Видела на странице вк (собссна, там я её и нашла,в друзья не добавляла). Интересно, вредит ли как-то работе с терапевтом тот факт, что я это знаю. Вроде не обращаю на это внимания. Ну есть дети и есть, у многих есть, и что?
no subject
Date: 2019-04-18 06:25 am (UTC)В целом, знание о каких-то личных фактах и "этикет" (не знаю как сказать, в общем правила поведения и границы) -- это две разные вещи в принципе. Скажем, я за много лет работы случайно узнаю много личных фактов о начальнике, но всё равно обращаюсь к нему на вы и точно не стану спрашивать, ну как там с женой дела, я вчера слышала что вы ссорились помирились там?
Но не принять _открытку_, которая даже не подарок, не какая-то материальная ценность, и по-моему не нарушение личных границ -- это странно. Открытки новогодние -- это как раз такая штука, которую можно дарить всем, хоть покупателям в тц. Есть вообще целые сообщества, где люди обмениваются открытками по почте, чтобы просто получить красивую открытку из другого города.
Ваша терапевт в целом очень стремится соблюдать все правила касательно не-вступания в личные отношения с клиентом?
no subject
Date: 2019-04-18 06:48 am (UTC)Из-за того, что есть клиенты, непереносящие знания о терапевте как о человеке, и есть клиенты, которые хотят очень много про него знать, терапевты могут быть сдержаны в том, чтобы рассказывать о себе в социальных сетях. Есть терапевты, которые, например, транслируют на своей профессиональной странице конкретные вещи - наличие семьи и детей, - потому что работают с парами, семьями, или семейными проблемами индивидуально. Там или терапевту кажется что это важно, и точно есть часть клиентов, которые не верят в терапевта, если у него жизнь не соответствует ожидаемой ими картинке.
Про открытку недавно был запрос про подарки - всё что происходит в терапии имеет отношение к терапии. Открытку можно в терапию не нести, зато можно отнести чувства к терапевту, слова и желание что-то сделать, можно это обсудить. Точно так же в терапии говорят про желание убить маму или коллегу, которое может подниматься, но никто никого реально не убивает, это просто желание и оно исслеуется - со злостью, общимм отношением к человеку, словами, которые хотелось бы высказать вместе или вместо и т.п.
Ну и ваши чувства в связи с запретом и невозможностью выразить чувства привычным способом тоже хорошая тема для тераипи. Это как раз тот чслучай, когда фрустрируется способ удовлетворения потребности (прислать открытку), но не фрутрируется сама потребность (можно выразить по-другому).
По поводу того что вы знаете, предположу ход ваших мыслей: раз знаю что-то, то чувствую себя ближе к терапевту, поэтому можно более по-друужески относиться, и делать то что привычно с друзьями. Если так, ход рассуждений понятный, при этом если есть правила отношений, то появляется вопрос границ. Вроде как в отдном месте они сдвинулись, в другом тоже должны? Или нет? Это тоже можно обсудить с терапевтом, что вас граница "без подарков" не устраивает и как вы к ней относитесь. Ситуация интересная, условно говоря, получается, что раз уж вы рядом с чужим домом и случайно увидели в окно малознакомого человека, значит у вас есть разрешение зайти на чай на 5 минуточек :)
В общем, это и про исследование границ, и про способность их удерживать самостоятельно.
no subject
Date: 2019-04-18 07:11 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 07:32 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 07:46 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 07:51 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 08:26 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 10:06 am (UTC)согласна, что открытка скорее считывается как этикет, корректный жест (при условии конечно, что изображение на ней и пожелания не имеют других подтекстов помимо праздничных) и не принять открытку - может выглядеть страннее, то есть именно отказ, а не принятие, станет более говорящим посылом. но вполне себе могу нарисовать картину, как допустим психоаналитик очень сдержанно, очень тщательно подбирая слова благодарит и воздерживается от принятия (не отвергает, а не позволяет себе взять), поскольку метод диктует такие правила. (в институте у нас была такая преподавательница, она прямо говорила, что не надо вообще ничего личного привносить в процесс, не стоит пользоваться духами или средствами с отдушками в день когда принимаете клиентов. одежда тоже должна быть абсолютно нейтральной. но думаю с таким подходом любое намерение об открытке заглохнет сразу же:)) или даже не возникнет
no subject
Date: 2019-04-18 10:19 am (UTC)помню, сначала записалась к одной терапевтке, а потом отменила встречу. отменила в первую очередь потому что расписания не совпали, но при этом я держала в голове "лучики добра" с ее открытой страницы на фб. там события были сугубо деловые и нейтральные: конференции, семинары, отпуск, но к каждой фотографии шли значит эти лучики, позитивный настрой, обнимашки и мимими с коллегами "пять лет совместной работы как один день мурмурмур иришечка красотулька", улыбки миру (чтобы мир улыбнулся в ответ, само собой) и прочие атрибуты позитивного мышления. очень несовпало в тот момент с моим внутренним настроем и возникли опасения, что этим меня и будут в конечном итоге терапевтировать...
no subject
Date: 2019-04-18 10:53 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-18 12:02 pm (UTC)Да, как-то наигранно выглядит. Слащаво-ванильно.
У моей тер помимо терапии есть другое значимое важное дело жизни или хобби, которое не отнимает так много времени, но приносит доход и дает много ресурсов. И она по нему пишет посты, выкладывает фото, имеет обмен опытом в фб.
А мне это даже нравится. Потому что для меня пример ресурсности, умения переключаться, разносторонности. И как бы предохранитель от выгорания терапевта. Плюс еще про то, что имея другие источники дохода, не будет пытаться с клиентской работы выжать максимум.
no subject
Date: 2019-04-18 12:38 pm (UTC)Вы молодец, что так быстро распознали тер.
Я недавно нашла старую страничку в интернете своей бывшей тер. Раньше обращалась к ее последнему официальному сайту, а другие странички не читала. Так вот, там написано что-то вроде "я счастливая женщина, все у меня в жизни очень круто, создала и проживаю классную жизнь". Дословно не воспроизведу, примерно так.
Если бы увидела такое у кого-либо другого, покрутила бы пальцем у виска. А тут аж терапевт. Причем я знаю из рассказов тер и разных признаков, что у нее в жизни далеко не все благополучно... есть весьма печальные обстоятельства... и ни одни.
На фб она тоже всеми силами давит счастливую женщину, но там по репостам и невзначай выраженным к чему-либо отношениям проскальзывает ее низкотонность.
Не знаю зачем и перед кем надо изображать счастье и благополучие.
no subject
Date: 2019-04-18 04:17 pm (UTC)Да, я видела, как тер в чате, в котором мы оба появляемся, беседует с бывшим партнером и видно, что теру больно потому что у бывшего партнера новый партнер. Это для меня было одним из факторов уволить этого тера.
no subject
Date: 2019-04-19 03:35 am (UTC)А чего-то плохого от этого я ни разу не видела. Если и видела, то не от того, что человек рассказывает всем про что-то, а от того, что он это что-то делает. Ну, скажем, человек непрерывно ноет. Но дело не в том, что он ноет о личном, а в том, что он ноет.
Или от того, что человек совершенно не умеет создавать среду вокруг себя и начинает оправдываться за то, как он живёт, и в итоге даже под своим постом заводит длинные срачи с теми, кто его заведомо никогда не поймёт. Или он вдобавок не умеет слушать и вообще мудак, поэтому все вокруг только рады обсуждать его беды, если такие случаются.
Просто, ну... личная жизнь -- это же красиво и интересно, там самые яркие эмоции сосредоточены. Мы вот все смотрим фильмы и читаем книги про личную жизнь. И нам это важно и нравится. Чем же живые люди хуже фильмов?
no subject
Date: 2019-04-19 04:01 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-19 08:22 am (UTC)Щас задумалась.
Когда в декабре всплыло, что у мамы злокачественная опухоль, терапевт сама рассказала, что её основная работа - в Адвите (крупнейший фонд помощи больным раком), и с этой позиции объясняла ситуацию, возможные варианты, выходы, стратегии поведения. Я тогда крепко в это вцепилась, потому что рак - это же вообще жутко звучит, и мне надо было что-то услышать не из разряда "всё будет хорошо".
С одной стороны, мне тогда было важно, хоть как-то собралась в кучу, с другой - всё равно не смогла использовать практически ничего из совместных разработок (главным образом потому что вместе с родителями живу, а там главное условие было - некая эмоциональная отдельность).
Ещё момент был, когда я сильно хотела, чтобы терапевт рассказала о своём опыте сепарации (почему-то была уверена, что у неё была адекватная семья и всё было у неё как положено), а она ответила без подробностей, одним предложением, правда, из него стало понятно, что там было как и у большинства - с трудом. Теперь понятно, почему - я ж любитель попримерять на себя чужое, и такая инфа была мне явно не нужна.
Я это всё к чему. Вы правы, когда пишете о субъективности. Мне было бы, честно говоря, стрёмно приходить к человеку, про которого я вообще ничего не знаю. Контакт-то с кем устанавливать, с роботом? А другим в этом ОК, более того, они этого и ищут - чтобы терапевт вообще никак не отсвечивал собой.
no subject
Date: 2019-04-19 10:06 am (UTC)>любой человек, у которого личная жизнь выложена на всеобщее обозрение, страдает от проблем с границами?
no subject
Date: 2019-04-19 02:05 pm (UTC)Может речь идет о разном понимании личной жизни? Для кого-то личная жизнь - это рассказать о сортах выращенных им роз на даче, делиться рецептами пирогов, и что-то такое познавательное и по интересам, как вы описали, вокруг чего можно выстраивать коммуникации. Для меня это в других не выглядит личной жизнью. А скорее, кругом интересов, которым человек делиться готов.
Чаще под личной жизнью имеют ввиду именно личное, субъективное, связанное с любовью, отношениями, финансово-документарным, а также интимные подробности. И выставлять это напоказ выглядит как выворачивание нижнего белья, нарушение границ близких людей, разглашение конфиденциальной или частной
информации, подпускание непонятно кого слишком близко.
no subject
Date: 2019-04-19 02:41 pm (UTC)Это в проф.рамках или too much?
no subject
Date: 2019-04-19 04:49 pm (UTC)Мне никогда не мешало то, что я о своей тер знаю очень мало. Знаю, что пока она училась, она работала в какой-то фирме. Знаю, что несколько раз в год ездит на тренинги и сама ведет тренинги. Знаю, что там, где она выросла, растет много яблонь. Пару раз она рассказывала о каких-то незначительных ситуациях из очень далекого прошлого, для иллюстрации того, о чем мы в тот момент на терапии говорили. Знаю, что у нее есть хобби и домашнее животное. Информация вся эта была рассказана к месту и в контексте того, что мы обсуждали. И далеко не на первом году терапии.
Я не знаю, например, замужем она, есть ли у нее дети, с кем она живет, какая у нее ориентация, чем она занималась в отпуске и какое у нее мнение насчет политики, какие проблемы у нее в текущий момент. Мне это не мешает и никогда не мешало. Я на сеансе говорю с живым, аутентичным человеком, который полностью со мной присутствует, и у меня нет ощущения, что передо мной незнакомец, ширма или еще кто-то ненастоящий.
no subject
Date: 2019-04-19 04:50 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-19 05:06 pm (UTC)А может если бы вы работали через скайп, требовалось бы намного больше биографической информации для воссоздания более полного образа?
Вы знаете какой она кабинет выбрала, как он пахнет, какой у нее рост, обувь, насколько близко в какой позе она сидит, скрещивает ли ноги, какие комплекты одежды у нее, как обставлен кабинет, и т.д. А в скайпе человек эту многомерность ощущает меньше, поэтому как-то добирает.
А я пока не готова работать с человеком, о котором так мало известно. Может со временем приду к этому.
no subject
Date: 2019-04-19 05:13 pm (UTC)Но если терапевт, например, расскажет вам о своей семейной жизни, вы ее эту жизнь тоже не увидите и не почувствуете. Более того, в отсутствии фактической, зрительной и обонятельной информации вы туда добавите свое воображение. И такая многомерность заполненная воображением вместо реальной информации терапии только мешает.
no subject
Date: 2019-04-19 06:03 pm (UTC)Не, мне детали личной жизни терапевта не нужны. А вот более целостный портрет важен.
Добавлю воображение, так добавлю :-). Я еще не святая, чтобы совсем без переносов и личных смыслов жить, а живой человек. Ничего в этом плохого не вижу. Все равно же с хорошим терапевтом мы будем говорить обо мне, и я в терапии буду расти.
Пока не могу себе представить что дорасту до такого уровня, когда мне о терапевте вообще ничего не интересно знать будет.
no subject
Date: 2019-04-19 07:11 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-19 07:16 pm (UTC)Чувствую, мы тут запутаемся. Я не про масштабные додумки...
no subject
Date: 2019-04-19 08:13 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-20 07:10 pm (UTC)Ну мы же вроде говорим о том, что это субъективное отношение к делу. А Вы как будто пытаетесь утверждать, что хороший терапевт - это тот, про которого чем меньше известно, тем лучше.
Просто, если честно, стало неприятно. Как будто камень в сторону моего терапевта. Или меня.
no subject
Date: 2019-04-20 07:27 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-20 09:53 pm (UTC)я бы это трешем назвала, извините. слишком много негативных факторов вместе.
к слову насчет женить на себе вчерашнего школьника. у меня была одноклассница, тоже старше мужа на 15-20 лет, помолвились (помня ее характер, скажу помолвила его на себе железной рукой да еще в наручнике) в его 8-м или 9-м классе, когда была его репетитором в институт, то есть в его 14-15 лет. мальчик у нее под колпаком плотно. помогает ей ее бизнес строить на правах завхоза, курьера и плиточника. на вид они госпожа и саб. или тетка взрослая, а он как утенок вылупившийся за ней как запечатлелось - так и ходит с тех пор.
она поет про семейные ценности и женскую реализацию, хотя это тема параграфов УК а не тренингов счастья
no subject
Date: 2019-04-21 04:37 am (UTC)Бедный мальчик.. жизни ни видал. Из родительской семьи прямиком в свою, неотсепарировавшись от собственной мамы, под крыло к новой. Если хоть как-то можно понять 25ти летнего человека, который успел побыть взрослым, посравнивать женщин, и решить что ему нужна такая. А тащить в загс несформировавшегося школьника с бушующими гормонами и инфантильным романтизмом. Даже если мальчик сам загорелся, кто из взрослых теток согласится? Улыбнется, скажет ты еще молодой, все в твоей жизни еще будет, и пойдет дальше. А психотерапевт таким фантазиям юнца еще и объяснения на научном языке знает :-).
Все бы ничего, если б жили себе тихо скромно, раз так хотят. Но не петь про счастье, женскую самореализацию, и вести тренинги и психотерапию.