transurfer: (Default)
transurfer ([personal profile] transurfer) wrote2018-01-13 09:25 am

Про депрессию

Автор

Знаете, есть одна очень важная тема, которую я страшно боюсь обсуждать публично. Потому, что скорее всего, меня не поймут, или поймут не так. Я хочу поговорить о клинической депрессии — и сделать это в положительном ключе. Но я попробую. И специально оставлю это снаружи всех замков.

Мне важно рассказать это как минимум, двум людям, которые сейчас, возможно, переживают нечто похожее. То, что вам нужно знать обо мне для понимания этого текста: уже пять лет я живу с тем, что в народе зовут ״депрессией״. И за это время в моей жизни появилось много разных новых аспектов, но оглядываясь назад я понимаю, что именно депрессия сделала меня счастливее, чем я была пять лет назад. Да, разумеется, у меня бывают кризисы, и до сих пор бывают ситуации, когда мне кажется, что я не справляюсь с жизнью. Но хорошего, однозначно, стало больше, несмотря на все пережитые потери. И вот об этом хорошем я и хочу вам рассказать. О депрессии, которая сделала меня сильнее. Вот что я поняла за пять лет жизни в этом уровне игры:

— Мои ресурсы конечны, и никто не имеет права отнимать их у меня силой. Я не могу, да и не обязана держать ответственность за чувства родственников, друзей и знакомых кролика. У меня нет такого органа, чтобы это сделать. Нет на это сил. И никогда не было и не будет. И никто из тех, кто от меня что-то требует не в праве меня осуждать, когда я отказываю.

— Мой отказ — вообще-то штука ценная. Примерно такая же ценная, как и моё согласие.

— Мои ресурсы конечны. И если я не буду о них заботиться, и распоряжаться ими правильно, их совсем не станет. Поэтому есть база, о которой стоит позаботиться: прежде всего, это нужное количество сна, полезной еды, физической активности и творчества. И нет, это не те вещи, которые можно отложить, чтобы отдать свои силы и время кому-то другому. Это не полезно ни мне, ни окружающим, и снижает количество ресурса дружественно-родственной системы в целом.

— Мои ресурсы конечны, но и потребности невелики. Для того, чтобы обеспечить описанной выше базе ресурс — ничего не жалко, но и требуется человеку на самом деле не так уж и много. И уж точно, для этого не требуется ничего, что можно силой или хитростью отнять у других.

— У меня нет, и никогда не будет времени на токсичное общение, кроме тех случаев, когда я пытаюсь через это общение объяснить что-то самой себе. Это, к сожалению, не значит, что мне хватает времени и сил на всё нетоксичное общение, которому я могу, и хотела бы предаться.

— Позитивное мышление — это не «всё будет хорошо, я проверяла». Позитивное мышление — это «Ночь темна и полна ужасов, мы — малы и беззащитны. Есть что-то, что мы можем сделать прямо сейчас? Да — хорошо. Нет — расслабились». И, разумеется, ответ «Можно пойти и поспать» в некоторые периоды является единственно верным. И он — из разряда «да-ответов».

— Принципы — важны. Они — основа самоуважения и делают из тебя полноценную личность. Они помогают пережить самые темные дни. Они — то, что позволит тебе себя уважать, когда всё кончится.

— Я не могу себе позволить сделок с дьяволом. Работать можно и нужно только с теми людьми, которые тебя радуют. Делать — только то, что не вызывает отторжения. Это вопрос выживания.

— Деньги — ресурс приятный, но не самый критичный. Самый критичный ресурс — это хорошее самочувствие и то, что лично я называю «рабочее состояние» — период времени, когда и мозг и тело работают на полную катушку. Без денег прожить можно. Без рабочего состояния — нет. Иногда оно, правда, совсем исчезает. Но если начать себя восстанавливать — обязательно возвращается.

— Ощущение собственного тела. Никогда до того, как со мною случилась депрессия, и какое-то время после, я не ощущала потребностей тела, не могла проверить собственный «заряд батареи». Никогда не чувствовала приближения мелтдауна и всегда падала в него внезапно. Не могла различить голод и усталость. Теперь, по большей части, могу. И это одна из самых больших ценностей на данный момент.

— Мне никто ничего не должен. При этом, я знаю, за каждыми буковками в интернете, в каждой черепной коробке, идет своя война. И я помню об этом всегда. Еще я помню, что включаться в эти войны я не обязана. Но могу.

— Я никому ничего не должна. Однажды, я несла на своих плечах весь мир, сломалась под его тяжестью и упала на дно существования. На этом дне я пролежала три месяца, а когда наконец смогла встать, обнаружила, что весь мир, когда-то возложенный на мои плечи семьей и обществом, а теперь разбросанный рядом по дну, прекрасно справляется и без меня — даже все колесики крутятся точно так же. Я облегченно вздохнула, и пошла заниматься тем, что мне действительно интересно.

— Любовь — это прежде всего то, что не калечит. Если что-то калечит, это что угодно, но не любовь. Важно различать. И я теперь это умею.

— Эмоциональным и материальным ресурсом нужно делиться, только если собственные базовые потребности обеспечены. Если нет — моя прямая обязанность сохранить его для себя. Но в случае, когда базовые потребности обеспечены — эмоциональным ресурсом делиться необходимо. Всё равно запасу он подлежит только когда вкладываешь его в других людей, и возвращается только в тех случаях, когда у соседа тоже нарастает жирок и избыток. Но чем больше «жирка» наращивают соседи, тем более счастлива родственно-дружественная система в целом.

— Другие люди — это важно. Важно помнить, что их ресурсы тоже конечны. Что просить их помочь — можно. А вот требовать от них чего-то нельзя. Еще важно доносить до тех, с кем ты дружишь и работаешь, что силы у тебя могут закончится внезапно. И если у тебя есть договоренность, важно предупредить, что бывают обстоятельства, в которых ты уходишь в штопор. И позвонить и извиниться, если уже ушел, и кто-то пострадал. И никогда, слышите, никогда нельзя работать с людьми, которые считают что ваше состояние — это требование поблажек, необходимость особого статуса, или рычаг давления на вас или на них.

— Самое, пожалуй, главное: я знаю, что у меня нет цели в жизни, и это абсолютно нормально. Зато у меня есть представления о том, как я хочу эту жизнь проживать каждый день. И с кем. И это тоже нормально — слышать свои желания и нести ответственность за их исполнение.

[identity profile] chistajaradost.livejournal.com 2018-01-14 05:26 am (UTC)(link)
Согласна со всем, особенно с последним.

[identity profile] tres-a.livejournal.com 2018-01-14 06:03 am (UTC)(link)
Вот да, тянешь бурлаком лодку, думая, что веревки это опоры, а тянуть лодку единственно важная цель, падаешь полутрупом в депрессии, тебя отстегивают от всех лямок и оказывается, что жить - это не бурлаком, а лежать в траве и щуриться на солнышко.

(Anonymous) 2018-01-14 08:50 am (UTC)(link)
Можно я не буду присоединяться к восторженным отзывам? Частично согласна, но слишком много красивых и популярных лозунгов.
"Без денег прожить можно" - это как? Хорошо, если твои базовые потребности в еде и крыше над головой на время кто-то прикроет, а если нет? А если ты один взрослый обеспечивающий не только себя, а еще и зависимых от тебя, например детей?
"Я никому ничего не должна" - да-да, особенно когда есть кто-то, кто зависит от тебя, как, например, малолетние дети. Подождут 3 месяца, пока на дне будешь лежать, чего уж там.
"Работать можно и нужно только с теми людьми, которые тебя радуют. Делать — только то, что не вызывает отторжения. " - это вообще из мира розовых поней, а не реальности.

(Anonymous) 2018-01-14 10:53 am (UTC)(link)
Я Вас тут поддержу. У меня насчет "без денег прожить можно" красная лампочка загорается - это обычно банкет за чей-то счет всегда(

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2018-01-14 03:54 pm (UTC)(link)
"У меня насчет "без денег прожить можно" красная лампочка загорается - это обычно банкет за чей-то счет всегда("
"Без денег" можно понимать как "за очень маленькие деньги". В принципе, мне, в принципе, надо работать 40 часов в месяц, чтобы удовлетворять свои базовые потребности. Не в неделю, а в месяц. Есть разница со 160 часами офисной работы в месяц, не так ли?

(Anonymous) 2018-01-14 05:16 pm (UTC)(link)
Вы очень любезны, спасибо, я с первого раза поняла, что не в неделю, а в месяц - те, кто платят за других, обычно хорошо считают. Нет, не так ли - не надо мне подсовывать ложные альтернативы. А "за очень маленькие деньги" на практике обычно означает "я зарабатываю на необходимое мне, за остальное платят другие".

(Anonymous) 2018-01-14 05:22 pm (UTC)(link)
И да, у меня есть фрилансерский опыт, я хорошо знаю, о чем пишу, когда пишу о "банкете за чей-то счет"

(Anonymous) 2018-01-14 11:24 am (UTC)(link)
(Другой ананим)
Соглашусь с вами. Но надо учесть, что человек это все писал при низком ресурсе. Кмк, этот этап надо прожить. После многолетней усталости попыток бороться, соответствовать, он наконец позволил себе скинуть с себя все, жестко оьозначить границы, пойти на ручки, погреться в этой норке. И честно прожив это, он начнет вылезать - появится мотивация, увидит мир более безопасным и поддерживающим. Главное, чтобы надолго не затянулся этот мрачный этап.

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2018-01-14 03:51 pm (UTC)(link)
"да-да, особенно когда есть кто-то, кто зависит от тебя, как, например, малолетние дети. Подождут 3 месяца, пока на дне будешь лежать, чего уж там. "
Если у человека нет сил встать, он будет лежать, даже если дети малые будут с голоду умирать, с этим ничего сделать нельзя, это данность реального мира.

"А если ты один взрослый обеспечивающий не только себя, а еще и зависимых от тебя, например детей?"
Можно, например, не заводить детей, если их еще нет :)

"это вообще из мира розовых поней, а не реальности."
Нет. Это непросто, но это вполне реально. Например, я - фрилансер и работать буду только на своих условиях: за те деньги, какие я прошу, например. Я не буду переводить то и тех, кто противоречит моим ценностям: выйду и хлопну дверью, и мне за это ничего не будет.

(Anonymous) 2018-01-14 05:19 pm (UTC)(link)
А выше написали про ту ситуацию, когда дети уже есть (извините, что без смайлика), но спасибо за очень ценный совет.

(Anonymous) 2018-01-14 06:08 pm (UTC)(link)
Если малые дети будут умирать с голоду в прямом смысле, то придет опека и их у тебя не будет, потом эта депрессия покажется праздником тогда.
Не заводить, конечно, можно, если депрессия пришла раньше детей в твою жизнь, а если наоборот? Обратно уже не засунешь.
Далеко не все профессии позволяют фриланс и вообще какую-либо свободу от работодателя. А выбирать в 17 лет профессию по принципу "смогу ли я всех послать, если что", это довольно странно.
Если бы она написала, что человеку не нужно очень много денег и всех денег не заработаешь, то я бы согласилась, но она сказала, что "без денег прожить можно", а это, как правильно написали, влечет за собой вопрос "за чей счет банкет?".
Обесценивать не собиралась и во многом с автором согласна, но в целом текст выглядит как выстраданные выводы доведенные до абсурда и, возможно, то, что у автора есть такая возможность, а то, что она есть не у всех она не понимает, вызывает некоторое раздражение.
Наверняка, если там есть дети, то их потребности материальные и психологические были прикрыты кем-то (мужем, бабушками-дедушками) на время осознания "пользы депрессии". Как и потребности самого автора. Норку, куда забиться, тоже должен кто-то оплачивать.

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2018-01-14 08:29 pm (UTC)(link)
"Если малые дети будут умирать с голоду в прямом смысле, то придет опека и их у тебя не будет, потом эта депрессия покажется праздником тогда."
Депрессия - это депрессия, если сил нет - значит, сил нет и сделать с этим нечего нельзя, я так полагаю.

"А выбирать в 17 лет профессию по принципу "смогу ли я всех послать, если что", это довольно странно."
Не знаю, по-моему. нормально. Я не из этих соображений выбирала профессию, но репетиторство всегда было вариантом.
(deleted comment)

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2018-01-14 11:18 pm (UTC)(link)
И это тоже. Я на синхрониста выучилась, чтобы было чем платить за терапию. Но у меня было не самое серьезное состояние.

[identity profile] iskra-kostra.livejournal.com 2018-01-14 10:16 pm (UTC)(link)
Ну можно передать детей во временную опеку, люди так делают. Хорошего мало, но выход. Профессию и перевыбрать можно, если перестаешь справляться на прежней.
Edited 2018-01-14 22:19 (UTC)

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2018-01-14 03:55 pm (UTC)(link)
"астично согласна, но слишком много красивых и популярных лозунгов"
Человек пишет о том, что пережил и понял на собственном опыте. слово "лозунги" выглядит обесцениванием

(Anonymous) 2018-01-14 09:18 pm (UTC)(link)
У меня есть опыт "без денег прожить можно", точнее на маленькие деньги. Мне хватало на еду и половину оплаты за квартиру я делила с напарницей по съемной квартире. Допустим я до этого жила на 40т.а тут я жила на 10т несколько месяцев, были только необходимые траты.у меня не было малолетних детей. Тут я понимаю автора.

[identity profile] iskra-kostra.livejournal.com 2018-01-14 10:18 pm (UTC)(link)
А если человек умрет, детям легче будет?

[identity profile] simplycat.livejournal.com 2018-01-15 09:21 am (UTC)(link)
Конечно можно. Можно еще под рецептами сала писать, что вам нельзя жирное.
Автор советов никому не дает, просто описал свой личный опыт.

[identity profile] ungern.livejournal.com 2018-01-14 11:21 am (UTC)(link)
Положительное здесь - понимание некоторых вещей, типа не всем позволять не себе ездить, но непонятно, зачем за это хвалить депрессию. Так можно сказать, что депрессия хороша, потому что можно есть много шоколада. однако шоколад можно есть и без нее, даже лучше ощущения будут.
Про то, что можно жить без денег, просто смешно. Это просто значит, что автор без денег все-таки будет что-то есть и где-то жить, но для многих других это автоматом будет значить жить без еды под мостом..

[identity profile] zborovskaya.livejournal.com 2018-01-14 01:43 pm (UTC)(link)
>Положительное здесь - понимание некоторых вещей, типа не всем позволять не себе ездить, но непонятно, зачем за это хвалить депрессию.

Я так понимаю, благодаря депрессии (и последовавшей терапии, видимо) автор понял эти вещи. Иначе бы не задумывался.

[identity profile] helga.livejournal.com 2018-01-14 02:04 pm (UTC)(link)
Плюсуюсь.

(Anonymous) 2018-01-14 02:41 pm (UTC)(link)
>> Положительное здесь - понимание некоторых вещей, типа не всем позволять не себе ездить, но непонятно, зачем за это хвалить депрессию. Так можно сказать, что депрессия хороша, потому что можно есть много шоколада. однако шоколад можно есть и без нее, даже лучше ощущения будут.

Если человек не безнадежно глуп, то депрессия или болезни разворачивают его к себе, заставляют остановить вечную гонку и переосмыслить свою жизнь. И почему бы не благодарить за это? Умные люди к таким вещам приходят раньше А глупые не считывают сигналы тела вообще, прут как танки, пока не случится что-то глобально безвыходное

[identity profile] heugwen.livejournal.com 2018-01-15 09:33 am (UTC)(link)
Это просто значит, что автор без денег все-таки будет что-то есть и где-то жить, но для многих других это автоматом будет значить жить без еды под мостом..

вот да.
Кто-то платит за квартиру, чтобы не выселили, еду, а ведь есть еще лекарства и психотерапевт. А если не сам автор, то кто? Деньги в тумбочке растут, что ли))

(Anonymous) 2018-01-15 09:25 pm (UTC)(link)
Бывает, что друзья и родственники помогают. Неужели тарелку супа ни кто не нальет? Допустим есть своя квартира, тогда достаточно долго можно прожить без денег.
Лекарства например в нашей семье не приживаются, это при наличии детей.как то нет не обходимости. Бинты и зеленка только. Всегда удивлял набитый холодильник лекарствами!

[identity profile] heugwen.livejournal.com 2018-01-16 07:38 am (UTC)(link)
Это означает не "прожить без денег", а "прожить на чужие деньги" (о тарелке супа). То есть, рядом должен быть кто-то, кто оплатит "проживание без денег". А так да.

Своя квартира - это практически деньги, ее же сдать можно, хотя бы частично. Так что тоже не очень подходит...

[identity profile] ibch.livejournal.com 2018-01-14 04:28 pm (UTC)(link)
ОЧЕНЬ крутой пост.

(Anonymous) 2018-01-15 07:59 am (UTC)(link)
Для меня сейчас эта тема актуальна, как никогда. Я все пункты понимаю и согласна с ними. Только вот последний пункт для меня очень "болит". Потому что никак не могу принять, что можно жить без жизненных целей.

[identity profile] heugwen.livejournal.com 2018-01-15 09:45 am (UTC)(link)
Вдруг вспомнила статью на сайте Милосердие. Раньше она называлась "Почему хорошо быть бедным", а сейчас отчего-то - "Почему я не боюсь бедности". Там дама написала 12 пунктов о пользе бедности для человека. В процессе чтения выяснилось, что даме есть, где жить, и некого содержать, да еще друзья дарят ей деньги и делают ремонт. "Бедному стремятся помочь. Ему никто не завидует, оттого и относятся к нему с сочувствием, если уж не с любовью".
В общем, фраза "без денег прожить можно" для меня загадочна:-))) Как и фрза про работу только с людьми, которые тебя радуют.

[identity profile] anariel-rowen.livejournal.com 2018-01-15 01:53 pm (UTC)(link)
"Как и фрза про работу только с людьми, которые тебя радуют"
Это достижимо в полном объеме, говорит личный опыт. Если вообще есть силы на работу.

[identity profile] heugwen.livejournal.com 2018-01-16 07:36 am (UTC)(link)
ну, личный опыт, как и фломастеры, у всех разный...

[identity profile] gherkinator.livejournal.com 2018-01-15 10:47 am (UTC)(link)
Немного не в тему, но все-таки. У депрессии, на мой взгляд, есть такое положительное качество, как то, что человек сам чувствует, что ему плохо. Это уже сигнал ему, или посторонним, что что-то не так.

В противовес маниакальному состоянию, когда все зашибись, просто кругом одни тормоза и никто не втыкает. Ни близкие, ни сам человек далеко не сразу понимают, что что-то не так, а уж добиться того, чтобы с этим "все зашибись" обращаться к специалисту - mission impossible.