transurfer: (Default)
transurfer ([personal profile] transurfer) wrote2011-02-10 01:51 am
Entry tags:

Компульсивное переедание

Понимаю, что обсуждение веса и тела мирно редко заканчивается, но, тем не менее, рискну.

Я недавно прочитала книгу на эту тему. В печати она уже не выходит, но на ГуглБукс есть несколько страниц оттуда на английском. На руках сейчас этой книги нет, отдала ее почитать.

Это книга не о том, как похудеть, и в ней нет рецептов того, что надо есть, чтобы худеть. Книга рассматривает проблему "заедания" эмоциональных проблем и как восстановить с едой здоровые отношения. Здоровые отношения с едой, в свою очередь, приведут к тому, что тело вернется к естественным для себя размерам.

Вобщем-то ничего нового особенно революционного в книге нет, но многие мысли и идеи просто запомнились. В первой части книги - теория, во второй - практика, и, честно говоря, применять их методы на практике у меня лично мужества не хватило. Правда, моя тер сказала, что люди, которые пошли примерно в том же направлении в решении проблем со своим телом и его восприятием, в целом были более успешны чем те, кто решал эти вопросы другими способами. Впрочем, она упоминала одну женщину, тоже автора книги (другой книги) про отношения с телом, чей обмен веществ в детстве был убит настолько, что восстановить его уже не получилось. Женщина была в гармонии со своим телом, но само тело было необъятых размеров.

Книга, о которой я в этом посте говорю, написана о тех, кто имеет ярко выраженную тенденцию заедать свои эмоциональные проблемы. Авторы называют их "компульсивными едоками".

В чем авторы видят проблему компульсивных едоков:

- Они используют еду для утешения, комфорта, для снятия стресса, для того, чтобы отвлечься.
- У них сильно нарушена или полностью разрушена связь между физическим голодом и едой, потому что едят они в ответ на эмоциональные проблемы, а не в ответ на физические потребности.

В результате этого ни эмоциональные проблемы не решаются, ни тело не получает адекватного питания. Решение авторы видят в том, чтобы, с одной стороны, научиться решать свои эмоциональные проблемы другими, более подходящими способами, а с другой стороны сознательно практиковать восстановление связи между физическим голодом и едой.


Некоторые психологические особенности компульсивных едоков:

- Не все они толстые, есть среди них люди худые и люди в нормальном весе. У кого-то быстрый обмен веществ, а кто-то просто чередует периоды обжорства с периодами жестких диет, что позволяет им контролировать свой вес. Вес не является однозначным показателем чего бы то ни было. На вес влияет множество факторов, в том числе и генетические: как некоторые люди высокие, а некоторые невысокие, так некоторые люди от природы худые, а некоторые крупные.

- Они очень много времени проводят в болезненных мыслях о несовершенстве своего тела и о еде.

- Они убеждены, что их проблема в отсутствии самодисциплины, в неспособности контролировать свое пищевое поведение, хотя неспособность контролировать себя это не проблема, а ее следствие.

- Когда им плохо, они хватаются за еду не потому, что они безвольные обжоры, а потому, что пытаются себе помочь, просто не знают другого способа это сделать.

- В их психике есть механизм, который переводит ощущение "мне плохо" в ощущение "я жирная". Поссорилась с мужчиной, на работе проблемы, дети не слушаются, поймала свое отражение в зеркале и пришла в ужас: "О боже, я жырная свинья!" Тут же рождается план действий: сажусь на диету. Конвертация произошла: думаешь уже не о работе или детях, а о том, как похудеть. Если спросить девушку, которая объелась на ночь мороженого после ссоры со своим мужчиной, в чем ее проблема, она ответит что проблема в ее обжорстве и лишнем весе.

- Таким образом все переживания замещаются переживаниями о своем весе, и решение всех проблем видится в диетах и в похудении. Им кажется, что похудев и научившись себя жестко контролировать, они, наконец, обретут ощущение покоя, безопасности и счастья, а также решат и все остальные проблемы, в том числе и эмоциональные.

- Им свойственно пребывать в постоянном цикле: "испытывают эмоциональное беспокойство (часто даже не осознаваемое) > обжорство > ругают и пинают себя за обжорство > сажают себя на диету". Крутясь в этом цикле, они пытаются решать совсем не ту проблему, которую действительно надо решать: как справляться со стрессом без помощи еды. Сидеть на диетах и контролировать свои отношения с едой никак этому не помогает, а только уводит в сторону от настоящей проблемы.

- Они могут понимать, в чем настоящая причина их переедания, но не знают других надежных способов себе помочь, кроме еды.

- Они живут будущим: мечтой о том, что однажды смогут похудеть и тогда - и только тогда - наконец-то смогут себя полюбить и чувствовать себя хорошо. Отказаться от диет и от мечты похудеть для них равнозначно сдаться и до конца жизни прожить в ненависти к себе, в отвратительном жирном теле, безо всякой надежды на счастье.

- Ну и стоит отметить, что и текущая культура и общество весьма поощряют в людях (в основном, в женщинах, но и до мужчин уже тоже докатилось) хроническое недовольство своим телом и навязчивое желание постоянно его модифицировать, подгонять под стандарты, втискивать в определенные нормы.


Про диеты:

- С одной стороны, люди любят диеты, потому что диеты прописывают им что и когда есть. Одновременно с этим, они воспринимают диету как отсидку в тюрьме, отбывание наказания за то, что ты "жирная".

- У сидящих в тюрьме и у сидящих на диетах есть одно общее: и те, и другие хотят на свободу. Как только садишься на диету, внутри сразу же возникает протест против ограничений. В каждой сидящей на диете живет этот внутренний бунт "Я хочу, чтобы мое тело принимали таким, какое оно есть!" Так что диета - это борьба двух взаимоисключающих желаний: с одной стороны, хочу похудеть, чтобы чувствовать себя хорошо, а с другой стороны, хочу чувствовать себя хорошо такой, какая я есть.

- У тех, кто успешно похудел на диете, возникают противоречивые чувства. С одной стороны, приятно получать комплименты и чувствовать свои достижения. С другой стороны, это только подчеркивает, что раньше ты была "жырной". С третьей стороны, эмоциональные проблемы, приводившие к обжорству, так и не решены и способы с ними справляться не найдены.

Про еду:

- Со времен младенчества еда ассоциируется с любовью, комфортом и безопасностью, поэтому люди к ней тянутся в стрессовых ситуациях. Люди таким образом пытаются себе помочь, но делают это неподходящим способом, в результате чего ни тело, ни душа не получают того, что им нужно: эмоциональный голод не получает насыщения, и тело не получает нужных для него питательных веществ, потому что тело вообще никто не слышит и не слушает, что там ему вообще надо на самом деле.

- Во взрослом возрасте еда не решает сложные эмоциональные проблемы, и есть в ответ на эти проблемы - это все равно, что смазывать открытый перелом вареньем.

- Еда может эффективно решить только одну проблему: проблему физического голода.


Про тех, кто не является компульсивным едоком:

- Они часто оставляют еду на тарелке (не сьедают все целиком).

- Иногда они переедают или едят что-то только потому, что эта еда кажется привлекательной, но в основном они едят только в ответ на физическое чувство голода.


Какое решение предлагается в книге:

- Отделять мух от котлет, то есть еду от решения психологических проблем. Едой решать только проблему физического голода, а эмоциональные проблемы решать подходящими для них способами. Как это выразили авторы - "научиться кормить себя изнутри".

- Восстановить связь между физическим голодом и едой.

Во второй части книги подробно рассмотрена эта методика, в ее основе лежит: кормить себя всякий раз, когда чувствуешь физический голод. Учиться отличать эмоциональный голод от физического. Выбросить всю одежду, которая меньше размером или лежит дожидается "худых" времен, купить себе красивой одежды своего размера. Жить так, как будто вес больше никогда в сторону минус не поменяется. Набить всякой едой холодильник и кухонные шкафы, и не запрещать себе ничего, но при соблюдении условия: относиться к потреблению пищи осознанно, отслеживать, когда хочется что-то сьесть, пытаться понять, какого рода это голод и осознанно давать себе то, что тело просит. Задача: много много много много раз повторить ритуал "физический голод > еда". Осваивать способы решать эмоциональные проблемы другими методами.

Основная трудность метода в том, что самый важный этап там: надо навсегда отказаться от мыслей похудеть, и надо по-честному принять себя с пониманием, что тело может остаться в текущем весе до конца своей жизни. Не с мыслью "я тебя приму, а ты давай худей быстро, зараза", а с мыслью - я принимаю себя такой, какая я есть, и научусь быть счастливой в любом весе, мне не важно, похудею я когда-нибудь или нет. Если этого не сделать, то не будет внутреннего ощущения полного принятия себя, следовательно, протест против диет и попыток похудеть будет продолжаться, вместе с циклом "диета-обжорство-диета".

Кроме того, на первом этапе, пока нет навыка отличать физический голод от эмоционального (а кормить себя положено в ответ на чувство голода всякий раз, когда оно дает о себе знать), человек может набрать вес. Те, кто предыдущее условие не выполнил, испугаются, бросят и вернутся на диеты. А кто принял себя, смогут двигаться дальше и со временем восстановить нормальные отношения с едой.

Что будет в итоге? В итоге тело будет саморегулироваться: просить еду только в ответ на наличие физической потребности, отношения с едой станут здоровыми, и тело со временем вернется к нормальному для себя весу (что не обязательно означает модельный вес).

Мне эта методика кажется слишком тяжелой, у меня пока что столько мужества нет )

[identity profile] she-do.livejournal.com 2011-02-10 11:09 am (UTC)(link)
спасибо, очень интересно.
утоление "внутреннего голода" едой- палка о двух концах. я всегда удивлялась, что я тощая, а моя сестра- толстушка. то, что она "заедает" проблемы, я поняла быстрее. а вот то, что я заглушаю свой "внутренний голос", а вместе с ним и чувство голода, это было посложнее. и всё ещё я не всегда могу сказать, что мне нужно. но я учусь.

[identity profile] agridulce.livejournal.com 2011-02-10 11:09 am (UTC)(link)
я вообще не представляю, откуда столько сил взять

кроме как разбирать связь "мне плохо" - "я жирная" - "мне плохо" :(

бррррр.

[identity profile] make-change.livejournal.com 2011-02-10 11:10 am (UTC)(link)
ну в моем восприятии это, честно говоря, все факторы одного порядка. и я, может быть, наивно, но верю, что все перечисленное вредно для здоровья)

про диеты - интересно, там какие именно диеты рассматривались. потому что этим словом все-таки очень разные вещи называют.

[identity profile] s22l.livejournal.com 2011-02-10 11:11 am (UTC)(link)
Классно, спасибо что публикуете подобные вещи. С разрешения и ссылкой на Вас, опубликую.

[identity profile] transurfer.livejournal.com 2011-02-10 11:16 am (UTC)(link)
Насколько я помню, сравнивали тех, у кого вес не менялся с теми, кто пытался худеть (но без уточнения, с помощью какой именно диеты).

[identity profile] transurfer.livejournal.com 2011-02-10 11:18 am (UTC)(link)
Да, и высыпаться, и пить достаточно воды - помогает )

[identity profile] benazir.livejournal.com 2011-02-10 11:48 am (UTC)(link)
Как ни странно, для меня "пить воду" из того же "лагеря", что и есть еду. Ну, то есть, чем-то себя заполнять. Так что, заменой способа "набивания утробы" в те минуты, когды чувствуется эмоциональный спад, питье воды не считается. Ну, МНОЙ не считается, само собой.
А вот, сон - это что-то настолько диаметрально-противоположное еде, что работает. И я даже не знаю, имеет ли это какое-то отношение к похудению. Просто, раньше мне становилось легче, когда я что-то съедала. А сейчас становится легче, когда я отдохну. И чувства, приходящие "после" очень похожи. Такое: "ну, слава Богу, теперь все будет хорошо":)

[identity profile] forbearingly.livejournal.com 2011-02-10 11:57 am (UTC)(link)
меня смущает часть про "Если второе, то попытаться понять причину.... Успокоить себя...."
если бы я могла себя успокоить НЕ едой, разве я бы успокаивала себя едой?
насколько это вообще в силах компульсивного едока - решить проблему только заметив что она есть?
или тут накопительный эффект сработает - 333 раз заметишь, на 334 сумеешь остановиться?
как вообще себя "успокаивать по-другому"?
не может ли это быть сродни "неудовлетворенного сосательного рефлекса" (в курящие времена я могла "закурить" желание поесть, было ощущение что "все равно что, на надо сунуть в рот") - ведь, насколько я понимаю, многие курильщики, бросая, тут же "наедают" лишние кг, и наоборот, кто начинает курить, может и похудеть "без усилий"...

[identity profile] califona.livejournal.com 2011-02-10 11:58 am (UTC)(link)
Проблема хоть и не моя (я не компульсивный едок), но так как скачки веса у меня, тем не менее, бывают, расскажу о своих наблюдениях на эту тему.

У меня лишний вес всегда появляется исключительно от стрессов - если я нахожусь в ситуации, в которой не хочу находится, организм наращивает "броню", усиливает границы. Питаюсь я "правильно" и "эстетично" уже много лет, и больше есть во время стресса не начинаю - иногда даже меньше :)
Т.е. в моем случае с едой лишний вес вообще никак не связан - чистая соматика. И вот тут ключевой момент: лишние килограммы, и "уплотнение организма" в целом - это яркий индикатор того, что в область бессознательного вытеснено какое-то серьезное неблагополучие.
Чаще всего, по моим наблюдениям, те объемы, которые многим никак не удается убрать никакими диетами - это не жировые отложения, а внутренние отеки. Или, тоже часто - и то, и другое. Именно поэтому сидение на диетах и не дает результата - "нажранное" уходит быстро практически у всех (ну если организм не угроблен просто в ноль), а вот соматическую "броню", вызванную эмоциональным неблагополучием, организм не отдаст до последнего - иначе его хозяин (вернее, хозяйка) просто разрушится от встречи со своими эмоциями.
Естественно, выход в том, чтобы разбираться со своими эмоциями - тревогой, агрессией и прочими приятными вещами. Исследовать свои внешние ситуации и выходить из них. Переставать себе врать, обнаруживать свои истинные желания и т.п.

Так вот, собственно, к чему я это все.
На мой взгляд (имхо-имхо-имхо, конечно же), идея "принять свой лишний вес и себя в этом весе" - это, по сути, точно такой же фашызм и насилие над собой, как и многолетнее сидение на диетах. Эта идея (имхо, повторяюсь) не только уводит прочь от понимания того, что и зачем происходит в организме и психике, но и требует вбухивания в ее реализацию нехилого ресурса - ведь придется вытеснить свои представления о собственной идентичности, которая только в очень редких случаях не связана с внешним обликом (если такое вообще может быть), и следовательно, основательно перекроить картину мира (под искусственный шаблон - в смысле "не свой", "не органичный"). Ну, что придется вытеснить свои эстетические воззрения, это уже мелочь, в сравнении.

Как мне кажется, более конструктивный путь - честно посмотреть на факты (самостоятельно ли, с терапевтом ли) и сказать себе: "Так, мой драгоценный организм сигнализирует об опасности. Из-за того, что я у себя в голове и в душе наворотила кучу эмоциональных водоворотов, моему прекрасному телу приходится выглядеть так фигово. Но ведь то, что происходит в моей психике - многократно фиговей, чем то, что происходит с моим телом - срочно, срочно с этим разбираться! Мое восхитительное тело не должно страдать от того, что я, боясь кого-то обидеть, запихиваю агрессию поглубже внутрь, или от того, что я не живу так, как хочу, чтобы доставить удовольствие окружающим. Это - не та жертва, на которую я готова..." )))

Как-то так, мне кажется :)

[identity profile] catharsis-way.livejournal.com 2011-02-10 11:58 am (UTC)(link)
Тема утоления эмоционального голода тоже актуальна)

Подскажите, а какие есть способы его утоления?

[identity profile] transurfer.livejournal.com 2011-02-10 12:05 pm (UTC)(link)
Тут не столько в замене дело, сколько физиологически помогает сжигать больше жира.

[identity profile] forbearingly.livejournal.com 2011-02-10 12:06 pm (UTC)(link)
///наш физический голод очень предметен: т.е. наше "хочу" обычно связано с тем "что"///

я правильно понимаю, что это про то, что "хочется, не знаю кого" - на самом деле не физический голод? т.е. пока я не чувствую что мне хочется булки с молоком, моему телу не нужна еда?



[identity profile] notsolomon.livejournal.com 2011-02-10 12:07 pm (UTC)(link)
прикол начинается, когда ко всему прочему прибавляется жуткий голод после тренировок.70% от него можно заглушшить правильно намешаным протеиновым коктейлем. )))

[identity profile] stoshagownozad.livejournal.com 2011-02-10 12:07 pm (UTC)(link)
это обычно в одиночку и не решается. обычно с терапевтом - пока не нарастет навык новых реакций, т.е., реже станут сами ситуации, когда будет "плохо", а потом подтягивается все остальное. Но правда, это процесс долгий. Даже в ситуации, когда нет вроде бы "заедания" проблем - этот навык ставится несколько лет, по моему опыту. Это долгосрочная программа. Плюс неизбежные откаты в случае сильной усталости или нарушений режима жизни.
Но вообще стоящее дело. Как любая терапия.

[identity profile] benazir.livejournal.com 2011-02-10 12:08 pm (UTC)(link)
Ну, сжигать жир - это к похудению. А мы-то здесь о состоянии внутреннего комфорта говорим. Того самого, которое у меня раньше достигалось "вкусненьким". А сейчас достигается другим путем. Если так будет продолжаться достаточно долго (а я надеюсь, что будет, бо так мне очень нравится), то особо и сжигать будет нечего.

[identity profile] transurfer.livejournal.com 2011-02-10 12:08 pm (UTC)(link)
>> На мой взгляд (имхо-имхо-имхо, конечно же), идея "принять свой лишний вес и себя в этом весе" - это, по сути, точно такой же фашызм и насилие над собой, как и многолетнее сидение на диетах. Эта идея (имхо, повторяюсь) не только уводит прочь от понимания того, что и зачем происходит в организме и психике, но и требует вбухивания в ее реализацию нехилого ресурса - ведь придется вытеснить свои представления о собственной идентичности, которая только в очень редких случаях не связана с внешним обликом (если такое вообще может быть), и следовательно, основательно перекроить картину мира (под искусственный шаблон - в смысле "не свой", "не органичный"). Ну, что придется вытеснить свои эстетические воззрения, это уже мелочь, в сравнении.


Нет, не так, совсем не так.

Я просто не стала разворачивать подробно, потому что под рукой нет книги, так что детально обсудить этот момент нет возможности.

[identity profile] transurfer.livejournal.com 2011-02-10 12:10 pm (UTC)(link)
О, ну спортивное питание эт отдельная тема )) Там все надо выверять, взвешивать, по часам питаться.

[identity profile] forbearingly.livejournal.com 2011-02-10 12:10 pm (UTC)(link)
спасибо и одновременно "кошмар, что вы тут пишете"
"спасибо за информацию" и "кошмар, мозг порвался на части"...
комментарии тоже информативны и интересны.

[identity profile] forbearingly.livejournal.com 2011-02-10 12:14 pm (UTC)(link)
так жалко себя, до слез блин. как маленького ребенка.
спасибо за комментарий.
видимо в одиночку эти привычки не изменить и не поменять, хватит себе врать.

[identity profile] notsolomon.livejournal.com 2011-02-10 12:16 pm (UTC)(link)
про отеки - все верно) как говорит мой знакомый косметолог - отек, нервичал.
и метаболизм , он тоже с годами начинает вяло протекать. Чтобы вовлечь в обмен веществ подкожный жир- нужно постараться физически

[identity profile] notsolomon.livejournal.com 2011-02-10 12:18 pm (UTC)(link)
на самом деле- покупаешь чистые углеводы, протеин и гейнер и в зависиммости от ситуации пьешь)

[identity profile] hippanka.livejournal.com 2011-02-10 12:20 pm (UTC)(link)
+100

[identity profile] hel-ya.livejournal.com 2011-02-10 12:30 pm (UTC)(link)
+1
и очень страшит вот это - "Кроме того, на первом этапе, пока нет навыка отличать физический голод от эмоционального (а кормить себя положено в ответ на чувство голода всякий раз, когда оно дает о себе знать), человек может набрать вес."
Просто ужас подступает.....

[identity profile] joysky.livejournal.com 2011-02-10 12:47 pm (UTC)(link)
Я себя спрашиваю - может, подойдет прогуляться по парку (я люблю природу, поэтому это для меня часто действенный способ), почитать вот эту книжку, встретиться с друзьями/подружками, позвонить кому-нибудь, заняться рукоделием, послушать музыку и т.д.
Список у каждого свой.
И зачастую организм на что-то из этого соглашается.
Иногда я ему предлагаю, например, заварить очень вкусный чай - без всего. Ну или немного фруктового джема =).

[identity profile] joysky.livejournal.com 2011-02-10 12:49 pm (UTC)(link)
Нет, не обязательно - может быть просто пока не слышна эта вторая часть сигнала: "чего именно". Голод уже отслеживается, а это чуть более тонкое различение.
Можно попробовать методом перебора: "предлагать" то, что есть в холодильнике и следить, на что тело реагирует с большим интересом. ;-)

Page 2 of 6